Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа)
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ по бурятскому языку
В бурятском языке 36 букв: 12 гласных(аялганууд), 22 согласных(хашалганууд). Всего 48 звуков(абяанууд): 17 гласных и 31 согласный звук.
Аялганууд. Таблица гласных.
гласные | Мужские(эрэ) заднего ряда | Женские (эмэ) переднего ряда | Нейтральные (эрсэ) |
краткие | а, я, о, ё у | э, е, ү. | и, ю |
долгие | аа, яа, оо, ёо, уу | ээ, еэ, үү,ѳѳ | ии, юу, ы |
дифтонги | ай, ой, уй | эй. үй |
Закон гармонии гласных: Мужские и женские гласные не пишутся в одном слове, а нейтральные галасные пишутся и с мужскими, и с женскими гласными.
Исключения из закона гармонии гласных:
- Отрицательная частица –гүй, -дүй: ажалладаггүй, ошоодүй.
- Сложные слова: hайндэр(hайн үдэр), уржадэр и т.д.
- Окончания личного притяжания: -мнай,-тнай :эжымнай, эгэшэтнай.
Хашалганууд.
Согласные делятся на звонкие( хонгёо) и глухие (бүдэхи).
Звонкие: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р,й
Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, h, ц, ч, щ
Согласные мягкие(зѳѳлэн), если после них стоят гласные и, я,е,ё,ю и ь. В остальных случаях они твёрдые(хатуу).
Абяанууд.
Долгие гласные обозначают один звук. Если гласные я, е,ё,ю стоят в начале слова, или рядом с гласной, то они обозначают два звука: ерэхэ, ябая, ошоё.
Yе. Слог.
Сколько гласных в слове, столько и слогов: е-рэ-хэ, ном, о-шо-хо. Одно гласное или согласное не переносится на другую строку.
Структура предложения. Мэдүүлэл(предложение).
В бурятском языке фиксированный порядок слов в предложении: сказуемое ставится в конце предложения. Определение стоит перед определяемым словом, обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым. Обстоятельство времени и места может стоят в начале предложения.
Определение подлежащее дополнение обстоятельство сказуемое.
Асууhан мэдүүлэл.(Вопросительное предложение).
Если в предложении нет вопросительных слов, то в конце предложения пишется частица гү. Если в предложении есть вопросительные слова: ямар, хэн, юун, хэнэй, юунэй, хаана, хэзээ и т.д. , то пишется частица –б после гласной, частица бэ(раздельно) после согласной.
-Энэ шинии ном гү? Энэ хэнэй ном бэ? Хэн энэ ном уншааб?
Имя существительное ( Юумэнэй нэрэ).
Имена существительные бывают личные и неличные. Личные имена существительные обозначают только людей и отвечают на вопрос хэн? (багша, эмшэн) Неличные имена существительные обозначают неодушевлённые предметы и животных, отвечают на вопрос юун? (ном, нохой).
Нэрын падеж.(Именительный п.) - отвечает на вопросы хэн? юун? -без окончаний.
Хамаанай падеж.(Родит.п.)
отвечает на вопросы хэнэй? (кого? чей?) юунэй?(чего?) обозначают принадлежность предмета кому-либо, чему –либо.
основа на | Окончания | Примеры |
| -ай,-ой.-эй | Баярай, номой, гэрэй |
заднеязычный н | -гай,-гэй,гэй | Баярмаагай, киногой ангай |
2-3 согласные | -ын | багшын, Зоригтын пунктын |
| -иин | лагериин, Таниин |
| -н | нохойн, эжын, түриин |
Зүгэй падеж. (Дательно-местный п.)
Отвечает на вопросы хэндэ? (кому?), юундэ?(чему?), хаана?(где?) хэзээ?(когда?)
основа на | окончания | Примеры |
согласные л, м,н,ж,з | -да,-до,дэ | абада, эжыдэ, нохойдо номдо, гаражда |
| -та,то,тэ | класста, гэртэ |
Yйлын падеж.(Винительный п.)
отвечает на вопросы хэниие? (кого?) юуе? (чего?). юу? (что?)
Основа на | Окончания | Примеры |
1. гласные, согласные, -он(с выпадением) | -ые | багшые, Баярые, модые |
2.заднеязычный н | -гые | ангые |
3.-и, -я, -ин(с выпадением) | -иие | Таниие, мориие |
4.долгие гласные, дифтонги | -е | Баярмаае, нохойе |
Зэбсэгэй падеж. (Орудный п.)
Отвечает на вопросы хэнээр? (кем?) юугээр (чем?) хаагуур? (где?)
основа на | Окончания | Примеры |
| -аар,-оор,ээр, -ѳѳр | багшаар, карандашаар, нүхэрѳѳр |
заднеязычный н | -гаар, –гоор, -гээр | Баярмаагаар, нохойгоор, ангаар |
| -яар, -еэр, -ёор | Таняар, морёор |
Хамтын падеж.(Совместный п.)
Отвечает на вопросы хэнтэй?(с кем?) юунтэй? Юутэй? (с чем?)
основа на | Окончания | Примеры |
на все гласные и согласные | -тай, -той, -тэй | багшатай, Солбонтой. Эрдэмтэй |
Гаралай падеж.(Исходный п.)
отвечает на вопросы хэнhээ?(от кого?) юунhээ?(от чего? хаанаhаа? (из чего? откуда?)
основа на | Окончания | Примеры |
на все гласные согласные, кроме заднеязычного | -hаа –hоо, -hээ, -hѳѳ | багшаhаа, нохойhоо, нүхэрhѳѳ |
заднеязычный н | -гhаа, -гhээ | ангhаа, дэнгhээ |
Олоной тоо. Множественное число существительных.
основа на | Окончания | примеры |
б, в, г, д, з, м, н, п, с, ф, ц, х | -ууд, -үүд | номууд, шкафууд, цехүүд |
гласные и дифтонги, согласные ч, ш, щ, ж, л, р | -нууд, -нүүд | партанууд, миисгэйнүүд, гэрнүүд |
заднеязычный н | -гууд, -гүүд | ангууд, дэнгүүд |
неустойчивый н, суффиксы –гша, -ааша, слово нүхэр | -д | морид, hурагшад, эмшэд, нүхэд |
слова, обозначающие профессии, кроме тех, которые оканчиваются на н, родственников, местоимений | -нар,-нор,-нэр | багшанар, нагасанар, абанар, бидэнэр |
Тэмдэгэй нэрэ. (Имя прилагательное).
Отвечает на вопрос ямар? В бурятском языке имя прилагательное не имеет категории рода, числа, падежа, а имеет только степени сравнения.
Степени сравнения | Суффиксы | Примеры |
Сравнительная | -шаг,-шог,-шэг -бтар,-бтор,-бтэр -хан,-хон,-хэн | набтаршаг(невысокий), багашаг улаабтар (красноватый), ногообтор(зеленоватый) харахан(чёрненький), сагаахан(беленький) |
превосходная | эгээн (самый) тон (весьма) угаа (очень) | эгээн томо тон hайн угаа ута |
уб улаан(красный красный), хаб хара | уб улаан хасартай | |
бүхэhѳѳ бүхэ(крепче крепкого) томоhоо томо |
Yйлэ үгэ.(Глагол)
отвечает на вопросы юу хэнэб? яанаб? ?(что делает?) и имеет времена.
времена | Окончания | Примеры |
| -на, –но,-нэ | уншана, тоолоно, бэшэнэ |
| 1.недавно прош.вр. -ба,-бо,--бэ 2. давно прош.вр. а)-аа, -оо, -ээ,-ѳѳ, -яа, -ёо, -еэ б)-гаа,-гоо,-гээ,-гѳѳ(после дифтонгов и долгих гласных) | уншаба, тоолобо, бэшэбэ уншаа, тоолоо, бэшээ, хѳѳрѳѳ таряа, оёо, эдеэ. байгаа, гүйгѳѳ |
| -ха, -хо,-хэ | уншаха, тоолохо, бэшэхэ |
Причасти-глагольная форма, которая имеет признаки имени существительного (склоняется по падежам, числам), прилагательного и глагола (имеет времена).
причастия | суффиксы | Примеры | |
вневременные | Многократные | -даг, -дог, -дэг | уншадаг, бэшэдэг |
Однократные | -гша,- гшо, -гшэ -ааша,-оошо,-ээшэ -гааша,-гоошо,-гээшэ -яаша,-ёошо,-еэшэ | уншагша, бэшэгшэ уншааша,бэшээшэ, байгааша, гүйгѳѳшэ, баряаша, эдеэшэ | |
временные | прошедшее время | -аа,-оо,-ээ,-ѳѳ, -яа,-ёо,еэ | уншаа, оёо,бэшээ |
давнопрошедшее время | -нхай, -нхой,-нхэй | уншанхай,ошонхой | |
завершённое прошедшее время | -hан.-hон,-hэн байна | уншаhан байна, түрэhэн байна | |
будущее время | -ха,-хо,-хэ | уншаха, бэшэхэ,ошохо |
Деепричасти - неизменяемая форма глагола, которая не указывает на время. Деепричастие
выражает только побочное действие, предшествующее или происходящее одновременно с главным | ||
действием. Предложение заканчивать не может. | ||
Виды причастий | Окончания | примеры |
разделительное | -аад, -оод, -ээд, -ѳѳд, -яад,-ёод, еэд,-гаад,-гоод,гээд | уншаад, бодоод, табяад, оёод, байгаад |
соединительное | -жа,-жо,жэ | уншажа, оёжо, бэшэжэ |
предварительное | -мсаар,-мсоор,-мсээр | ябамсаар, ошомсоор, ерэмсээр |
последовательное | -халаар, -холоор, -хэлээр | ябахалаар, ошохолоор, ерэхэлээр |
предела | -тар, -тор, -тэр | ябатар, ошотор, ерэтэр |
продолжительное | - hаар, -hоор, -hээр | ябаhаар, ошоhоор |
попутное | -нгаа, -нгоо, -нгээ | ябангаа, ошонгоо |
предпочтения | -нхаар | ябанхаар, ошонхаар |
условное | -бал, -бол,-бэл | ошобол, ерэбэл |
слитное | - н | ябан, ерэн |
5 форм обращения.
имеют значения просьбы, приглашения, наставления, приказа, пожелания.
Обращение с просьбой.
Основа на | число | Окончания | примеры |
-а,-о,-э | ед.ч. мн. ч. | -ыш -ыт | шагныш шагныт |
дифтонг, долгий гласный | ед.ч. мн.ч. | -гыш -гыт | байгыш байгыт |
-и | ед.ч. мн.ч. | -ииш -иит | болииш болиит |
Пригласительная форма обращения.
основа на | окончания | Примеры |
все гласные и согласные | -я,-ё,-е | ябая, ошоё, эдеэлэе |
Наставительная форма обращения.
Основа на | число | Окончания | примеры |
-а,-о,-э, я,-ё,-е | ед.ч. мн. ч. | -аарай, -оорой,-ээрэй -аарайгты, -ооройгты | шагнаарай,ошоорой шагнаарайгты |
дифтонг, долгий гласный | ед.ч. мн.ч. | -гаарай, -гоорой,-гээрэй -гаарайгты | байгаарай байгаарайгты |
-и | ед.ч. мн.ч. | -яарай, -ёорой,-еэрэй -яарайгты, -ёоройгты | Баряарай баряарайгты |
Обращение с приказом.
основа на | число | Окончания | примеры |
основа глагола без окончания | ед.ч. мн. ч. | -гты | шагна,ошо, ерэ шагнагты, ошогты |
Намерительное обращение.
основа на | число | Окончания | Примеры |
основа глагола без окончания | ед.ч. | -hуу, -hүү | шагнаhуу, ерэhүү |
Тоогой нэрэ. (Имя числительное.)
отвечают на вопросы хэды(сколько?) хэдыдэхи?(который?)
числительные | Окончания | примеры |
количественные | - | нэгэн, хоёр |
порядковые | -дахи, -дохи, -дэхи | нэгэдэхи, хоёрдохи |
собирательные | -уулан, -уулаа, -луулан | гурбуулан, дүрбүүлэн |
приблизительное количество | -аад,-оод,-ээд, -яад,-ёод,-еэд,-гаад, -гоод гаран-более | арбаад, хорёод, зуугаад арба гаран |
Календарные числа, даты в бурятском языке пишутся без окончания, но переводятся как порядковые.
Түлѳѳнэй нэрэ. (Местоимение).
Лицо | число | местоимение | лично-предикативные частицы | Примеры |
1-е | ед.ч. | Би | -б (после гласного), -би (после согласного | уншанаб, уншадагби |
мн.ч. | Бидэ | -бди | уншанабди, уншадагбди | |
2-е | ед.ч. | Ши | -ш (после гласного), -ши (после согласного) | уншанаш, уншадагши |
мн.ч. | Та, таанар | -т (после гласного), -та (после согласного) | уншанат, уншадагта | |
3-е | ед.ч. | Тэрэ | - | уншана, уншадаг |
мн.ч. | Тэдэ | - | уншанад, уншадаг |
Личное притяжание
обозначает принадлежность предмета какому-либо лицу.
Лицо | число | окончание личного притяжания | примеры |
1-е | ед.ч. | -мни (после гласного), -ни (после согласного) | абамни, нүхэрни |
мн.ч. | -мнай (после гласного), -най (после согласного) | багшамнай, класснай | |
2-е | ед.ч. | -шни (после гласного и согласного) | багшашни, классшни |
мн.ч. | -тнай (после гласного и согласного) | абатнай, нүхэртнай | |
3-е | ед.ч. мн.ч. | -нь (после гласного), -ынь (после согласного), -иинь (после н) | абань, нүхэрынь, хүбүүниинь |
Безличное (возвратное) притяжание
показывает принадлежность того или иного предмета действующему лицу, то есть подлежащему в предложении.
- передаётся самостоятельно возвратным местоимением ѳѳрын, ѳѳрынгѳѳ
- передаётся через окончания безличного притяжания:
Падежи | Вопросы | окончания | Примеры |
Нэрын п.(Им.п.) | хэн? юун? | ||
Хамаанай п.(Р.п.) | хэнэйнгээ? юунэйнгээ? | -нгаа, -нгоо, -нгээ,-нгѳѳ | абынгаа, нохойнгоо |
Зүгэй п. (Дат.-м.п.) | хэндээ? юундээ? | - аа, -оо, -ээ,-ѳѳ, -яа,-ёо,-еэ | абадаа, нохойдоо, гэртээ |
Yйлын п.(В.п.) | хэнээ, юугээ? | -яа, -ёо. –еэ.-гаа,-гоо,-гээ | абаяа, эгэшэеэ. Эжыгээ |
Зэбсэгэй п.(Орудн.п.) | хэнээрээ? юугээрээ? | -аа, –оо, -ээ, -ѳѳ | машинаараа, хэлээрээ |
Хамтын п. (Совм.п.) | хэнтэйгээ? юунтэйгээ? | -гаа, -гоо, -гээ, гѳѳ -яа, ёо,-еэ | абатайгаа, номтойгоо, эжытэеэ |
Гаралай п. (Исходн.п.) | хэнhээн? юунhээн? | -н | ахаhаан, гэрhээн |
Дахуул үгэнүүд. (Послелоги).
В бурятском языке пишутся после зависимого слова: стол дээрэ-на столе
послелоги | перевод | примеры | |
соо дээрэ доро тухай руу ѳѳдэ | В на под о, об вниз вверх | употребляются с Вин. падежом | шкаф соо стол дээрэ орон доро эжы тухай хада руу хада ѳѳдэ |
хажууда, дэргэдэ саана, хойно наана, урда дунда | около, возле за перед между | употребляются с Родит.падежом | гэрэй хажууда, дэлгүүрэй саана басагадай дунда |
Аянгалhан үгэ(междометие).
Слова, обозначающие чувства и состояния:Оо! Аа! Татай! Пэй! Yү! Һүү!
Холбоо үгэ.(Союз)
Сочинительные союзы служат для связи слов и предложений.
А) соединительные: ба, болон(и): футбол ба баскетбол наадаха дуратайб.
Б) противительные: аад(но), теэд(однако же), харин(а), зүгѳѳр(но).
В) разделительные: гү, али (или): ошохо гүш, али үгы гү?
Подчинительные союзы служат для подчинения придаточного предложения главному:
Хэрбээ hаа(если, то), хада: Хэрбээ ерэхэ hаа, хэлээрэй.
Модальные слова.
Аргатай(имеет возможность), дуратай(любит), ёhотой(должны), хэрэгтэй(нужно)
Зүйр үгэ.(частица).
Виды частиц | Пишутся слитно | Пишутся раздельно |
| -б,-би,-ш,-ши, -бди, -т,-та | |
| -б | бэ, гү |
| -гүй, -дүй | |
| юм, ха юм, даа, мүн,бшуу, гээшэ. бэлэй, hэн (обозначают прош.время) | |
| -шье | |
| -л | Лэ |
Дайбар үгэ.(наречие)
Виды наречий | Вопросы | Наречия |
| яажа(как)? | гэнтэ, шүүд, арай гэжэ,hуга, бута, нэбтэ,таhа, ходо |
| хэзээ? | мүнѳѳ, мүнѳѳдэр, үглѳѳдэр, тугаар, тээсгэн |
| хаана? хайшаа? | урда, урдуур, хойно, баруун тээ, дээгүүр |
| юундэ? яахадаа? | зорёон, зорюута, миин |
| яахысаа? ( в какой мере?) | мэдэхысээ, үбдэгсѳѳ, хоолойсоо |
| хэр зэргэ?(насколько? | бүри, халта, улам |
Члены предложения.
Нэрлүүлэгшэ-подлежащее, хэлэгшэ-сказуемое, нэмэлтэ-дополнение, элирхэйлэгшэ-определение,
ушарлагша-обстоятельство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-26262-1423671000.jpg)
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/17/picture-109902.jpg)
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-134625-1352889963.jpg)
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763208-1456781458.jpg)
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...