Творчество Габдуллы Тукая в оценке Фатиха Амирхана
статья

Шарапова Рамиля Мударисовна

    Творчество Габдуллы Тукая явилось одной из важнейших  предпосылок для формирования литературно-критических, эстетических взглядов Фатиха  Амирхана, стало основой для истолкования ряда коренных проблем и понятий литературной науки и эстетики,  для омысления принципов  анализа и оценки  литературно - художественных произведений.

   Фатих Амирхан.  близкий друг Габдуллы  Тукая, соратник и единомышленник в творчестве и борьбе, можно сказать, единственный из  критиков тех лет, кто был столь  внимателен  к общественным устремлениям,  идейным и творческим исканиям поэта, на протяжении  всей своей жизни настоячиво  пропагандировал его творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_gabdully_tukaya_v_otsenke_fatiha_amirhana.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

                   Творчество  Габдуллы   Тукая в оценке  Фатиха Амирхана

                Шарапова Рамиля Мударисовна, учитель татарского языка и литературы,

                           МБОУ «Беткинская средняя общеобразовательная школа»

                          Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

    Творчество Габдуллы Тукая явилось одной из важнейших  предпосылок для формирования литературно-критических, эстетических взглядов Фатиха  Амирхана, стало основой для истолкования ряда коренных проблем и понятий литературной науки и эстетики,  для омысления принципов  анализа и оценки  литературно - художественных произведений.

   Фатих Амирхан.  близкий друг Габдуллы  Тукая, соратник и единомышленник в творчестве и борьбе, можно сказать, единственный из  критиков тех лет, кто был столь  внимателен  к общественным устремлениям,  идейным и творческим исканиям поэта, на протяжении  всей своей жизни настоячиво  пропагандировал его творчество.

   Габдуллу Тукаю Фатих Амирхан посвятил целый цикл литературно-критических сочинений (всего их десять). По характеру рассматриваемых проблем, по жанрово-стилевым особенностям сочинения их можно разделить на две группы: это, во-первых,  рецензии на сборнике стихов  Тукая, избранные  за период с конца 1907 по январь 1909 годов, и, во-вторых, очерки и воспоминания (мемуары, вышедшие после смерти поэта). Ряд ценных высказываний о Тукае содержится и в других публицистических работах, публичных  выступлениях  критика.

   Понятно, что тема « Фатих Амирхан и Габдулла Тукай» даже в том аспекте, как это обозначено  в заголовке наших заметов, тема достаточно широкая и многогранная и могла бы стать предметом  не одного  специального исследования. Рассмотрение литературно-критических сочинений  о Тукае  как единого цикла, в  проблемно-тематическом аспекте, например, дало бы возможность сделать более объективные выводы об амирхановском  отношении к личности и творчеству Тукая, проследить формирование литературно-эстетических  взглядов критика как бы в движении, в процессе их становления, глубже оценить  мастерство  Фатиха Амирхана как критика и т.д.  В данном случае становимся лишь на двух моментах.

   В последующих работах Амирхана о Тукае критерии народности более   конкретизируются получают более глубокое  осмысление. «Основой мотив народных песен нашей нации - мотив печали, скорби, тяжкой грусти - стал   мотивом» стихотворений   Тукая, - пишет Фатих  Амирхан  в небольшой статье «Мало ли испытал я, сирота, унижений и обид!?» (апрель 1913); Тукай «вырос, воспевая эти песни, жил с ними, он скончался  с этими песнями на устах». С удивительной точностью  определяя народность поэта его близостью к народным массам, простым людям, Амирхан  называет   Тукая «самым популярным, самым любимым» поэтом, «поэтом народным».

   В после октябрьской статье «Сколько перенес  от унижений и обид» (апрель1923)  Фатих Амирхан  более четко определяет социальные истоки народности Тукая, связывая ее с демократическим происхождением поэта и называя поэта «родное дитя, сын народа». Данная работа Амирхана представляет собой как бы следующий этап в понимании и трактовке критиком народности  Тукая.  Здесь поэзия его оценивается как поэзия народного гнева и протеста, как искусство, воплотившее в  себе идеи  борьбы против социальной несправедливости, против условий существования татарских народных масс.

  Или вот другая проблема, связанная с изучением мастерства Фатих Амирхана  как критика – автор рецензий, с уяснением особенностей амирхановского метода критического анализа.

  Анализируя и оценивая стихотворные сборники Тукая, отдельные произведения его,  Амирхан ставит их в общелитературный  контекст эпохи, в связь с наиболее актуальными проблемами развития новой татарской литературой, татарского литературного поэтического языка, что обусловливает, в  свою очередь, как проблематику рецензий, так и структурно-композиционные особенности их. Очень характерна в этом плане рецензия «Стихи Габдуллы Тукаева» (1907, декабрь) -  первое литературно-критическое сочинение Фатиха Амирхана в данном жанре вообще. Начинается рецензия с рассуждений критика о специфике  поэтического творчества, о роли поэтов в духовной жизни народа. Автор говорит о том, как она решительно освобождается от прежних идейных заблуждений, от устаревших поэтических норм, языковых элементов и традиций. Подтверждением  тому является поэзия Габдуллы Тукаева , пишет Фатих  Амирхан, переходя далее к идейно-эстетическому  анализу вошедших в первый сборник   Тукая произведений. Основной критерий для него при этом - правдивое воспроизведение явлений татарской жизни и неподдельной, доступный для простого татарского читателя язык. Высоко оценивает Амирхан  и тукаевские переводы  А.С.Пушкина и  М.Ю.Лермонтова.  В то же время автор называет и незрелые,  несовершенные как по идейному содержанию, так и по форме стихотворения поэта.

   Амирхановские работы о Тукае не лишены и противоречий, порой не совсем объективного, одностороннего подхода к творческим исканиям поэта, к его личности. Глубоко раскрывая идейно-художественные факторы, обусловившие формирование Тукая как большого художника, вполне объективно характеризуя неблагоприятные  социальные условия, в которых оказался гений великого поэта, говорят о том, что Тукай погиб в рассвете творческих сил и способностей, критик  в то же время говорит о недостатках  в характере, образе  жизни Тукая, о его замкнутости, о боязни общений с людьми и т.д., что будто  бы  отрицательно оказалось на диапазоне  творческой  деятельности поэта. В статье «Тукай и женщины»(1918) Фатих Амирхан  повторяет, например, тех критиков, которые не проявили  достаточно глубокого понимания характера тукаевского лиризма, писали  о слабости его как поэта-лирика, об отсутствии в его стихах глубины мысли.

   В целом Фатих Амирхан до конца своей жизни остался на принципиальных и последовательных позициях в отношении к тукавскому наследию. «Тукаевский  цикл» статей и воспоминаний  Фатиха Амирхана вошел в золотой фонд татарской литературоведческой  науки, фактически стал, говоря словами  исследователя, «первой научной разведкой к глубины поэтического мира  Тукая», « им положено начало научному тукаеведению».

             Литература:

  1. «Стихи Г.Тукаева (I); «Стихи Габдуллы Тукаева (II); «Татарские поэты», «Новые книги (Сенной базар или Новый Кисекбаш)».
  2. Ф.Амирхан. Избранные произведения в 2-х томах. - Казань. Т.I.- с.413-414.
  3. Ф.Амирхан. Избранное. М. Художественная литература. - С.276

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Правописание окончаний глаголов (по повести Ф.Амирхана “Хаят”). 10 класс

Цели:     1.Вспомнить обозначение безударного гласного в    окончаниях глаголов настоящего и будущего времени на примерах из текста повести Ф.Амирхана “...

Тукай яшәячәк. Татар милләте яшәгәнгә кадәр Тукай яшәячәк».

Г. Тукайның туган көненә багышлап үткәрелгән чара....

Тукай в сердцах наших, Тукай безнен йорэклэрдэ

"Тукай безнен йорэклэрдэ" исемле класстан тыш чара Г.Тукайнын ижатына багышлана. Бу чараны бэйге итеп тэ, Тукай атналыгында чара итеп тэ уткэререп була. Чарага Г. Тукайнын башка эсэрлэрен сэхнэлэштере...

Тукай туган төбәктә. Арча районында Тукай исеме белән бәйле авыллар турында әдәби-музыкаль кичә.

Шагыйрьнең туган ягы – инешле, урманлы, челтерәп аккан чишмәләргә бай булган Казан арты. Шагыйрьнең балачагы узган Кушлавыч,Өчиле, Кырлай авылларының җанга рәхәт табигате сабый Тукай күңелендә т...

Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая.

Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая. Экскурсия в поэтическую страну включает в себя хореографические композиции "Бала белэн кубэлэк", "Танец ...