Внеклассное мероприятие "Срочно нужен переводчик"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Филиппова Анна Леонидовна

Конкурсная программа для учащихся 8-9 классов о молодежном сленге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vneklassnoe_meropriyatie_Srochno_nuzhen_perevodchik.rar199.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Верхне-Колчуринская СОШ»

Срочно нужен переводчик

Конкурсная программа

о молодёжном сленге

(для учащихся 8 — 9 классов)

                                                           

Учитель  русского языка и литературы

 Филиппова А.Л  

2009 год        

Цель:

— показать роль языка в жизни человека и в жизни общества;

— прививать любовь и бережное отношение к родному языку;

— воспитывать культуру речи.

Оформление зала: плакаты с высказываниями о русском языке, портреты авторов.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

 А.И.Куприн.

«Перед вами громада — русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...»

Н.В.Гоголь.

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

А.Н.Толстой.

Оборудование:

• В. Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка»;

• задания для команд;

• роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»;

• комплект карточек;

• «монолог»

• афоризмы, пословицы.

Ведущий. Начнём сегодня нашу встречу с философского вопроса. Что такое счастье?

Ученик. Счастье — это когда тебя любят, видеть рядом сияющие глаза мамы.

Ученица. Счастье — это когда тебя понимают, когда можно поговорить по душам.

Ведущий. Действительно, хорошо, когда тебя понимают. А вы всегда можете найти общий язык с друзьями, родителями, учителями? Если нет, хотите ли вы научиться понимать свои переживания и чувства окружающих? Я думаю, что да. Четко передать информацию друг другу нам помогает язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача — помогать людям, понимать друг друга при общении, в общих делах. Язык — это не только слова, но и строй мыслей. Что значит строй мыслей? А то, что за каждым словом таится широкий спектр различных понятий, образов, ассоциаций. Скажем, за словом «дом» для русских скрываются одни образы, а для индейцев — другие. Хотя в чем—то они похожи, поскольку обозначают жилище. Теперь давайте посмотрим, какие ассоциации вызывает слово «крутой». Раскроем словарь Даля. (Берем книгу.) С одной стороны, «крутить» — это «начальствовать в доме или деле». А с другой — «крутой», «крученый» означает «горячий, вспыльчивый, бешенный, взбалмошный, ветреный». А еще «крутить» значит лгать («не крути, говори прямо»). Как вам такой характер? Хотелось бы иметь такого друга? А ведь вы часто называете так друг друга и даже не подозреваете, что этими словами не только обижаете человека, но и даете определение его характера. С помощью конкурсных заданий попробуем сейчас разобраться в значении некоторых слов.

(Участники мероприятия разбиваются на две команды. После каждого конкурса определяется победитель, который получает жетон. В конце мероприятия подводятся итоги.)

Конкурс «Историки»

— Найдите значение популярных сегодня слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля. Составьте характеристику человека, используя значения этих слов.

Задание для 1-й команды.

— Найдите значения слов «лох», «клевый».

(Клёвый — хороший, пригожий, красивый, добротный; выгодный иди полезный.

Лох — простак, которого легко обмануть).

Задание для 2-й команды.

— Найдите значения слов «хмырь», «шустрый»

Шустрый — бойкий, расторопный, тёртый, бывалый, проворный, сметливый, ловкий.

Хмырь — увертливый, хитрый; грубый, злой.

Ведущий. Слушая речь молодых людей, взрослые подчас оказываются в положении иностранцев, над которыми можно иронизировать — все равно ничего не поймут. Предлагаю вам побыть в роли переводчиков.

Конкурс «Переводчиков»

— Каждая команда должна сделать литературный перевод следующих «монологов» своих сверстников.

Задание для 1-й команды.

«Прикинь, шнурки сегодня нарисуются на тусовку, а когда будут клубиться, тича ляпнет про наших анфисок; что обмочалились: пацаны клеиться стали! Черепа — с катушек, буркала на затылке, а другие препы разбухтяся, они и вовсе с дуба рухнут»

Задание для 2-й команды.

«Набухался в драбодан, разбухтелся, а этот пацан, типа, ещё к центровым чувакам, на сходняк тянет — а не в кайф. Разбил вчера морду у «копейки»— прикинь, три штуки ухлопал — вроде ништяк, а заколбасило, словно чердак снесло».

Ведущий. Говорят, что встречают по одёжке, провожают по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорил. Характеризует человека его словарь, т.е. сколько слов он знает - мало или много. Так, писатели И.Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев», решив создать образ примитивной мещаночки Эллочки Щукиной, прежде всего рассказали о её словаре. Она легко и свободно обходилась тридцатью словами. Образ Эллочки — Людоедочки стал символом крайне примитивного человека, и способствовал этому главным образом один признак — её лексикон.

Конкурс «Писатели»

-- Трое игроков от каждой команды, используя словарь героини романа «Двенадцать стульев», должны составить диалоги.

Задание для 1-й команды.

— Составьте диалог между Эллочкой, которая вернулась из-за границы, и её подругой.

Задание для 2-й команды.

— Составьте диалог между Эллочкой и её мужем после посещения кинотеатра.

(Каждая команда получает в помощь для выполнения задания роман И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

 Итоги подводятся после следующего конкурса.)

Ведущий. В то время, когда наши писатели выполняют свои задания, мы попытаемся составить свой бестолковый словарь.

Конкурс «Составители»

— Каждая команда получает два комплекта карточек. На одних — ключевые слова, на других — их значения. Попробуйте представить себе, как  эти. слова могли бы юмором растолковать ваши ровесники.

Задание для 1-й команды.

Примочка — клипсы;

слепень — скульптор;

штукатур — туристическая поездка за тысячу долларов;

маринад — прогулка по морю;

жатва — рукопожатие.

Задание для 2-й команды. 

Курятник — место для курения:

заскок — неожиданный визит;

оголиться - забить гол;

хамелеон — грубиян;

косинус — уборочная страда.

(Команды прочитывают составленные диалоги.)

Ведущий. Речь — это язык национальной культуры, «геральдика» языка. А эмблема, где нарушен даже едва заметный элемент, перестает быть эмблемой. Вспомним, ведь на промышленных подделках должно быть хоть одно отличие от названия фирмы. Меняется одна единственная буква в написании — и это уже сигнал внимание, подделка! Это международные правила, и если следовать им, то русский язык, употребляющийся в речи с ошибкой, это уже подделка, а значит, уже не русский язык.

Конкурс «Корректоры»

— Это задание будет заключаться в том, чтобы найти ошибки в известных афоризмах, пословицах, к исправить их. (Каждая команда получает карточки с заданиями.)

Задание для 1-й команды.

1. По одёжке встречают, а протянешь ножки, провожают (По одёжке встречают, по уму провожают).

2. Всяк кулик своё болото хулит. (Всяк кулик свое болото хвалит.)

З. Нет порока в своем отечестве (Своя земля и в горсти мила. Дым Отечества нам сладок и приятен).

4. Любо, но дорого. (Любо, но мило).

Задание для 2-й команды.

1. Ваять дурака. (Валять дурака.)

2. Яйца от курицы недалеко падают. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

З. Тише будешь — дальше уедешь. (Тише едешь — дальше будешь.)

4. За одним зайцем погонишься, двух уже не поймаешь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

Ведущий. Я надеюсь, что вы будете теперь бережно относиться к тем словам, которые произносите.

Ведь...

Слова бывают разные — то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово — утешение и слово — удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно грязные...

(В.Полторацкий. «Слово о словах»)

Пусть ваши слова находят отклик в сердцах других людей, и ни вам, ни им никогда не потребуется переводчик.

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа о молодёжном сленге для 7-х классов «Срочно нужен переводчик»

Эпиграф:Слова бывают разные –  то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение и слово – удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные . Е...

Внеклассное занятие "Всякому нужен обед и ужин"

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Формировать навыки приготовления пищи: пельмени....

Открытое внеклассное занятие по физическому воспитанию для учащихся 2-3 классов "Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен!"

Внеклассное мероприятие по физическому воспитанию для учащихся начальной школы "Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен!" поптроено с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с использованием ...

сценарий внеклассного мероприятия "Лермонтов.Поэт. Переводчик. Художник"

Тема: Лермонтов. Поэт. Переводчик. Художник.Участники: учащиеся 7 класса Цели классного часа:Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью и творчеством крупн...

Внеклассное мероприятие: Ток – шоу «Нужен ли химику Гомер?»

Сценарий внеклассного мероприятия проведенного в формате Ток- шоу "Нужен ли химику Гомер?"...

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Твой выбор нужен нашей стране"

Внеклассное мероприятие на тему «Твой выбор нужен нашей стране» разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача, учителей ОО, адаптировать данную категорию детей ...

Внеклассное мероприятие по теме "КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ (Ночные ведьмы) 9-11 кл"

Внеклассное мероприятие по теме "КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ (Ночные ведьмы) 9-11 кл" проведено в рамках недели иностранны языков.На отборочном этапе предлагался опубликованный здесь фрагмент....