Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kale-tem_plan_po_r.ya_v_9_kl.docx | 52.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Страница
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что домини рующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания рус ского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанны ми знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуаци ях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие го товности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к ре чевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нор мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере обще ния; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преоб разовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах че ловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече вого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально- культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество вание);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова ния к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче ских словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати ки, правильно их определять;Ш8
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля
№ | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Домашнее задание | Техническое оснащение ,ИКТ | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||||
Международное значение русского языка | 1 | Международное значение русского языка, рус ский литературный язык, территориальные диа лекты (народные гово ры), социальные диалек ты (жаргоны) и просто речия. Национальный язык - единство его раз личных форм (разновид ностей) | Упр. 5 , стр.5 | |||||||
Устная и письмен ная речь. Монолог и диалог | 1 | Разновидности речево го общения: неопосре дованное и опосредо ванное; устное и пись менное; диалогическое и монологическое; их особенности | Упр.14, стр.11, §1-2 | |||||||
РР Стили языка | 1 | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средст ва, характерные для каждого стиля. Основ ные жанры стилей | Упр. 22 , стр.15, §3 | |||||||
Словосочетание. | 1 | Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании | Записать простое пр-е, выписать и разобрать с/с | |||||||
Стартовая контрольная работа | 1 | Словосочетание. | ||||||||
Простое предложе ние и его граммати ческая основа. Предло жения с однород ными членами | 1 | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предло жения; виды предложе ний по наличию главных членов; виды односо ставных предложений; предложения с однород ными членами и знаки препинания при них | Упр.28 , стр.17, §4 | |||||||
Предло жения с обособ ленными членами | 1 | Предложения с обособ ленными второстепен ными членами | Упр.36 , стр.21, §5 | |||||||
Предло жения с обраще ниями, вводными словами и вставными конструк циями | 1 | Знаки препинания в предложениях с обра щениями, вводными словами и вставными конструкциями | Сост.пред-я , §6 | |||||||
9 | Сложное предложе ние. Понятие о сложном предложе нии. Слож ное пред ложение как едини ца синтак сиса | 1 | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное един ство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения | Упр. 45, стр. 26, §7 | ||||||
10 | Союзные и бессоюз ные пред ложения | 1 | Типы сложных предло жений. Смысловые от ношения между про стыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в со юзных и бессоюзных предложениях | Упр. 51, стр. 29, §8 | ||||||
11 | P.p. Сочинение в форме дневнико вой записи по упр. 52 | 1 | Запись впечатлений от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме днев ника: «Я смотрю, раз мышляю, чувствую...» | |||||||
12 | Раздели тельные и выдели тельные знаки пре пинания между час тями слож ного пред ложения. Интонация сложного предложе ния | 1 | Знаки препинания и их функция. Знаки препи нания в сложном пред ложении. Авторское употребление знаков препинания | Упр.55 , стр. 31, §9-10 | ||||||
Сложносо чиненные предложе ния. Понятие о сложносо чиненном предложе нии. Смы словые отношения в сложно сочинен ных пред ложениях | 1 | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические призна ки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения | Упр. 62, стр. 37, §11-12 | |||||||
Сложносочиненное предложение с соединительными союзами | 1 | Сложносочиненные предложения с соеди нительными союзами | Упр. 65, стр. 40, §13-14 | |||||||
Сложносочинённое предложение с разделительными союзами | 1 | Сложносочинённое предложение с разделительными союзами | Упр 67,пункт 14 | |||||||
Сложносочинённое предложение с противительными союзами | 1 | Сложносочинённое предложение с противительными союзами | Упр 66,пункт 14 | |||||||
Разделительные знаки препинания между частями ССП | 1 | Знаки препинания в ССП с общим второсте пенным членом. Смы словые отношения ме жду частями ССП | Упр. 73, стр.44 , §16 | |||||||
Синтакси ческий и пунктуационный разбор сложносо чиненного предложе ния. | 1 | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Упр.77 , стр.47 , §17 | |||||||
Система тизация и обобще ние изу ченного по теме «Сложносочинен ные пред ложения» | 1 | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические призна ки, строение. Средства связи простых предложений и знаки препинания в ССП | Упр.82, стр. 48, § | |||||||
КР (диктант с грамматическим заданием по теме «ССП») | 1 | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | ||||||||
Сложноподчинен ные пред ложения. Понятие о сложноподчинен ном пред ложении. СПП, его граммати ческие признаки | 1 | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интона ция, подчинительные союзы, союзные слова | Упр. 84, стр.50 , §18 | |||||||
Место при даточного предложе ния по от ношению к главному. Знаки пре пинания в сложно- подчинен ном пред ложении | 1 | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грам матическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП | Упр.90, р-ры, стр.57 , §19 | |||||||
P.p. Сжатое изложение по упр 95 | 1 | Сжатое изло жение ,тема,идея,основные приёмы сжатия текста | ||||||||
Союзы и союзные слова в сложно подчинен ном пред ложении | 1 | Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интона ция, подчинительные союзы, союзные слова | Упр. 96 (6-12), стр.61 , §20 | |||||||
Роль ука зательных слов в сложноподчинен ном пред ложении | 1 | Место придаточного в СПП. | Упр.105 , стр.68 , §21 | |||||||
Основные группы сложноподчинен ных пред ложений. Сложноподчиненные пред ложения с придаточ ными оп редели тельными | 1 | Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Упр. 108(II), стр.71 , §22 | |||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными оп редели тельными | 1 | Сложноподчиненные предложения с прида точными определитель ными | Упр.114 , стр.74 , §22 | |||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными изъ яснитель ными | 1 | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские и пунктуационные нормы | Упр.120 (р-ры) , стр.76 , 23§ | |||||||
РР Изложение по упр.123 | 1 | Сжатое изло жение | ||||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными обстоятельственными. Слож ноподчи ненные предложе ния с при даточными времени и места | 1 | Виды придаточных об стоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с прида точными обстоятельст венными. Синонимия простых и сложных предложений | Упр.130 , стр.83 , §24-25 | |||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными при чины, следствия, условия | 1 | Структура СПП с прида точными условия, при чины, следствия и их отличие от других ви дов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие прида точные предложения с главным | Упр.137, стр.88, §26 | |||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными при чины, следствия, условия | 1 | Упр.143, стр.91, §26 | ||||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными уступки, цели | 1 | Средства связи прида точного с главным. Зна ки препинания в СПП с придаточными уступки, цели | Упр. 143, стр.91 , §26 | |||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными уступки, цели | 1 | Упр. 155, стр.96 , §26 | ||||||||
Сложно подчинен ные пред ложения с придаточ ными сравни тельными, образа действия, меры, степени | 1 | Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и про стых предложений со сравнительным оборо том. Значение сравнитель ных конструкций в речи | Упр.164 , стр.101 , §27 | |||||||
Сложно подчинен ные пред ложения с придаточ ными сравни тельными, образа действия, меры, степени | 1 | Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и про стых предложений со сравнительным оборо том. Значение сравнитель ных конструкций в речи | Упр.162 , стр.106 , §27 | |||||||
Р.р. Сочинение-рассуждение о при роде род ного края, о родине «Любимый уголок» | 1 | Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине | ||||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с нескольки ми прида точными. | 1 | Значения, способы и по следовательность при соединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и па раллельное подчинение. | Упр. 171, стр.109 , §28 | |||||||
Сложноподчинен ные пред ложения с нескольки ми прида точными. Знаки пре пинания в них | 1 | Значения, способы и по следовательность при соединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и па раллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими при даточными. Синонимич ная замена предложений | Выпис.по 1 предл-ю , §28 | |||||||
Синтакси ческий и пунктуа ционный разбор сложноподчинен ного пред ложения | 1 | Синтаксический и пунк туационный разбор сложноподчиненного предложения | Упр.176 (1 пр-е) , стр.118 , §29 | |||||||
Р\Р.Подробное изложение о научной деятельности и о «Толковом словаре русского языка «Ожегова | 1 | Подробное изложение текста и подробный ответ на вопрос | ||||||||
Р\Р.Подробное изложение о научной деятельности и о «Толковом словаре русского языка «Ожегова | 1 | Подробное изложение текста и подробный ответ на вопрос | Повторить пункты 18-28 | |||||||
Система тизация и обобще ние изу ченного по теме «Сложноподчинен ные пред ложения» | 1 | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Упр.183(11) , стр. 121, § | |||||||
КР (диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинен ные предложения») | 1 | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | ||||||||
Бессоюз ные слож ные пред ложения. Понятие о бессоюз ном слож ном пред ложении. Интонация в БСП | 1 | Бессоюзные предложе ния, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП | Упр. 184 (р-ры), стр.121 , 31-32§ | |||||||
Бессоюз ные предложе-ния со значе нием пе речисле ния. Запя тая и точка с запятой в бессо юзном сложном предложе нии | 1 | БСП со значением пе речисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные осо бенности БСП. Пунктуационные нормы | Упр. , стр. , §33 | |||||||
Р.р. Изло жение с элемента ми сочи нения по упр 192 | 1 | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Ис пользование изученных синтаксических конст рукций | ||||||||
Р.р. Изло жение с элемента ми сочи нения на морально-нравст венную тему | 1 | |||||||||
Бессоюз ные слож ные пред ложения со значением причины, пояснения, дополне ния. Двоеточие в бессоюз ном слож ном пред ложении | 1 | Бессоюзные сложные предложения со значе нием причины, поясне ния, дополнения. Двоеточие в бессоюз ном сложном предло жении | Упр. 196, стр.132 , 34§ | |||||||
Бессоюз ные слож ные пред ложения со значе-нием про тивопо ставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюз ном слож ном пред ложении | 1 | Бессоюзные сложные предложения со значе нием противопоставле ния, времени, условия и следствия. Тире в бес союзном сложном пред ложении | Упр. 200, стр.135, §35 | |||||||
Синтакси ческий и пунктуационный раз бор бессо юзного предложе ния | 1 | План устного и пись менного синтаксическо го и пунктуационного разбора | Упр. 204 (6.8 письм), стр.138 , §36-37 | |||||||
Системати зация и обобщение изученного по теме «Бессоюз ное слож ное пред ложение». | 1 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. | Упр.198, стр.133 , § | |||||||
КР (диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюз ное слож ное пред ложение») | 1 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и пись менного синтаксическо го и пунктуационного разбора | ||||||||
Сложные предложе ния с раз личными видами связи | 1 | Структурные особенно сти сложного предло жения с разными ви дами связи. Употребление союзной (сочинительной и под чинительной) и бессо юзной связи в сложных предложениях | Упр.212(пр-я 4,7, сост схемы) , стр.144 , §37 | |||||||
Знаки пре пинания в сложных предложе ниях с раз личными видами связи | 1 | Знаки препинания в предложениях с раз личными видами связи. Сочетание знаков пре пинания. Сочинительные и под чинительные союзы | Упр. 217, стр.147, §38 | |||||||
Синтакси ческий и пунктуа ционный разбор сложного предложе ния с раз личными видами связи | 1 | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бес союзной связи, разное сочетание видов связи | Упр. , стр. , §39 | |||||||
P. p. Изложение с элемен тами сочиния по упр 219 | 1 | Работа с текстами сбор ника для подготовки к экзамену: анализ тек стов, объединенных одной проблемой, уст ный пересказ, состав ление планов, выбор ключевых слов, воспро изведение отдельных фрагментов по ключе вым словам | ||||||||
P. p. Изложение с элемен тами сочинения | 1 | |||||||||
Публичная речь | 1 | Публичная речь, публичный и публицистический | Упр.222, стр.153, §40 | |||||||
Повторение Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфогра фия | 1 | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма | Упр.230, стр. 159, §41 | |||||||
Повторение Лексика. | 1 | Употребление слов в ре чи в зависимости от лек сического значения. Ос новные способы объяс нения лексического зна чения. | Упр.233, стр.162, §42 | |||||||
Повторение Морфемика. Словооб разование | 1 | Морфемы, передающие информацию о слове. Определение ос новных способов слово образования. Правописа ние морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Упр.241, стр.165, §43-44 | |||||||
Контрольная работа | 1 | |||||||||
Повторение Морфоло гия и ор фография | 1 | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфо граммы, выбор которых зависит от морфологи ческих условий | Упр.250 (р-ры), стр.171, §45 | |||||||
Повторение. Синтаксис и пунктуация | 1 | Пунктуация как сис тема правил пра вописания предло жений. Роль пунктуации в пись менном общении, синтаксис как раздел грамматики. | Упр.258, стр.176, §46 | |||||||
Повторение Орфогра фия и пунктуация | 1 | Возможности орфогра фии в точной передаче смысла речи. Виды свя зи слов в предложении. Функции знаков препи нания | Упр.268, стр.181, §47 | |||||||
Повторение Орфогра фия и пунктуация | 1 | Упр.277, стр.185, §47 | ||||||||
Р\Р .Сжатое изложение по упр 259 | 1 | Сжатое изло жение ,тема,идея,основные приёмы сжатия текста | ||||||||
\Р .Сжатое изложение по упр 259 | 1 | Сжатое изло жение ,тема,идея,основные приёмы сжатия текста | Подготовиться к контрольной работе | |||||||
Итоговая контрольная работа | 1 | Применение орфографических и пунктуационных знаний | ||||||||
Анализ контрольной работы | 1 | Работа по исправлению допущенных ошибок. | ||||||||
Итоги изучения русского языка. Задания ГИА | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...