Два языка, а Родина – одна!
методическая разработка по русскому языку (7,8 класс) по теме
Авторы работы: Акилова З.А, Сидельникова Т.Е
При проведении данного мероприятия преследовались цели:
- показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из мировых языков ближнего и дальнего зарубежья;
- как родного языка русского народа;
- как языка межнационального общения народов России;
- показать взаимоотношение русского языка с языком коренного народа Астраханской области – казахским языком, их богатство, красоту и величие;
- воспитывать в детях бережное отношение к национальным культурам каждого этноса, к его духовному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.
Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контакте всего богатства национальных традиций и культур.
В. В. Путин
Два языка, а Родина – одна!
Эпиграф «Знать русский язык – это значит открыть глаза на мир…»
философ, поэт-просветитель, родоначальник казахской письменности Абай
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
К. Г. Паустовский
При проведении данного мероприятия преследовались цели:
- показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из мировых языков ближнего и дальнего зарубежья;
- как родного языка русского народа;
- как языка межнационального общения народов России;
- показать взаимоотношение русского языка с языком коренного народа Астраханской области – казахским языком, их богатство, красоту и величие;
- воспитывать в детях бережное отношение к национальным культурам каждого этноса, к его духовному наследию.
Ведущий 1
Как несметное множество церквей, монастырей, с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Ведущий 2
Н. В. Гоголь отмечает, что главные отличительные черты характера каждого народа проявляются в Слове и через Слово- великий Божественный дар. Писатель утверждает исключительность русского слова среди других великих языков. Исключительность в необычайной энергии слова, в его непосредственности, искренности, естественности.
Ученик 1
Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке.
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Ведущий 1
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
Русский язык – один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.
Ведущий 2
Известный казахский поэт-просветитель Абай Кунанбаев говорил: «Я с огромным увлечением и радостью открыл для себя сокровищницу русской художественной литературы. Новыми мирами открывались для меня классики XIX столетия, великие мастера русской прозы».
Ведущий 1
Абай считал, что «нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».
Ученик 1
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык.
Ученик 2
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания круги,
Выучи русский язык.
Ученик 3
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык.
Ученик 4
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Плещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский!
Ведущий 2
Во всех школах России дети изучают русский язык. Он сближает все народы нашей страны и укрепляет между ними дружбу. Русский язык стал языком общения людей разных наций. Послушайте как хорошо сказал об этом казахский мальчик Тоген Абдрахманов в стихотворении «В Артеке»
Об Артеке я читал, об Артеке я мечтал.
Этим летом, этим летом я в Артеке отдыхал!
Что за славная пора! Собираясь у костра,
Мы за дружною беседой проводили вечера!
А грузинка Диспине, что со мной в одном звене,
Обратилась по-грузински очень ласково ко мне.
Я качаю головой, словно я глухонемой,
Отвечаю по-казахски: не понятен говор мой.
Но подумал и сказал – я казах,
И беседовать не надо нам на разных языках!
И грузинка Диспине поняла меня вполне.
Русский знают все ребята в нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык.
Я на нём как на родном разговаривать привык.
Ведущий 1
Ребята, ведь и в нашей школе мы все говорим на русском языке, хотя не все мы русские. У нас в школе учатся дети разных национальностей: русских 447 учеников, казахов 275, татар 23, туркменов 15. Как видите русские и казахи составляют основной национальный состав нашей школы.
Ведущий 2
Поэтому сегодня так необходимо бережное отношение к национальным культурам каждого этноса, к его духовному наследию. Ведь минареты мечетей, как показала жизнь, очень хорошо сочетаются с колокольнями церквей, одинаково свято оберегая чувства всех верующих.(исполняется русский народный танец и казахский танец «камажай»)
Ученик (в казахском костюме) читает стихотворение астраханского поэта М. Утежанова
Два языка я имею,- словно два сердца имею!
Обеими ими дышу,
Обеими ими живу.
Два языка я имею,
Словно крыла два имею:
Мне с ними мечта по плечу,
С обеими к ней лечу.
Я баловень двух языков,
Я чту их не меньше богов,
В них песен моих полет,
Искусство мое в них живет.
И два языка, словно мать,
Лелею, храню и люблю…
Но когда малышу надо спать,
На родном языке я пою.
(исполняется песня на казахском языке «Гульдер» и на русском языке русская народная песня «Комарики»)
Ученик 1
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Ученик 2
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства открылись мне,
И мир открылся в них.
Ученик 3
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горе и ненастье,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Ученик 4
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой,
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.
Ведущий 1
Каждый человек при рождении получает имя. А что такое имя? Название, наименование, слово? Имена должны быть у всех: у каждого человека, зверя, птицы…Иначе запутаемся, не будем понимать, кто кого зовет, кто с кем дружит.
Многие имена пришли к нам из далеких времен и от далеких народов, которые населяли тогда землю. Собраны они были и записаны в календари-месяцесловы. Заглянем в них.
Виктор - победитель
Юлия – пушистая
Иван – дар
Владимир – владеет миром
Константин - твердый
Николай – победитель народов
Виктория – богиня победы
Ольга – святая
София – мудрая
Ведущий 2
А в казахском языке народы издавна, называя детей, старались выразить свои пожелания, мечты. Если мальчика называли Арыстан – значит, родители хотели, чтобы он был сильным, как лев. Дамир – да здравствует мир, Галим – ученый. Называя сына Ерполом, родители словно напутствуют его в жизнь, это имя переводится «будь отважным», а Бектур – «живи долго».
Девочкам и сейчас дают имена, означающие нежность, красоту: Айсулу – красивая, как луна, Айгуль – лунный цветок, Гаухар – бриллиант, Бахыт – счастье, удача.
Ведущий 1
Русский язык – дивный, могучий, поющий, в нем вся она, наша Россия. В нем все дары её и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность, и простор, и размах, и парение, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота! Все доступно нашему языку. А мудрость народа отражается в пословицах и поговорках. (Пословицы читаются на русском языке и переводятся на казахский)
Что посеешь, то пожнешь.
Куй железо, пока горячо.
Лучше меньше, да лучше.
Сын берет пример с отца, дочь – с матери.
Землю украшают нивы, человека – знания.
Человек без родины, что соловей без песни.
Голову украшает её вид,
Глаза украшают лицо,
Слово украшает уста,
Пословицы украшают речь.
Ведущий 2
Русский язык – это язык острый, режущий мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…
Ученик 1
Судьбы моей заветная река
Течет меж двух родимых берегов.
Два берега – два чудных языка,
За них отдать всего себя готов.
Так и живу на солнечной земле,
Где прорастают дружбы семена,
Где нераздельны дастархан и хлеб…
Два языка, а Родина – одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Два языка, а Родина – одна!
При проведении данного мероприятия преследовались цели: - показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из ...
сочинение «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна – Россия».
Два чувства дивно близкиенам,В них обретает сердцепищу:Любовь к родномупепелищу,Любовь к отеческимгробам.На них основано от века,По воле Бога самого,Самостоянье человека,Залог величия его....
Мать, как Родина, одна!
Разработка внеклассного мероприятия ко дню матери для коррекционных школ....
Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).
О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...
Мать, как и Родина одна.
......
Классный час " У нас Родина одна, Мы- СТРАНА!"
Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 5-8 классах....