Два языка, а Родина – одна!
методическая разработка по русскому языку (7,8 класс) по теме

Авторы работы: Акилова З.А, Сидельникова Т.Е

При проведении данного мероприятия преследовались цели:

            - показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из мировых языков ближнего и дальнего зарубежья;

            - как родного языка русского народа;

            - как языка межнационального общения народов России;

            - показать взаимоотношение русского языка с языком коренного народа Астраханской области – казахским языком, их богатство, красоту и величие;

            - воспитывать в детях бережное отношение к национальным культурам каждого этноса, к его духовному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        Для  России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.

        Гражданская    задача  образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контакте всего богатства национальных традиций и культур.

                                                                                                             В. В. Путин

Два языка, а Родина – одна!

Эпиграф «Знать русский язык – это значит открыть глаза на мир…»

философ, поэт-просветитель, родоначальник казахской письменности   Абай                                                              

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

                                                                                                    К. Г. Паустовский

При проведении данного мероприятия преследовались цели:

        - показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из мировых языков ближнего и дальнего зарубежья;

        - как родного языка русского народа;

        - как языка межнационального общения народов России;

        - показать взаимоотношение русского языка с языком коренного народа Астраханской области – казахским языком, их богатство, красоту и величие;

        - воспитывать в детях бережное отношение к национальным культурам каждого этноса, к его духовному наследию.

Ведущий 1

Как несметное множество церквей, монастырей, с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё,  не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Ведущий 2

Н. В. Гоголь отмечает, что главные отличительные черты характера каждого народа проявляются в Слове и через Слово- великий Божественный дар. Писатель утверждает исключительность русского слова среди других великих языков. Исключительность в необычайной энергии слова, в его непосредственности, искренности, естественности.

Ученик 1

Мы живем в стране российской,

Признаем язык индийский,

Итальянский, датский, шведский,

И японский признаем,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поём.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим

На родном нам языке.

И в своей столице древней,

И в посёлке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

Ведущий 1

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях  и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

        Русский язык – один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.

Ведущий 2

Известный казахский поэт-просветитель Абай Кунанбаев говорил: «Я с огромным увлечением и радостью открыл для себя сокровищницу русской художественной литературы. Новыми мирами открывались для меня классики XIX столетия, великие мастера русской прозы».

Ведущий 1

Абай считал, что «нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».

Ученик 1

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык.

Ученик 2

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания круги,

Выучи русский язык.

Ученик 3

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык.

Ученик 4

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Плещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский!

Ведущий 2

Во всех школах России дети изучают русский язык. Он сближает все народы нашей страны и укрепляет между ними дружбу. Русский язык стал языком общения людей разных наций. Послушайте как хорошо сказал об этом казахский мальчик Тоген Абдрахманов в стихотворении «В Артеке»

Об Артеке я читал, об Артеке я мечтал.

Этим летом, этим летом я в Артеке отдыхал!

Что за славная пора! Собираясь у костра,

Мы за дружною беседой проводили вечера!

А грузинка Диспине, что со мной в одном звене,

Обратилась по-грузински очень ласково ко мне.

Я качаю головой, словно я глухонемой,

Отвечаю по-казахски: не понятен говор мой.

Но подумал и сказал – я казах,

И беседовать не надо нам на разных языках!

И грузинка Диспине поняла меня вполне.

Русский знают все ребята в нашей солнечной стране.

Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык.

Я на нём как на родном разговаривать привык.

Ведущий 1

Ребята, ведь и в нашей школе мы все говорим на русском языке, хотя не все мы русские. У нас в школе учатся дети разных национальностей: русских 447 учеников, казахов 275, татар 23, туркменов 15. Как видите русские и казахи составляют основной национальный состав нашей школы.

Ведущий 2

Поэтому сегодня так необходимо бережное отношение к национальным культурам каждого этноса, к его духовному наследию. Ведь минареты мечетей, как показала жизнь, очень хорошо сочетаются с колокольнями церквей, одинаково свято оберегая чувства всех верующих.(исполняется русский народный танец и казахский танец «камажай»)

Ученик (в казахском костюме) читает стихотворение астраханского поэта М. Утежанова

Два языка я имею,- словно два сердца имею!

Обеими ими дышу,

Обеими ими живу.

               Два языка я имею,

               Словно крыла два имею:

             Мне с ними мечта по плечу,

             С обеими к ней лечу.

Я баловень двух языков,

Я чту их не меньше богов,

В них песен моих полет,

Искусство мое в них живет.

               И два языка, словно мать,

               Лелею, храню и люблю…

               Но когда малышу надо спать,

               На родном языке я пою.

(исполняется песня на казахском языке «Гульдер» и на русском языке русская народная песня «Комарики»)

Ученик 1

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Ученик 2

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства открылись мне,

И мир открылся в них.

Ученик 3

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горе и ненастье,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Ученик 4

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой,

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой.

Ведущий 1

Каждый человек при рождении получает имя. А что такое имя? Название, наименование, слово? Имена должны быть у всех: у каждого человека, зверя, птицы…Иначе запутаемся, не будем понимать, кто кого зовет, кто с кем дружит.

        Многие имена пришли к нам из далеких времен и от далеких народов, которые населяли тогда землю. Собраны они были и записаны в календари-месяцесловы. Заглянем в них.

Виктор - победитель

Юлия – пушистая

Иван – дар

Владимир – владеет миром

Константин -  твердый

Николай – победитель народов

Виктория – богиня победы

Ольга – святая

София – мудрая

Ведущий 2

А в казахском языке народы издавна, называя детей, старались выразить свои пожелания, мечты. Если мальчика называли Арыстан – значит, родители хотели, чтобы он был сильным, как лев. Дамир – да здравствует мир, Галим – ученый. Называя сына Ерполом, родители словно напутствуют его в жизнь, это имя переводится «будь отважным», а Бектур – «живи долго».

        Девочкам и сейчас дают имена, означающие нежность, красоту: Айсулу – красивая, как луна, Айгуль – лунный цветок, Гаухар – бриллиант, Бахыт – счастье, удача.

Ведущий 1

Русский язык – дивный, могучий, поющий, в нем вся она, наша Россия. В нем все дары её  и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность, и простор, и размах, и парение, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота! Все доступно нашему языку. А мудрость народа отражается в пословицах и поговорках. (Пословицы читаются на русском языке и переводятся на казахский)

Что посеешь, то пожнешь.

Куй железо, пока горячо.

Лучше меньше, да лучше.

Сын берет пример с отца, дочь – с матери.

Землю украшают нивы,  человека – знания.

Человек без родины, что соловей без песни.

Голову украшает её вид,

Глаза украшают лицо,

Слово украшает уста,

Пословицы украшают речь.

Ведущий 2

Русский язык – это язык острый, режущий мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

        Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…

Ученик 1

Судьбы моей заветная река

Течет меж двух родимых берегов.

Два берега – два чудных языка,

За них отдать всего себя готов.

Так и живу на солнечной земле,

Где прорастают  дружбы семена,

Где нераздельны дастархан и хлеб…

Два языка, а Родина – одна.

 

 

 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два языка, а Родина – одна!

При проведении данного мероприятия преследовались цели:            - показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из ...

сочинение «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна – Россия».

Два чувства дивно близкиенам,В них обретает сердцепищу:Любовь к родномупепелищу,Любовь к отеческимгробам.На них основано от века,По воле Бога самого,Самостоянье человека,Залог величия его....

Мать, как Родина, одна!

Разработка внеклассного мероприятия ко дню матери для коррекционных школ....

Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).

О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...

Классный час " У нас Родина одна, Мы- СТРАНА!"

Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 5-8 классах....