Проект - презентация "Фразеология"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Дидактический материал по теме "Фразеология".
Цель:повторение и углубление знаний учащихся по лексике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._frazeologiya._kultura_rechi.novaya.ppt | 1005 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – выражение и логос – учение.
Проблема. Недостаточное количество часов в программе по русскому языку. В текстах ЕГЭ есть задание на определение фразеологического оборота (часть А), на нахождение фразеологизма (часть В).
Поэтому мы решили участвовать в проекте по составлению дидактического материала. А в научном отношении изучение фразеологизмов важно для познания самого языка.
Происхождение фразеологизмов Исконно русские фразеологизмы, возникшие преимущественно в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний : - сматывать удочки; - в мутной воде рыбу ловить; - месить грязь; - тертый калач; -расправлять крылья. Составные бытовые наименования, не принадлежащие к какой-либо строго определенной терминологической системе: - бабье лето; -козья ножка. Библеизмы: - манна небесная; - вавилонское столпотворение; - мерзость запустения; - жить аредовы веки. Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка : - ничтоже сумняшеся; как зеницу ока; - не от мира сего; -притча во языцех. Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии: - ахиллесова пята; - дамоклов меч; - муки таланта. Фразеологические кальки: - разбить на голову/ из немец./ -не в своей тарелке/ из француз./ Фразеологизмы, возникшие вследствие метафоризации устойчивых словосочетаний терминологического характера: - сгущать краски/сильно преувеличивать/ - привести к общему знаменателю уравнять в каком-либо отношении/ удельный вес/ значение./ Крылатые слова, связанные своим происхождением со многими произведениями литературы: - И.А.Крылов: «Услужливый дурак опаснее врага»; - А.С.Грибоедов: «Но как не порадеть родному человеку? Служить бы рад – прислуживаться тошно»; - М.Ю.Лермонтов: «Без руля и без ветрил».
Таблица «Фразеологизмы». Фразеологизмы могут быть Однозначными: «Почивать на лаврах» - удовлетворяться достигнутым. Многозначными: «Вертится на языке» - очень хочется сказать; никак не вспоминается.
По значению выделяются Фразеологизмы-синонимы: Тертый калач; стреляный воробей/ в значении «опытный человек» Фразеологизмы-антонимы: Непочатый край/ в значении «много»/. Раз-два и обчелся/ в значении «мало»
По стилистической окраске фразеологизмы бывают Разговорными: Дать по шапке; валиться со смеху. Книжными: Камень преткновения; сложить оружие.
Фразеологизмы. Роль в языке: Как и слова, называют предметы, признаки, действия. Строение: Состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову. Синтаксическая роль: В предложении выступают в роли одного члена предложения. Для чего используются: Для выразительности речи.
Особую роль в русском языке имеют фразеологизмы, взятые из греческой мифологии По древнегреческому мифу 50 сыновей Египта - царя Египта - захотели взять в жены 50 дочерей Даная царя Ливии, своего дяди, но получили отказ. Боясь мести, Данай и его дочери на корабле бежали в Аргос. Но сыновья Египта нашли их. Данай в союзе с царем Пеласгом из Аргоса оказал сопротивление, но потрепел поражение и был вынужден отдать им в жены своих дочерей. В первую же ночь Данаиды по совету отца убили своих мужей. Лишь одна из них, Гиперместра, не послушалась отца. За это преступление 49 сестер после смерти были приговорены в аду вечно наполнять водой бездонную бочку.
Древнегреческий философ-киник Диоген Синодский, (около 400 - 325 г.г. до н.э.), презрительно относился к общественным устоям. Несмотря на знатное происхождение, он вел нищенский образ жизни, призывал других довольствоваться малым в быту и жить скромно. Обитал в глиняной бочке, из вещей имел одну только кружку, которую всегда носил с собой. Уже в старости, увидев мальчика, пьющего из пригоршни, Диоген хлопнул себя по лбу: "А я-то старый дурак!" - и выбросил из котомки кружку. Он не признавал никаких законов, считая себя гражданином мира - космополитом. Афиняне любили Диогена и считали его достопримечательностью своего города. Посмотреть на него приходили люди со всей Греции
Аргонавты
Авгиевы конюшни
Библеизмы – это фразеологизмы, взятые из библейской мифологии . У Христа было двенадцать учеников - апостолов. Иудейские первосвященники хотели убить Иисуса, и один из апостолов, Иуда Искариот, предложил им выдать учителя за определенную плату. Первосвященники обещали ему 30 сребреников, на что Иуда с радостью согласился. Он привел стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, и сказал: "Кого я поцелую, того и берите". После этого подошел он к Иисусу и со словами "Радуйся, учитель" поцеловал его. Иисуса Христа позже распяли. Так имя Иуды стало символом предателя, а выражение "иудин поцелуй" - лицемерных действий.
В ветхозаветных преданиях Мафусаил был одним из праотцев человечества. Он прославился своим долголетием, прожив 969 лет - то самый "мафусаилов век". Мафусаил был личностью легендарной. Историки предполагают, что столь большой возраст связан с системой летоисчисления древних евреев: годом у них считался лунный месяц - тогда реальный возраст Мафусаила 80 лет, что вдвое превышало среднюю продолжительность жизни в ветхозаветные времена. Несмотря на то, что современные долгожители живут более 100 лет, выражение "Мафусаилов век" стало синонимом долголетия.
В Библии обетованной землей (что в переводе со старославянского означает "обещанная") называется Палестина. Бог обещал Моисею привести евреев из египетского плена в "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед". В представлении народа "обетованная земля" - это место, где царит довольство и изобилие. Позже так стали называть и любой предмет страстных желаний, устремлений, надежд.
Согласно Библии, когда в Ханаанской земле, где жили евреи, начался голод, они переселились в Египет. Вскоре фараоны стали опасаться восстания еврейского народа. Их стали облагать налогами и заставляли работать на самых тяжелых работах. Скоро евреи оказались на положении рабов. Кроме того фараон приказал убивать всех рождающихся еврейских мальчиков. Евреи послали мольбы к Богу. Бог послал избавление через пророка Моисея. Слова "египетский труд" стали нарицательными, так говорят о тяжелом труде. " - А семена заготовлять? Египетский труд! Каждую шишку надо ладонями обмять ". Ф.А. Абрамов «Деревянные кони»
Вавилонское столпотворение
Век Астреи
Глас вопиющего в пустыне
Имя им легион
Геркулесовы столпы
Перековать мечи на орала
Испить чашу
Буриданов осёл
Да минет меня чаша
Святая святых
Иван Андреевич Крылов
Крылатые выражения из басен И.А.Крылова. «А Васька слушает да ест» (Кот и Повар) – один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. «А воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак) – прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» (Квартет) – как ни старайтесь, всё равно у вас ничего не получится. «А ларчик просто открывался» (Ларчик) – все оказалось очень просто. «Беда, коль пироги печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Щука и Кот) – человек занимается не своим делом .
«Вертеться, как белка в колесе» (Белка) – говорится о том, кто непрерывно суетится, хлопочет. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Кукушка и Петух) – взаимные отношения не бывают искренними. «Медвежья услуга» (Пустынник и Медведь) – неумелая, неловкая помощь, которая вместо пользы приносит вред, неприятности. «Надела синица славы, а моря не зажгла» (Синица) – обещано много, но ничего не сделано. «От радости в зобу дыханье сперло» (Ворона и Лисица) – человек от неожиданной сильной радости, от изумления в первый момент не может произнести ни слова. «Сильнее кошки зверя нет» (Мышь и Крыса) – когда кого-то в силу определенных обстоятельств или неосведомленности, считают самым сильным зверем на свете. «Слона-то я и не приметил» (Любопытный) – не увидел самого главного, самого важного.
Александр Сергеевич Грибоедов
Крылатые выражения, взятые из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Ба! Знакомые все лица . (слова Фамусова) Ба, межд. (разг.) – выражает удивление, изумление. Блажен, кто верует, тепло ему на свете . (слова Чацкого) Блажен, (устар.) – счастлив. Верует (устар.) – верит, уверен в чем-либо. Хорошо человеку, который уверен в чем-либо. Герой не моего романа. (слова Чацкого и Софии) выражение это употребляется в значении: не в моем вкусе. Дистанция огромного размера . (слова Скалозуба) Далеко от чего-либо до чего-либо. (обычно о несравнимых людях, их способностях, чертах характера). И дым отечества нам сладок и приятен . (слова Чацкого) На Родине все мило, все дорого.
Фразеологизмы в картинках.
Фразеологизмы, в которых встречаются топонимы: Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европе; китайская стена; язык до Киева доведет.
Синонимичные фразеологические обороты: Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз- два и обчелся. Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть. В тот же миг – сию минуту, недолго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению. Видимо-невидимо – тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.
Определить среди представителей каких профессий они появились: стричь под одну гребенку; на живую нитку; сложить оружие; брать на прицел; закидывать удочку; через час по чайной ложке; играть первую скрипку; петь с чужого голоса; открывать Америку; ждать у моря погоды; попасть в ловушку; закусить удила; сгущать краски; ход конем.
Тест: В каком предложении нет фразеологического оборота ? 1.Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия. 2.Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме. 3.Девочка сидела на диване, поджав ноги. 4.Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1.как две капли воды, на одно лицо, как зеницу ока; 2.от горшка два вершка, от земли не видать, под стол пешком ходит; 3.ни за что на свете, ни за какие деньги, никоим образом; 4.хоть бы что, хоть трава не расти, хоть волк траву ешь.
Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»? 1.курить фимиам; 2.петь дифирамбы; 3.терять голову; 4.биться как рыба об лед.
Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»? 1.тришкин кафтан; 2.прокрустово ложе; 3.дамоклов меч; 4.пиррова победа.
Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»? 1.волк в овечьей шкуре; 2.тише воды, ниже травы; 3.вольная птица; 4.заячья душа.
Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»? 1.своя голова на плечах; 2.своими словами передать; 3.своими глазами увидеть; 4.своими руками сделать.
Вывод: Фразеология необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает стилистическими возможностями. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Но, прибегая к фразеологизмам, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия» хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя, уместны. Фразеологизмы нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутьё.
… Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке. А. П. Чехов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...