ДОКЛАД Вострикова Л.М.
статья по русскому языку по теме
Выступление на тему:
Как научить думать и говорить связно на уроках русского языка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kak_nauchit_dumat_i_govorit_svyazno_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 536.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить думать и говорить связно на уроках русского языка?
СЛАЙД № 2
Современному обществу нужны думающие и грамотные специалисты. Подготовку специалистов осуществляет образование. Поэтому главной задачей современной школы является не только приобретение знаний, умений и навыков, но и формирование интеллектуальной, учебной и социальной компетентностей – в этом особенность современного качества образования.
Данной проблеме в процессе обучения отводится важное место. Для её решения необходимо, чтобы ученики не только получали знания, но могли рассуждать, решать проблемные ситуации с опорой на имеющиеся знания. Чтобы не просто запоминали изученное, а думали, анализировали, обобщали, устанавливали причинно-следственные связи.
СЛАЙД №3 Поэтому большинство заданий на уроках должно иметь не репродуктивный характер, а поисковый, творческий, заставляющий учащихся размышлять, связно, обоснованно, аргументировано выражать свои мысли, что и позволяет достичь нового уровня в качестве образования.
СЛАЙД №4 Существенную помощь в этом оказывает методика обучения средствами субъективизации. Её автор Г.А. Бакулина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ.
СЛАЙД №5 Главной целью данной методики является взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников.
СЛАЙД №6 Можно выделить следующие этапы урока.
- Мобилизующий этап
- Формулирование темы и цели урока
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Итог урока
СЛАЙД №7 Обычно урок, проводимый по данной методике, начинается с мобилизующего этапа. На его основе осуществляется аккумулирование имеющихся у детей знаний и опыта для решения новой проблемы. Предлагаемое задание настраивает учащихся на аналитическую деятельность, в ходе которой они приходят к противоречию между уже имеющимися знаниями и новым знанием.
Свои аргументированные рассуждения они оформляют как связный текст монологического характера.
СЛАЙД №8
Далее, обобщая свои «старые» знания и новую, «открытую», проблему, ученики формулируют тему урока в виде текста-рассуждения.
СЛАЙД №9
Д: - Терпеливый, артистичный, ленивый, агрессивный –
это прилагательные, характеризующие личность человека.
СЛАЙД №10
СЛАЙД №11
Также учащиеся определяют дидактическую цель данного урока.
Для этого сопоставляют тему урока с предложенной учителем опорной записью.
СЛАЙД №12
Основу опорной записи составляют ключевые слова и схемы некоторых языковых понятий, синтезирование которых обеспечивает формулирование учащимися цели урока связным текстом.
СЛАЙД №13
Работа над словарными словами имеет целью сначала представление нового словарного слова учащимися через решение логико-лингвистической задачи. Свои решения ученики выстраивают в виде связного текста, в конце которого называется выявленное ими словарное слово.
- После этого выявляется лексическое значение слова
через родо-видовое понятие, где дети доказательно обосновывают существенные признаки предмета, обозначенного данным словом.
- Затем учитель предлагает этимологическую справку по слову. Далее детьми осваивается орфография слова, т. е. ставится ударение, выясняется безударный гласный, который запоминается.
- Если в слове имеется ещё и другая орфограмма, то она также проговаривается. Затем слово вводится в активный словарь детей через выполнение различных логико-синтаксических заданий, активизирующих речемыслительную деятельность детей.
СЛАЙД №14
В работе над новым материалом ученики совместно с педагогом анализируют изучаемую проблему на конкретном лингвистическом материале. Ведётся конструктивный диалог, в ходе которого поэтапно детьми формулируются части правила или понятия, или алгоритма действий. Свою точку зрения учащиеся доказывают развёрнутым ответом-текстом.
В завершении дети сами делают вывод: формулируют правило или понятие, или алгоритм, которые затем сравниваются с правилом или определением понятия, или алгоритмом действий учебника.
СЛАЙД №15
При закреплении материала выполняются задания, направленные на развитие не менее четырёх психических качеств: памяти, внимания, мышления и речи. Дети устанавливают причинно-следственные связи, анализируют и синтезируют, обобщают, решая орфографические, фонетические, морфологические и синтаксические задачи.
Уровень сложности задач постепенно возрастает как на одном уроке, так и от урока к уроку. Обязательна работа с текстом, который не даётся в готовом варианте.
СЛАЙД №16,17
Ученикам предъявляется «заготовка», которую необходимо преобразовать определённым образом на основе анализа текста и дополнительного материала к нему:
таблиц, схем, формул так,
чтобы получился текст. Текст обязательно носит нравственно-познавательный характер, который привлекает внимание детей своим содержанием. К каждому тексту после его составления предлагаются три-четыре дополнительных задания по разным разделам русского языка.
Задания требуют концентрации внимания и способствуют углублению имеющихся знаний обучающихся.
Задания составлены с возрастающим уровнем сложности, что поддерживает интенсивность и активность интеллектуальной деятельности детей. В работе используется приём антиципации, который позволяет ученикам самим сформулировать задание на предложенном материале и спрогнозировать его результат.
СЛАЙД №18 В итоге работы учащиеся повторяют правило по памяти со своими примерами, которые ещё не звучали на уроке.
Ученики учатся доказывать свою позицию, анализируя материал и ответы товарищей.
Результатом работы по данной методике считаю повышение заинтересованности моих учеников в знании родного языка: дети с желанием выполняют различные аналитико-синтетические задания и сами, пользуясь приёмом антиципации, их составляют и решают, критически подходя к ответам товарищей.
СЛАЙД №19
Обучающиеся в моём классе внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и углубляет интеллектуальный уровень. Большинство детей без затруднений формулируют тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, лично-ориентированном уровне усваивать новый программный материал.
Мне самой интересно думать над решением предложенных автором методики логико-лингвистических задач, а также их составлять, открывать что-то ранее незамеченное. Данная методика как хорошая гимнастика ума не даёт мне стоять на одном месте, а заставляет постоянно самосовершенствоваться, углублять и обновлять свои имеющиеся знания. Стараюсь и своих учеников научить этому же, чем их приближаю к уровню современного качества образования.
Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Понятие «субъективизация» непосредственно связано с термином «субъект», его важнейший смысл — активное начало в человеке.Основными средствами субъективизации являются:
- систематическое использование антиципации почти на всех структурных этапах урока;
— целенаправленное развитие логического мышления учащихся;
— повышение речевой активности школьников
.Ребенку предоставляется право быть субъектом учебного процесса.
Урок с применением методики обучения средствами субъективизации развивается по определённым правилам
Правило 1. Требует от учителя предварительно
продуманных, чётко сформулированных вопросов и заданий, а от учащихся доказательных, развёрнутых ответов.
Правило 2. На любом этапе урока не следует
давать учащимся готовую информацию.
Правило 3. Необходимо предоставить учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, тему и цель урока и т.д. В этом
и заключается специфика каждого вида работы.
Правило 4. Не указанные школьниками действия восстанавливаются с помощью наводящих вопросов учителя.
Антиципация -
опережающее отражение окружающей действительности (предвиденье)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Л.Толстой в поэзии Федора Вострикова"
Методическая разработка была подготовлена на областной конкурс "Лев Толстой - философ и просветитель". В ней содержится материал о жизни и деятельности Л.Толтого в Алексеевском крае (Повол...
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Стоп! Снято!» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014
В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение начинающими журналистами газетного ремесла в ходе творческой деятельности. Программа ориентирована ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа креатива» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014
Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы. Школьные традиции являются тем звеном, которое объ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «БонЖур» (для учащихся 11-13 лет)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые...