ГИА С2.1
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Измайлова Лидия Николаевна

ГИА С2.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia_s2.1.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Измайлова Л. Н.

Тема: Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе.

Основные задачи:

  1. Повторение и обобщение материала по пунктуации.
  2. Отработка навыков при написании сочинения-рассуждения.
  3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.  

         

1)Учитель: Вспомним и обобщим материал по пунктуации.

Пунктуация - это 1) система знаков препинания и 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

В школе изучается десять знаков препинания. Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков. Знаки препинания обеспечивают понимание предложения и текста.

Принципы русской пунктуации

-смысловой

-структурный

-интонационный

Знаки препинания  делятся на отделительные и выделительные.

Отделительные знаки препинания

Знаки завершения относятся к отделительным. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются для отделения каждого предложения от последующего и  для оформления отдельного предложения как законченного.

Отделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Они нужны, чтобы текст был более понятным.

Выделительные знаки препинания

 Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение, а так же прямую речь.

Выделительными знаками препинания являются запятая; тире; восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выделительные знаки препинания требуют особой интонации.

Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.

В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль отделения, когда отделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, отделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой. Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками.

 

2) Вспомним строение текста типа речи рассуждение (Тезис - аргументы - вывод).

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Напоминаем, что нужно выполнить только одно из заданий С2.1 или С2.2. и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. Задание выполняется на отдельном листе аккуратным, разборчивым почерком. Объём около 50 слов.

1. Рассмотрим компоненты текста типа речи рассуждение:

а) отработка навыков при написании сочинения-рассуждения, выстраиваем тезис;

б) подбор аргументов доказательства;

в) умение делать вывод.

Тезис – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис должен быть чётким и ясным, остаётся неизменным на протяжении всего доказательства.

Аргумент – это доказательство, приводимое в поддержку тезиса.

Вывод - это итоговая, заключительная часть текста.

2. Определяем функции знака препинания (смысловая, интонационная).

Словарная работа.

Функция - роль, значение, предназначение. Выполнять функцию – играть роль, иметь значение, нести в себе.

3.Использование вводных слов при аргументации, при выводе?

Аргументы                                            Выводы

Во-первых                                            Таким образом

Например                                             Словом

Во-вторых                                             Значит

К примеру                                             Итак

4.Практические материалы  для подготовки к написанию сочинения-рассуждения.

1.Алгоритм написания сочинения-рассуждения:

-определяю исходный тезис

-привожу два аргумента

-делаю вывод.

С чего начать?

-Без знаков препинания на письме обойтись невозможно.

-В письменной речи использование знаков препинания необходимо.

-Форма вопрос-ответ.

Как привести аргументы?

-У знаков препинания существуют различные функции.

-Приведём доказательства этому примерами из текста.

-Какой из этого следует вывод?

 

-Знание пунктуации помогает  чётко передать и понять смысл написанного.

-Знание пунктуации помогает правильно выразить свои мысли и понять чужие.

5.Модель сочинения – рассуждения на тему «Зачем нужны знаки препинания?»

   В русском языке десять знаков препинания. Нужны ли они? Конечно, знаки препинания нужны в письменной речи или без знаков препинания обойтись невозможно.

   В этом легко убедиться. Функция смысловая. Во-первых, знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного или того, что хотел сказать автор. Они делят текст на смысловые части, указывают на структуру предложения. (Приведём пример из текста). Во-вторых, знаки препинания могут подчеркнуть эмоциональную окраску написанного, эмоциональное состояние героев. (Приведём пример из текста).

  Таким образом, мы убедились, что знаки препинания нужны.

6.Работа с текстом. Прочитайте текст. Какие материалы могут вам помочь в написании сочинения.

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(3)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

_(4) Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает … (6)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

_(9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

_(10)Дальняя родственница.

_(11)Но кем она все же тебе приходится? (12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

(13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

_(16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться. (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо, - сказал приезжий.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

_(21)Вечером вы узнаете о результатах, - сказал нам папа.

_(22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, - сказала мама. –(23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

_(24)Или всё плохо, - бодро сказал Игнатий.

_(25)Это исключается! – тихо сказала мама. – (26)Я уверена…

-(27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, - попросил я.

 (28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался.

 (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика.

 (32)Наконец мы её дождались: позвонил папа. (33)Обычно бабушка не любит , когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу:

_(35) «Этого диагноза у Игнатия нет. (36)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» - сказала бабушка.

 (40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода .(42)Тогда я радостно заорал:

_(43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

  (48)В школе мы часто пишем сочинения на тему «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз на писал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз – что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий_ – что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.

 (51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52) «Но как это здорово, - думал я,- выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53) “Он будет жив… и здоров. (54)Не волнуйтесь…”» (По А. Алексину)

   

 

IV. Написание сочинения. Напишите сочинение - рассуждение на тему «Зачем нужно тире?». Прочитайте текст, найдите и приведите 2 примера из текста, укажите разные функции тире, укажите номера предложений или применяйте цитирование.

Используемая литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011. «Интеллект-Центр», 2011.