Правописание не с наречиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_s_narechiyami_na_o_i_e_dlya_kursov.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е.

Цели:

образовательные: 1) ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий;

 2) формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

3) учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи;

развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи;

воспитательные:  1) формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала;

2) формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием приемов технологии «Критическое мышление» (Ключевое слово; кластер; «зигзаг»; групповая дискуссия; «мозговой штурм»; взаимопроверка).

Оборудование: учебник для 7 класса под ред. М.Т.Баранова; Конверты с раздаточным материалом; «смешные мордашки, предназначенные для проверки усвоения материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова.

На доске записаны словосочетания:

Пребывать в неведенье;  неверный ответ; непросохшая земля; слушать не перебивая; писать неаккуратно; не друг, а враг; не трудный, а легкий; вовсе не случайно; не закончившееся вовремя собрание; не далеко, а близко; невежественный человек; не ответить на вопрос.

- Какая орфограмма нам встретилась во всех словосочетаниях? (Правописания не с разными частями речи).

- Объясните правописание не со словами.

- Правописание не с какой частью речи вы не смогли объяснить?  (Правописание не с наречием).

-Почему? (Незнакомы с правилом правописания не с наречиями).

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на  -о и -е).

Запись темы урока в тетради.

  1. Стадия осмысления.

3.1.Чтение правила на стр. 102

3.2.Работа в группах.

- Выписать из упражнения наречия

1 группа – наречия, не употребляющиеся без не;

2 группа – наречия с противопоставлениями;

3 группа – наречия, которые могут быть заменены синонимом;

4 группа – наречия со словами, усиливающими отрицание.

1

2

3

4

непрестанно

не крепко, а слабо

невежливо

нисколько не весело

невзрачно

не доверчиво, а с подозрением

неискренне

совсем не далеко

невежественно

не высоко, а низко

несерьёзно

ничуть не радостно

неуловимо

не хорошо, а плохо

неграмотно

вовсе не интересно

Устная проверка, с объяснением орфограммы.

3.3.Составление «Кластера».

НЕ с наречиями на –о и -е

                                 

Слитно

Раздельно

                                 

                             

В предложении есть противопоставление с союзом а.

Слово без НЕ не употребляется.

                                 

Если наречие в сравнительной или превосходной степени.

Если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…).

Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ.

                                   

                                 

                                     

3.4. «Ключевые слова». Работа в парах.

Каждой паре дается по наречию. Необходимо составить предложения, в которых данное наречие будет писаться с не слитно и раздельно.  

(Громко; глубоко; медленно; крепко; жарко; смело; легко; грустно; весело; торопливо).

«Корзина идей».

Запись на доске  составленных предложений. Затем отбор верных и неверных вариантов.

3.5. «Зигзаг».

Класс делится на две команды. Каждой команде дается  конверт, в котором  находятся разрезанные пополам предложения. Надо соединить части предложений и объяснить правописание наречий.

Задание дается на время (4 минуты) и скорость (чья команда быстрее справиться).

Предложения для первой команды.

  1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
  2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
  3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  4. Знакомство его далеко (не)приятное.
  5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  7. Он понял задание (не)сразу.
  8. Ученик выглядел (не)хуже всех.
  9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
  10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то  погибнем сами.

Предложения для второй команды.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.
  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
  8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
  9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.
  10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

Устная проверка. «Групповая дискуссия»: первая команда проверяет правильность ответов второй команды и наоборот.

       3.6. Выводы.

       - Озвучьте, когда не с наречиями пишется слитно, а когда – раздельно.

      4. Стадия рефлексии.

У каждого из вас на парте лежат смешные мордашки, пожалуйста, прикрепите их на правую половину доски, если уверенны, что усвоили эту орфограмму на “5”. Если вы считаете, что вам нужно ещё поработать над ней – на левую половину доски.

4.1. Домашнее задание.

§ 36 упражнения №223, №225.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание не с наречиями на-о, -е"

Цель урока: закрепить изученное о правописании не с наречиями на -о, -е и другими частями речи, развитие навыков работы в группе, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание любви к...

Правописание НЕ с наречиями

Правописание НЕ с наречиями...

Правописание НЕ с наречиями

Урок изучения нового материала...

Карточки по теме "Правописание производных предлогов, наречий"

Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся по отработке навыков написания производных предлогов....

Правописание НЕ с наречиями

обощающий тест по теме "Правописание НЕ с наречиями"...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-" в 6 классе

Данный документ представляет собой технологическую карту урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода  Л.Г.Петерсон. Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС...