Фольклорные образы в лирике А. С. Пушкина.
план-конспект урока (9 класс)
Разработка урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Данный мтериал формирует навыки учащихся по интерпретации художественных произведеней, знакомит с редкими фактами биографии А. С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rodnoy_literature_dlya_9_klassa.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по родной литературе для 9 «а» класса в рамках методической недели по русскому языку
Фольклорные образы в лирике А. С. Пушкина. Анализ стихотворений.
Дата урока: 11.12.2020 г.
Время проведения урока: 1 урок 2 смены.
Место проведения урока: МБОУ СОШ №22
Класс: 9 «а»
Учитель: Прохорова Е. О.
Цель урока: на основе анализа лирических произведений поэта определить место и роль фольклорных образов в его творчестве;
Задачи:
- проанализировать содержание стихотворений;
- сравнить стихотворения;
- выполнить интерпретацию стихотворений с элементами сравнительного и филологического анализа художественного текста;
- познакомить учеников с историей создания стихотворений поэта;
- развивать коммуникативные способности учеников;
- развивать навыки взаимодействия, сотрудничества в классном коллективе.
- Орг. момент. Приветствие учащихся.
- Психологическая установка: прослушивание отрывка из песни Г. Гладкова «Говорим о русском языке».
1-2 мин.
- Формулирование темы урока:
Прослушивание стихотворения, сочиненного учителем:
Есть имена, как солнце! Имена -
Как ясный зимний день! Кристальный день в рассвете!
Я говорю о Пушкине, поэте,
Действительном в любые времена!
Служенье муз не терпит суеты!
Его зима в стихах, как сказочная дева,
Придет, взмахнет широким рукавом,
И сладкий звук лиричного напева
Из-под пера сорвется вдруг!
Он стар и млад сбирает в круг!
Но понимает ли моя страна –
Все эти старцы, юноши и дети,
Как затруднительно сказать в сонете
О том, чем вся душа моя полна!!!
? 1. О ком и о чем идет речь в стихотворении?
2. О стихотворениях какой тематики идет речь?
3. Сформулируйте тему урока!
Формулирование темы, запись на доске.
- Какова цель урока?
Под словом цель записывается предложение, определяющее работу учеников на занятии.
- Работа по теме урока.
Слово учителя: Ребята, за окном зима. Первый зимний месяц уже давно вступил в свои права. Давайте попробуем выявить собственное отношение к этому времени года.
Задание 1: составить ассоциативный ряд со словом зима.
Слово записано на доске:
Зима - чародейка, злая ведьма, белый снег, драгоценный блеск камней, самоцветы.
1-2 мин. на выполнение задания.
Ученики читают составленные ассоциативные ряды.
Слово учителя: посмотрите, ребята, насколько у вас разное восприятие зимы. В этом вы схожи с поэтами русской классической литературы. Многие стихотворцы писали о зиме, представляя ее по-разному в своих творениях. Не стал исключением А. С. Пушкин. Давайте выразительно прочитаем его стихотворения, посвященные этому времени года.
Выразительное чтение стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
Задание 2:
Выполнение в парах сопоставительного анализа в форме таблицы.
«Зимнее утро» | «Зимний вечер» |
Основная мысль стихотворения | |
Сколько частей в стихотворении. Составить план текста. | |
Образ зимы в стихотворениях | |
Средства изобразительной выразительности в стихотворениях, с примерами | |
Сходства в стихотворениях | |
Различия в стихотворениях | |
Работа с учащимися по таблицам.
Слово учителя: Поэт сумел не только описать зиму, но и передать звуки, характерные для этого времени года, как в природе, так и в описании интерьера комнаты. Давайте вспомним, какие разновидности звукописи существуют в русской литературе.
Работа с электронной таблицей «Звукопись» через мультимедийный проектор.
Задание 3: найдите примеры звукописи в стихотворениях А. С. Пушкина (в стихотворении «Зимнее утро» аллитерация: повторяются звуки [ТРЧ”] с целью передать треск дров в печи, в стихотворении «Зимний вечер» повторяются звуки [о, а, э, у], чтобы передать вой ветра.
Вывод по вопросу учителя: какой представляется зима в первом и втором стихотворении?
Слово учителя: А. С. Пушкин написал еще одно стихотворение о зиме, которое резко отличается от двух предыдущих. Это стихотворение «Бесы».
Прослушивание сообщения ученика об истории создания стихотворения «Бесы А. С. Пушкина.
Слово ученика: История создания «Бесов» начинается с официального объявления о помолвке Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой – 6 мая 1830 года. Осенью Пушкин отправляется в Большое Болдино для того что б вступить во владение деревни Кистенево. 3 сентября Александр Сергеевич прибыл в Болдино. Однако из-за холерного карантина Пушкин остается в Болдино на три месяца. Итак, осень 1830 года стала знаменитой Болдинской осенью. Настроение автора было наполнено хандрой и меланхолией.
Таким образом мы видим, что тревожное настроение Александра Сергеевича отразилось на атмосфере стихотворения «Бесы».
Задание 4: составьте ассоциативный ряд со словом «бес».
Бес – нечистый, лукавый, черт, Сатана.
Прослушивание сообщения о бесе как фольклорном образе в русской культуре.
Слово ученика об образе беса в русской культуре: Бесы в славянской мифологии — злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Под разными именами бесы существовали почти во всех мировых религиях. Несмотря на различные названия, у всех народов они считались невидимыми врагами человека, носителями всего самого скверного и неизменно вызывали ужас и отвращение. Именно эти качества обусловили славянское название бесов, на древнеиндийском языке звучащее как "вызывающий страх и ужас ". В христианских представлениях бесы - шпионы дьявола, бойцы его нечистого войска, противостоящие Святой Троице и небесной армии архангела Михаила. По преданию, бесы считались заклятыми врагами человека, они насылали душевные болезни (беснования), вызывали ссоры между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
В христианстве слово «Бес» стало синонимом слова «Демон». У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества.
Прослушивание стихотворения в аудиозаписи в исполнении артиста В. Смехова.
Работа с вопросами учителя (глоссарий).
Глоссарий (фронтальный опрос проводит учитель):
- Каково состояние природы в стихотворении?
Задание 5: Составьте словарь глаголов, употребленных в стихотворении. Определите их лексическое значение. Какие глаголы преобладают: действия или состояния? О чем это говорит?
- Какие строки повторяются в стихотворении? Какой эффект создает данный повтор?
-Можно ли найти в стихотворении кульминацию?
- Какие художественные средства использует А. С. Пушкин в своем стихотворении? Какова роль данных средств?
- Какие эмоции вызвало о вас это стихотворение?
Подведение итогов, общий вывод: Какие образы сближают стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы»? Почему данные образы можно считать фольклорными?
- Рефлексия: используется прием «Векторы на полях?
Все удалось?
Остались вопросы? (сформулировать вопрос)
Мне было сложно…
- Какой вектор получился длиннее? Почему?
Выставление оценок, подведение итогов.
Заключительное слово учителя: природа – это бесценная сокровищница поэтического вдохновения. Поэты русской классической литературы воспевали красоту русской зимы, у каждого свой стиль, свои особенности. А. С. Пушкин - один из писателей, который сделал зиму веселой, фантастичной, яркой. Я уверена, что многие поколения будут восхищаться зимними словесными творениями поэта. Удачи вам в постижении поэтических тайн! Удачи в изучении родной литературы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.
Урок литературы в 9 классе. изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"
Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина
Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...
«Фольклорные образы и мотивы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы...
МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)
Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно много очевидного и простого. Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...
Любовная лирика А.С.Пушкина «И образ незатменный твой ...»
laquo;И образнезатменный твой ...» Когда порой влюбляется поэт,Он в рамки общих марок не вмещаетсяНе потому, что он избранник, нет,А потому, что в золото и свет душа его тогдаК...