Мои рабочие программы
рабочая программа

Апарова Лидия Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной (татарский) язык»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_1-4_rodnoy_tatarskiy_yazyk_-_rus_gr.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной (татарский) язык»

учителя татарского языка и литературы

первой квалификационной категории

Апаровой Лидии Николаевны

МБОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального  района Республики Татарстан»

(1-4 классы)

                                                                                                                                                                   

Планируемые результаты обучения

В 1-4 классах планируются личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.

К личностным  результатам освоения программы по родному (татарскому) языку относятся:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике;
  • сформированность чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с татарской культурой.

К метапредметным результатам обучения родному (татарскому) языку относятся:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • способность к самообразованию и самовоспитанию.

Предметные результаты обучения родному (татарскому) языку в 1-4 классах по каждой изучаемой  теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.  По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:

  • в говорении
  • вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начать,  продолжить  и завершить разговор;
  • воспризводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;
  • пересказывать услышанный/ прочитанный текст;
  • составлять собственный текст по аналогии;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;
  • выражать суждение относительно поступков героев;
  • в аудировании
  • понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;
  • понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте; определять основную мысль текста; передавать его содержание по вопросам.
  • в чтении

              соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

  • соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;
  • извлекать конкретную информацию из прочитанного;
  • формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
  • прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения;
  • самостоятельно определить тему, главную мысль; деление текста (сообщения) на смысловые части, их оглавление;
  • догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту.
  • в письме
  • воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы татарского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
  • соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
  • отличать буквы от транскрипционных значков; сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию;
  • выполнять лексико-грамматические упражнения;
  • отвечать письменно на вопросы;
  • писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на образец;
  • писать по образцу короткое письмо другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.

Основное содержание учебного предмета

Давайте познакомимся! Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета). 

Моя школа и мой класс. Учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека.

 Я и моя семья.  Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.

Помощь родителям. Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд. Оценка своей деятельности.

Мой день. Распорядок дня. Гигиена. Здоровье.

Покупки. В магазине продуктов, одежды, посуды.  На рынке.

В столовой. В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Письмо другу.

Праздники. День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции татарского и русского народов.  Подарки. Поздравления. 

Спорт и спортивные игры. Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки.

Моя Республика. Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности.

Природа родного края. Времена года. Погода. Экология.

Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное.

Поездки и путешествия. Летний отдых. Отдых зимой.  Отдых на море. Отдых в деревне.

Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).

Лингвистические знания и навыки

 Графика, каллиграфия, орфография. 

Татарский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Фонетическая сторона речи. 

Звуки и звукосочетания татарского языка. Закон сингармонизма.  Слоав с твердыми и мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма; слова активного словаря с гласными ә, ү, ө , ы , э, о; сложные слова (көньяк, төньяк, кулъяулык); слова со специфичными согласными звуками [къ],  [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч] [‘] (гамза), слова с двойными согласными (аккош, китте). Произношение слов с я, ю, е: ярата [йа°рата], яши [йәши], юл [йул], юкә[йүкә], ел [йыл], егет [йэгэт]. Чередование согласных звуков (к//г, п//б). Нормы произношения: долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ударение в слове, фразе. Особенности словесного ударения в вопросительных и отрицательных местоимениях, в глаголах отрицательной формы и в глаголах повелительного наклонения. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа.

Лексическая сторона речи. 

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальных классов образовательной организации для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру татарского народа. Слова - названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для татарского и русского языков.  Интернациональные слова (например, компьютер, фильм). Начальное представление о словообразовании: парные (савыт-саба), сложные (ташбака) и составные (салават күпере) слова.

Грамматическая сторона речи.

Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение  существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости.  Собственные имена существительные. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Местоимения личные, вопросительные, указательные (бу, теге, менә). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 100. Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и неопределенного времени по лицам и числам. Неопределенная форма глагола с модальными словами кирәк (кирәк түгел), ярый (ярамый).  Наречия времени (бүген, иртәгә, кичә, иртән). Наречие места (монда). Наиболее употребительные послелоги: белән, турында, өчен, кебек, соң, аша. Послелоги с существительными и местоимениями. Послеложные слова (өстендә, янында).  Частицы (-мы/-ме, түгел, әле).

 Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.  Особенности порядка слов в татарском предложении. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с союзами һәм, ә, ләкин,  чөнки.

Примерное тематическое планирование

 (276 часов)

Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему.

Характеристика основных видов деятельности учащихся (коммуникативные умения)

Предметное содержание речи

Давайте познакомимся!

Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета 

Говорить о себе, отвечать на вопросы собеседника.

Вести диалог-знакомство.  Приветствовать, прощаться.

 Приглашать друзей участию в совместных делах. 

Моя школа и мой класс. 

Учебные предметы, школьные принадлежности.  Праздник 1 сентября. Учебные занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека.

Говорить о наличии и об отсутствии учебных принадлежностей, попросить

их у друга или предложить ему.  Спрашивать и уточнять о местонахождении предметов. 

Вести диалог-обмен мнениями об учебе, о любимых книгах и их героях.

Оценивать свою учебную деятельность.

Рассказывать о Празднике знаний.

Я и моя семья.  

Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.

Рассказывать о членах своей семьи (их имена, внешность, возраст, черты характера, профессии).

 Начинать, поддерживать, и завершать разговор о семье.

Помощь родителям.  

Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд. Оценка своей деятельности.

Вести диалог-расспрос о домашних делах.

Поручать работу, выражать согласие или несогласие выполнить работу.  

Характеризовать кого-либо, называя его качества.

Попросить  помощи  в домашних делах.

Выразить  благодарность за труд и похвалить.

Вести диалог  о покупке в магазине продуктов, одежды.

Оценивать качества человека по его участию в домашних делах.

Мой день.  

Распорядок дня. Гигиена. Здоровье.

Рассказывать о своем режиме дня.

Уточнять время, день недели.

Говорить о наличии и об отсутствии предметов личной гигиены, попросить их для себя.

Вести диалог о  приёме у врача.

Предлагать помощь больному.

Давать советы о том, как быть здоровым.

Покупки. 

В магазине продуктов, одежды, посуды.  На рынке.

Вести диалог о покупках  в продуктовом магазине, в магазине одежды, посуды, на рынке.

Сообщать  о любимых овощах и фруктах.

В столовой. 

В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол.

Рассказывать о школьной столовой; о правилах, как  накрывать стол.

Вести диалог-обмен мнениями о любимой еде.

Я и мои друзья.

Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Письмо другу.

Рассказывать о своем  друге.

Описывать черты характера друга. 

Вести диалог об общих увлечениях, о совместных делах.

Аргументировать свои суждения,  каким должен быть настоящий друг.

Написать письмо другу.

Праздники.   

День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции татарского и русского народов.  Подарки. Поздравления.

Описывать национальные праздники, блюда;  поздравлять с праздником; приглашать гостей, приглашать за стол, угощать. 

Вести диалог-обмен мнениями о подарках, о любимых блюдах.

Спорт и спортивные игры.

  Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки.

 Сообщать  о зимних и летних видах спорта, о спортивных кружках, о  занятих спортом.

 Приглашать на игры.

Моя Республика.

    Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности.

Сообщать о государственных символах России и Татарстана, о национальностях, проживающих в нашей стране и республике.

  Рассказывать о столицах Татарстана, России.

Вести диалог о городах Татарстана.

Природа родного края. 

 Времена года. Погода. Экология.

Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное.

Описывать природу родного края, погоду, времена года.

Вести диалог о домашних и диких животных, о перелетных птицах.

Рассуждать о необходимости беречь природу.

Поездки и путешествия.

Летний отдых. Отдых зимой.  Отдых на море. Отдых в деревне.

Вести диалог – обмен мнениями и давать советы об отдыхе, путешествиях зимой и летом.

Выдающиеся представители татарского народа. 

 Детские писатели и поэты. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).

Давать краткую информацию о татарских детских писателях и поэтах (Г. Тукай, М. Джалиль, Б. Рахмат, Ш. Галиев, Р. Миннуллин,  Р. Батулла).

Обсуждать содержание прочитанных произведений, высказывать своё мнение.

Правильно произносить загадки, скороговорки, считалочки, пословицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...