Недаром помнит вся Россия...
методическая разработка (5 класс)
Урок в рамках ФГОС.Метапредметные связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы в рамках ФГОС | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с.Поповка
Хвалынского района Саратовской области
Методическая разработка
урока литературы в 5 классе
по творчеству М.Ю. Лермонтова
на тему:
«Недаром помнит вся Россия...»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Рябова Тамара Александровна
2021 год
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «Недаром помнит вся Россия...» М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель урока: определить значение произведения М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся выяснить, в чём секрет долголетия стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Задачи урока:
- познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино” и показать его героический характер;
- совершенствовать умения и навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста;
- воспитывать уважение к великому прошлому России.
Оборудование урока: компьютер, проектор, портрет М.Ю.Лермонтова, историческая справка о Кутузове и Наполеоне, видеофильм «Ожившая история», презентация о героях Отечественной войны
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Что след в душе оставит нашей?
Ты – человек,
Твои дела в истории как вехи жизни.
Чем вспомнится твоя судьба:
Семьёй, богатством иль делами
Во благо главного – Отчизны.
2.Беседа
Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими успехами в работе, семьёй, своими детьми, личные достижениями в чём-либо)
А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости целого народа? (История, участие народа в исторических событиях)
Чем памятен для нашей страны 1812 год?
Постарайтесь определить тему нашего разговора.
Бородинское сражение, которому в 2022 году исполнится 210 лет, и произведение, запечатлевшее это событие – произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
3.Из истории написания произведения. Рассказ учителя
М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году, когда Отечественная война 1812 года уже закончилась, а русские войска были в Париже.
В раннем детстве маленький Миша живо интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи и диалоги и сам как будто переносился в их время. Когда Михаил узнал, что брат бабушки был участником Бородинского сражения, он ходил за ним по пятам, расспрашивая обо всём. Тогда бабушка сказала внуку, что там пол-России побывало, и он может спросить у местных крестьян, которые были в ополчении и участвовали в этом сражении.
Тогда-то Миша со многими поговорил, стараясь подробнее всех расспросить о сражении.
Позже Лермонтов узнал, что и его отец, Юрий Петрович, тоже воевал на той войне. Мальчик очень гордился этим.
Тема Отечественной войны 1812 года интересовала М.Ю.Лермонтова на протяжении всей его жизни. К этой теме поэт обращается не раз в своих произведениях.
Когда юному поэту исполнилось 15 лет, он написал стихотворение «Поле Бородина». Это стихотворение легло в основу «Бородино».
После этого стихотворения М.Ю.Лермонтов ещё раз обратился к теме Отечественной войны 1812 года в стихотворении «Два великана», написанного в сказочно-былинной манере.
Учитель читает отрывок из стихотворения «Два великана».
Кто же эти сказочные великаны? Почему поэт называет Кутузова и Наполеона великанами?
4.Работа по вопросам в паре:
1.Прочитайте историческую справку. Докажите, что Кутузов и Наполеон – две яркие фигуры всемирной истории 19 века.
2.Какими качествами должен обладать человек, которому доверили быть главнокомандующим, за которым пошла русская армия и одержала победу?
Историческая справка : В 2021 году исполнится 207-лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова, автора великого произведения о Бородинском сражении. Огромное событие для русского народа. Как же всё было в тот далёкий 1812 год, 210 лет назад?
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревней в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. К началу сражения русская армия насчитывает: 120 тысяч человек, 640 орудий, французская армия насчитывает: 130–135 тысяч человек, 587 орудий.
Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанною кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»
Потери русских составили 45,6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. И всё же не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…». Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».
Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую»
5.Просмотр видеофрагмента «Бородинское сражение».
6.Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
7.Беседа
Что изображает в стихотворении М.Лермонтов? (Лермонтов изображает конкретное событие – Бородинское сражение, рассказывает об участниках этого сражения, а также выражает свои чувства и переживания.)
О каких событиях рассказывает произведение поэта? (Отступление, недовольство в рядах русской армии, ожидание боя, утро первого дня сражения, гибель офицеров, ожидание самого грозного дня, атака врага, рукопашный бой, вечер после битвы, сдача Москвы.)
Почему диалог, с которого начинается повествование, переходит в монолог? Как вы себе представляете рассказчика? Где он был во время боя? (Рассказчик – участник сражения, он вспоминает своих однополчан.)
Докажите строчками из текста, что он рассказывает о своих однополчанах.
Итак, перед нами лиро-эпическое произведение, в основе которого сюжет, 13 строф, которые передают рассказ старого солдата.
8.Литературоведческие вопросы
Назовите элементы сюжета и найдите в стихотворении:
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? («И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»)
В каких словах звучат гордость и торжество?
О чём же рассказал старый воин, непосредственный участник событий? (Он рассказал о масштабе события, величии битвы).
Своеобразие лермонтовской строфы заключается в том, что мы можем не только познакомиться с основными событиями, но и услышать, как это происходило. Услышать бой помогает использованный Лермонтовым подбор звуков, имеющий художественно-выразительное значение. В литературоведении этот приём называется «Звукопись» (запись термина в тетрадь, примеры из стихотворения).
9. Работа с текстом и иллюстрацией.
«Что собой представляла русская армия в 1812 году?» Найдите примеры в тексте (1группа- запись в тетрадь).
Подберите строки к иллюстрации художника Ф.Рубо «Бородинская панорама»
(2 группа- выразительное чтение)
10.Словарная работа. Определите значение выделенных слов.
Кивер, лафет, редут, картечь, сеча,племя
11.Домашнее задание
-Выучить наизусть первые 9 строф стихотворения
-Составить кроссворд по тексту(по желанию)
12.Рефлексия
Почему и теперь нас волнуют чувства участников сражения?
Что в этом произведении заключено такого, что оно живёт, и будет жить?
Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата?
(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Недаром помнит вся Россия
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов, посвященное 200 -летию Бородинского сражения. Мероприятие знакомит учащихся с памятниками Бородинского поля....
конкурс "Недаром помнит вся Россия
Материал для урока и внеурочного мероприятия по теме "Отечественная война 1812 года"...
Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"
Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...
На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"
Сценарий исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия» Презентация « 1812 год – великая эпоха в жизни России».
Материал презентации можно использовать на уроках литературы в 5 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», на уроках истории, на классных часах, посвящённых Отечественно...