Программа элективного курса "Мир языка и культура"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

"Мир языка и культура" - предпрофильный элективный курс ориентирующего характера для учащихся 9 кл. Содержание курса  нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов языкознания и лингвокультурологии, способствует изучению вопросов истории языка, диалектологии и современного русского языка. Данный курс позволяет рассмотреть роль языка в обществе, расширяет и углубляет знания о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе элективного курса  

"МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА"

"Национальное возрождение России невозможно без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность русской культуры, русского национального характера, "духа народа",- считает Т.К.Донская ("Русская национальная школа: проблемы и решения". СПб., 1998, с.44) и называет как наиболее актуальный для современного этапа преподавания русского языка "принцип народности", который, в свою очередь, тесно связан с "принципом историзма и культурологическим принципом обучения и воспитания" (Указ, раб., с.47-49).

Одной из целей обучения русскому языку называется сегодня и формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции, причем эта цель поставлена не только перед профильной, но и общеобразовательной школой: в ФГОС образования по предмету "Русский язык", наряду с языковой и коммуникативной компетенцией, названа и социокультурная компетенция. Это означает, что на уроках русского языка, на факультативных и различного рода дополнительных занятиях (имеются в виду и внеклассные мероприятия, и индивидуальная работа с одаренными учащимися, и вводимые в экспериментальном порядке элективные курсы) учащиеся должны не только усвоить систему определенных знаний, умений, навыков, но и  обеспечить  свободное владение русским языком в различных условиях речевого общения, т.е. приобрести необходимую языковую и коммуникативную компетенцию. Особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом. Специальные (элективные) курсы интегрированного типа обладают ощутимым потенциалом для реализации этих новых для практики преподавания родного языка идей.

  "МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА" - это интегрированный лингвистический курс, который, в первую очередь, предполагается как  предпрофильный элективный курс ориентирующего характера для учащихся 9-х классов, и  одной из целей преподавания данного курса является подготовка учащихся 9-х классов к профильному обучению в 10-11 классах, оказание помощи в выборе будущего профиля обучения. Курс помогает  выполнить задачу предварительной профессиональной ориентации, а отдельные разделы и темы заявленного курса могут стать "отправными точками", базой для последующего углубленного изучения целого ряда специальных курсов общегуманитарной тематики.

Данный курс может быть продолжен и закреплен другими элективными и специальными курсами:  "Язык художественной литературы", "Русская словесность", "Стилистика и культура речи", "Риторика", "Введение в языкознание" и др.

Элективный курс "МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА" позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к  гуманитарным предметам, к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории,  МХК и даже географии. Данный курс привлекает внимание учащихся к малоизвестным либо не актуальным в сознании  сведениям и фактам из истории, культуры, литературы и родного языка.

Широко  применяется в методике преподавания заявленного курса коммуникативно-деятельностный подход.   Практические упражнения и индивидуальные и групповые задания носят творческий характер. Региональный компонент, используемый на занятиях,   способствует, с одной стороны, систематизации полученных по всем учебным знаний, с другой стороны, углубленной профилизации, развитию познавательных и будущих профессиональных интересов девятиклассников.

Цели изучения курса «Мир языка и культура»:

  1. формирование профессиональной ориентации учащихся выпускных классов;
  2. расширение и углубление знаний учащихся о родном языке, речевой   культуре;
  3. формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции                                            учащихся;                              
  4. расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в изучении отдельных дисциплин.

Задачи изучения курса «Мир языка и культура»:

  1. способствовать приобщению учащихся к  речевой культуре как производной  национальной культуры;
  2. сформировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;
  1. изучить механизмы  преобразования лингвистических знаний в интеллектуальное и социальное развитие учащихся;
  2. воспитать уважение к требованиям  речевого этикета;
  3. рассмотреть культурные богатства родного языка;
  4. подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.

Актуальность и новизна элективного курса «Мир языка и культура».

Содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов языкознания  и лингвокульторологии, способствует изучению  вопросов истории языка,  диалектологии, современного русского языка Данный курс   позволяет рассмотреть  роль языка в обществе, расширяет и углубляет знания о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка. Элективный курс «Мир языка и культура» способствует формированию мировоззрения - как общенаучного, так и лингвистического в частности, воспитывает сознательно-бережное отношение к языку как феномену духовной культуры, т.е. формирует и воспитывает языковую личность будущего специалиста-гуманитария, что в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.

Концепция  преподавания специального (элективного) курса «Мир языка и культура:

- единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;

- нестандартность   предлагаемого аспекта рассмотрения  из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем;

- вариативность содержательной и организационной составляющих, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;

  1. реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения специального курса;
  2. индивидуализация и дифференциация обучения;
  3. ориентация в практической части на региональные факты и местный языковой материал;
  4. преимущество самостоятельной работы  учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.

 Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях" языка. Изучение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом.  Учащиеся при этом совершенствуют умения анализировать тексты разной стилистической принадлежности,  работают со справочной литературой,  собирают и систематизируют языковые материалы для написания сочинений-рассуждений на лингвистические или морально-этические темы (одно из наиболее сложных заданий ЕГЭ), для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной деятельности (создание проектов) - проблемные и поисково-исследовательские методы.

Выбор методов и форм работы обусловлен, в первую очередь, следующими приоритетами:

  1. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  2. личностно-деятельностный и субъектно-субъектный подход. ( Д.Ермаков, Г.Петрова "Элективные учебные курсы для профильного обучения" // "Народное образование". - 2004.- №2.- С.Л14-119); что позволяет ведущее, главенствующее место в обучении спецпредмету отвести методам поискового, исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся, развивающим их природные способности, формирующим как общеинтеллектуальные, так и профессиональные умения и навыки. Значительна доля практических и самостоятельных работ,  работа в группах, ролевые и деловые игры, дискуссии и "круглые столы", практикумы, тренинги и лабораторные работы (например, со словарями или с каталогами) и т.п. Особенно предпочтителен в методике организации данного элективного курса метод проектов.

Ожидаемые результаты  изучения курса «Мир языка и культура»: 

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования (ФГОС);
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию (ФГОС);
  3. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) (ФГОС);
  4. приобретение практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики (и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ);
  5.  приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста,  организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы (по методу проектов), сбор лингвистических, лингво- и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.

Предлагаемые пути усвоения  содержания курса  - коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Содержательные блоки предлагаемой программы связаны общей идеей формирования лингвокультурной и социокультурной компетенции школьников, проявляющих интерес к гуманитарным знаниям, но каждый из блоков (разделов) может быть свернут до 1-2 занятий или, наоборот, развернут до 8-12 часов, т.е. стать микрокурсом. В этом проявляется высокая степень вариативности содержания предлагаемой программы; за учителем остается и право выбора технологии обучения: коммуникативно-деятельностной, модульной, какой-либо другой - или работать по традиционным методикам.

Предлагаю ниже  программу краткосрочного курса «Мир языка и культура», рассчитанного на 9 часов, т.е.  по 1 часу (занятию) в неделю в течение одной четверти, выделенного из регионального компонента на предпрофильную подготовку учащихся в 9 классах.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны:

  1. понимать, что русский язык  одна из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  2. определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  3. осознавать  эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться  к родному языку,  гордиться  им;
  4. иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремиться  к речевому самосовершенствованию;
  5. иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  6. уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  7. применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
  8. использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
  9. уметь коммуникативно и  целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;
  10. овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  11. овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации.

Тематический план

Изучение разделов программы

Тип занятия,

количество часов

п/п

Темы занятий

Уроки

теории

Уроки

практики

Дополнительная

самостоятельная работа

1.

Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира.

Язык общенародный и язык литературный.

1

-

Работа с текстами

сочинения, написание рефератов.

2.

Народ и язык. Родной  язык  и   национальное самосознание. Менталитет народа и язык.

1

-

Составление библиографических списков, работа  с текстами.

3.

Экология языка и культуры.

1

-

Составление опорных конспектов.

4.

Место среди других языков и современный статус русского языка.

Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве,  силе и выразительности.

1

-

Сообщения, оформление картотек цитат.

5.

"Свидетели живые". История, стоящая за словами. Устаревшая лексика в  произведениях  русских писателей XI Х- начала XX века. "Язык Пушкина" или "Языковые особенности романа М. Шолохова "Тихий Дон").

1

-

Комплексный и аспектный анализ текста.

6.

«Язык родных просторов». Языковые особенности произведений писателей Ставрополья.

1

-

Составление опорных конспектов. Написание рефератов, докладов.

7.

"Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей  Апанасенковского района Ставропольского края.

1

-

Собирание и анализ языкового материала

8.

Диспут " Можно ли по языку определить уровень культуры человека?" (Вариант: "Мы такие как наш язык или наш язык таков, какие мы?")

-

1

Работа с лингвистическими словарями, составление плана по теме.

9.

Итоговое занятие. Защита творческого проекта.

-

1

Исследовательская работа.

Всего часов.

7

2

-

Содержание занятий по курсу «Мир языка и культура»

Тема 1. Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира. Язык общенародный и язык литературный.

Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.

Национальный язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. Специфика отражения языковой картины мира в языке каждого народа.

Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Языковые "периферии".

Тема 2. Народ и язык. Родной  язык  и   национальное самосознание. Менталитет народа и язык. 

Язык как составляющая часть культуры, как культурная "память народа"; культура как "система, стоящая между человеком и миром". Русская культура в зеркале языка.

 Менталитет народа, особенность восприятия им окружающего мира через культуру и  язык.

Тема 3. Экология языка и культуры.

Изменения в русском языке в последние десятилетия. Реформы языка. Речевая культура и охрана языка. Проблемы культуры речи и экологии языка в работах российских ученых.

Тема 4. Место среди других языков и современный статус русского языка. Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве,  силе и выразительности.

Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык международного общения, один из мировых языков.

Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Связи и взаимовлияние русского, украинского и белорусского языков.

Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.

Тема 5. "Свидетели живые". История, стоящая за словами. Устаревшая лексика в  произведениях  русских писателей XI Х- начала XX века. Язык художественных произведений.

Архаизмы и старославянская лексика. Архаизмы и историзмы в художественных произведениях, говорящие об историческом прошлом нашей страны, использующиеся для воссоздания колорита эпохи.

Сущность книжного языка как достижения и достояния национальной культуры. Разговорная разновидность литературного языка. Характеристика и понятие литературно-языковой и стилистической нормы, смысл функционального стиля языка, роль новообразований.

Тема 6. Языковые и стилистические особенности произведений писателей Ставрополья.

Языковые особенности произведений писателей Ставрополья. Народно - поэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи  как средство речевой характеристики  произведения.

Тема 7. "Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей  Апанасенковского района Ставропольского края.

Территориальная, социальная, возрастная, профессиональная, образовательная и прочая дифференциация языка и речи. Понятие о "языковой личности". Язык семьи, язык отдельного человека. "Языковой паспорт". Язык и речь жителей Апанасенковья.

Тема 8.Практическое занятие. 

            Проведение диспута или конференции.

Тема 9.Итоговое занятие.

Защита творческого проекта (исследования).

Примерные практические работы в процессе выполнения программы:

  1. составление тезисного плана лекции учителя;  
  2. составление схемы/ обобщающей таблицы/ опорного конспекта (ОК) по  заданной теме или по материалам лекции учителя;
  3. подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой курса;
  4. написание и защита рефератов,  научно-исследовательских работ;
  5. самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной и научно- популярной литературой.

Примерные темы творческих работ (исследований) по курсу «Мир языка и культура»

  1. Литературный язык - основа культуры речи.
  2. Основные признаки литературного языка.
  3. Современное состояние русского литературного языка.
  4. Формы существования языка.
  5. Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
  6. Русский язык среди других языков мира.
  7. Проблема  экологии слова.
  8. Основные формулы речевого этикета.
  9. Культура разговорной речи.
  10. Этико-социальные аспекты культуры речи.
  11. Культура дискутивно-полемической речи.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М: Изд-во МГУ, 1989

2.   Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000, 2001

3.   Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997

4. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс для учащихся 7-8 классов: Пособие для учащихся. - М., 1987

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990

6. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980

8. Доманский В.А. Литература и культура:  Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002

9. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978

10. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Изд. 3-е. М., 1994

11. Листрова-Правда Ю.Т.  Спецкурс  "Русский  язык и культура" для  студентов-филологов// Русский язык конца XX века. Воронеж, 1998

12. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1994

13. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник/Под ред. В.В.Кускова.-М., 1994

14. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М., 1989

15. Образ мира в слове и ритуале: Сборник статей. М., 1992

16. Новикова Л.И. Урок-конференция «Имя в реке времени» "Русский яз": Прил. к газ. «Первое сентября»).- 2001.-№ 10

17. Новикова Т. Ф. Специальный (элективный) курс "Язык, культура, общество". Белгород, 2004.

18. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1978.

19. Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.

19. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. М., 1978.

20.Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. М., 1998.

21. Русский язык конца XX века (1985-1995гг).- 2-е изд. М., 2000

22. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (Экология и язык)// Рус. яз. в шк. -1994. - №1

23. Скворцов Л.И. Экология языка, или Поговорим о культуре речи: Кн. для учащихся. М., 1998

24. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991

25. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995

26. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 1975.

27. Шанский Н. М. В мире слов. 3-е изд.,испр. и доп.- М., 1985

28. Шанский Н. М., Боброва Т.В. Снова в мире слов. М., 2001

39.Энциклопедический словарь по культурологии/ Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.

30.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М.: Педагогика, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры

Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: -        принцип независимого развития человека. Ребён...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Программа элективного курса "Ислам и культура"

Программа элективного курса "Ислам и культура"...

Авторская программа элективного курса по физической культуре.

Представлена авторская программа элективного курса по физической культуре для учащихся 8 класса "Познай себя". Программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование и приложе...

Программа элективного курса "Основы православной культуры" (для 10-11 классов)

Данная рабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» для 10-11 классов разработана на основе авторской Программы курса «Основы православной культуры» для старшей школы (10-11 клас...