презентации по основам риторики для средней школы
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме
Презентации содержат как теоретические сведения, так и практические задания по риторике для средней школы по темам: разновидности общения, автор и адресат текста, целеустановка текста, информативность текста, особенности устной и письменной речи, виды композиции. В Латвии программа по русскому языку отличается от российской. На уроках языка учащиеся изучают основы культуры речи, основы риторики и лингвистический анализ текста. Поэтому данные материалы будут полезны всем, кому интересна риторика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznovidnosti_obshcheniya._11_kl.ppt | 1.59 МБ |
avtor_i_adresat_teksta_celeustanovka.ppt | 999 КБ |
informativnost_teksta.ppt | 1.47 МБ |
osob_sti_ustnoy_i_pismennoy_rechi.ppt | 1.91 МБ |
kompoziciya.ppt | 874 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: знакомство с новым мариалом. Задачи урока: показать важность понятий «текст», «разновидности общения»; выяснить особенности каждой разновидности ; развивать навыки аналитического анализа; показать практическую значимость знания теоретического материала.
Общение – взаимодействие между людьми с помощью речи (речевое общение). Коммуникация – форма взаимодействия людей, основным содержанием которой является передача информации. Текст – это завершённое общение, имеющее своё содержание и построенное по определённой схеме того или иного жанра.
Разновидности общения 1. Непосредственное и опосредованное общение.
Условия непосредственного общения: Общение напрямую, без применения искусственных средств общения. Автор речи может сразу отследить результат своих слов. Огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д. Это первичное общение, основное, проявляется чаще всего в диалогической форме, но возможен и монолог.
2. Вербальное и невербальное общение
Навербальные (несловесные) средства: мимика; жесты; позы; тембр; интонация; использование пространства общения.
Навербальные (несловесные) средства при опосредованном общении: Тип бумаги; формат; почерк; знаки препинания (?! !!!); шрифты; инт почерк М.Лермонтова рисунки; диаграммы; схемы. Интуитивное восприятие времени
3. Межличностное общение дружеская беседа; семейная ссора; выяснение отношений; телефонные разговоры; переписка по электронной почте; письма.
4. Представительское и ролевое общение В представительском общении участники выступают как представители разных социальных групп, обществ, организаций. Нередко включает в себя и ролевое общение: участники выполняют определенные социальные роли. Ролевое общение не может выходить за рамки представительского.
5. Групповое общение Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей. Оно связано с публичной деятельностью и массовой коммуникацией. Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, видит ее. Жанры публичного общения: лекция, доклад, проповедь, парламентская речь и т.п. Массовая коммуникация: воздействие на анонимную, неоднородную аудиторию. Средства массовой коммуникации: периодика, радио, телевидение, Интернет.
6. Общение культур Чужая культура как эталон (англомания) или может вызывать неприязнь (ксенофобия – неприязнь ко всему чужому). Главное в диалоге культур – толерантность. Взаимодействие культур.
7. Общение информативной и регулятивной направленности Информативная направленность Регулятивная направленность Цель общения: Изменение знаний адресатов с помощью сообщения или новой информации. Управление поведением адресата. Примеры: информационные телевыпуски, научно-популярные передачи. публицистические очерки, обращения, декларации.
ПРАКТИКУМ 1. Подумайте, к какому типу общения относится общение начальника с подчиненными на совещании и на праздничной вечеринке?
ПРАКТИКУМ 2. Какую разновидность общения вы предпочитаете? Почему? Какие разновидности общения вызывают у вас затруднения? Почему?
ПРАКТИКУМ Охарактеризуйте одного из ваших знакомых или самого себя с точки зрения ролевого общения: Какие социальные роли выполняет? Удачное общение в роли... Неудачное общение в роли...
ПРАКТИКУМ 4. Какую разновидность общения вы используете для разрешения конфликта с учителем, со сверстниками, с родителями? Почему?
ПРАКТИКУМ Определите, какие невербальные средства используются в следующем тексте: Радио России 125124, Москва, 5-я ул.Ямского поля. Каждый день в 10 часов 10 минут по московскому времени в нашем эфире звучит передача «Детский остров». Она адресована тем, кому нет 10-ти, и тем, кто постарше. На «ДЕТСКОМ ОСТРОВЕ» гостят талантливые дети, знаменитые писатели и артисты, оживают сказки, звучит веселая музыка. Постоянные рубрики: «Полный вперед!» – кают-компания знаменитых капитанов; «Безумное чаепитие у Мартовского зайца» – самая веселая на свете передача; «Колобок и Два Жирафа» - любимые сказки и песни; «Летающий диван» - волшебное путешествие с поэтом Андреем Усачевым; «Великие имена» - рассказы о событиях и людях, повлиявших на ход истории, спектакли по мотивам известных книг для детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От ситуации общения; От адресата (этос); От цели автора (пафос); От тех слов, которые найдет автор (логос).
Фактуальная – фактическая основа текста, которая сообщает о том, что происходило, происходит или будет происходить. Мир «Властелина колец» создан автором Р.Толкиеном, но мы, читая, переживаем с героями, воспринимаем фвкты текста как достоверные.
Концептуальная – информация об авторе (позиция автора, социальный статус, способ мышления, его образованность …) Отношение автора к роли исторической личности, к Наполеону проявляется не только в открытой авторской позиции, но и в описании портрета Наполеона.
Подтекстовая информация – не содержащаяся явно в тексте, но заложенная в нём и может быть выявлена при определённых условиях.
1. Возрастной опыт. 2. Знание времени создания текста, позиции автора, исторического контекста эпохи. 3.Способность к ассоциативному мышлению, то есть способность сопоставлять кажущиеся несопоставимыми факты.
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский.» «Подъезжая к сией станцыи и глядя в окно на природу, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин.» - Выявите фактуальную и концептуальную информацию.
Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. За то на одного из них пришла беда: Он костью чуть не подавился. Но может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот, кой-как знаками стал Волк его манить 10 И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. «Ты шутишь!» зверь вскричал коварный: «Тебе за труд? Ах, ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОМПОЗИЦИЯ - ЭТО строение, расположение, соотношение составных частей текста.
МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН Римский ритор разработал теорию композиции.
8 ЧАСТЕЙ В РЕЧИ ОРАТОРА (ПО КВИНТИЛИАНУ) Обращение (для привлечения внимания аудитории). Именование темы. Повествование (состоит из описания истории предмета). Описание. Доказательство (состоит из аргументов, обосновывающих решение проблемы). Опровержение – доказательство от противного. Воззвание – обращение к чувствам слушателей. Заключение – краткое изложение выше сказанного и выводы.
Композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, перешла и на письменные тексты. В школе более применимы 3 основные части композиции: Вступление (зачин) Основная часть Заключение (концовка).
ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ Линейная – последовательное изложение фактов и событий, строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет, бытовой рассказ, историческая хроника, статьи по истории, научные книги). Ступенчатая – акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад, любой учебник, договор). Концентрическая – переход от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали). Параллельная – основана на сопоставлении 2 фактов (сравнительная характеристика героев). Дискретная – пропуск отдельных моментов изложения событий (детективы).
ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ 6 . Кольцевая – повтор зачина и концовки текста. 7. Контрастная – основана на резком противопоставлении 2 частей текста.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖАНРА ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ Жесткая – обязательна для всех типов жанра (справка, заметка, заявление, докладная). Вариативная – примерный порядок расположения частей текста известен, но автор может варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо). Нежесткая – предполагает достаточную свободу автора (рассказ, очерк, сочинение).
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЕМ Это важный элемент композиции. Используется, когда автор не только хочет передать информацию, но и оказать эмоциональное воздействие на адресата. К.п. усиливают эмоциональность и экспрессивность текста.
Типы конструктивных приемов
ИНДУКЦИЯ Изложение от частного к общему. (пример – анализ примера – вывод) Слон гоняет Моську. (источник действия – слон, действие направлено на Моську. Моська – дополнение)
ДЕДУКЦИЯ Прием, обратный индукции – изложение от общего к частному (общее положение – тезис – факты как доказательства). Антонимы = слова с противоположным значением. Слово «антоним» происходит от греч.: anti – против, onyma – имя. Например, горячий – золодный.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ Прием усиления воздействия текста с помощью конкретного примера, факта, при этом факт применяется для усиления, а не для доказательства. Например, диалог ребенка и бабушки в трамвае.
ДИЛЕММА Предполагает выбор между 2 взаимоисключающими фактами, при этом основная роль – союзу «или». Быть или не быть?
РАМОЧНОЕ ОБРАМЛЕНИЕ Составляет основу кольцевой композиции. Может лежать в основе усиления только части текста как повтор в начале и конце абзаца. По ночам мне снились страшные сны. Много раз мне снился израненный отец, снились горящие деревья и черные облака. И хотя в действительности войны я не видел, но рассказы взрослых, военные книги и фильмы превращались по ночам в видения и мешали спать. Казалось, эти страшные сны будут всегда. Но война кончилась. Отец научился ходить с палкой.... И мне стали сниться другие сны.
НАПРЯЖЕНИЕ В основе лежит принцип сопоставления несопоставимых фактов. Сначала автор приводит несколько однородных фактов, которым затем противопоставляется один факт, не сопоставимый с ними. анекдот.
КОНЦЕССИЯ Используется при споре: автор сначала соглашается с оппонентом, а потом резко опровергает его. Да, это так, но...
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД Прием привлечения внимания: автор задает вопрос и сам же на него отвечает.
КОНТРАСТ Противопоставление фактов. Не март девический сиял моей заре: Ее огни зажглись в суровом ноябре. Не бледный халцедон – заветный камень мой, Но гиацинт – огонь мне дан в удел земной. (З.Гиппиус).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)
В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...
Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.
Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. Курс интегрированный. Учащиеся осваивают - компьютерные технологии, - технологию ...
Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой
Образовательная программа «Информатика и ИКТ» ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена....
"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе
В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...
Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы (презентация)
Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность учащихся средней школы...
Инновационные технологии в обучении на основе CLIL в средней школе
А статье изложены преимущества и сложности использования метода CLIL в школе. Представлен опыт работы с использованием CLIL в гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга....