Внеклассное мероприятие "Тукай безнең күңелләрдә".
материал

Внеклассное мероприятие "Тукай безнең күңелләрдә". Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный творчеству поэта Габдуллы Тукая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tukay_beznen_kunellrd_stsenariy.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие “Тукай – безнең күңелләрдә”

(Әдәби –музыкаль кичә)

Ттематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность):Приобщение к культурному наследию, тема “Тукай – безнең күңелләрдә”.  Мероприятие проводится с целью сохранения культурного наследия татарского народа и приобщения подростающего поколения к истории , культуре, литературе и языку татарского народа.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса):7-9 классы (14-16 лет)

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):Внекласное мероприятие тесно взаимосвязано с предметами татарский язык и литературы, история

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

1. Знакомство с жизнью и творчеством великого татарского поэта Г.Тукая.

2. Пробуждение интереса к художественной литературе. Совершенствование навыков выразительного чтения

3. Воспитание гордости за культурное наследие татарского народа, любви к творчеству Габдуллы Тукая

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Литературно-музыкальный вечер.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: проектные методы, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии.

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

1. Сбор материала, работа с источниками информации

2. Написание внеклассного мероприятия

3. Раздача стихотворений, сценария

4. Подготовка выразительного чтения стихотворений автора

5. Подготовка оборудования к вечеру.

6. Проведение мероприятия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): классный руководитель, учитель татарского языка, компьютер, проектор, музыкальный центр.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Тукай – безнең күңелләрдә.

(Әдәби –музыкаль кичә)

Күңелле музыка  яңгырый.

Рәмис:

Бар күңеллек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген. Нәрсәдән бу?

Мин беләм: бәйрәм бүген, бәйрәм буген!

Алина:

Весельем нынче полон мир, сияньем красок разных,
Но отчего так? Знаю я: сегодня праздник, праздник!

В священном трепете любой, восторг объял бесстрастных,
Поёт о радости мой саз: сегодня праздник, праздник!

Алина:Когда наступает весна солнышко улыбается, весело журчат бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев, в апреле месяце каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая.

Рәмис: Табигать яшәргән чакта, халкыбыз сөекле шагыйребез Габдулла Тукайның туган көнен шигырь бәйрәме белән билгеләп үтә.

Алина:Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч Арского района в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец.

Алина: Оставив малыша в родной деревне, мать  выходит замуж, но вскоре умирает и мама... Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту...

Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагдиабзый. Сагдиабзый — крестьянин из деревни Кырлай - был душевно добрым человеком. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку…

Рәмис: Габдулла Тукай “Кызыклы шәкерт” (Агашкин Даниил, Ахунов Данил 6 а).

                     Кызыклы  шәкерт.

Әйдәле, Акбай! Өйрән син, арт аягың берлә тор; 
Аума, аума! туп-туры тор, төз утыр, яхшы утыр!

— Ник газаплыйсың болай син, мин әле бик кечкенә; 
Мин туганга тик ике айлап булыр йә өч кенә.

Юк, кирәкми, мин өйрәнмим, минем уйныйсым килә; 
Шул болыннарда ятасым, шунда ауныйсым килә.

— Ах, җүләр маэмай! Тырыш яшьләй, зурайгач җайсыз ул: 
Картаеп каткач буыннар — эш белү  уңайсыз ул!

Рәмис: Булачак шагыйрь хәзерге Арча районының Кушлавыч авылында 1886нчы елның 26нчы апрелендә  Мөхәммәтгариф мулла гаиләсендә дөньяга килә.  Малай туып, 4 ай ярым үткәч, Мөхәммәтгариф хәзрәт үлеп китә. Тол калган Мәмдүдәне Сасна мулласына кияүгә бирәләр. Бәләкәй Габдулланы Шәрифә исемле ярлы бер карчыкка вакытлыча асрамага калдыралар. Шунда аның газаплы, авыр тормышы башлана.

Рәмис: Габдулла Тукай “Безнең гаилә”        (Гущин Игорь 3 а класс)        

                                Безнең гаилә.

Әткәй, әнкәй, мин, апай, әби, бабайһәмберпеси — 
Безнеңөйдә без җидәү: безнең, песи — җиденчесе.

Бергәашый, чәйэчә, безнеңбеләнбергәйоклый ул, 
Хезмәте дә бар: өйнетычканявыздансаклый  ул.

Рәмис: Бераз соңрак әнисе баланы үзенә ала. Ләкин бәхетле чаклар озак булмый: әнисе дә вафат була. Үги атасы Габдулланы бабасына – Өчиле авылына кайтарып җибәрә. Бу гаиләдә болай да балалар күп була, шуңа Апуш күп кыенлыклар кичерә, артык авыз була. Аны Кырлайга озаталар.

Алина: Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

Алина: Габдулла Тукай “Ласточка” (Ушакова Лиза 7 а).

Ласточка.

Моей любимой Ласточке недавно,
Должно быть, приглянулась наша ставня.

С утра летая целый день, из веток,
Из глины гнёздышко свила для деток.

Без устали трудилась и успела,
Гнездо ребяткам вовремя приспело.

Приносит муху, комара ли встретит,
Когда голодные её ждут дети.

В гнезде своём спокойно, беспечально
Спит Ласточка ненастными ночами.

Сложив головку под крыло, не слышит
Ни голосов, ни грохота под крышей.

Ни молния её, ни ветер не тревожит,
Подолгу спать, не просыпаясь, может.

Ей всё равно, знать ни о чём не хочет,
Ни клюв не дрогнет, ни хотя бы кончик.

Алина:Габдулла Тукай «Гали белән кәҗә». (Шакирова Лилия 9 б)

Гали беләнкәҗә

Безнең Гали бигрәк тату Кәҗәбелән, 
МенәКәҗә карап тора тәрәзәдән.

Гали аннычирәмбеләнкунак итә, 
Кәҗәрәхмәт укый — сакалынселкетә.

Рәмис:Кечкенә Апушны соңыннан Сәгъди абзыйга уллыкка озаталар... Оядан ояга күчеп җылылык эзләп йөргән бу сабыйга Кырлай мәрхәмәтлерәк була. Монда ул озаграк яши, сабакка йөри. Кырлай авылында ул үзенең иҗаты өчен бик күп рухи байлык туплый.

Рәмис: Габдулла Тукай “Туган авыл” (Арсланов Дамир 8 а)

                      Туган авыл.

Тау башында салынгандыр безнеңавыл,

Берчишмә бар, якынбезнеңавылга ул;

Авылыбызныңямен, суытәменбеләм,

Шуңаркүрәсөямҗаным-тәнембелән

 Истәнчыкмыймонда минем күргәннәрем, 
Шатлыкбеләнуйнапгомерсөргәннәрем; 
Абыйбеләнбергәләшеп, кара җирне 
Сука беләнертып-ертыпйөргәннәрем.

Бу дөньяда, бәлки, күп-күп эшләр күрем, 
Билгесездер — кая ташлар бу тәкъдирем; 
Кая барсам, кайда торсам, нишләсәм дә, 
Хәтеремдә мәңге калыр туган җирем.

Рәмис:Габдулла Тукай «Белый дед». (Юнусов Данил 8 б).

                        Белый дед.

Когда пушистый снег оденет белый свет,

Когда наш голый сад от снега станет сед,

Опять приходит к нам, пургой запорошен,

Игрушек накупив, наш белый-белый дед.

Спасибо, милый дед! ? ему кричим в ответ.-

Дай бог тебе прожить как можно больше лет!?

Бедняга дед всегда нас радовать готов,

Хоть слякоть, хоть пурга? ему и дела нет.

Алина: Не так долго пришлось ему жить в этом «дивном крае», вместе с хорошими людьми, заменившие ему отца и мать. И вот Габдуллу увезли в Уральск, к тетке в помощники.   Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой среде. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Самолюбивый и гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Но он был счастлив тем, что учится. 

Алина: Габдулла Тукай «В школе». (Фролова Юля 6 а)

                           В школе.

Лес и поле оголила осень жёсткою рукой,

И уже зима выходит в белой шубе меховой.

Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях,

Птицы южные вернулись зимовать в родных краях.

Стало тихо и в деревне, словно скука бродит там,

Звуки летние исчезли. Где ж весёлый шум и гам?

Вся природа подурнела и на время умерла,

Только в школе оживленье, только школа весела.

В школе вслух читают дети. Будь прилежна, детвора!

Вас к учению вернула вновь осенняя пора!

Рәмис: Габдулла Тукай “Ель” (Сибгатуллин Данила 9 б).        

Ель.

Поздней осенью желтеют все деревья и кусты.

В эту пору и лужайки, и леса желтым-желты.

Ивы, яблони, березы ? всё как будто бы больны:

С каждым днем на них всё больше нездоровой желтизны.

Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель?

Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель.

Алина:Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, ГабдуллаТукай начинает сам писать стихи. День за днем растет мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.

Рәмис:Габдулла Тукай «Кошка озорница» (Старикова Ангелина 8 а).

Кошка - озорница.

Погляди, взялась за дело не на шутку Ламига,
Платье шьёт любимой кукле — знать, ей кукла дорога!

«Ну, готова ли обнова?» — лёжа, кукла платья ждёт.
Да и как не волноваться — скоро праздник к нам придёт!

А котёнок притаился, за катушкою следит,
Шевельнётся ли катушка, с нетерпением глядит.

Ох, сейчас котёнок прыгнет — лишь мелькнёт пушистый бок!
И начнёт играть катушкой, нитки путая в клубок.

Нет заботы у котёнка: прыг да скок — и всё не лень!
Озорник, шалун весёлый — так и скачет целый день!

Рәмис:Тукай никогда не забывал родную деревню, этот обширный нищий край, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туганавыл»), «Родной язык» («Туган тел»). Чистота и напевность родной речи проникали в душу. Ещё в КырлаеГабдулла убедился, как любят и уважают в народе певцов. «Нет песни, которую я бы не знал», — сказал он как-то сестре. А память у него была превосходная: раз заучил – всю жизнь помнит. Ему так хотелось знать все песни на свете, и он каждую песню записывает в особую тетрадь.

Рәмис: Габдулла Тукай “Милли моңнар” (Сабирова Аделина 6 а).

Милли моңнар.

Ишеттем мин кичә: берәү җырлый 
Чын безнеңчә матур, милли көй; 
Башка килә уйлар төрле-төрле, — 
Әллә нинди зарлы, моңлы көй.

Өзлеп-өзлеп кенә әйтеп бирә 
Татар күңле ниләр сизгәнен; 
Мескен булып торган өч йөз елда 
Тәкъдир безне ничек изгәнен.

Түзәлмәдем, бардым җырлаучыга, 
Дидем: «Кардәш, бу көй нинди көй?» 
Җавабында милләттәшем миңа: 
«Бу көй була, диде, Әллүки!»

Алина:Однажды шакирды медресе, где учился Тукай, узнали, что он ко всему прочему ещё мастер петь. Правда, голос его не отличался особой красотой и силой. Но пел он как-то по-особенному, протяжно, до тонкостей передавая мельчайшие переливы мелодии. И поэтому имя Тукая для нас связано с любимой песней «Туган тел».

Алина: Габдулла Тукай “И туган тел!” (Влашкевич Данил 5 а).

                                Туган тел.

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле! 
Дөньядакүпнәрсәбелдемсинтуган тел аркылы.

Иңэлек бу тел беләнәнкәмбишектәкөйләгән,
Аннарытөннәр буе әбкәмхикәятсөйләгән.

И туган тел! Һәрвакыттаярдәмеңбеләнсинең,
Кечкенәдәнаңлашылганшатлыгым, кайгым минем.


Рәмис: Габдулла Тукайның гомере бик иртә өзелә. 1913 нче елның апреле. Аңа нибары 27 яшҗ була. Яз көне туган, яз көне дөньядан киткән.

Алина:Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни…Образ бессмертного Тукая воплощен в поэзии, прозе, драматургии. О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы.

Рәмис:В центре Казани стоит памятник  Г. Тукаю. Он находится в маленьком скверике по улице А. С. Пушкина. А сквер так и называется — СкверТукая. Есть памятник поэту в Казани и возле Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. В деревнях Кырлай и Кушлавыч Арского района есть памятники. Эти памятники вернули бессмертный образ поэта в нашу современность, воплотив его в гранит и мрамор.

Алина:Особое место в творчестве Тукая занимают сказки. В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет Шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее эти наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

Рәмис:СабироваАделина, Килькеева Полина, МирзахановаСарин, Фролова Юля исполнят песню «Кояшлы ил».

      Кояшлы ил.

Кояшлы ил – безнеңил,
Күге аның гелаяз.
Кыш китерсә кыш бабай,
Чәчәкалыпкилә яз.


Һавасы да җиредә,
Салаваткүпере дә,
Яңгыры да, кары да –
Безгәякын бары да.


Сандугачлы урманы,
Ашлык тулы кырлары,
Бөтен җиргә яңгырый
Безнең бәхет җырлары.

Алина:Мы сегодня с вами побудем в мире стихов и сказок ГабдуллыТукая. Сегодня наши ребята покажут инсценировку по произведениюГабдуллы Тукая «Водяная».

Сценка “Водяная”.

Рәмис:Наше мероприятие, посвященное поэту Габдулле Тукаю, мы хотим завершить стихами татарского поэта ШаукатаГалиева “Завещание Тукая”(Шайдуллов Азамат 7 а)

 

«Завещание Тукая»

Поэт, умирая,

В минуту прощания

такое оставил

друзьям завещанье:

— На деньги за песни,

что пел я так звонко,

хотя б одного

воспитайте ребенка…

Шли черные годы,

шли страшные годы.

От холода, голода

гибли сироты…

Но жизнь доказала,

что песня бессмертна.

И песня исполнила

волю поэта:

в просторах поэзии

нашего края

все дети воспитаны

словом Тукая!

Звучит песня “И туган тел!” на слова Габдуллы Тукая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кәрим Әмири "Безнең авыл"

Рус мәктәпләренең татар төркемендә 2нче сыйныф өчен укудан дәрес эшкәртмәсе...

"Безнең шәhәр" 3нче сыйныфта татар теленнән дәрес эшкәртмәсе

рус мәктәпләренең рус төркемендә 3нче сыйныфлар өчен дәрес эшкәртмәсе...

"Безнең шәhәр" рус төркемендә үткәрелгән дәрескә презентация

3нче сыйныфның Р.З.Хәйдәрова дәреслегенә нигезләнеп төзелгән дәрес эшкәртмәсенә презентация....

С. Хәким. Кайда сез, безнең әнкәйләр?

Сибгат Хәким. 7 сыйныф. Әдәбият дәресе эшләнмәсе...

С. Хәким. Кайда сез, безнең әнкәйләр?

Сибгат Хәким. 7 сыйныф. Әдәбият дәресе эшләнмәсе...

Открытый урок "Табигать- безнең уртак йортыбыз."

Я провела открытый урок в эксперементальном 6классе.На этом уроке они рассказали, как надо беречь природу, обсуждали видесюжет, экологию нашего города.Друг- другу дали советы....

Кошлар безнең дусларыбыз

Кошларның үз - үзләрен  тотышлары белән таныштыру...