МЕтодическая разработка внеклассного мероприятия "С.А.Есенин между прошлым и будущим"
методическая разработка
Данная разработка будет полезна учителям русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«С.А. Есенин между прошлым и будущим»
Методическая разработка
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Основная часть……………………………………………………………..6
- Рекомендации по использованию методической разработки.................10
- Список использованных источников……………………………………11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое направление: литературная гостиная
Тема: «С.А. Есенин между прошлым и будущим».
Актуальность методической разработки связана:
- с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части формирования национальной цели «Возможность для самореализации и развития талантов» по следующим целевым показателям: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- с реализацией нацпроекта «Образование» в части целевого показателя: «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; в части целевого показателя: «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»: профориентационный потенциал мероприятия;
- с реализацией государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» в части работы по подпрограмме «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи на 2019-2024 годы»;
- с реализацией Стратегии воспитания в РФ до 2025 в части апелляции к культурным и духовно-нравственным ценностям, сложившимся в процессе развития России.
Роль и место воспитательного мероприятия: мероприятие органично вписывается в программу развития МБОУ г. Иркутска СОШ №23 («Школа русской культуры») в части реализации проектов программы:
а) «Новая школа – новый учитель» – создание условий для моделирования образа будущего педагога на основании использования современных технологий, методов и приемов;
б) «Центр русской культуры» – знакомство с лучшими произведениями русской культуры и литературы.
При этом мероприятие может быть логично и последовательно вплетено в план воспитательной работы.
Целевая аудитория: 5-6 классы.
Цель разработки: формирование условий для обогащения духовного опыта обучающихся через знакомство с лучшими образцами русского художественного слова, осознание себя как части своей страны через русскую литературу, прививания любви к родной природе.
Задачи:
- построение внутренних взаимосвязей между уровнем культуры человека и его знаний о родной литературе;
- формирование теоретической базы в области творчества С.А. Есенина;
- реализация культурологической составляющей общего образования;
- выявление сущностных особенностей патриотической и природной лирики С.А. Есенина;
- создание ситуации успешности.
Тезисы:
- Методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие культурологического направления для обучающихся.
- Для знакомства предлагается патриотическая и природная лирика С.А. Есенина.
- Теоретический аспект методической разработки предполагает опору на биографические, литературоведческие источники.
- Собственно практический аспект предполагает развитие навыка анализа стихотворения, формирование собственного мнения, умения высказывать свою точку зрения по тексту и аргументированно обсуждать мнения иных людей.
Планируемые результаты мероприятия:
- 100% охват обучающихся 5-6 классов;
- обучающиеся получать возможность углубить знания о С.А. Есенина, его патриотической и природной лирике;
- обучающиеся продолжат формировать коммуникативные умения;
- обучающиеся получат возможность реализовать себя в качестве исполнителя, критика, биографа, литературоведа и исследователя.
Педагогическая технология: проектная технология и технология проблемного обучения.
Ресурсы:
Кадровые – учитель-предметник (куратор мероприятия, автор и разработчик идеи), руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы, классный руководитель, педагог-психолог заместитель директора по УР (методическая поддержка), педагог-библиотекарь (информационная поддержка), педагог-организатор (организационная поддержка, освещение в школьных СМИ).
Методические – методическая разработка, программа развития МБОУ г. Иркутска СОШ №23.
Материально-технические – компьютер, проектор, раздаточные материалы для работы в группе, портрет С.А. Есенина, лента времени.
Информационные – учебники по литературе, литературоведческие словари, сборники лирики С.А. Есенина.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание: сценарий внеклассного мероприятия по творчеству С.А. Есенина в 5-6 классах. Сценарий включает обобщенный материал в форме воспитательного мероприятия, набор раздаточных материалов, а также список использованных источников и рекомендации по наиболее удачной реализации мероприятия.
Структура:
Мероприятие состоит из пяти этапов:
1. Приветствие.
2. Организационный – деление на команды (каждой команде достаются определенные функции и задачи);
3. Основной (игровой) – работа в группах;
4. Итоговый – подведении итогов, самоанализ и оценка выступлений других участников.
5. Рефлексия.
Сценарий мероприятия
Приветствие
Учитель литературы. Добрый день, дорогие участники нашей литературной гостиной! Здравствуйте, дорогие ребята – обучающиеся пятых и шестых классов. Разрешите поприветствовать вас на таком необычном и важном событии. Вы – дети, а, значит, – вы и есть будущее.
Но будущее без прошлого – бессмысленно. История учит нас новому ничуть не хуже педагога у школьной доски. Сегодня мы попробуем вернуться в прошлое и понять, насколько сейчас актуальна, например, литература, созданная в прошлых веках. Мы попробуем познать творчество С.А. Есенина, рассматривая его с разных сторон.
Вводящая дискуссия.
Учитель литературы. Как вы понимаете такое высказывание В. С. Чернявского: «Стихи его ударяли по сердцам лихостью отчаяния, бились безысходной нежностью и безудержной решимостью защищать кулаками и кровью свое право на печаль, песню и гибель»?
Обучающиеся. Предлагают свои варианты, объясняют свой выбор, высказывают свое мнение, дискутируют друг с другом.
Организационный этап
Учитель литературы. Спасибо за ваши идеи, мнения. Вы предлагаете самое разнообразное видение, и это замечательно. Но давайте все же подумаем: кто такой С.А. Есенин? Что выделяет его в ряду других замечательных русских поэтов? Какие виды его лирики мы сегодня рассмотрим особенно пристально? Я прошу вас разделиться на 5 команд.
Обучающиеся делятся на 5 команд: биографы, литературоведы, критики, исследователи и исполнители. Распределить обучающихся можно случайным образом либо по их желанию (однако в группу «Исполнители» лучше определять обучающихся, имеющих склонность к художественной декламации). Обучающиеся рассаживаются за столы своих команд (примерно 5-6 человек в одной группе).
Основной этап
Учитель литературы. Итак, наши команды набраны. Литературная гостиная открывается! Но прежде, чем мы начнем работу в русле нашей темы, предлагаю психологически настроиться. Предлагаю, во-первых, осознать, в чем заключается особая тонкость работы с поэзией, а, во-вторых, даже попробовать себя в роли поэта.
Литературная игра «Найди рифму».
Цель такого упражнения – настроиться на необходимый лад, проникнуться высокой образностью художественного стиля. Каждой группе выдается по листку бумаги, на которых необходимо подобрать рифмы к словам. Например: лето – где ты; свечи – речи, крести – вести. Желательно, чтобы учащиеся сами подбирали рифмы, однако при затруднении можно помочь им. Выигрывает команда, первая нашедшая все рифмы.
Учитель литературы. Спасибо нашим группам за работу и интересные взгляды на подбор рифм. Действительно, рифма – это то, что часто встречается в поэзии. Однако, как вы думаете, только ли рифма делает стихотворение стихотворением? Что еще должно быть в поэзии?
Обучающиеся выдвигают гипотезы, записывая их на доску: чувство, ритм, переживание героя, любовь, восторг, глубокая печаль и т.д.
Учитель литературы. Да, действительно, мы видим, что поэзия – это не только веселые рифмы. Давайте попробуем немного поглубже понять, что такое поэзия.
Каждой команде раздаются рабочие листы, учебники по литературе, литературоведческие словари. Обучающиеся в группе прорабатывают материал, заполняя рабочие листы, ищут материалы в учебниках, словарях и Интернете.
Пример рабочего листа
Рабочий лист группы _____________________________________________
Что такое поэзия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как, по Вашему мнению, можно доказать актуальность лирики в наше, такое «прозаичное» время?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучающиеся защищают свои Рабочие листы, рассказывают, задают вопросы другим группам.
Дискуссия.
Учитель литературы. Спасибо за работу, ребята. Вы проделали огромный труд и действительно продемонстрировали глубину вашей мысли. Теперь давайте продолжим работу в группах. Каждая группа сегодня у нас работает в определенном русле, что поможет нам в целом лучше осознать особенности творчества С.А. Есенина.
Обучающиеся в группах работают по отдельным заданиям. Помощь им оказывает, при необходимости, учитель литературы. Затем каждая группа презентует свой материал.
Биографы: основные вехи жизни и творчества С.А. Есенина.
Литературоведы: особенности творчества поэта.
Исполнители: художественное чтение примера патриотической и природной лирики.
Критики: фрагменты критической литературы о С.А. Есенине.
Исследователи: актуальность творчества С.А. Есенина в наши дни.
Итоговый этап
Учитель литературы. Отличная работа! Давайте организуем Круглый стол и обсудим, что удалось, а что нет, подведем итоги проведенного мероприятия.
Круглый стол.
Обучающиеся: делятся впечатлениями о том, как отрабатывали свои материалы в группах, оценивали выступления других. Высказывают, какие трудности были обнаружены. Приходят к выводу о том, что творчество поэта актуально по сей день, а любовь С.А. Есенина к природе и родной стране понятно и в наше время, все так же отзываясь в сердцах слушателей, как раньше.
Рефлексия
Учитель литературы. Давайте вернемся к нашей игре в рифмы и вспомним, что мы решили, что поэзия – это не только набор созвучных слов. Но теперь, вооружившись как теоретическими положениями наших замечательных биографов и литературоведов, так и вдохновившись художественной декламацией наших исполнителей, давайте подумаем и ответим, как же нам ответить на главный вопрос нашей сегодняшней встречи: где же место поэзии С.А. Есенина в нашей импровизированной ленте времени? Придумайте и запишите то, что, на ваш взгляд, является главным в определении этого места. В своих суждениях постарайтесь опираться на весь опыт, который получили сегодня.
Обучающиеся пишут свои идеи на листках бумаге и прикрепляют их ленте времени на доске.
Учитель литературы. Отлично, наша лента времени готова. Хорошо, что в в основном вы считаете, что творчество поэта актуально, а его место не между прошлым и будущим, а, конечно же, в настоящем. (назвать идеи, которые написали дети).
Думаю, наша Литературная гостиная состоялась, вы весьма продуктивно поработали. Спасибо всем за неподдельный интерес и живое участие! И помните: «Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.!» (П.Б. Шелли).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
- Методическая разработка реализуется в рамках уроков, посвященных творчеству С.А. Есенина.
- Методическая разработка предполагает углубление знаний, полученных на уроках литературы: то есть, необходимо подключать дополнительные материалы, рассматривать те произведения, которые не были охвачены в рамках уроков.
- При желании и необходимости количество команд быть увеличено (например, за биографию могут отвечать две команды, можно разделить команду исполнителей на команды по исполнению патриотической лирики и исполнению стихотворений на тему природы).
- При организации мероприятия можно предложить обучающимся не самим добывать информацию для рабочего листа, а дать им краткий конспект, из которого они будут искать сведений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Вспоминая о Сергее Есенине. Сборник. Изд. 2-е. – М.: Моск. рабочий, 1975.
- Прокушев Ю.Я. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Современник, 1985.
- Эвентов И.С. Сергей Есенин: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
- Воронова О.Е. Духовные искания Сергея Есенина: книга для учителя : К 100-летию со дня рождения С. А. Есенина, 1895-1995 / О. Е. Воронова ; Ком.по образованию и молодеж. политике Администрации Ряз. обл., Рязань Молодеж. курьер 1995.
- Решетова А.А. От конференции – к методическому форуму (межрегиональная научно-практическая конференция «Слово. Словесность. Словесник», 10-11 апреля 2015 г.) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. №2 (47). URL:
- Лифанова Е. С. Духовные традиции в русской литературе (на материале лингвокультурологического анализа стихотворения С. А. Есенина «Не ветры осыпают пущи…») // Русистика. 2007. №2. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Между прошлым и будущим..."
Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества.рассказывающий о сзверствах фашизма в годы войны....

" Между прошлым и будущим..."
Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества, рассказывающий о страданиях советского народа в годы войны....

"Есть только миг между прошлым и будущим..."
Создание оптимальных возможностей творческого развития детей, их гражданского становления на уроке. Работа над вопросами:1. Что такое жизнь?2. В чем смысл жизни?3. Как ее надо прожить?4. Правила повед...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (деловая игра между родителями, педагогами и учениками) «Мы – за единство!»
ТЕМА: «Мы – за единство!» ЦЕЛЬ: Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами, родителями и учениками на основе принципа единства. ЗАДАЧИ: 1. Организация совместной деятельности педаго...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов
Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...
Разработка и презентация к классному часу по подготовке к ЕГЭ "Есть только миг между прошлым и будущим..."
Экзаменационный период-самый сложный в жизни человека. Психологическое состояние во многом определяет успешность прохождения этого периода....