Урок по картине И.И.Фирсова " Юный живописец"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи. проведен в 5 классе по прогорамме С.И.Львовой, В.В. львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartina_firsova.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « История одной картины»
Цели: - формировать умение у учащихся собирать и систематизировать материал для создания текста;
- создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
- формировать культуроведческую компетенцию;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Владимировна, я проведу у вас урок русского языка.
Активация.
-Ребята, сегодня я хочу предложить вам вместе со мной посетить картинную галерею.
- Вы согласны?
- А как вы думаете, с какой целью мы туда отправимся?
( посмотреть экспонаты, картины)
Учитель: Вы абсолютно правы.
Итак, представьте себе, мы на выставке картин.
(слайд)
Учитель: Опишите, что на этих картинах изобразили художники?
(работа детей с предложенными картинами)
Учитель: В связи с тем, что нарисовано на картине, выделяют жанры картинной живописи.
(на слайде появляются слова: пейзаж, натюрморт, портрет)
Учитель: Проведите соответствие и установите, в каком жанре написана каждая из картин.
(дети производят соответствие)
Учитель: Вы абсолютно правы, и я хочу вас познакомить еще с одним произведением живописи.
(слайд, картина) К какому жанру вы бы ее отнесли?
- Давайте сравним ее с полотнами, которые вам уже знакомы.
Дети: она отличается, показан фрагмент из жизни, есть предметы, с которыми мы часто встречаемся.
Учитель: Вы правы, мы видим сцену из жизни.
И. И. Фирсов – первый в русской живописи создал картину, изображающую быт.
Учитель: Как вы понимаете это слово?
Такой жанр называется бытовым.
Учитель: Сегодня мы будем говорить именно об этой картине, автором которой является И. И. Фирсов.
Тема
Итак, тема урока «История одной картины»
Учитель: Ребята, представьте себе, что вы одни из немногих, кому удалось увидеть эту картину.
Мотивация.
- Сегодня мы попытаемся словом рассказать о том, что представляет собой картина.
- Я предлагаю вам написать письмо другу, который никогда ее не видел.
Целеполагание.
Учитель: А это не просто, и мы будем учиться отбирать самое главное для описания картины.
Формирование речевых умений детей.
- О чем вы расскажите в первую очередь в письме?
Дети: как называется картина, о художнике.
Учитель: О чем еще необходимо сказать.
Дети: о самой картине, что изображено
Учитель: То есть раскрыть сюжет. А что он в себя включает? Что конкретно вы должны описать?
Дети: описать, что изображено на переднем плане, на заднем
( мальчика)
Описать натурщицу с мамой,
Комнату, где он работает
Высказать свое впечатление.
Учитель: Таким образом, у нас выстроился план, который ляжет в основу нашего письма.
- Слово о картине, художнике.
- Сюжет картины.
- Описание художника.
- Описание натурщицы и ее мамы.
- Мастерская художника.
- Впечатление о картине.
( слайд плана)
Учитель: Вы согласны с этим планом?
Учитель: Для дальнейшей работы нам понадобятся слова, которые относятся к нашей картине.
Живопись-
Мольберт-
Палитра-
Позировать-
Натурщик-
Учитель: Лексическое значение, каких из этих слов вам известно?
Давайте обратимся к словарю и определим их значение. (слайд)
Работа с картиной
Учитель: Теперь у нас есть все для работы и для того, чтобы она была эффективной, наш класс разбит на группы. Каждая из вас будет выполнять важную часть общего задания.
Учитель: У вас на столе есть карточки с текстом. Ваша задача отобрать и прочитать наиболее важные предложения, характеризующие картину и художника.
( работают)
Учитель: Готовы? Давайте вставим его в наше письмо, которое я предлагаю начать так.
( слайд)
Дорогой друг! Недавно я побывал в галерее и увидел там интересную картину.
Продолжите…..( каждая группа)
Учитель: А теперь попробуйте описать сюжет картины.
В двух предложениях перескажите, что изобразил И.И. Фирсов?
- ваша группа будет работать с образом живописца, 2-я группа описывает юную натурщицу с мамой, 3-я группа мастерскую художника.
А поможет вам в этом упражнение 336, в котором даны словосочетания, непосредственно относящиеся к нашей картине. Каждая группа может добавить свои словосочетания, относящиеся к теме.
Учитель: Группы готовы, предлагаю представить отчет.
В то время, когда отвечает одна группа, остальные есть не немые зрители, а активно участвуют.
( отчеты групп, затем общая таблица)
Учитель: А теперь давайте попробуем составить с ними предложения. У вас на столах есть подсказки.
( зачитать несколько предложений)
Физминутка
Учитель: Ребята, вернемся к упражнению, какие из предложенных словосочетаний вы не использовали? Назовите их.
- Относятся ли они к нашей картине?
- Что они характеризуют?
(цвет)
Учитель: Запишите 1-2 предложения, используя эти словосочетания.
Учитель: Таким образом, у нас есть начало письма, его основная часть, остается последний пункт.
« Мое отношение.»
-Что вы скажете в заключении своему другу о картине?
Учитель: Давайте сделаем вывод. В чем же заключается авторский замысел? Что он хотел показать своим произведением?
Учитель: А теперь я предлагаю устно создать коллективный рассказ.
Домашнее задание.
Учитель: Дома вам предстоит написать письмо, используя материал сегодняшнего урока. В этом вам поможет опорная карточка, которую я каждому приготовила.
.Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, и я предлагаю проанализировать нашу деятельность. Продолжите любую из предложенных фраз.
( слайд)
- Я узнал….
- Больше всего мне понравилось…
- Самым интересным сегодня на уроке было…
- Сегодня я понял…
- Сегодня я задумался…
- Самым сложным для меня сегодня было…
- На будущее мне надо иметь в виду..
- Мне захотелось…
Учитель: Я тоже имею право дать оценку урока. Положительно то, что мне приятно было с вами работать, а минус в том, что нам придется расстаться.
Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"
Представлена презентация и вспомогательный материал к уроку "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...
Презентация к уроку по картине И.И.Фирсова " Юный живописец"
Презентация выполнена в программе SMART...
Материал для подготовки к уроку по картине
Текстовый материал для подготовки по картине С. В. Герасимова " церковь Покрова на Нерли" по учбнику Тростенцовой....
Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»
Предмет: русский языкТип урока: урок развития речи...
Урок- описание картины Решетникова "Опять двойка" на уроке осетинского языка в 6 классе.
Подготовка к написанию сочинения по картине Решетникова "Опять двойка"....
Презентация для подготовки к написанию сочинения по картине Фирсова "Юный живописец"
В презентации даётся понятие жанров живописи, краткие сведения о художнике, особенности его картин, примерный план сочинения, словарная работа....
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...