Мои рабочие программы
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (татарский) язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_1-4_rodnoy_tatarskiy_yazyk_-_rus_gr.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (татарский) язык»
учителя татарского языка и литературы
первой квалификационной категории
Апаровой Лидии Николаевны
МБОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
(1-4 классы)
Планируемые результаты обучения
В 1-4 классах планируются личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.
К личностным результатам освоения программы по родному (татарскому) языку относятся:
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике;
- сформированность чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с татарской культурой.
К метапредметным результатам обучения родному (татарскому) языку относятся:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- способность к самообразованию и самовоспитанию.
Предметные результаты обучения родному (татарскому) языку в 1-4 классах по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся. По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:
- в говорении
- вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начать, продолжить и завершить разговор;
- воспризводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;
- пересказывать услышанный/ прочитанный текст;
- составлять собственный текст по аналогии;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;
- выражать суждение относительно поступков героев;
- в аудировании
- понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;
- понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте; определять основную мысль текста; передавать его содержание по вопросам.
- в чтении
– соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;
- извлекать конкретную информацию из прочитанного;
- формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
- прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения;
- самостоятельно определить тему, главную мысль; деление текста (сообщения) на смысловые части, их оглавление;
- догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту.
- в письме
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы татарского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
- отличать буквы от транскрипционных значков; сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию;
- выполнять лексико-грамматические упражнения;
- отвечать письменно на вопросы;
- писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на образец;
- писать по образцу короткое письмо другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.
Основное содержание учебного предмета
Давайте познакомимся! Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета).
Моя школа и мой класс. Учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.
Помощь родителям. Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд. Оценка своей деятельности.
Мой день. Распорядок дня. Гигиена. Здоровье.
Покупки. В магазине продуктов, одежды, посуды. На рынке.
В столовой. В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Письмо другу.
Праздники. День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции татарского и русского народов. Подарки. Поздравления.
Спорт и спортивные игры. Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки.
Моя Республика. Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности.
Природа родного края. Времена года. Погода. Экология.
Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное.
Поездки и путешествия. Летний отдых. Отдых зимой. Отдых на море. Отдых в деревне.
Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).
Лингвистические знания и навыки
Графика, каллиграфия, орфография.
Татарский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Фонетическая сторона речи.
Звуки и звукосочетания татарского языка. Закон сингармонизма. Слоав с твердыми и мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма; слова активного словаря с гласными ә, ү, ө , ы , э, о; сложные слова (көньяк, төньяк, кулъяулык); слова со специфичными согласными звуками [къ], [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч] [‘] (гамза), слова с двойными согласными (аккош, китте). Произношение слов с я, ю, е: ярата [йа°рата], яши [йәши], юл [йул], юкә[йүкә], ел [йыл], егет [йэгэт]. Чередование согласных звуков (к//г, п//б). Нормы произношения: долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ударение в слове, фразе. Особенности словесного ударения в вопросительных и отрицательных местоимениях, в глаголах отрицательной формы и в глаголах повелительного наклонения. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа.
Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальных классов образовательной организации для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру татарского народа. Слова - названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для татарского и русского языков. Интернациональные слова (например, компьютер, фильм). Начальное представление о словообразовании: парные (савыт-саба), сложные (ташбака) и составные (салават күпере) слова.
Грамматическая сторона речи.
Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости. Собственные имена существительные. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Местоимения личные, вопросительные, указательные (бу, теге, менә). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 100. Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и неопределенного времени по лицам и числам. Неопределенная форма глагола с модальными словами кирәк (кирәк түгел), ярый (ярамый). Наречия времени (бүген, иртәгә, кичә, иртән). Наречие места (монда). Наиболее употребительные послелоги: белән, турында, өчен, кебек, соң, аша. Послелоги с существительными и местоимениями. Послеложные слова (өстендә, янында). Частицы (-мы/-ме, түгел, әле).
Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Особенности порядка слов в татарском предложении. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с союзами һәм, ә, ләкин, чөнки.
Примерное тематическое планирование
(276 часов)
Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему. | Характеристика основных видов деятельности учащихся (коммуникативные умения) |
Предметное содержание речи | |
Давайте познакомимся! Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета | Говорить о себе, отвечать на вопросы собеседника. Вести диалог-знакомство. Приветствовать, прощаться. Приглашать друзей участию в совместных делах. |
Моя школа и мой класс. Учебные предметы, школьные принадлежности. Праздник 1 сентября. Учебные занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека. | Говорить о наличии и об отсутствии учебных принадлежностей, попросить их у друга или предложить ему. Спрашивать и уточнять о местонахождении предметов. Вести диалог-обмен мнениями об учебе, о любимых книгах и их героях. Оценивать свою учебную деятельность. Рассказывать о Празднике знаний. |
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. | Рассказывать о членах своей семьи (их имена, внешность, возраст, черты характера, профессии). Начинать, поддерживать, и завершать разговор о семье. |
Помощь родителям. Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд. Оценка своей деятельности. | Вести диалог-расспрос о домашних делах. Поручать работу, выражать согласие или несогласие выполнить работу. Характеризовать кого-либо, называя его качества. Попросить помощи в домашних делах. Выразить благодарность за труд и похвалить. Вести диалог о покупке в магазине продуктов, одежды. Оценивать качества человека по его участию в домашних делах. |
Мой день. Распорядок дня. Гигиена. Здоровье. | Рассказывать о своем режиме дня. Уточнять время, день недели. Говорить о наличии и об отсутствии предметов личной гигиены, попросить их для себя. Вести диалог о приёме у врача. Предлагать помощь больному. Давать советы о том, как быть здоровым. |
Покупки. В магазине продуктов, одежды, посуды. На рынке. | Вести диалог о покупках в продуктовом магазине, в магазине одежды, посуды, на рынке. Сообщать о любимых овощах и фруктах. |
В столовой. В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол. | Рассказывать о школьной столовой; о правилах, как накрывать стол. Вести диалог-обмен мнениями о любимой еде. |
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Письмо другу. | Рассказывать о своем друге. Описывать черты характера друга. Вести диалог об общих увлечениях, о совместных делах. Аргументировать свои суждения, каким должен быть настоящий друг. Написать письмо другу. |
Праздники. День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции татарского и русского народов. Подарки. Поздравления. | Описывать национальные праздники, блюда; поздравлять с праздником; приглашать гостей, приглашать за стол, угощать. Вести диалог-обмен мнениями о подарках, о любимых блюдах. |
Спорт и спортивные игры. Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки. | Сообщать о зимних и летних видах спорта, о спортивных кружках, о занятих спортом. Приглашать на игры. |
Моя Республика. Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности. | Сообщать о государственных символах России и Татарстана, о национальностях, проживающих в нашей стране и республике. Рассказывать о столицах Татарстана, России. Вести диалог о городах Татарстана. |
Природа родного края. Времена года. Погода. Экология. Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное. | Описывать природу родного края, погоду, времена года. Вести диалог о домашних и диких животных, о перелетных птицах. Рассуждать о необходимости беречь природу. |
Поездки и путешествия. Летний отдых. Отдых зимой. Отдых на море. Отдых в деревне. | Вести диалог – обмен мнениями и давать советы об отдыхе, путешествиях зимой и летом. |
Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки). | Давать краткую информацию о татарских детских писателях и поэтах (Г. Тукай, М. Джалиль, Б. Рахмат, Ш. Галиев, Р. Миннуллин, Р. Батулла). Обсуждать содержание прочитанных произведений, высказывать своё мнение. Правильно произносить загадки, скороговорки, считалочки, пословицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...