Творческий проект на тему: "Торжок-город мастеров"
проект (9 класс)
Торжок древний торговый город известен с ХII века. Он исторически получил название Новый Торг, и через него полноводной Тверцой шли суда из Новгорода на Волгу. Это выгодное положение на великом водном пути способствовало экономическому развитию города и волости. Рядом рек он соединялся с Селигерским путём и рекой Медведицей. Водные пути связывали Новгород с Владимиро-Суздальским, а потом с Московским княжеством. По ним шла торговля Руси с Поволжьем, со странами Востока и Западной Европы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
torzhok_-_gorod_masterov.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Торжка Тверской области»
Тема проектной работы
«Торжок – город мастеров»
Выполнила:
учитель МБОУ СОШ №3
Лобанова А.В.
Торжок
2020
Оглавление
1.Введение_________________________________________________ 2
2. История г. Торжка__________________________________________ 3
3. История золотного шитья в Торжке____________________________ 5
4. Гончарное дело ____________________________________________ 6
5. Заключение________________________________________________ 8
6. Список литературы__________________________________________ 9
1.Введение.
Торжок древний торговый город известен с ХII века. Он исторически получил название Новый Торг, и через него полноводной Тверцой шли суда из Новгорода на Волгу. Это выгодное положение на великом водном пути способствовало экономическому развитию города и волости. Рядом рек он соединялся с Селигерским путём и рекой Медведицей. Водные пути связывали Новгород с Владимиро-Суздальским, а потом с Московским княжеством. По ним шла торговля Руси с Поволжьем, со странами Востока и Западной Европы.
Новоторжские промыслы и ремёсла имеют давнюю и очень интересную историю. Издавна, человек сам, своими руками изготавливал всё самое необходимое для жизни и быта. В 17 веке (данные Писцовой книги г. Торжка и посада П.Д. Нарбекова) к числу основных занятий новоторов относились огородничество, охота, кожевенное дело, обработка металла и тканей.
В 18-19 веках картина ремесленничества заметно меняется. Мужское население большей частью занимается обслуживанием торговых операций, а на первый план выходит женское ремесло (кружево, бисероплетение, золотное шитьё). Активно развивается строительное дело, деревообработка, глиноделие.
Развитие промыслов и ремёсел отражается на жизни города в целом. Издревле и вплоть до революции 1917 года названия улицам города давали сами жители. Названия отражали местные географические условия, особенности местности, главные сооружения улиц, основные занятия горожан. Так появились улицы: Гончарная, Кузнечная, Кожевников, Товарный двор (улица проходила вдоль товарного двора железнодорожной станции),Лесная (улица именовалась так по располагавшемуся на ней рынку, где торговали лесом, дровами и т.д.) Примером может служить Конная площадь (ныне ул. Конная),где продавали шорные изделия, телеги и колёса, а на улице Пятницкой (ныне ул. Бакунина) располагалась одна из колёсных мастерских.
Наш город богат историей народных промыслов. В данной работе мне бы хотелось рассмотреть историю золотного шитья и гончарного дела.
Изучение истории своего города, его традиций, промыслов я считаю актуальной для всех жителей города Торжка, нельзя забывать труд народных мастеров.
Тема моей работы «Торжок – город мастеров».
Цель проектной работы – изучить историю развития золотного шитья и гончарного дела в нашем городе.
Задачи:
- рассказать историю создания города Торжка;
- рассмотреть традиции золотного шитья и гончарного промысла;
- проанализировать литературу по данной теме;
- выявить значение народных промыслов в истории нашего города.
Объектом исследования являются как старинные, так и современные традиции золотного шитья и гончарных промыслов.
Предмет исследования профессиональный язык золотошвей, касающийся технической стороны процесса вышивки вручную и история гончарных промыслов в Торжке.
2. История Торжка.
Торжок — один из старейших городов России. Точная дата его возникновения не известна. Считается, что город был основан новгородскими купцами на рубеже X—XI веков. В пользу этого свидетельствуют результаты археологических раскопок. Первое же достоверное письменное упоминание Торжка найдено в Новгородской летописи и относится к 1139 году. Название города происходит от слова «торг». В древности здесь устраивали торговлю купцы соседних княжеств и других государств. Начиная с XII века в летописях встречаются названия «Новый Торг» и «Торжок». Последнее закрепилось в языке и стало официальным названием города. Несмотря на это, в современной топонимике одновременно с прилагательным «торжокский» используется и вариант «новоторжский», а само названием жителей города по сей день остаётся «новоторы».
С самого своего зарождения город оказался в центре экономической и политической жизни древней Руси. На протяжении столетий Торжок играл ведущую роль в защите южных пределов Новгородской вечевой республики, являясь одновременно важнейшим торговым центром. «Торжок, состоя всегда во владении Новгородцев, был пограничным городом и смежным с владениями Владимирских, Суздальских и потом Тверских князей, а иногда от Новгородцев отдаван был во владение разным князьям, удерживая, однако, и тогда республиканское правление, во время же ссор у Российских князей с Новгородцами и с удельными Новоторжскими князьями, не редко подвержен был осадам и разорениям.
оль города как важного торгового пункта на Тверце особенно возросла при Петре Первом, когда для перевозки грузов в строящийся Петербург была сооружена Вышневолоцкая водная система, в которую вошла река Тверца. Город и его уезд поставляли в новую столицу зерно, муку, пеньку, кожи, строительные материалы. В то же время Торжок являлся одной из важнейших почтовых станций на «государевой дороге». В связи с проездом через Торжок Екатерины II срочно строился Путевой дворец. Дворец состоял из основного здания и двух флигелей. Все здания построены в стиле екатерининского классицизма. Возникла Дворцовая площадь, окаймлённая рядом зданий административного назначения. XVIII век в истории Торжка знаменуется большим строительством. В 1742 году произошёл исключительный по своим размерам пожар, уничтоживший почти все жилые дома с надворными постройками, а также древнюю кремлёвскую стену с 11 башнями. В 1767 году после опустошительного пожара, возникшего от удара молнии в воеводскую канцелярию, в городе началось большое строительство по утвержденному правительством плану. Пожаром были уничтожены многие церкви, торговые ряды, многочисленные амбары, лучшие строения центральной части города и сотни обывательских домов. Новгородским городским управлением на дело восстановления Торжка было отпущено 50000 рублей сроком на 4 года. К этому времени относится начало строительства гостиного двора (Торговых рядов), которое продолжалось и в XIX веке. Центр застраивался особняками дворян и именитых купцов. В 1774 году был построен каменный мост через ручей Здоровец, действовал сооружённый ещё в XVII веке плотником Арбузовым самотечный водопровод из деревянных труб.
Во второй половине XIX века постройка Николаевской железной дороги, а также начало эксплуатации Мариинской водной системы повели к сокращению движения через Торжок, и он потерял своё былое торговое значение. Уезд в это время оставался сельскохозяйственным. К 1917 Торжок был тихим провинциальным купеческим городком.
Мужское население занималось портняжным, сапожным и кузнечным делом, а одним из женских промыслов было изготовление кирпича. Торжок ставился мастерицами-вышивальщицами. Кружевное шитьё золотом, серебром и шёлком по сафьяну и бархату - это древнейшее ремесло процветало в городе с XIII века. Вышивальщицы из Торжка издавна украшали золотой вышивкой царские парадные одежды, церковные облачения и одежды митрополитов. Вышивки отличались разнообразием узоров, где кроме растительных орнаментов изображались птицы и животные. Торжокская вышивка пользовалась огромным спросом: приезжие приобретали здесь пояса, шапки, скатерти, полотенца, праздничную одежду. Шитые золотом бархатные салфетки были непременным экспонатом всероссийских выставок.
3. История золотного шитья в Торжке.
Золотное шитьё сохраняется в Торжке с XII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо–татарскими традициями. В настоящее время Торжок — единственный центр, бережно хранящий и лелеющий традиции поистине «драгоценного» промысла: до сих пор торжокские мастерицы вышивают нитями, в которых содержится от пяти до восьми процентов драгоценного металла.
Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.
В период расцвета промысла, во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия, складывается шитьё «по карте», то есть подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикреплённой к тканевой основе.
Торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, подушки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода.
Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Обычно изделия были украшены растительными узорами, основным мотивом которых была ветка распустившейся розы с бутонами и листьями. Орнаменты были просты и лаконичны и в то же время трепетны и выразительны.
О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывали парадные платья для членов правящей династии и знатных петербургских особ. Важным событием в истории золотошвейного искусства Торжка был заказ в связи с предстоящей коронацией Александра II в 1855 году. Мастерицы вышили костюмы для царской семьи, мундиры для многочисленной свиты и платья для фрейлин царицы. Тридцать золотошвей были вызваны в столицу для вышивания гербов на по Золотошвейные изделия пользовались спросом не только в России, но и за рубежом. Они ценились иностранными путешественниками как местная оригинальность. Уникальные расшитые золотом и серебром товары экспонировались на международных выставках: в 1851 году купец Шехонин демонстрировал в Лондоне несколько пар сапог, расшитых золотом, в 1862 году «кружевной король» Алмазов на международной выставке представил изделия из сафьяна и кожи.
Упадок народных промыслов в конце XIX века вызвал беспокойство русской общественности. В 1882 году на Всероссийской промышленно–художественной выставке в Москве золотное шитьё и кружево торжокских мастериц имело оглушительный успех, что поставило перед Новоторжским земством вопрос о сохранении и развитии промысла, организации мастерских и школ. В 1894 году создан кустарный отдел, который возглавил местный общественный деятель Д.Д. Романов. При его непосредственном участии в 1899 году при отделе была открыта учебно–показательная золотошвейная мастерская, рфире. Чтобы сохранить золошвейное производство, не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской был создан музей. Д.Д. Романов лично собирал образцы старинных вышивок, надеясь возобновить утраченные способы шитья. В это время созданы альбомы по местному орнаменту. Старинное шитьё, хранящееся в музее, использовалось вышивальщицами при выполнении заказа московской фирмы Оловяшникова по случаю 100–летнего юбилея Отечественной войны 1812 года.
В 1923 году на базе мастерских была основана профтехшкола, а уже в 1928 году её выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта. В советское время предприятие выпускало преимущественно элементы государственной символики, знаки отличия для Красной Армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия: панно, бювары, декоративные подушки, сумочки.
В Торжке выполнены мундиры и костюмы к фильмам: «Анна Каренина» (режиссер Александр Зархи), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (режиссер Александр Митта и Геннадий Сокольский), «Война и мир» (режиссер Сергей Бондарчук).
С 1992 года Торжокская золотошвейная фабрика им. 8 Марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью, а через 3 года — в ОАО «Торжокские золотошвеи». «Торжокские золотошвеи» являются наследниками и продолжателями традиции ремесла.
4. Гончарный промысел в Торжке.
Гончарный промысел в Торжке, судя по найденным черепкам, известен с XI–XII веков. Находят даже изразцы, а гончарная посуда в некоторых домах сохранилась и поныне.
Город Торжок и его окрестности всегда были богаты своими глинами. Здесь был развит гончарный промысел. На новоторжской ярмарке продавались разнообразные гончарные изделия: крынки, горшки, самоварчики, умывальники, чашки с кружками и много ещё чего.
Покупателей привлекали свистульками да игрушками, которые ярко и пёстро раскрашивали. На свист собирался народ. Стоили игрушки копейки, и их быстро разбирали. Но основным товаром всё равно была гончарная посуда, нужная в каждом доме. Шли годы, глиняные плошки сменили оловянные, алюминиевые да фарфоровые. Промысел стал угасать. Игрушки, к сожалению, не сохранились, но народ тем не менее хранил память о них.
В 1950-х торжокская игрушка начала возрождаться.
Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам.
В 1950-х годах Галина Алексеевна жила неподалёку от мастера, потомственного гончара, Юрия Михайловича Белоусова. Он стал обучать Галину Алексеевну лепке, рассказывал, какие в старину делали игрушки в Торжке. В 1975 году в Торжке открылась мастерская, где снова стали делать замечательные игрушки и свистульки. Как и в старину, они покрыты «чешуйчатым» узором. Разноцветные многослойные капельки покрывают крылышки птичек и сарафаны красавиц. Барыня, медведь, коники и глухари, сказочные сирины — кого только не делали мастера. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.
В игрушке воплотился собирательный образ прежнего промысла и всего, что знала и любила Галина Алексеевна на новоторжской земле. Получились яркие и запоминающиес, ни на что не похожие игрушки и свистульки.
Словно бисером расшиты наряды у петушков, птичек и барынь в кокошниках. Каждая свистулька-зверь свистит своим голосом. Юрий Михайлович обучал мастерицу, как настраивать голос свистульки.
Дело Галины Климовской продолжают её последователи и ученики.
В 1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские».
Разработано более 70-ти видов игрушек. Раскрашивают их гуашью, разведённой на специальной эмульсии. Так они сохраняют цвет и устойчивы к воде. Игрушки из Торжка покупают и в России, и за рубежом.
5. Заключение.
Золотное шитье — это очень древний вид вышивки, всегда высоко ценившийся знатоками. Изделия торжокских золотошвей известны во многих странах. Участие в разных престижных выставках, как в начале XX века, так и в наши дни, и получение наград свидетельствуют о неугасающем интересе к древнему искусству, так удачно вписавшемуся в современность. Немного истории Старинный город Торжок, расположенный на реке Тверце, был основан новгородскими купцами в XII веке как торговое поселение на стыке сухопутных и водного путей. И название вполне этому соответствует. По результатам археологических раскопок ученые предполагают, что здесь вышивали наряды золотом и серебром еще в IX веке, а в XIII веке кусочек кожи с вышивкой на нем золотом был местной денежной единицей. Шитье золотыми нитями стало для Торжка выгодным промыслом. Торжокские золотошвеи расшивали не только одежду, головные уборы, но и обувь. Сафьяновые сапоги, вышитые ими, упоминаются во многих литературных произведениях.
Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.). В последние годы возобновилось шитьё церковных облачений и утвари, вышиваются знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры. В Торжке также находится училище золотного шитья.
Написав своей проект, я узнал много интересной и полезной информации про народные промыслы своего города. Можно сделать вывод, что наш город богат ремёслами и гончарным делом, и вполне может стать туристическим городом.
Информация, полученная мной в ходе работы, кроме теоритической, имеет ещё и практическую значимость: своими знаниями я могу поделиться со своими одноклассниками и друзьями.
6. Список литературы
- Буклеты ОАО «Торжокские золотошвеи», Тверь, «А. Ушаков и Ко». 1996: «Вышивка из Торжка», «Золотное шитье Торжка», «Символы России».
- Герасимова О. Хранители древнего искусства. Газета «Новоторжский вестник», от 17 июля 2002 года, с.3.
- Золотая нить. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории.
- Золотное шитье. Путеводитель по русским городам. Запад-юг. М., 2003.с.81-82.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. ИТИ Технологии, 2008 г.
- Официальный сайт ОАО «Торжокские золотошвеи» www.zolotoshvei.com.
- Художественное шитье золоченными нитями. Торжок. История и современность. Торжок, 2007,с.29-30.
- А. Суслов, А. Фомин "Торжок и его окрестности".
- В. Даркевич "Путешествие в Торжок", "Наука и жизнь" №6, 1995 год.
- Народные промыслы Тверского края infourok.ru›buklet-narodnie-promisli-tverskogo.
- Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.
- Торжок и новоторы / О.Е. Юргин, И.Н. Юргина. – Торжок 2001 . – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Поиск альтернативных вариантов, как один из этапов творческого проекта», «Сила иллюзий»
Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса в одном из этапов творческого проекта, как поиск альтернативных вариантов....
2017 Мастер-класс "Информационно-творческий проект "Льговские писатели-детям"
Кафедра дошкольного и начального образования и отделение учителей начальных классов регионального УМО 26 января и 17 февраля 2017 года завершили очный этап конкурса методических разработо...
Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.
Проект "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву....
Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.
Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...
«Гончарных дел мастера» Творческий проект
Проект посвящен древнегреческому искусству вазописи. Начинается со знакомства с образом художественной культуры Древней Греции. Учащиеся выступают с подготовленной информацией о мифах и богах Древней ...
Мастер-класс по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»
В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта у...
Социально-творческий проект "Дети мастерят Чудо-птичка на палочке"
Социально-творческий проект "Дети мастерят Чудо-птичка на палочке"...