Урок развития речи в 7 классе
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Разработка урока  "Сочинение - рассуждение на тему "..." по тексту Д.Гранина "О милосердии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по теме «Сочинение – рассуждение на тему…». 7-й класс

Цель:

  1. развития речи и творчества, логического и образного мышления,

Задачи:

  1. повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;
  2. совершенствовать навыки составлять текст типа - рассуждение;
  1. обогащать словарный запас детей;
  2.  помочь понять содержание слова «милосердие»;
  1. развивать внимание к слову и его лексическому значению,
  2. воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия.

Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, музыкальные записи, символы – шарики для рефлексии.
Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

Структура урока.

1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

 Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

- Мы сегодня будем с вами  рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»
- Какие задачи мы поставим перед собой? (
Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)


2. Вспомним теоретический материал  и ответим на вопросы:
-  Что из себя представляет текст- рассуждение?
- Как строится текст - рассуждение?

(Материал для учителя: Рассуждение - это        словесное        изложение,        разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова ния к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)

        

О МИЛОСЕРДИИ

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за помнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при нимали за пьяного - они же видели, что я весь в кро ви, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, пони мал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

                                                (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

  1. Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.
  2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.
  3. Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.
  4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

 5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?
Как вы считаете?
Выслушаем детей. (
Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

 - А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

 Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами  

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Примерные ответы:

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются  на доску

- Каких качеств больше?
- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)
итог: все люди нуждаются в милосердии.

7.  Творческая работа. 
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением.  Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: (
на зелёных полосках)

  1. Согреть своим теплом. Что это значит?
  2. Равнодушие или милосердие?
  3. Что же с нами происходит?
  4. Своя тема.

Время работы – 7 минут. Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки). Может они кому - нибудь пригодятся.

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если  вас урок оставил равнодушными – синий.



Предварительный просмотр:

Бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение.

Желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Гуманность, сочувствие, злость, забота, чёрствость, бездушие, внимание, любовь, доброта.



Высказывания

  1. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине. (А. Франс)
  2. Уважай в себе и других человеческую личность. (Д.И. Писарев)
  3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Б. Паскаль)
  4. Гнев есть оружие бессилия. (С. Сегюр)
  5. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. ( М. Горький)
  6. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д.И Писарев)
  7. Верю я, придет пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.  (
    Б.Пастернак)
  8. Человек определяется тем,
    каков он наедине со своей совестью.
     (Олег Волков)
  9. Я счастлив счастием, мне чуждым,
    И грустен горестью чужой;
    Чужим несчастиям и нуждам
    Готов помочь я всей душой. (
    Иван Суриков)

Высказывания

  1. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине. (А. Франс)
  2. Уважай в себе и других человеческую личность. (Д.И. Писарев)
  3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Б. Паскаль)
  4. Гнев есть оружие бессилия. (С. Сегюр)
  5. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. ( М. Горький)
  6. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д.И Писарев)
  7. Верю я, придет пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.
     (Б. Пастернак.)

  1. Человек определяется тем,
    каков он наедине со своей совестью. (
    Олег Волков)

  1. Я счастлив счастием, мне чуждым,
    И грустен горестью чужой;
    Чужим несчастиям и нуждам
    Готов помочь я всей душой. (
    Иван Суриков)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я рада вас приветствовать на уроке развития речи.

Слайд 2

Восстановите схему

Слайд 3

Типы речи описание повествование рассуждение

Слайд 4

Строение текста - рассуждения 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Слайд 5

«Большая душа никогда не бывает одинокой» Ромен Роллан. французский писатель

Слайд 6

В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста? 1 . Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным. 2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении. 3. Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее. 4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

Слайд 7

Темы для работы: 1. Согреть своим теплом. Что это значит? 2. Равнодушие или милосердие? 3. Что же с нами происходит? 4. Своя тема.

Слайд 8

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.» В.Сухомлинский

Слайд 9

Благодарю вас за урок!