Словарь по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему
В словаре собраны все термины, которые относятся к русскому языку. Очень удобно пользоваться при изучении новых правил, повторении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_po_russkomu_yazyku_polishchuk.doc | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Полищук Г.Е.
Аббревиатуры | - сложносокращенные слова. ДЦ – Детский центр |
Абзац | - отрезок текста от одной красной строки до другой, заключающий в себе несколько предложений, реже – одно предложение. В этом тексте 8 абзацев. |
Активный словарный запас | – слова, наиболее часто употребляемые в общении, понятные всем говорящим. Страна, солнце, телевизор. |
Акцентология | – раздел языкознания, в котором изучается ударение. Ударение изучается в акцентологии. |
Аллитерация | - звуковое средство выразительности, основанное на повторении согласных звуков. * Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой (А.Пушкин) |
Алфавит | – это буквы, расположенные по порядку. А, Б, В, Г, Д, … . |
Анафора | - фигура речи, основанная на повторении слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк. * Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. ( А.Пушкин) |
Антонимы | – слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению. Высокий – низкий. |
Антитеза | - фигура речи, основанная на контрасте, противопоставлении явлений и понятий. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая Ты и бессильная (Н.Некрасов) |
Архаизмы | – слова, являющиеся устаревшими названиями предметов, явлений, существующих и в современной действительности. Перст – палец, ланиты – щеки. |
Ассонанс | - звуковое средство выразительности, основанное на повторении гласных звуков. Скучно мне оттепель: Вонь, грязь, весной Я болен…. (А.Пушкин) |
Безличное предложение | – односоставное предложение, где нет и не может быть подлежащего. Пахнет почкою березовой, мокрым щебнем и песком. |
Безличные глаголы | – называют действия, состояния природы, которые происходят сами по себе без участия говорящего. Знобит, светает. |
Безударный гласный | – это гласный звук, на который не падает ударение; гласный безударного слога. Водá |
Бессоюзное предложение | - это сложное предложение, состоящее из 2 – х (и более) простых, соединенных между собой интонацией, а не союзами. * Я за свечку – свечка в печку. [ --- ] – [ ---]. |
Бессуффиксный способ образования слов | – образование слова без суффиксов. Синий – синь, бегать – бег. |
Будущее время глагола | – глаголы называют действия, которые будут происходить после момента речи, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком, и страна березового ситца не заманит шляться босиком. (С.Есенин) |
Будущее простое время глагола | – образуют глаголы совершенного вида при помощи личных окончаний. Состоит из одного глагола. Подпишу, подпишут. |
Будущее сложное время глагола | – образуются сочетанием глагола «быть» и инфинитива глагола несовершенного вида. Состоит из двух глаголов. несов.вид несов.вид Буду заниматься, будет заниматься. |
Буква | – это знак для обозначения звука (это то, что мы пишем). А, Б («бэ»), В («вэ»). |
Вводные слова | – это слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. Погода, к несчастью, испортилась. Кажется, дождю не будет конца. |
Вежливая форма обращения | – выраженная вводными словами пожалуйста, извините, всегда выделяется запятыми. Разрешите, пожалуйста, пройти. |
Вид глагола | – протекание действия во времени, в отношении его к результату, пределу; совершенный и несовершенный. |
Возвратные глаголы | – глаголы с суффиксом - ся, - сь. Улыбнуться, нестись. |
Вопросительное предложение | – спрашивает нас о чем-то, требует ответа. В конце ставится вопросительный знак. Когда наступит лето? |
Время глагола | – обозначает отношение времени действия к моменту речи; существует три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее. |
Второстепенные члены | – дополнение, определение, обстоятельство – поясняют главные члены или другие второстепенные члены, не входят в грамматическую основу предложения. какое? х Светит яркое солнце. |
Гипербола | - художественное средство, троп, основанное на преувелении. * Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский) |
Главное предложение | – независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения. х какие? Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. |
Главное слово | – слово, от которого задается вопрос, обозначается х. какая? х Деревянная шкатулка |
Главные члены предложения | - подлежащее и сказуемое – обозначают о ком или о чем говорится в предложении и что происходит; очень важные, без них не получится предложение. х х На небе зажглись звезды. |
Глагол | – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопрос что делать? что будет делать? что сделает? и другие. Бегать, прибежал. |
Глагол – связка | - это глагол, соединяющий подлежащее со сказуемым. Погода была хорошая. |
Глаголы в неопределённой форме | отвечают на вопрос что (с)делать?, оканчиваются на –ти, -ть, -чь и не имеют признаков ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Идти, петь, стричь. |
Глагольное словосочетание | – это словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом. х что? Рассказать историю. |
Гласная буква | - знак для обозначения гласного звука. Гласных букв в русском языке 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. |
Гласный звук | – звук, который можно тянуть; воздух при произношении не встречает преград; состоит из голоса. Гласных звуков 6. [а], [о], [у], [ы], [и], [э] |
Глухой звук | – звук, который состоит только из шума; голосовые связки не дрожат при произношении. [ф], [к], [п], [с], [щ] |
Градация | - фигура речи – основанная на постепенном возрастании или убывании чувств, мыслей, действий.
|
Грамматическая основа | – подлежащее и сказуемое. Дремлет лес. |
Грамматическая связь | – соотношение (соответствие) в числе, роде, падеже. х кого? Видеть друга (В.п.) |
Грамматическое значение слова | - это свойства (признаки) слова как части речи, например: молоко – предмет, ср.р., И.п., ед.ч. читал – действие, прош.вр., ед.ч., м.р., несов.в. |
Графика | – раздел языкознания, который изучает написание букв русского языка. |
Гротеск | Художественное средство, троп, основанное на предельном преувеличении, придающее образу фантастический характер.
|
Двойные союзы | - состоят из нескольких слов, которые связаны между собой, но оделены друг от друга другими словами: Как…так и, не только…но и. |
Двусоставное предложение | – предложение с двумя главными членами. Лес вдали глухо зашумел. |
Деепричастие | – это часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие предмета и отвечает на вопросы что сделав? что делая? х что делая? деепр. Папа лежал на диване, читая газету. |
Деепричастия несовершенного вида | - обозначают добавочное действие, происходящее одновременно с основным. Образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -а, -я. Читают – читая. |
Деепричастия совершенного вида | - обозначают добавочное действие, которое обычно предшествует основному действию, выраженному глаголом – сказуемым. Образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -вши, -в, -ши. Объяснить – объяснив, истечь – истекши. |
Деепричастный оборот | – это деепричастие с зависимыми словами, всегда является одним членом предложения (обстоятельством). х х Сунув руки в карманы, тихо посвистывая, Петр шел по берегу, у самой воды. |
Действие | – это то, когда что-то происходит, совершается. Ходить, думает. |
Действительные причастия | обозначают признак предмета, который сам совершает действие. Говорящий, улыбающийся. |
Действительные причастия настоящего времени | образуются от основы глагола настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (1 спр.), -ащ-, -ящ- (2 спр.). Пишут – пишущий (1 спр.), кричат – кричащий (2 спр.) |
Действительные причастия прошедшего времени | образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -вш-, -ш-. Рассматривать – рассматривавший. |
Деловой стиль | используется в деятельности государственных учреждений (законы, договоры, протоколы, заявления); характерны термины (постановление, протокол); устойчивые словосочетания (вынести постановление, принять решение). |
Диалектная лексика (диалектизмы) | – слова, которые употребляются людьми, живущими в одной местности. Козюля – змея, баз – двор, драники – буряки |
Диалог | – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки, и перед ними ставится тире. Если реплики сопровождаются словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек. Когда разговаривают двое, то это диалог. |
Дополнение | – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. . кому? х Мне нравится снежная зима. |
Дробные числа | – это числа, которые состоят из частей единицы. Две третьих, семь целых пять десятых. |
Жаргонная лексика (Жаргонизмы) | – слова, которые принадлежат специальной разновидности речи, характерной для людей, объединенных общими интересами, занятиями. Шпора (шпаргалка), пара (двойка). |
Зависимое слово | – слово, к которому задается вопрос от главного. х Деревянная шкатулка Шкатулка (какая?) деревянная – зависимое слово |
Заимствованные слова | – это слова, вошедшие в русский язык из других языков. Драма (греч.), портфель (фр.). |
Звонкий звук | – звук, который состоит из голоса и шума; голосовые связки при произношении дрожат. [б], [в], [г], [д], [н], [р] |
Звук | – это то, что мы произносим и слышим. [б], [в], [ч’] |
Звукопись | - звуковое средство выразительности, основанное на таком построении фраз, которое соответствует воспроизводимой картинке. Соловей : «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался» (И.Крылов) |
Звукоподражание | - подражание с помощью звуков языка звукам живой и не- живой природы * Когда гремел мазурки гром…..(А.С. Пушкин) |
Знак | – это условное обозначение чего-либо. +, -, а, о, т. |
| |
Идея произведения | - это то, ради чего написано произведение, к чему оно призывает. Это то, что хотел сказать автор. |
Изъявительное наклонение | – глаголы обозначают действие как вполне реальное и совершающееся в определенном времени (настоящем, прошедшем, будущем). Замечаю, принесут. |
Именное словосочетание | – главным словом выступают именные части речи (имя прилагательное, существительное, числительное, местоимение). какая? х Приятная новость. |
Именные части речи | - это части речи, которые изменяются по падежам. Существительное, прилагательное, местоимение, числительное. |
Имя прилагательное | 1) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? чей? Новый, нежный 2) это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Например: смелый, волчьи, красный. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. Имена прилагательные всегда стоят в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное, к которому они относятся. Падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, с ним связанного. с.р., И.п., ед.ч. х ср.р., И.п., ед.ч. Голубое небо Имена прилагательные могут быть в полной и краткой форме. Имена прилагательные имеют постоянный признак: они могут относиться к разряду качественных, относительных и притяжательных. |
Имя существительное | 1) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на Молоко, листва, друг 2) это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?: роща, ночь, стол. Имена существительные могут стоять в единственном и множественном числе и относятся к мужскому, женскому, среднему роду. Дуб, парта, поле. Имена существительные единственного числа имеют III склонения. |
Инверсия | - это обратный порядок слов в предложении Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням (А.Пушкин) |
Инфинитив (неопределенная форма глагола) | – глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? и имеющие окончания -ть, -ти. Бежать, брести. |
Ирония | - художественное средство, троп, основанный на осмеянии, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признак: двойной смысл – не прямо высказанный, а подразумеваемый. Откуда, умная, бредешь ты голова? ( И.А.Крылов) |
Исконно-русская лексика | – слова, которые появились в русском языке. Скворец, итог, сегодня, собака. |
Историзмы | – слова, называющие предметы, которые исчезли из употребления. Армяк, сбитень. |
Категория состояния | - это часть речи, обозначающая состояния живых существ, природы, окружающей среды. Мне грустно потому, что весело тебе. |
Качественные прилагательные | обозначают признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени: темный – темнее, сильный – сильнее. Качественные прилагательные имеют краткую форму: силен. Качественные прилагательные могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную. |
Книжная лексика | - слова, характерные для письменной речи. * бессмертие, стимул |
Количественные числительные | – числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество и число. Одиннадцать. |
Корень | – общая часть однокоренных слов, в которой заключено лексическое значение. Лиса, лисий, лисёнок. |
Косвенные падежи | - все падежи, кроме именительного, употребляются с предлогами и без них. Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. |
Красная строка | - отступ от начала строки. Предложение нужно было написать с красной строки. |
Краткие прилагательные (причастия) | отвечают на вопрос каков? Человек (каков?) силен. Работа (какова?) завершена. |
Лексика | – совокупность слов, которые входят в состав языка; все слова русского языка. Русский язык богат лексикой. |
Лексикография | – раздел языкознания, посвященный теории и практике составления словарей. |
Лексикология | – раздел науки, который изучает словарный состав языка: лексическое значение слов. Прояснение слов связано с лексикологией. |
Лексикон | – словарный запас человека. Лексикон у каждого человека разный. |
Лексическое значение слова | – это его основное значение, которое мы найдем в толковом словаре, смысл слова У некоторых слов несколько лексических значений. |
Лексический повтор | - фигура речи – намеренное повторение одного и того же слова. Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! (А.Блок) |
Лингвистика (языкознание) | - наука о языке. Изучая правила правописания, ты изучаешь лингвистику. |
Литота | - художественное средство выразительности, троп, основанное на преуменьшении (противоположность гиперболе) * Талия никак не меньше бутылочной шейки. (Н.Гоголь) |
Лицо глагола | – I лицо – обозначает действие говорящего; II лицо – обозначает действие собеседника; III лицо – обозначает действие предметов, не являющихся собеседниками. I – я - мы II – ты – вы III – он, она, оно – они |
Междометие | – это неизменяемая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи; служит для выражения определенных чувств и волеизъявлений, не называя их. Не является членом предложения. О! Ах! Ой! Чу! Увы! | ||||||||||
Местоимение | – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, отвечает на вопрос кто? что? чей? какой? и др. Я, они, тот, мой. | ||||||||||
Местоимение | – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения бывают 9 разрядов.
Я, мы (I лицо) Ты, вы (II лицо) Он, она, оно, они (III лицо)
Себя.
Некто, нечто, некоторый, кое-что, кое-какой, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, что-нибудь, сколько-то и другие.
Никто, ничто, ничей, нисколько, никакой, некого, нечего.
Мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их.
Тот, этот, такой, таков, такое, столько.
Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, другой, любой.
Кто, что, каков, чей, который, какой, сколько. | ||||||||||
Метафора | - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (троп). Костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, | ||||||||||
Метонимия | - вид тропа, в котором сближаются слова по схожести обозначаемых понятий, например: название профессии заменено орудием деятельности, перенос с населенного пункта на его жителей. * На улицы вышел весь Петербург. | ||||||||||
Многозначные слова | – слова, имеющие два или более лексических значений. Крыло (1. Орган летания у птиц; 2. Плоскость, служащая для образования подъемной силы самолета; 3. Боковая пристройка; 4. Вращающаяся лопасть колеса ветряной мельницы.) | ||||||||||
Модальные слова = вводные слова | - это часть речи, с помощью которой говорящий выражает свое отношение к тому, что он говорит. Верно, без сомнения, поистине, правда; вероятно, конечно, видно; кажется, пожалуй, … | ||||||||||
Монолог | - речь одного лица. Артист исполнял монолог. | ||||||||||
Морфема | – наименьшая значимая часть слова (корень, суффикс и т.д.). Морфема и часть слова – одно и то же. | ||||||||||
Морфемика | – раздел языкознания, в котором изучаются морфемы языка и морфемный состав слова. Части слова изучаются в морфемике. | ||||||||||
Морфемный разбор слова | – разбор, который устанавливает, при помощи каких морфем образовано слово. Схема морфемного разбора.
Образец письменного разбора. Глазной (прилаг.) Теплоход (сущ.) | ||||||||||
Морфология | – раздел науки, который изучает слово как часть речи. Все части речи изучаются в морфологии. | ||||||||||
Мягкий звук | – звук, при произношении которого кончик языка поднимается к нёбу. [л’], [к’], [й’], [ч’] | ||||||||||
Мягкий знак в глаголах на тся и ться | – проверяйте мягкий знак в конце глаголов по окончаниям вопросов. (что делать?) смеяться, (что делает?) смеется; (что делать?) умыться, (что сделает?) умоется. После шипящих в глаголах всегда пишется Ь знак. (Ты) поешь, встаешь, стричь. | ||||||||||
Назывное предложение | – предложение с одним главным членом – подлежащим, где утверждается наличие и существование предметов. Вот и лес. Тень и тишина. | ||||||||||
Наклонение | – обозначает отношение действия к действительности; повелительное, изъявительное, условное. | ||||||||||
Наречие | – это часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопрос где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? и другие. Завтра, быстро, неожиданно, впереди. | ||||||||||
Наречные словосочетания | – Словосочетание, у которого главное слово выражено наречием. как? х Совершенно секретно. | ||||||||||
Нарицательные существительные | – это существительные, которые обозначают общие названия предметов. Ёж, задача, город. | ||||||||||
Настоящее время | – глаголы называют действия, происходящие в момент речи, отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? Льются тучи, вьются тучи. | ||||||||||
Научный стиль | – используется в науке (учебники, статьи на научные темы); употребляются термины, полностью исключена эмоциональная лексика, употребляются сложные предложения. | ||||||||||
Начальная форма глагола (инфинитив, неопределенная форма) | - глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? Бежать, прилететь. | ||||||||||
Начальная форма имени существительного | - существительное в форме И.п., ед. числа. Кошка – И.п., ед.ч. | ||||||||||
Начальная форма прилагательного | - прилагательное в форме И.п., ед. числа, м.р. Высокий – И.п., ед. ч., м.р. | ||||||||||
Неизменяющиеся приставки | – это приставки, которые пишутся одинаково, независимо от произношения: В-, во-, до-, о- ,об-, от-, -ото, по-, под- и др. Подошел (хотя [падашол]) | ||||||||||
Неоднородные определения | – характеризуют предмет с разных сторон, если между ними поставить союз и, то смысл предложения изменится. х Мы купили новый дубовый стол. | ||||||||||
Неодушевленные существительные | – это слова, называющие предметы неживой природы, отвечают на вопрос что? (что?) аптека, поезд, виноград. | ||||||||||
Неологизмы | – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий. Брокер, дистрибьютор, менеджер. | ||||||||||
Неопределенная форма глагола | - глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? имеют окончания ть, ти, чь. Читать, идти, беречь | ||||||||||
Неопределенно – личное предложение | – односоставное предложение с одним главным членом – сказуемым в форме 3-го лица множественного числа. В России цену хлебу знают и нежно хлебушком зовут. | ||||||||||
Непарные глухие | – [х], [ч’], [щ’], [ц] - глухие звуки, у которых нет звонкой пары | ||||||||||
Непарные звонкие (сонорные) | – [й’], [л], [м], [н], [р] - звонкие звуки, у которых нет глухой пары | ||||||||||
Непарные мягкие | – [ч’], [щ’], [й’] - мягкие звуки, у которых нет твердой пары | ||||||||||
Непарные твердые | – [ж], [ш], [ц] - твердые звуки, у которых нет мягкой пары. | ||||||||||
Непарный звук | – у него нет пары; всегда глухой, всегда звонкий, всегда твердый, всегда мягкий. [х], [л], [щ’] | ||||||||||
Неполное предложение | – это такое предложение, в котором отсутствует один из членов предложения, и его можно восстановить из контекста. Не место красит человека, а человек – место. | ||||||||||
Непроизводные предлоги | – не образованы ни от каких частей речи: Без, в, у, на, до, за, о, от, под и др. | ||||||||||
Непроизносимые согласные (д, т, л, в) | – согласные, которые не произносятся, но пишутся. Солнце, чувство. | ||||||||||
Несклоняемые существительные | - это существительные, которые не изменяются по падежам, для всех падежей имеют одну и ту же форму слова. слушаю радио (В.п.), передать по радио (Д.п.). | ||||||||||
Несовершенный вид глагола | – глаголы отвечают на вопросы что делать? что делает? и обозначают действие без ограничения во времени, повторяющееся действие. Бежать, ехать, поёт. | ||||||||||
Несогласованное определение | 1) это определение, связанное с определяемым словом управлением или примыканием. х какое? какое? Это чувство застенчивости и легкого головокружения прошло. 2) это определение, которое связывается с определяемым существительным без согласования в роде, числе, падеже. х какому? Она подошла к дому бабушки. | ||||||||||
Нулевое окончание | – окончание, не выраженное звуком. Учебник . |
Обобщающее слово | При однородных членах предложения могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих перед ними однородных членов. Они называются обобщающими словами. Если в предложении есть обобщающие слова, то при перечислении перед однородными членами ставится двоеточие; после однородных членов перед обобщающим словом – тире. Мы собирали в лесу грибы: белые, подосиновики, подберезовики. (Грибы – обобщающее слово.) : , , . Белые, подосиновики, подберезовики – съедобные грибы растут в лесу. обобщающее слово , , . |
Обособление | – это выделение интонацией, запятыми оборотов, слов с целью придать добавочное сообщение к уже сказанному. Большинство поэтов, родившихся возле известных рек, привязывают свое творчество к ним, неоднократно пишут о реке своего детства. |
Обратный порядок слов (инверсия) | - измененный порядок слов в предложении. Например: обстоятельство, сказуемое, определение, подлежащее, … Со всех сторон горы неприступные. |
Обращение | – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. Вера! Иди сюда. Где ты, Вера, отдыхала? Вера, где ты отдыхала? ! . , , . , , . |
Обстоятельство | – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель действия предмета и отвечает на вопрос где? куда? зачем? Сегодня солнечный день. |
Общеупотребительная лексика | – это слова, которые используются всеми говорящими на данном языке. День, идти, четыре. |
Общий род | – существительные, которые в зависимости от пола того лица, которое они обозначают, могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду. м.р. ж.р. Такой тихоня – такая тихоня. |
Одиночное определение | - признак определяется одним словом. х Прочитанная книга. |
Одиночное причастие | Это причастие без зависимых слов. *Надвигающийся шум. |
Одиночные союзы | употребляются один раз: Но, чтобы, когда. |
Однозначные слова | – слова, обозначающие одно лексическое значение. Наконечник (небольшой, обычно остроконечный предмет, приделанный к концу другого предмета). |
Однокоренные (родственные) слова | – это слова, образованные от одного и того же корня. - это слова с одним корнем и лексическими значением. Рис – рисовая, но рисунок – рисую. |
Однородные определения | – характеризуют предмет с одной стороны, между ними можно вставить союз и и смысл предложения не изменится. х Голубые, красные, зеленые огни засверкали в небе. |
Однородные члены предложения | – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный… |
Однородные члены предложения | – члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть любые члены предложения. Между однородными членами предложения ставятся запятые. Перед союзами а, но запятые ставятся всегда. Перед одиночным союзом и запятая не ставится. Перед повторяющимся союзом и запятые ставятся. Если союз и соединяет пары однородных членов, то запятые ставятся между парами, например: Зеленели деревья, кусты, цветы, травы. ___ , ___ , ___ , ___ Зеленели деревья, кусты, цветы и травы. ___ , ___ , ___ и ___ Зеленели деревья, и кусты, и цветы, и травы. ___ , и ___ , и ___ , и ___ Зеленели деревья и кусты, цветы и травы. ___ и ___ , ___ и ___ |
Односоставное предложение | –простое предложение с одним главным членом. Топи да болота, синий плат небес. |
Одушевленные существительные | – это слова, называющие живые существа, отвечают на (кто?) мужчина, кот. |
Озаглавить | - придумать название. Текст нужно озаглавить. |
Окказионализмы | - авторские неологизмы * стрекозел ( В. Маяковский) Хилософия ( М.Горький) |
Окончание | – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и образования форм слова. Диван (нулевое окончание) – у дивана. |
Оксюморон | - фигура речи – сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. *Мёртвые души * Старый новый год |
Олицетворение | - художественное средство, троп, основан на том, что неживые предметы наделяются свойствами живых : дар речи, мышление и т.д * О чем ты воешь, ветер ночной, О чем ты сетуешь, безумный (Ф.Тютчев) |
Омографы | – слова, которые звучат по-разному, но пишутся одинаково. Замóк – зáмок, мукá – мýка. |
Омонимы | – это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Лук – растение, лук – оружие. |
Омофоны | – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Кампания – компания, плот – плод. |
Омоформы | – слова, которые совпадают в написании только в некоторых грамматических формах. Три – глагол, три – цифра. |
Описание | - тип речи, - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста – описания: зачин (общее представление предмета), серединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой? |
Определение | – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? чей? чья? какими? х Жёлтыми огнями загорелась осень. |
Определенно – личное предложение | – односоставное предложение с одним главным членом – сказуемым в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа. Иду по дороге. |
Определяемое слово (главное слово) | – слово, к которому относятся другие слова. х какие? Науки, чуждые музыке, были постылы мне. |
Определяемое существительное | – 1) Существительное, к которому относится причастный оборот, причастие. х какие? Звезды, ярко мерцающие. 2) Существительное, от которого задается вопрос к определению. х Ветер северный. |
Орфограмма | – правило; буква, которая пишется по правилу. а, и, у после шипящих: шина, жизнь, чудо. |
Орфографические словари | – словари, в которых дается правильное написание слов и их форм. Правильность написания слов проверяется по орфографическому словарю. |
Орфография | – раздел науки, который изучает правила написания слов. Правописание безударных гласных изучается в орфографии. |
Орфоэпические словари | – фиксируют слова, формы слов с указанием ударения и правильного произношения. Произношение слова указано в орфографическом словаре. |
Орфоэпия | – это раздел науки, который изучает правильное произношение слов. Красúвее или красивéе? |
Основа | – это часть изменяемого слова без окончания: рюкзак, нет рюкзаков. Неизменяемые слова состоят только из основы. Справа, хорошо, очень. |
Основная мысль текста (идея) | - это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. |
Относительные прилагательные | обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени, и краткой формы не имеют. Деревянный дом. Относительные прилагательные могут употребляться в переносном смысле, приобретая при этом качественное значение: золотое сердце. |
Падеж | – способ изменения существительных, показывающий связь данного слова с другими словами в предложении. В русском языке 6 падежей. Каждому падежу соответствуют определенные вопросы:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Падеж | - это признак существительного, обозначающий отношение предмета к другим предметам, действиям. Кататься (на чём?) на санках (П.п.); кататься (с чего?) с горы (Р.п.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параллельная связь предложений в тексте | - предложения, начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым. [ 1 ] . [2] , [3] . [4]. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параллелизм (синтаксический) | - фигура речи – приём, основанный на сходном построении предложений, строк, строф. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М.Лермонтов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парные (по звонкости - глухости) | – б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парный звук | – звук, который имеет пару по звонкости – глухости или твердости – мягкости. [б] [в] [г] [д] [ж] [з] | | | | | | [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паронимы | – слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Адресат – адресант, абонент – абонемент. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пассивный словарный запас | – слова, которые устарели или не получили широкой известности. Лапти, кафтан. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переносное значение | – это значение слова, которое возникает в результате переноса наименования одного предмета (действия, признака) на другой, сходный с ним; отображает связь с предметом не прямо, а через сопоставление. Гореть. (1. Быть в жару (больной горит); 2. Краснеть от прилива крови (щеки горят )). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переход слов из одной части речи в другую | - способ образования слов, когда слово переходит из одной части речи в другую и приобретает другое лексическое значение. Печь (сущ.), печь (глаг.). Столовая (прил.), столовая (сущ.). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переходные глаголы | – глаголы со значением действия, направленного на предмет. Сочетаются с существительным в В.п. без предлога. Ловить (что?) рыбу, любить (кого?) родителей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перифраза | 1) - троп, в котором название предмета, человека, явления, заменяется указанием на его признаки, наиболее выразительные. * Царь зверей ( вместо Лев) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) - это описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Врачи – люди в белых халатах. Альпинисты – покорители горных вершин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Побудительное предложение | – заставляет нас что-то сделать, призывает к чему-нибудь. В конце иногда ставится восклицательный знак (!). Берегите природу! Принесите, пожалуйста, воды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повелительное наклонение | – глаголы, которые выражают просьбу, приказ, побуждение к действию. Забудь, не ходи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повествование | - тип текста – рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом … и наконец). Построение текста: вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация (момент наивысшего накала событий), развязка (окончание в развитии событий). К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос: что произошло? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повествовательное предложение | – рассказывает нам о чем-нибудь, сообщает что-то. В конце ставится точка. На улице светит солнце. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторяющиеся союзы | употребляются в паре: Ни…ни, то…то, не то…не то. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подлежащее | – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? что?. Выражается существительным, числительным местоимением в именительном падеже и другими частями речи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подчинительные союзы | – союзы, которые связывают части сложноподчиненного предложения: когда, чтобы, хотя, несмотря на то что, так что. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полные прилагательные | отвечают на вопрос какой? х Человек (какой?) сильный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядковые числительные | – числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок при счете. Одиннадцатый, шестисотый. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок слов в предложении | Под порядком слов в предложении понимается взаимное расположение членов предложения (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены). Погода была чудесная. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительные союзы | - выражают отношения пояснения: именно, а именно, то есть, или (= то есть), как то и др. * Узнавание себя – это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предикативная связь | – связь между подлежащим и сказуемым. х х Я люблю лето. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлог | – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Предлоги: в, из, за, перед, на, под, к, у и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение | – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль. х х Летом я поеду на море. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложения по цели высказывания | - повествовательное, побудительное, вопросительное. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметом | в русском языке называется всё то, что отвечает на вопрос кто? что? (живая и неживая природа, явления, вещества, события, …). Огонь (что?), дружба (что?). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное времени | –зависимое предложение в СПП присоединяется словами когда, пока, едва, как только, с тех пор как и отвечает на вопросы: когда? как долго? с каких пор? поясняет сказуемое. Пока не взошло солнце, дышать было легко (когда?). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное изъяснительное | – зависимое предложение в СПП, которое отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к глаголу; присоединяется к главному при помощи союзов что, как, будто, чтобы; служит для передачи косвенной речи. х что? Я спросил у друга, когда мы пойдем гулять. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное места | – зависимое предложение в СПП, присоединяется словами где, куда, откуда, отвечает на вопросы: где? куда? откуда? Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное образа действия и степени | – зависимое предложение в СПП, поясняет сказуемое или обстоятельство образа действия; присоединяется союзами или союзными словами: как, сколько, что, чтобы, словно и др. и отвечает на вопросы как? каким образом? Речка так блестит и сверкает на солнце (как?), что глазам больно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное обстоятельственное | – зависимое предложение в СПП, которое имеет значение места, времени, цели, способа действия, условия и т.д. и отвечает на вопросы: где? куда? как? зачем? и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное определительное | – зависимое предложение в СПП, которое отвечает на вопрос какой? относится к члену главного предложения, который выражен существительным. Всегда стоит после слова, к которому относится. Можно заменить причастным оборотом. х какой? Я вошел в дом, который построили недавно. Я вошёл в дом, построенный недавно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное предложение |
что? х (Когда любовь придет,)[ не знаю.] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Каждый, (кто честен), встань с нами вместе.] [ _____ , ( ) , ]. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное причины | – зависимое предложение в СПП, которое указывает на причину того, о чем говорится в главной части и отвечает на вопросы отчего? почему?; присоединяется союзами потому что, так как, благодаря тому что, из-за того что. Все мечты и тревоги, все надежды приемлю, потому что всем сердцем я люблю эту землю. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное следствия | – зависимое предложение в СПП, которое указывает на следствие, вывод, вытекающий из главной части; присоединяется при помощи союза так что. Молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. [ ], (так что). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное сравнительное | – зависимое предложение в СПП, которое поясняет содержание главной части путем сравнения, присоединяется сравнительными союзами как, словно, будто, точно, подобно тому как. В лесу что-то страшно и глухо треснуло, будто сломалось большая сосна. [ ], (будто). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное условия | – зависимое предложение в СПП, которое обозначает условие возникновения действия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется союзами если, если бы, когда. Жизнь теряет ценность, когда у человека нет цели. [ ], (когда) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное уступки | – зависимое предложение в СПП, которое отвечает на вопрос несмотря на что? и обозначает условия, вопреки которым совершается действие. ( ), [ ]. Не смотря на непогоду, мы отправились в поход. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточное цели | – зависимое предложение в СПП, которое присоединяется словами чтобы, для того чтобы и др.; отвечает на вопросы зачем? для чего?, поясняет сказуемое и обозначает цель совершения действия. [ ], ( ). Мы остановились (зачем?), чтобы отдохнуть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Придаточные присоединительные | – зависимое предложение в СПП, в котором придаточная часть содержит дополнительные сведения, добавочные замечания, относящиеся к главному предложению; присоединяется союзами что, почему, отчего. Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново. [ ], (что). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Признак | – это то, чем один предмет отличается от другого (размер, цвет, форма, …) Большой, новый, умный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прилагательное | См. Имя прилагательное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прилагательные простой сравнительной степени | образуются при помощи суффиксов –е и –ее (-ей): моложе, длиннее, длинней и не изменяются ни по числам, ни по родам, ни по падежам. В предложении они являются сказуемыми. Этот пирог (каков?) слаще. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прилагательные составной сравнительной степени | состоят из двух слов и в предложении являются сказуемыми или определениями. Состоит из 2 – х слов. В этом году лето (какое?) более дождливое. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение | – это вид определения, выраженного именем существительным, которое согласуется в падеже с определяемым словом. И.п. И.п. Сынишка его, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примыкание | – связь слов в словосочетании, при которой зависимое слово является неизменяемым и присоединяется только по смыслу. Зависимое слово наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола. х как? Бежать быстрее. Бежал оглядываясь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Присоединительные союзы | - выражают отношение присоединения, т.е. служат для соединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания: да и, также, а также, тоже и др. Мама попросила убрать в комнате, а также сходить в магазин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приставка | – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. у, до, на, за, по, под, над, при Бежать – убежать, прибежать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приставочно-суффиксальный способ образования слов | – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса. Цена – прицениться. Окно подоконник. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приставочный способ образования слов | – образование слов при помощи приставки. Писать – переписать. Записать – отписать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Притяжательные прилагательные | обозначают принадлежность кому-либо и отвечают на вопросы чей? чья?: заячий выводок, волчье логово. Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных: заячья (притяжат.) избушка, заячья (качеств.) душа, заячий (относит.) след. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причастие | – это часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? какая? Едущий(который едет), знающий (который знает) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причастный оборот | – это причастие с зависимыми словами, всегда является одним членом предложения (определением). х какая? х с чего? Листва, опавшая с деревьев, кружилась под ногами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверочное слово | – слово, которым мы проверяем написание букв (гласных и согласных). Дуб – дубы, головá – гóловы. -проверочные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производные предлоги | – образовались путем перехода из других частей речи: Близ, вдоль, насчет, вроде, навстречу, в течение, вследствие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прописная (заглавная) буква | – это большая буква. Б, В, Г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просклонять | - это значит изменить слово по падежам. И.п. лиса Р.п. лисы Д.п. лисе В.п. лису Т.п. лисой П.п. о лисе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проспрягать | - это значит изменить глагол по лицам и числам. I Я иду мы идём II Ты идешь вы идете III Он (она) идет они идут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простая превосходная степень прилагательного | образуется при помощи суффиксов –айш-, -ейш-, -ш- и приставки наи-: глубочайший, красивейший, наивысший. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простое глагольное сказуемое | – это сказуемое, состоящее из одного глагола, в любом из трех наклонений. И с тихими тоски слезами ты вспомни первую любовь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простое предложение | – состоит из одной грамматической основы. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простые предлоги | состоят из одного слова: От, у, к, благодаря. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простые числительные | – имеют один корень: один, два, три. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просторечье | - слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью. *Болван, вертихвостка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Противительные союзы | - выражают отношение противопоставления, различия: а, но, да, однако, же, зато, а то. Березы все ещё горели, но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессионализмы | – слова, которые употребляются в профессии. Шприц, рецепт, диагноз. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прошедшее время | – глаголы называют действия, происходящие до момента речи и отвечают на вопросы что делал? что сделал? Имеют суффикс - л- Завершил, Завершал. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прямая речь | – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора. Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово пишется с большой буквы. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие, а после неё перед словами автора – запятая и тире (если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, то запятая не ставится). Наташа сказала бабушке: «Я сегодня получила пять». Мама спросила: «Вам много задали на дом?» «Ура!» - закричали ребята. А: «П». А: «П?» «П», – а. «П, – а, - п». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прямое дополнение | – это дополнение, которое относится к переходным глаголам и стоит винительном падеже без предлога; обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие. х чего? Ты хочешь меда, сын? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прямое значение | – основное значение слова, которое отражает непосредственную соотнесенность слова с называемым предметом. Деревянный стол (стол, сделанный из дерева). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публицистический стиль | – используется в периодической печати (газеты, журналы, выступления на радио и телевидении); употребляются фразеологизмы, сравнения, метафоры; наличие восклицательных и вопросительных предложений, обращений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пунктуация | – это раздел науки, который изучает знаки препинания и их расстановку в предложении. ., !, ? – изучает пунктуация. |
Разговорный стиль | – используется в разговорах в неофициальной (повседневной) обстановке; используется простые предложения, диалоги, обращения, прерванные (недоговоренные) предложения, различного рода вставки. |
Разделительные союзы | - выражают отношения чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли … ли, то … то, то ли … то ли, не то … не то. Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки. |
Разносклоняемые существительные | - это 10 существительных среднего рода на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь; при склонении имеют окончания 3-го склонения и 2-го склонения. На темени (П.п.), теменем (Т.п.), путём (Т.п.). |
Разноспрягаемые глаголы | – глаголы, которые имеют окончания разных спряжений. Хотеть, бежать. |
Распространенное обращение, приложение | - обращение, выраженное несколькими словами. о Свет мой зеркальце, скажи … |
Распространенное определение | - если при описании есть зависимые слова. х х Написанная интересно книга. |
Распространенное предложение | - предложение, в котором, кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член. Сегодня я гулял на улице. |
Рассуждение | - тип текста – изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения – перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль, то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение). В некоторых случаях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам – рассуждениям можно поставить вопрос почему? |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | - фигура речи – прием, используемый для усиления выразительности. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия. Какой русский не любит быстрой езды? |
Род | - понятие, говорящее о том, к какому из трёх видов относится слово. Это виды – мужской, средний, женский. Род существительного можно определить, подставив к нему слово: он «мой» - стол (м.р.), она «моя» - кошка (ж.р.), оно «моё» - окно (ср.р.). |
Самостоятельные части речи | – называют предметы, признаки, свойства, действия или указывают на них; имеют полное лексическое значение; в предложении являются главными или второстепенными членами (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, деепричастие). | ||||||||||
Связаны по смыслу слова | - это значит, что от одного слова к другому можно задать вопрос. х как? х откуда? какой? Лебеди стаей летели из холодной страны. | ||||||||||
Связь слов по смыслу | См. «Смысловая связь». | ||||||||||
Синекдоха | - троп, вид метонимии – состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного соотношения: часть вместо целого и наоборот. * Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) Швед, русский колет, режет, рубит. (А.С. Пушкин) | ||||||||||
Синонимы | – слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию; обозначают одно и то же, но отличаются оттенками значения. Алый, красный, багровый. | ||||||||||
Синтаксис | – это раздел науки, который изучает словосочетание и предложение. Все данные о предложении мы изучим в синтаксисе. | ||||||||||
Синтаксическая роль | - слово, как член предложения. Синтаксическая роль этого глагола – сказуемое. | ||||||||||
Сказуемое | – главный член предложения, который обозначает действие, признак подлежащего и отвечает на вопрос что делает? что сделал? каков предмет? Что с ним происходит? и другие. Выражается глаголом, реже прилагательным. Я учусь в седьмом классе. Девочка умна. | ||||||||||
Склонение | 1) Это изменение окончаний существительных по падежам. Дом, из дома, к дому. 2) Группа существительных с одинаковым окончанием. 1 скл., 2 скл., 3 скл. | ||||||||||
1 склонение | – существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я в И.п. Папа, Оля. | ||||||||||
2 склонение | – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п. Стол , поле, окно. | ||||||||||
3 склонение | – существительные женского рода с ь на конце. Тетрадь, ночь. | ||||||||||
Словарь | – книга слов. В каждом кабинете должно быть много словарей. | ||||||||||
Слово | – это единица языка, служащая для названия предметов, признаков, действий. Небо, синий, быстро - слова | ||||||||||
Словообразование | – раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Приставочный, суффиксальный, … | ||||||||||
Словообразовательные словари | – словари, в которых показывается, как образованы слова. Ход поход походка | ||||||||||
Словообразовательный разбор | – разбор слова, который предполагает установление, от какого слова, с помощью каких средств (морфем) и каким способом образовано слово. Схема словообразовательного разбора.
Образец письменного разбора. Дверной (прилаг.), дверной дверь (суффикс.) | ||||||||||
Словосочетание | – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. х где? какой? х Гулять в парке. солнечный день | ||||||||||
Слог | – это часть слова, на которые оно делится при произношении; звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Сколько гласных – столько и слогов – это знает каждый из учеников. Мама – 2 слога | ||||||||||
Сложение слов | – образование слова путем объединения двух или более основ. Теплоход, плащ-палатка. | ||||||||||
Сложное предложение | это предложение, состоящее из нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного на письме отделяются запятыми, причем запятые ставятся и перед союзом и. Опустел старый сад, и осыпались жёлтые листья. | ||||||||||
Сложное сказуемое | – обычно включает в себя три или более слов и имеет признаки разных типов сказуемых. Я решил начать заниматься спортом. | ||||||||||
Сложноподчиненное предложение | – сложное предложение, в котором одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано подчинительным союзом или союзным словом; состоит из двух частей – главной и зависимой. х что? Они говорили, что надо ждать сильных дождей. | ||||||||||
Сложносокращенные слова | – слова, образованные в результате сложения нескольких сокращенных основ. Колхоз – коллективное хозяйство, ООН – организация объединенных наций. | ||||||||||
Сложносочиненное предложение | – сложное предложение, в котором простые предложения являются равноправными по смыслу, существуют независимо друг от друга; от одного предложения нельзя поставить вопрос к другому; части сложного предложения связаны сочинительными союзами. Сверкнула молния, и вслед послышался резкий удар грома. | ||||||||||
Сложные предлоги | состоят из двух частей: Из-за, из-под, по-над, в течение | ||||||||||
Сложные слова | – слова, образованные в результате сложения полных основ. Лесостепь – лес + степь. | ||||||||||
Сложные числительные | – имеют два или несколько корней: пятьдесят. При склонении сложных числительных меняются оба корня: к пятистам, от пятисот . | ||||||||||
Служебные части речи | – это слова, служащие для выражения различных отношений между словами в словосочетании и предложении. Они не являются членами предложения (предлог, союз, частица). | ||||||||||
Смысловая связь | в словосочетании устанавливается по вопросу от главного слова к зависимому. В словосочетании одно слово зависит от другого. х как? Идти быстро. | ||||||||||
Собирательные существительные | – это существительные, которые обозначают совокупность однородных предметов, лиц, существ как единое целое. Листва, воронье, мебель. | ||||||||||
Собирательные числительные | – числительные, которые обозначают количество как одно целое. Двое, трое, четверо. | ||||||||||
Собственные существительные | – это индивидуальные наименования предметов. Москва, Баба Яга. | ||||||||||
Совершенный вид глагола | – глаголы отвечают на вопрос что сделает? что сделать? и обозначают действие, ограниченное какими-то пределами. Прибежать, заехать. | ||||||||||
Согласная буква | - знак для обозначения согласного звука. Согласных букв 21. «Бэ», «Вэ», «Гэ» и т.д. | ||||||||||
Согласный звук | – звук, при произношении которого воздух встречает преграды во рту (язык, губы, зубы); состоит из голоса и шума. [в], [м], [й] – согласные звуки | ||||||||||
Согласование | – связь слов в словосочетании, при которой зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное (отвечает на вопросы какой? какая? чьё? и др.). какой? х Деревянный стол (м.р., ед.ч., И.п.), папина комната | ||||||||||
Согласованное определение |
какое? х Голубое небо (ср.р., ед.ч, И.п.)
х м.р., ед.ч., П.п. Мы стояли на крутом берегу. | ||||||||||
Соединительные союзы | - выражают отношение перечисления: и, да (= и), и … и, ни … ни, тоже, также. Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. | ||||||||||
Сонорный звук = непарный звонкий | – звуки, в которых голос преобладает над шумом; их 5. [л], [м], [н], [р], [й’] | ||||||||||
Состав слова | – это сочетание его значимых частей (морфем). Подземный. | ||||||||||
Составная превосходная степень прилагательного | состоит из двух слов: самый красивый, самый глубокий. | ||||||||||
Составное глагольное сказуемое | – это сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола и инфинитива.
На темном небе начинали мелькать звезды. | ||||||||||
Составное именное сказуемое | – состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение). Семья была дружная. | ||||||||||
Составные предлоги | состоят из нескольких слов: Несмотря на, в связи. | ||||||||||
Составные числительные | – состоят из двух или более слов: шестьдесят два; двести сорок один. При склонении составных числительных меняются все слова: от шестидесяти двух, к двумстам сорока одному. | ||||||||||
Сочинительные союзы | – союзы, которые служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложносочиненного предложения: соединительные: и, да (= и), ни-ни, тоже (= и); разделительные: или, либо, то-то, не то – не то; противительные: а, но, да (=но), однако, зато (=но). | ||||||||||
Союз | – это часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союзы: и, а, но, да, что, когда, где и т.д. | ||||||||||
Союзные слова | - это относительные местоимения и наречия, которые выступают в роли союзов для соединения простых предложений в составе сложного; отвечают на вопросы и являются членами предложения (который, сколько, где, что и др.). х какой? Город, что стоит на горе. | ||||||||||
Специальная лексика | – это слова, употребляемые людьми определенной профессии, специальности. Циркуль, уравнение. | ||||||||||
Спряжение | 1) Изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Я иду, мы идем, вы идете, … 2) Группа глаголов с одинаковым изменением по лицам и числам. 1 спр., 2 спр. | ||||||||||
Сравнение | Парус, как чайка; желтый, как медь; степь, как море. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов) | ||||||||||
Средства грамматической связи предложений в тексте | - порядок предложений; порядок слов в предложении; интонация. | ||||||||||
Степень сравнения | – формы, которые обозначают признаки, присущие больше или меньше различным предметам. Широкий – шире. | ||||||||||
Стиль | – манера выражения мыслей. Художественный, публицистический, разговорный, официально – деловой, научный. | ||||||||||
Страдательные причастия | – обозначают признак предмета, который подвергается воздействию со стороны другого предмета. Разбитый, прочитанный. | ||||||||||
Страдательные причастия настоящего времени | образуются от основ глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов –ем- (1 спр.), -им- (2 спр.). несов.вид несов.вид Читают – читаемый (1 спр.), гонят – гонимый (2 спр.). | ||||||||||
Страдательные причастия прошедшего времени | образуются от основ инфинитива при помощи суффиксов –енн-, -нн-, -т-. Сделать – сделанный, принести – принесенный. | ||||||||||
Суффикс | – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Стол – столик, столовая. | ||||||||||
Суффикс - ся в глаголах | – это все, что осталось от местоимения себя. Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными. Перед суффик-сом -ся на конце глаголов единственного числа и глаголов неопределенной формы мягкий знак сохраняется. Моешь себя – моешься, мыть себя – мыться. | ||||||||||
Суффиксальный способ образования слов | – образование слова при помощи суффикса. Гриб – грибной. | ||||||||||
Существительные общего рода | - это существительные с окончанием –а (-я), которые относятся к мужскому роду и к женскому роду. Задира Таня (ж.р.), задира Андрей (м.р.). | ||||||||||
Существительное | См. Имя Существительное |
Твердый звук | – звук, при произношении которого кончик языка не поднимается к нёбу. [в], [ш], [ж], [т] |
Текст | - это несколько предложений, связанных общей темой. Текст можно озаглавить. |
Тема текста | - то, о чем говорится в тексте. Тема может быть широкая (Как я провёл каникулы) и узкая (Один из дней моих каникул). |
Термины | – слова, которые являются официально принятыми названиями понятий в науке, технике… Множитель, делитель (матем.), сказуемое, подлежащее (лингв.) |
Тип (вид) текстов | - описание, повествование, рассуждение. |
Толковые словари | – предназначены для объяснения лексических значений слов. В толковом словаре можно узнать лексическое значение слова. |
Троп | Употребление слова в переносном значении. К тропам относятся гипербола, гротеск, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет. |
Ударение | – выделение интонацией одного из слогов. На письме обозначается . Морóженое |
Управление | – связь слов в словосочетании, при которой главное слово требует от зависимого определенного падежа. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей. х что? Люблю лето (В.п.) |
Условное наклонение | – глаголы, которые обозначают желательность действия. Включил бы, написал бы. |
Устаревшие слова | – слова, вышедшие из активного употребления. Князь, верста. |
Уточняющие члены предложения |
Далеко, в лесу, слышался стук топоров.
уточнение На ветке, у самого ствола, спали, тесно прижавшись друг к другу, корольки. |
Фонетика | – раздел науки, который изучает звуки русского языка. [в], [г] – изучает фонетика |
Форма слова | - это изменение слова с помощью окончания по числам, родам, падежам, по лицам и т.д. Дом – дому, домá; Синий – синяя, синее; думаешь – думаю. |
Фразеологизм | 1) это устойчивое сочетание слов: бить баклуши = ничего не делать. 2) устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению. С гулькин нос – мало. |
Фразеология | – это раздел науки, который изучает фразеологизмы. «Не тяни резину» (делай быстро) – изучается во фразеологии. |
Художественный стиль | – используется в художественной литературе (проза и поэзия); употребляется эмоциональная лексика, фразеологизмы. |
Целые числа | – это числа, состоящие из единиц (не дробные). Два, сто, двести тридцать. |
Цепная связь предложений в тексте | - предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др. |
Частица | – это часть речи, которая вносит дополнительные оттенки значения. Частицы: не, ни, ли, же, бы, даже, лишь, вот |
Часть речи | – это группа слов по их значению (предмет, признак, действие, …). Существительное, предлог, местоимение, … |
Чередование звуков | – замена одного звука другим в разных формах одного и того же слова или родственных словах. Выберу – выбирать (е // и). |
Числительное | – часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок при счете и отвечает на вопрос сколько? какой? Десять, первый. |
Число | - это понятие, сообщающее, о каком количестве существительных мы говорим. 2 числа – единственное (когда предмет один – стол, кошка) и множественное (когда предметов больше, чем один – столы, кошки). |
Члены предложения | – это слова, из которых состоит предложение. Подлежащее, сказуемое, определение, … |
Шипящие | - звуки, которые произносятся с шипением. [ж], [ш], [ч], [щ] |
Экспрессивная разговорная лексика | - слова, характерные для разговорного языка. * Грязнуля, крикун, бородач. |
Эллипсис | - фигура речи, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла – в пепел, Грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский) |
Эпитет | - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Матушка – Волга, ветер – бродяга, |
Этимологические словари | – объясняется происхождение слов. Хочешь узнать, откуда слово, посмотри в этимологический словарь. |
Язык | – средство общения. Я знаю русский язык! |
Языкознание | - смотри «Лингвистика». |
Составитель: Полищук Г.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь антонимов русского языка
СЛОВАРЬ АНТОНИМОВг. Новосибирск | 2010 г.Автор:Ушаков О.Д.Редакция: Мандрик Р.А. (master@yaxy.ru)...
Краткий словарь паронимов русского языка
справочный материал для самостоятельной работы студентов...
Иллюстрированный словарь по русскому языку для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Для выполнения условия правильной устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы ...
Иллюстрированный словарь по русскому языку для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Для выполнения условия правильной устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы ...
Иллюстрированный словарь по русскому языку для 7 класса коррекционной школы VIII вида
Словарная работа необходима не только для формирования грамотного письма, но и для более глубокого понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный ...
Иллюстрированный словарь по русскому языку для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Для выполнения условия правильной устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы ...
Иллюстрированный словарь по русскому языку для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Для выполнения условия правильной устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы ...