Обобщающее повторение частей речи.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
В ЕГЭ по русскому языку много заданий, основанных на знаниях частей речи. Данный урок построен на повторении морфологии с опорой на синтаксис и лексику. В конце урока проводится компьютерное тестирование в программеMyTestEditor.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchee_povtorenie_chastey_rechi.doc | 45 КБ |
obobshchayushchee_povtorenie_chastey_rechi.ppt | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее повторение частей речи
Цели: Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Морфология», закрепление навыков правописания разных частей речи.
Обучение тестированию на компьютерах.
Ход урока
1Работа по теме урока с интерактивной доской.
А) Анализ предложения
Вставьте пропущенные знаки препинания, начертите схему предложения, объясните слова с пропущенными буквами.
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к меньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н.Гоголь)
В каком значении употреблено слово «сыны»(Защитники, войны)
-Объясните расстановку знаков препинания.
(Когда = - ), (что - =), [ - = ], (у которого =): [ - = ], [- = и = ].
- Назовите виды связи.(подчинительная и бессоюзная)
- Перечислите виды придаточных.(времени, изъяснительное, определительное)
- Назовите виды подчинения (последовательное и параллельное)
2 Объявление темы урока
Мы сегодня обобщаем всё изученное о частях речи
Итогом урока будет оценка ваших знаний во время заключительного тестирования на компьютерах.
Итак, на какие две группы можно разделить части речи?(самостоятельные и служебные)
- По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы.(Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения)
-Составьте обобщающую схему «Части речи», приведите примеры из записанного вами предложения и дополните своими примерами.
- Слова каких частей речи встречаются в записанном вами предложении.
Составляется список частей речи:
Существительное(мать, сыны, меньшому, чертах, лица, нежности, стремя, седлу, отчаянием, глазах, рук)
Глагол (увидела, сели, кинулась, выражалось, схватила, прилипла, выпускала)
Местоимение (её, она. которого, какой-то, его, своих)
Наречие (более?)
Союз ( когда, что, и)
Частица (не, уже?)
Предлог( на, к, у, в, за, с, из)
( Слова из предложения с помощью интерактивной доски перетаскиваются в таблицу)
- Какие из выписанных слов могут являться и другой частью речи?
- Как называются такие явления в русском языке?(омоформы)
Итак, что такое омоформы?
Совпадающие в звучании формы одного слова или разных слов называются грамматическими (морфологическими) омонимами, или омоформами.
3 Проверка домашнего задания
Вам было задано на дом найти примеры с омоформами, объяснить их значение и отнести к части речи.
Например, из стихотворения Я.Козловского
Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей.
(Стаю- форма буд. времени от глагола стаять; форма сущ. «стая» в вин. падеже ;
Голубей- форма сравнительной степени от прилагательного «голубой» и форма мн.ч.,Род. пад от. существительного «голубь»)
4 Создание проблемной ситуации
Итак, умение определять и различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием многих частей речи.
Правописание каких частей речи можно легко смешивать?
(Союза чтобы и местоимения что с частицей бы)
На доске таблица
слитно | раздельно |
чтобы | что бы |
тоже | то же |
причём, притом | при чём, при том |
итак | и так |
-Кто может прокомментировать примеры, отображённые на доске?
Также следует отличать правописание имён существительных с предлогами от правописания производных предлогов
Сущ. с предлогом | Произв. предлог |
в течении русла | в течение года |
в продолжении рассказа | в продолжение недели |
в следствии по делу | вследствие засухи |
быть в виду | ввиду коллектива класса |
на встречу с подругой | навстречу ветру |
провели в заключении | в заключение речи |
поставить на счёт | поговорили насчёт |
4 Закрепление изученного материала и итоговое тестирование (работа по группам)
Сейчас мы с вами будем работать по группам
Одна группа будет отрабатывать материал на правописание предлогов и союзов(самостоятельная работа по карточкам) , другая группа будет проходить тестирование на компьютере по всему разделу «Морфология», затем вы должны поменяться. То, что вы не доделаете, будете доделывать дома.
5 Рефлексия
Итак, мы с вами обобщили сегодня на уроке всё изученное о частях речи.
А сейчас я вас попрошу на листочках написать
- Определение какой части речи вызывает особое затруднение?
- Правописание какой части речи вызывает особое затруднение?
- Что уяснили для себя на сегодняшнем уроке?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Морфология», закрепление навыков правописания разных частей речи. Обучение тестированию на компьютерах
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к меньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих.
Схема предложения (Когда = - ), (что - =), [ - = ], (у которого =): [ - = ], [- = и = ].
Проверим Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих. (Н.Гоголь)
части речи служебные самостоятельные
Существительное Глагол Местоимение Наречие Союз Частица Предлог мать, сыны, коней, меньшому, чертах, лица, нежности, стремя, седлу, отчаянием, глазах, рук увидела, сели, кинулась, выражалось, схватила. прилипла, выпускала, её, она, которого. какой-то, она, его, она. его, своих более когда, что, и, и уже, не на. к, у, в, за, к. с, в. из
Снег сказал: -Когда я стаю ,(от гл.стаять в форме 1 лица, буд.времени) Станет речка голубей , (от прил.голубой в форме сравн. степени) Потечёт, качая стаю (от сущ. стая в форме Вин.пад.) Отражённых голубей . (от сущ. голубь в форме Род. пад.мн.числа) омоформы
Проверка домашнего задания
Правописание омоформ слитно раздельно чтобы что бы тоже то же причём, притом при чём, при том итак и так
Правописание предлогов Сущ. с предлогом Произв. предлог в течени и русла в течени е года в продолжени и рассказа в продолжени е недели в с ледстви и по делу вс ледстви е засухи быть в в иду вв иду коллектива класса на в стречу с подругой нав стречу ветру провели в заключени и в заключени е речи поставить на с чёт поговорили нас чёт
Практическая работа (по группам) 1 Выполнение упражнения 2 Компьютерное тестирование
Рефлексия Определение какой части речи вызывает особое затруднение? - Правописание какой части речи вызывает особое затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающее повторение частей речи
Материал целессобразно использовать на обобщающих уроках по морфологии...
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение по теме «Имя существительное как часть речи»
Обобщающий урок в 5 классе, направленный на систематизацию и обобщение знания детей о существительном как части речи ,на закрепление знании категории рода и числа, на развитие у школ...
конспект урока "Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи».
Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред...
Конспект урока на тему «Повторение частей речи в русском языке и их форм».
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Презентация к уроку обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное как часть речи".
Презентация может использоваться в качестве сопровождения фрагмента урока, поможет повторить и закрепить материал, изученный по данной теме....
Раскраска "Повторение частей речи"
для обобщения материала по морфологии...