МЕтодическая разработка внеклассного мероприятия "С.А.Есенин между прошлым и будущим"
методическая разработка

Данная разработка будет полезна учителям русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sherstenikina.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«С.А. Есенин между прошлым и будущим»

Методическая разработка

2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Основная часть……………………………………………………………..6
  3. Рекомендации по использованию методической разработки.................10
  4. Список использованных источников……………………………………11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое направление: литературная гостиная

Тема: «С.А. Есенин между прошлым и будущим».

Актуальность методической разработки связана:

  1. с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части формирования национальной цели «Возможность для самореализации и развития талантов» по следующим целевым показателям: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
  2. с реализацией нацпроекта «Образование» в части целевого показателя: «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; в части целевого показателя: «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»: профориентационный потенциал мероприятия;
  3. с реализацией государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» в части работы по подпрограмме «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи на 2019-2024 годы»;
  4. с реализацией Стратегии воспитания в РФ до 2025 в части апелляции к культурным и духовно-нравственным ценностям, сложившимся в процессе развития России.

Роль и место воспитательного мероприятия: мероприятие органично вписывается в программу развития МБОУ г. Иркутска СОШ №23 («Школа русской культуры») в части реализации проектов программы:

а) «Новая школа – новый учитель» – создание условий для моделирования образа будущего педагога на основании использования современных технологий, методов и приемов;

б) «Центр русской культуры» – знакомство с лучшими произведениями русской культуры и литературы.

При этом мероприятие может быть логично и последовательно вплетено в план воспитательной работы.

Целевая аудитория: 5-6 классы.

Цель разработки: формирование условий для обогащения духовного опыта обучающихся через знакомство с лучшими образцами русского художественного слова, осознание себя как части своей страны через русскую литературу, прививания любви к родной природе.

Задачи:

  1. построение внутренних взаимосвязей между уровнем культуры человека и его знаний о родной литературе;
  2. формирование теоретической базы в области творчества С.А. Есенина;
  3. реализация культурологической составляющей общего образования;
  4. выявление сущностных особенностей патриотической и природной лирики С.А. Есенина;
  5. создание ситуации успешности.

Тезисы:

  1. Методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие культурологического направления для обучающихся.
  2. Для знакомства предлагается патриотическая и природная лирика С.А. Есенина.
  3. Теоретический аспект методической разработки предполагает опору на биографические, литературоведческие источники.
  4. Собственно практический аспект предполагает развитие навыка анализа стихотворения, формирование собственного мнения, умения высказывать свою точку зрения по тексту и аргументированно обсуждать мнения иных людей.

Планируемые результаты мероприятия:

  1. 100% охват обучающихся 5-6 классов;
  2. обучающиеся получать возможность углубить знания о С.А. Есенина, его патриотической и природной лирике;
  3. обучающиеся продолжат формировать коммуникативные умения;
  4. обучающиеся получат возможность реализовать себя в качестве исполнителя, критика, биографа, литературоведа и исследователя.

Педагогическая технология: проектная технология и технология проблемного обучения.

Ресурсы:

Кадровые – учитель-предметник (куратор мероприятия, автор и разработчик идеи), руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы, классный руководитель, педагог-психолог заместитель директора по УР (методическая поддержка), педагог-библиотекарь (информационная поддержка), педагог-организатор (организационная поддержка, освещение в школьных СМИ).

Методические – методическая разработка, программа развития МБОУ г. Иркутска СОШ №23.

Материально-технические – компьютер, проектор, раздаточные материалы для работы в группе, портрет С.А. Есенина, лента времени.

Информационные – учебники по литературе, литературоведческие словари, сборники лирики С.А. Есенина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание: сценарий внеклассного мероприятия по творчеству С.А. Есенина в 5-6 классах. Сценарий включает обобщенный материал в форме воспитательного мероприятия, набор раздаточных материалов, а также список использованных источников и рекомендации по наиболее удачной реализации мероприятия.

Структура:

Мероприятие состоит из пяти этапов:

1. Приветствие.

2. Организационный – деление на команды (каждой команде достаются определенные функции и задачи);

3. Основной (игровой) – работа в группах;

4. Итоговый – подведении итогов, самоанализ и оценка выступлений других участников.

5. Рефлексия.

Сценарий мероприятия

Приветствие

Учитель литературы. Добрый день, дорогие участники нашей литературной гостиной! Здравствуйте, дорогие ребята – обучающиеся пятых и шестых классов. Разрешите поприветствовать вас на таком необычном и важном событии. Вы – дети, а, значит, – вы и есть будущее.

Но будущее без прошлого – бессмысленно. История учит нас новому ничуть не хуже педагога у школьной доски. Сегодня мы попробуем вернуться в прошлое и понять, насколько сейчас актуальна, например, литература, созданная в прошлых веках. Мы попробуем познать творчество С.А. Есенина, рассматривая его с разных сторон.

Вводящая дискуссия.

Учитель литературы. Как вы понимаете такое высказывание В. С. Чернявского: «Стихи его ударяли по сердцам лихостью отчаяния, бились безысходной нежностью и безудержной решимостью защищать кулаками и кровью свое право на печаль, песню и гибель»?

Обучающиеся. Предлагают свои варианты, объясняют свой выбор, высказывают свое мнение, дискутируют друг с другом.

Организационный этап

Учитель литературы. Спасибо за ваши идеи, мнения. Вы предлагаете самое разнообразное видение, и это замечательно. Но давайте все же подумаем: кто такой С.А. Есенин? Что выделяет его в ряду других замечательных русских поэтов? Какие виды его лирики мы сегодня рассмотрим особенно пристально? Я прошу вас разделиться на 5 команд.

Обучающиеся делятся на 5 команд: биографы, литературоведы, критики, исследователи и исполнители. Распределить обучающихся можно случайным образом либо по их желанию (однако в группу «Исполнители» лучше определять обучающихся, имеющих склонность к художественной декламации). Обучающиеся рассаживаются за столы своих команд (примерно 5-6 человек в одной группе).

Основной этап

Учитель литературы. Итак, наши команды набраны. Литературная гостиная открывается! Но прежде, чем мы начнем работу в русле нашей темы, предлагаю психологически настроиться. Предлагаю, во-первых, осознать, в чем заключается особая тонкость работы с поэзией, а, во-вторых, даже попробовать себя в роли поэта.

Литературная игра «Найди рифму».

Цель такого упражнения – настроиться на необходимый лад, проникнуться высокой образностью художественного стиля. Каждой группе выдается по листку бумаги, на которых необходимо подобрать рифмы к словам. Например: лето – где ты; свечи – речи, крести – вести. Желательно, чтобы учащиеся сами подбирали рифмы, однако при затруднении можно помочь им. Выигрывает команда, первая нашедшая все рифмы.

Учитель литературы. Спасибо нашим группам за работу и интересные взгляды на подбор рифм. Действительно, рифма – это то, что часто встречается в поэзии. Однако, как вы думаете, только ли рифма делает стихотворение стихотворением? Что еще должно быть в поэзии?

Обучающиеся выдвигают гипотезы, записывая их на доску: чувство, ритм, переживание героя, любовь, восторг, глубокая печаль и т.д.

Учитель литературы. Да, действительно, мы видим, что поэзия – это не только веселые рифмы. Давайте попробуем немного поглубже понять, что такое поэзия.

Каждой команде раздаются рабочие листы, учебники по литературе, литературоведческие словари. Обучающиеся в группе прорабатывают материал, заполняя рабочие листы, ищут материалы в учебниках, словарях и Интернете.

Пример рабочего листа

Рабочий лист группы _____________________________________________

Что такое поэзия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как, по Вашему мнению, можно доказать актуальность лирики в наше, такое «прозаичное» время?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучающиеся защищают свои Рабочие листы, рассказывают, задают вопросы другим группам.

Дискуссия.

Учитель литературы. Спасибо за работу, ребята. Вы проделали огромный труд и действительно продемонстрировали глубину вашей мысли. Теперь давайте продолжим работу в группах. Каждая группа сегодня у нас работает в определенном русле, что поможет нам в целом лучше осознать особенности творчества С.А. Есенина.

Обучающиеся в группах работают по отдельным заданиям. Помощь им оказывает, при необходимости, учитель литературы. Затем каждая группа презентует свой материал.

Биографы: основные вехи жизни и творчества С.А. Есенина.

Литературоведы: особенности творчества поэта.

Исполнители: художественное чтение примера патриотической и природной лирики.

Критики: фрагменты критической литературы о С.А. Есенине.

Исследователи: актуальность творчества С.А. Есенина в наши дни.

Итоговый этап

Учитель литературы. Отличная работа! Давайте организуем Круглый стол и обсудим, что удалось, а что нет, подведем итоги проведенного мероприятия.

Круглый стол.

Обучающиеся: делятся впечатлениями о том, как отрабатывали свои материалы в группах, оценивали выступления других. Высказывают, какие трудности были обнаружены. Приходят к выводу о том, что творчество поэта актуально по сей день, а любовь С.А. Есенина к природе и родной стране понятно и в наше время, все так же отзываясь в сердцах слушателей, как раньше.

Рефлексия

Учитель литературы. Давайте вернемся к нашей игре в рифмы и вспомним, что мы решили, что поэзия – это не только набор созвучных слов. Но теперь, вооружившись как теоретическими положениями наших замечательных биографов и литературоведов, так и вдохновившись художественной декламацией наших исполнителей, давайте подумаем и ответим, как же нам ответить на главный вопрос нашей сегодняшней встречи: где же место поэзии С.А. Есенина в нашей импровизированной ленте времени? Придумайте и запишите то, что, на ваш взгляд, является главным в определении этого места. В своих суждениях постарайтесь опираться на весь опыт, который получили сегодня.

Обучающиеся пишут свои идеи на листках бумаге и прикрепляют их ленте времени на доске.

Учитель литературы. Отлично, наша лента времени готова. Хорошо, что в в основном вы считаете, что творчество поэта актуально, а его место не между прошлым и будущим, а, конечно же, в настоящем. (назвать идеи, которые написали дети).

Думаю, наша Литературная гостиная состоялась, вы весьма продуктивно поработали. Спасибо всем за неподдельный интерес и живое участие! И помните: «Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.!» (П.Б. Шелли).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

  1. Методическая разработка реализуется в рамках уроков, посвященных творчеству С.А. Есенина.
  2. Методическая разработка предполагает углубление знаний, полученных на уроках литературы: то есть, необходимо подключать дополнительные материалы, рассматривать те произведения, которые не были охвачены в рамках уроков.
  3. При желании и необходимости количество команд быть увеличено (например, за биографию могут отвечать две команды, можно разделить команду исполнителей на команды по исполнению патриотической лирики и исполнению стихотворений на тему природы).
  4. При организации мероприятия можно предложить обучающимся не самим добывать информацию для рабочего листа, а дать им краткий конспект, из которого они будут искать сведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вспоминая о Сергее Есенине. Сборник. Изд. 2-е. – М.: Моск. рабочий, 1975.
  2. Прокушев Ю.Я. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Современник, 1985.
  3. Эвентов И.С. Сергей Есенин: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Воронова О.Е. Духовные искания Сергея Есенина: книга для учителя : К 100-летию со дня рождения С. А. Есенина, 1895-1995 / О. Е. Воронова ; Ком.по образованию и молодеж. политике Администрации Ряз. обл., Рязань Молодеж. курьер 1995.
  5. Решетова А.А. От конференции – к методическому форуму (межрегиональная научно-практическая конференция «Слово. Словесность. Словесник», 10-11 апреля 2015 г.) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. №2 (47). URL:
  6. Лифанова Е. С. Духовные традиции в русской литературе (на материале лингвокультурологического анализа стихотворения С. А. Есенина «Не ветры осыпают пущи…») // Русистика. 2007. №2. URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества.рассказывающий о сзверствах фашизма в годы войны....

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества, рассказывающий о страданиях советского народа в годы войны....

"Есть только миг между прошлым и будущим..."

Создание оптимальных возможностей творческого развития детей, их гражданского становления на уроке. Работа над вопросами:1. Что такое жизнь?2. В чем смысл жизни?3. Как ее надо прожить?4. Правила повед...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (деловая игра между родителями, педагогами и учениками) «Мы – за единство!»

ТЕМА: «Мы – за единство!» ЦЕЛЬ: Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами, родителями и учениками на основе принципа единства. ЗАДАЧИ: 1. Организация совместной деятельности педаго...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

Разработка и презентация к классному часу по подготовке к ЕГЭ "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Экзаменационный период-самый сложный в жизни человека. Психологическое состояние во многом определяет успешность прохождения этого периода....