Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся.
статья (5, 6, 7, 8 класс)

  Оценка читательской грамотности – одна из  составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Она основана на «Концепции оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018». В ней учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи информации в современном образовательном пространстве. Среди этих факторов

  • появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации,
  • потребность читателей  быстро адаптироваться в изменяющемся контексте,
  • обучаться, используя различные источники информации одномоментно.

   Необходимо уделять внимание умениям, связанным с пониманием текста, с развитием способности применять полученную информацию в разных ситуациях. Для того, чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо различную информацию понимать и анализировать, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное. Необходимы умения:

  1. осмысление и оценка информации,  
  2. оценивать качество и надежность текста,
  3. обнаруживать и устранять противоречия, 
  4. критически оценивать информацию,
  5. применять полученную информацию при решении широкого круга задач.  

      В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять  разные способности:

  • находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема,
  • соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями,
  • критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

  С учётом этого фактора усложнена форма представления заданий, направленных на оценку способности школьника

  1. правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста,
  2. на оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы.

  В силу этого в Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_chitatelskoy_gramotnosti_hlyntsova_g.a.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ  «Средняя школа №7»

Петропавловск-Камчатского городского округа

___________________________________________________

Статья на тему:

«Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся».

 

Автор- Хлынцова Г.А.

 

 

Г. Петропавловск-Камчатский

2023 год

  Содержание.

  1. Введение.______________________________________________________3 стр.
  2. Глава 1. Основные подходы к оценке читательской грамотности.

 Определение читательской грамотности._________________________4 стр.

  1. Глава 2.    Проверяемые виды деятельности.  Читательские действия и умения.________________________________________________________5 стр.
  2. Список использованной литературы._____________________________ 8 стр.

Введение.

  Оценка читательской грамотности – одна из  составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Она основана на «Концепции оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018». В ней учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи информации в современном образовательном пространстве. Среди этих факторов

  • появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации,
  • потребность читателей  быстро адаптироваться в изменяющемся контексте,
  • обучаться, используя различные источники информации одномоментно.

   Необходимо уделять внимание умениям, связанным с пониманием текста, с развитием способности применять полученную информацию в разных ситуациях. Для того, чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо различную информацию понимать и анализировать, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное. Необходимы умения:

  1. осмысление и оценка информации,  
  2. оценивать качество и надежность текста,
  3. обнаруживать и устранять противоречия,  
  4. критически оценивать информацию,
  5. применять полученную информацию при решении широкого круга задач.  

      В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять  разные способности:

  • находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема,
  • соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями,
  • критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

  С учётом этого фактора усложнена форма представления заданий, направленных на оценку способности школьника 

  1. правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста,
  2. на оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы.

  В силу этого в Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

Основные подходы к оценке читательской грамотности.

  В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему значительны, при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Оно отражает  новые навыки, которые требуются в XXI веке. Мы получаем основную текстовую информацию из непрерывных (сплошных) текстов. Акцент сделан на оценивание и понимание информации из многочисленных источников, что предусматривает наличие таких умений, как

  • анализ,
  • синтез,
  • интеграция и интерпретация информации,
  • сравнение информации, полученной из разных источников,
  • оценка достоверности текстов,
  • интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников.

   Для чтения и анализа предлагаются составные тексты. Объектом оценивания стало умение осуществлять поиск, сортировку  большого объёма информации,  поиск нужной информации из различных источников, в том числе и электронных.

Определение читательской грамотности.

    По рекомендации PISA, «читательская грамотность − способность   понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Содержание понятия читательская грамотность включает следующее:

  • понимание прочитанного,
  • рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания),
  • использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Трёхмерность измерения читательской грамотности. Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на содержании  текстов,  проверяемых видах деятельности, ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.

Проверяемые виды деятельности.

 В Концепции  выделено 4 группы читательских действий: к трем зафиксированным в PISA добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач. Важны читательские умения, обеспечивающие связь полученной информации с жизнью читателя.   Читательские действия связаны с нахождением и извлечением информации из текста. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. 

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.

   Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль.  

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.

  Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать  информацию текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста.  Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.  

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.

   Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.  Она предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста. Каждая из групп, характеристика которых была дана выше, состоит из конкретных умений. В предлагаемой концепции используется следующая классификация.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий.

1. Находить и извлекать информацию.

 1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).

 1.2.  Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

 1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

 1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

 2. Интегрировать и интерпретировать информацию. 

 2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий).

 2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль  текста).

 2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

 2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).

2.5.  Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

2.6.  Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

2.7.  Понимать чувства, мотивы, характеры героев.

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

 3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

 3.2.  Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

 3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.

3.4.  Оценивать полноту, достоверность информации.

3.5.  Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

 3.6.  Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста.

4.1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний.  

   4.2.Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

 4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. 4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

 4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

 4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Формат заданий.

   Исследование читательской грамотности проводится на основе заданий с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым ответом. В заданиях с выбором ответа и с развернутым ответом проверяют различные умения, требуют умственной деятельности.  

Оценивание выполнения заданий.

  Для оценки заданий используется дихотомическая шкала для заданий с выбором ответа и с кратким ответом и политомическая для заданий с развёрнутым ответом (верный ответ, частично правильный ответ, неверный ответ). Такая иерархическая оценка требует разработки критериев оценки и процедуры проверки в контексте современных исследований в области измерения навыков чтения.    

Литература.

 1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) М.: Академия, 2003. – 128 с.

 2. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. — 280 с. — (Учебник XXI века).

 3. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.

4. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. М.: Логос, 2004.  

 5. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.

6. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / ред. И. Д. Фрумин. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010.

7. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000 / ред. Г. С. Ковалева. М.: Логос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA.  Эта международная программа диагностирует результат...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Задания для оценки читательской грамотности учащихся 5–6-х классов

В статье представлены задания, которые направлены на формирование читатетельской грамотности обучающихся 5-6 классов. Тексты объединены темой "Вселенная"...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

Понятие и виды функциональной грамотности; понятие «математической грамотности», основные подходы к оценке математической грамотности

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально ...