план подготовки к изложению по якутскому языку 9 класс
календарно-тематическое планирование (9 класс)
Годовой план подготовки к изложению по якутскому языку. В 9 класса в Республике Саха (Якутия) учащиеся сдают обязательную республиканскую контрольную работу по якутскому (родному) языку. План расчитан на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_podgotovki_k_izlozheniyu_po_yakutskomu_yazyku_9_kl.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тумульская средняя общеобразовательная школа им. Героя Социалистического труда Т.Г. Десяткина»
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
ПО ЯКУТСКОМУ ЯЗЫКУ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор работы:
Десяткина Парасковья Владимировна,
Учитель якутского языка и литературы
Тумул, 2020 г.
Пояснительная записка
Цель: создать условия для овладения навыками написания изложения.
Задачи: подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста; развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии; формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; формировать у учащихся личное отношение к проблеме нравственного воспитания; показать важность в формировании личности ребенка.
Государственная итоговая аттестация по якутскому языку в 9 классе проводится в форме написания изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании изложения ставится задача сохранения авторского стиля, выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
I. Цели:
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту.
- определять тему и основную мысль высказывания;
- выделять микротемы;
- отделять главную информацию от второстепенной;
- создавать собственное связное высказывание в письменной форме.
II. Задачи:
Образовательные:
- учиться формулировать основную тему и идею текста;
- выделять самостоятельно микротемы ;
- пользоваться разными способами сжатия текста.
Развивающие:
- обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
- развивать память, мышление.
Воспитательные:
- обращать внимание на нравственные категории текста;
- продолжить воспитание у учащихся человечности, доброжелательности, любви к родному языку.
III. Оборудование:
- план-конспект урока;
- дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого обучающегося);
- памятки «Как написать изложение», «Как проверить написанное»;
- компьютер;
- мультимедийный проектор или экран;
- раздаточный материал.
Работа организатора | Действия экзаменуемых | Примерное время |
Учитель читает первый раз | Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи. | 2,5 – 3 мин. |
Дать время на осмысление текста | Работают с черновиками. | 3 -4 мин. |
Учитель читает второй раз | Прослушивают исходный текст. | 2,5 – 3 мин. |
Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарем | Пишут изложение. |
Алгоритм работы учащихся над изложением
Первичное прослушивание текста (больше слушай – меньше пиши).
- Осмысление услышанного (запись ключевых слов).
- Выделение микротем, составление плана.
Вторичное прослушивание текста (уточнение содержания).
- Отделение главной информации от второстепенной.
- Запись содержания каждой микротемы в сжатой форме (черновик).
Корректировка текста (проверка содержания, исправление речевых недочетов).
- Работа со словарем (исправление орфографических ошибок).
- Переписывание на беловик.
- Итоговая проверка.
Способы сокращения текста:
Содержательные
- Разделение информации на главную и второстепенную
- Свёртывание информации за счёт обобщения.
Языковые
- Исключения
- Слияния
- Замена
Языковые приемы сокращения текста
- Замена однородных членов предложения обобщающим словом.
- Замена фрагмента предложения синонимом.
- Замена предложения или его части указательным местоимением.
- Замена СПП простым.
- Перевод прямой речи в косвенную.
- Исключение повторов.
- Исключение синонимов.
- Исключение менее существенного фрагмента предложения.
- Слияние несколько предложений в одно.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Форма работы | Час | Дата |
1 | Ознакомить учащихся о правилах проведения итоговой контрольной работы по якутскому языку | Беседа | 1 | |
2 | Теоретическая часть. Повторение звуков (Бүтэй уонна аһаҕас дорҕооннор) | Эрчиллии толоруу | 1 | |
3 | Хатылааһын. Сэргэстэспит уонна хоһуласпыт бүтэй дорҕооннор. Туттуллуута | Эрчиллии толоруу | 1 | |
4 | Хатылааһын. Бүтэй дорҕоонунан бүтэр тылга сыһыарыы сыстыыта. | Эрчиллии толоруу | 1 | |
5 | Хатылааһын. Уһун аһаҕас дорҕооннор уонна дифтоннар. Туттуллуута. | Эрчиллии толоруу | 1 | |
6 | Былаан оҥоруу. Абзац. | 1 | ||
7 | Оҕо таһымын бэрэбиэркэлээһин | Аахпыттан суруйуу. Сыыһалары көннөрүнүү. Хатылааһын | 2 | |
8 | Этии чилиэннэрэ. | Этии чилиэнинэн ырытыыга эрчиллиилэр. Сорудахтаах аахпыттан суруйуу | 2 | |
9 | Оҕолор аахпыттан суруйууларын көрүү | Аахпыттан суруйуу уонна өйтөн суруйуу хомуурунньугун кытта билсиһии | 1 | |
10 | “Төрөөбүт дойду” | Сорудахтаах аахпыттан суруйуу | 1 | |
11 | Сыыһалары көннөрүнүү. Быраабыланы хатылааһын | 1 | ||
12 | Аахпыттан суруйуу. | Тылдьытынан үлэ | 1 | |
13 | Сурук бэлиэлэрэ. Туочука, соппутуой туруута | Аахпыттан суруйуу, сорудах | 2 | |
14 | Сурук бэлиэлэрэ. Икки туочука, элбэх туочука туруута | Аахпыттан суруйуу, сорудах | 2 | |
15 | Сурук бэлиэлэрэ. Күүһүрдүү, ыйытыы бэлиэлэрин туруоруу | Аахпыттан суруйуу, сорудах | 2 | |
16 | Сирэй саҥа. Хабыычыка, тириэ, икки туочука туруута. | Аахпыттан суруйуу , сорудах | 2 | |
17 | Сурук бэлиэтэ. Тириэ уонна дефис туруута. | Аахпыттан суруйуу, сорудах | 2 | |
18 | Тиэкискэ нууччалыы тыл туттуллуута. Сахатытыы уонна тылбаас | Сорудахтаах аахпытан суруйуу. Эрчиллии толоруу | 2 | |
19 | Тиэкискэ ахсаан аат туттуллуута. | Сорудахтаах аахпыттан суруйуу. Эрчиллии толоруу | 2 | |
20 | Этии тутула. Этиигэ тыл бэрээдэгэ | Аахпыттан суруйуу. | 2 | |
21 | Кэпсэтии тыла, кылгатыллыбыт тыллар, жаргоннар | Сорудахтаах аахпыттан суруйуу | 2 | |
22 | Тиэкискэ тыл хатыланыыта. Синонимнан солбуйуу. | Сорудахтаах аахпыттан суруйуу. | 2 | |
23 | ||||
Уопсайа: | 34 |
Приложение 1.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
- Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
- Составьте план, озаглавив каждую микротему.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
- Обдумайте средства связи между частями.
- Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Приложение 2.
ПАМЯТКА
Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
- Передано ли основное содержание исходного текста?
- Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
- Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
- Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик проверь чистовой вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План подготовки к ГИА по русскому языку
План помогает целенаправленно вести подготовку к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку...
План подготовки к ГИА по русскому языку в 2014
План подготовки к ГИА по русскому языку в 2014...
План подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2014 году
План подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2014 году...
План подготовки к ГИА по татарскому языку в русскоязычных группах -9класс.
План работы по подготовке к ГИА в 9-ых классах по татарскому языку включает в себя работу с учениками и родителями....
План подготовки к ГИА по татарскому языку в русскоязычных группах -9класс.
План работы по подготовке к ГИА в 9-ых классах по татарскому языку включает в себя работу с учениками и родителями....
план подготовки к ЕГЭ по русскому языку
для 11 классов...