Сочинение по картине В.Васнецова "Аленушка"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Урок русского языка по УМК С.И, Львовой, В.В. Львова, 5 класс, рассчитан на 2 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение по картине В. Васнецова «АЛЕНУШКА»  

(урок развития речи (2часа) в 5 классе по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова)

ЦЕЛИ:

  1. Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте;
  2. Развивающая – формирование умения работать по плану; развитие устной и письменной речи;
  3. Воспитательная – воспитание любви к искусству слова, живописи.

Оборудование: портрет В. Васнецова, репродукция картины «Аленушка»

Доска:                                                                                                                            

     В.Васнецов в 1881 году

 создает свой шедевр – «Алёнушку»,

                                                                                                                                                          не то жанр, не то сказку, -

обаятельную лирическую поэму

 о чудесной русской девушке,

 одну из лучших картин русской школы.

И. Грабарь

  1. Введение. (Запись темы урока в тетрадь). С творчеством Виктора Васнецова мы уже знакомились на уроках литературы, изучая сказки. Много картин написано художником именно на сказочные сюжеты.
  1. Вспомните произведения В. Васнецова. («Царевна-Лягушка», «Иван - Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри» и др.)
  2. А почему, по-вашему, художнику так интересно было писать полотна именно по сказкам?
  3. Прочитайте текст упражнения 832 (учебник, часть 2) и найдите ответ на вопрос в тексте (он «жил в крестьянской семье среди простых людей, слушал их песни и сказки, сидя на посиделках при свете и треске лучины»)

2. Постановка цели. Сегодня на уроке мы будем работать с картиной В. Васнецова «Аленушка». Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытать проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление.

Игорь Грабарь, художник и критик, писал (см. эпиграф). Он относит «Аленушку» к одной из лучших картин, называет картину шедевром! Попробуем понять на основании чего И. Грабарь так высоко отзывается о полотне В.Васнецова.

3. Работа по картине:

  1. Рассмотрите репродукцию картины. Сюжет какой русской сказки она вам напоминает? («Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке»)
  2. Напомните коротко сюжет сказки.
  3. Есть от чего грустить Аленушке?

Безусловно, Виктор Васнецов, работая над картиной, помнил о сказке об Аленушке и братце ее, Иванушке, но по-своему, творчески претворил ее в живописи. «Аленушка, - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке (в окрестностях имения известного мецената С. Мамонтова Абрамцево), когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски и  одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее»

Как мы понимаем, девочка вовсе не выдумана художником, ее существование реально.

  1. Что поразило художника в этой простоволосой (т.е., без головного убора) девушке? («тоска», «одиночество», «печаль»)
  2. Как Васнецову удалось передать чувства, владеющие героиней? (этому помог пейзаж)

По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини.

  1. Как вы понимаете слова И. Долгополова? (ответы учащихся)
  2. Запишите в столбик те объекты (явления) природы, которые  изображены на картине? (пруд, небо, трава, лес, камень, день, Аленушка (как часть природы)
  3. Каким образом автор картины изображает их так, чтобы они тоже передавали состояние героини? (с помощью красок)
  4. Подберите к каждому записанному вами слову прилагательное, что оно как можно точнее характеризовало, определяло предмет, делало его выразительным.
  5. Дополните список словами-прилагательными из текста, который я вам зачитаю:

«Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Недвижен черный омут. Страшен дремучий лес. На берегу, на большом сером камне – Аленушка, сирота. Робко подступили к воде нежные тонкие осинки. Неласков омут. Колки зеленые стрелы осоки. Холоден, неприютен серый камень. Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая. Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, защебетали «малые пташечки – горьки-горюшечки», потекли унывные звуки тоски и печали. Может быть, слышит Аленушка плач Иванушки или донес ветер шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий, злой смех ведьмы.

  1. Составьте словосочетания из данных слов. Зачитайте получившиеся словосочетания.

Обратите внимание на то, что одно и то же явление природы может быть названо разными словами.

  1. Как называются слова, близки по значению, но различающиеся по написанию и звучанию? (синонимы)
  2. Какие синонимы можно использовать в сочинении? (пруд – вода – омут; лес – ельник – чаща – деревья; Аленушка – девочка – она – сиротинка; картина – полотно – произведение живописи - шедевр)

4. Композиция сочинения.

  1. Любая творческая работа предполагает как минимум 3 части, каждая из которых должны быть отделена от другой красной строкой, абзацем:
  1. Вступление (1-2 предложения);
  2. Основная часть (наибольшая часть сочинения, может в свою очередь включать подпункты, которые также должны быть отделены красной строкой);
  3. Заключение (1-2 предложения).
  1. О чем вы напишете во вступлении? (см. ПЛАН, пункт № 1,2 (стр. 100 учебника, 2 часть).
  2. Какие пункты планы отнесете ко 2 части сочинения? (№ 3,4)
  3. Чему посвящено должно быть, по-вашему, заключение? (отношение к картине, согласие или несогласие с тем, что картина действительно одна из лучших, желание увидеть настоящую картину и проч.)

5. Работа с черновиком. Работа со словарями (проверка  правописания, толкование непонятных слов)

6. Работа с чистовиком.

7. Д/З (по желанию): найдите репродукции картин В. Васнецова, укажите сюжетную связь с произведениями литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Сочинение по картине

презентация с детскими работами...

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Презентация к уроку развития речи...

Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...

Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь   Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б.   Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...