Рабочая программа
рабочая программа (5 класс)
Русский язык 5 класс к учебнику Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Романовского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № от « 26 » августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР :
| «Утверждаю» Директор школы: Приказ № от « » августа 2020 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык »
5 класс
Cрок освоения программы: 2020/2021год
Разработчик программы:
учитель русского языка и литературы Окунь С.А.
с. Гуселетово 2020
Содержание программы:
- Пояснительная записка 3
- УМК 3
- Требование к уровню подготовленности учащихся 3-8
- Формы и методы обучения 8
- Система оценивания по предмету 9-12
- Содержание тем учебного курса 12
- Календарно-тематическое планирование 13-24
- Лист корректировки рабочей программы 25
Пояснительная записка.
к рабочей программе по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
-ФГОС по русскому языку,
-ООП МБОУ «Гуселетовская СОШ» ООО
-учебного плана МБОУ « Гуселетовская СОШ» на 2020-202 учебный год
-Положения о текущем и промежуточном контроле МБОУ « Гуселетовская СОШ»
-Положения о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»
- Положения о рабочей программе МБОУ « Гуселетовская СОШ»,
-Примерной программы по русскому языку
-авторской рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.
при использовании учебника для общеобразовательных учреждений :
«Русский язык. 5 класс» в 2- частях, с электронным приложением: авторы: Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. Тростенцова Л.А.(Москва, «Просвещение», 2014 г).
«Рабочая тетрадь 5 класс» Е.А.Ефремова, (Москва, «Просвещение», 2014 г),
« Скорая помощь по русскому языку 5 класс» В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина (Москва, «Просвещение», 2014 г)
«Дидактические материалы» Л.А.Тростенцовой, Н.В.Ладыженской (Москва, «Просвещение», 2013 г).
«Диагностические работы .5 класс» Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г)
Методические рекомендации Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (Москва, «Просвещение», 2014 г.)
«Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богдановой (Москва, «Просвещение», 2014 г.).
Обоснование выбора УМК:
Содержание выбранного мною УМК соответствует требованиям ФГОС, способствует выполнению программы по русскому языку, позволяет индивидуализировать обучение посредством системы разнообразных заданий, создает условия для развития мотивации, интереса к предмету «Русский язык» , имеет структурную целостность. Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения.
Весь процесс работы по программе организую через классно-урочную и индивидуально- групповые формы занятий.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в том числе: в 5 классе- 175 часов (5 часов в неделю). Данная рабочая программа составлена на 175 часов.
Для проверки знаний используются тесты: Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку. 5 класс» М., Просвещение, 2012г., «Диагностические работы .5 класс» Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г).
Тексты контрольных диктантов и проверочных работ взяты из книги «Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богдановой (Москва, «Просвещение», 2014 г.) , «Диктанты и изложения. 5 класс» Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г).
Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Личностные результаты изучения русского языка.:
- осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные знания и умения:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык. 5 класс» является сформированность следующих умений:
–по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
- знать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий диалог, монолог, признаки текста и его функционально-смысловых типов( повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Количество учебных часов в 5 классе: 175 ( часов в неделю)
Раздел программы | Количество часов | Количество часов по развитию речи | Количество контрольных диктантов |
Язык и общение | 3 | 1 | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 20 | 5 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 30 | 5 | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 15 | 3 | 1 |
Лексика. Культура речи | 8 | 2 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи | 22 | 4 | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол | 21 14 35 | 7 5 6 | 2 1 1 |
Повторение и систематизация изученного | 7 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | УУД учащихся | Дата проведения |
Язык и общение 3 часа | |||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с т.зр. их цели, условий, общения. Отвечают на вопросы, анализируют пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и готовят торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. | |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | Овладевают приемами работы с книгой, знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают, пользуясь выделенными словами. Овладевают приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. | |
3 | Р.Р. Стили речи. | Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей. Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания, ищут примеры научных и художественных текстов, сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем 20 часов | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Читают текст, определяют его тему, анализируют его содержание, высказывают и обосновывают свое мнение о тексте. Осознают соотношение произношения правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяя основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины. | |
5 | Орфограмма. | Знакомятся с понятием орфограммы, ее признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. | |
7 | Правописание орфограмм- согласных в корне слова. | Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание. | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | Активизируют правило написания буквы и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами исключениями из правила, работают с орфографическим словарем, составляют предложения. | |
10 | Разделительные Ъ и Ь. | Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь 1не является разделительным знаком. | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис, и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. | |
12 | Р.Р.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение | Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана. | |
13 | Части речи. Глагол. | С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризую слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия, относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приемы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведенных в упражнениях. Ставят глаголы в неопределенную форму. | |
14 | -Тся и –ться в глаголах. | Активизируют правило написания –тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. | |
15 | Личные окончания глаголов. | Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в тексах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написания не с глаголами. | |
16 | |||
17 | Р.Р.Тема текста. | Анализирую темы сочинений. Подбирают заголовок к приведенному в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. | |
18 | Имя существительное. | Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имен существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. | |
19 | Имя прилагательное. | Определяют морфологические признаки прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. | |
20 | Р.Р.Сочинение по картине А. Пластова «Летом» | Устно описывают картину. Пишут сочинение. | |
21 | Местоимение. | Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведенных в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения. | |
22 | Р.Р.Основная мысль текста. | Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинения на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания. | |
23 | К/диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание
| |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 30 часов | |||
24 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывают тексты | |
25 | Словосочетание. Строение словосочетания. | Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией –составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка | |
26 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | Определяют средства грамматической связи в словосочетании, составляют словосочетания | |
27 | Разбор словосочетания. | Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова средствам грамматической связи. Выполняют разбор словосочетаний | |
28 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. | |
29 | Р.Р. Сжатое изложение. | Знакомятся с приемами сжатия текста. Создают сжатую форму исходного текста по упр.144. | |
30 | Виды предложений по цели высказывания. | Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А.С.Пушкина. | |
31 | Восклицательные предложения. | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. | |
32 | Р.Р. Сочинение на тему «Памятный день в школе» | Анализируют темы сочинений. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища. По упр. 157 | |
33 | Главные члены предложения. Подлежащее. | Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. | |
34 | Сказуемое. | Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы- сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов- сказуемых. | |
35 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения. | |
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | Различают распространенные и нераспространенные предложения. Составляют нераспространенные предложения и распространяют их однородными членами. | |
37 | Дополнение. | Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространенных предложений. Пишут диктант. | |
38 | Определение. | Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. | |
39 | Обстоятельство. | Распознают обстоятельства в предложении, выделяют обстоятельства графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства. | |
40 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами и знак препинания после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. | |
41 | Обобщающие слова при однородных членах | ||
42 | Предложения с обращениями. | Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями. | |
43 | Р.Р. Письмо. | Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу. | |
44 | Синтаксический разбор простого предложения. | Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений. | |
45 | Р.Р.Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» | Устно описывают картину. Пишут сочинение Упр.229 | |
46 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Определяют знаки завершения, разделительные, выделительные в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разборы предложений. | |
47 | Простые и сложные предложения. | Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений. Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях. Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам. Характеризуют сложные предложения по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения» | |
48 | Синтаксический разбор сложного предложения | ||
49 | К/диктант по теме «Простые и сложные предложения» | Пишут диктант, выполняют грамматические задания. | |
50 | Прямая речь. | Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью. | |
51 | Диалог. | Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке. | |
52 | Р.Р. Повторение. Сжатое изложение | Пишут изложение по тексту Е.Мурашовой( упр.261) | |
53 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Пишут диктант, выполняют грамматические задания. | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.15 часов | |||
54 | Фонетика. Гласные звуки.
| Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука, составляют таблицу «Гласные звуки» Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы. | |
55 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | Распознают гласные и согласные в слабых и сильных позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционнного чередования | |
56 | Согласные твердые и мягкие. | Распознают твердые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твердой/ мягкой согласной | |
57 | Р.Р.Повествование. Обучающее изложение с элементами повествования. | Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию (К.Паустовский «Шкатулка»). Доказывают принадлежность текста к определенному стилю. Составляют план текстов. | |
58 | Согласные звонкие и глухие. | Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его. | |
59 | Графика. Алфавит. | Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Активизируют знания алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. | |
60 | Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание. | Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет. « Шкатулка» | |
61 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Опознают смыслоразличительную функцию Ь в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением Ь. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. | |
62 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | |
63 64 | Орфоэпия. | Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки | |
65 | Фонетический разбор слова. | Обозначают слоги, ударение в словах, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов. | |
66 | Р.Р.Описание предметов, изображенных на картине | Составляют устное описание картины. (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | |
67 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. | |
68 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика» | Пишут диктант, выполняют работу. | |
Лексика и культура речи. 8 часов. | |||
69 | Слово и его лексическое значение | Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей. Чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом: озаглавливают его, составляют план, анализируют содержание и структуру. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. | |
70 | Однозначные и многозначные слова | Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают свое отношение к тексту, списывают часть текста. | |
71 | Прямое и переносное значение слов Омонимы | Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Оставляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант. Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы. | |
72 | Синонимы | Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. | |
73 | Р.Р. Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь | Пишут сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь», используя синонимы. | |
74 | Антонимы | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарем антонимов. | |
75 | Повторение по теме «Лексика» | Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Готовят сообщения о словаре | |
76 | Р.Р. Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение. | упр. 375. Пишут изложение по тексту К.Паустовского «Первый снег», попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания. | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 часа | |||
77 | Морфема-наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. Осознают роль морфем в процессах формо-и словообразования. Определяют форму слова. Подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слов на группы. | |
78 | Окончание | Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. | |
79 | Основа слова | Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. | |
80 | Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям в форме письма | Пишут сочинение в форме письма товарищу. | |
81 | Корень слова | Опознают корень как значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. | |
82 | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение | Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально- смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают свое мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели. | |
83 | Суффикс- значимая часть слова | Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. | |
84 | Приставка | Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. | |
85 | Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица. | воспроизводят одну из подтем прочитанного художественного текста в письменной форме, сохраняя логичность, связность | |
86 | Чередование звуков. Беглые гласные. | Получают представление о чередование звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании/ при измени слов). Определяют случаи появление беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием. | |
87 | Варианты морфем | Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок суффиксов. | |
88 | Морфемный разбор слова | Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант. | |
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. | |
90 | Буквы з, с на конце приставок. | Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант. | |
91 | Буквы а-о в корне –лаг---лож- | Усваивают правило написания букв а-о в корне –лаг- -- -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. | |
92 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | Усваивают правило написания букв а-о в корне –раст- -- -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными. | |
93 | Буквы ё-о после шипящих в корне | Усваивают правило написания букв ё –о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». | |
94 | Буквы и-ы после ц | Усваивают правило написания букв и-ы после ц. выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. | |
95 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. | |
96 | К/диктант по теме «Морфемика. Орфография» | Пишут диктант, выполняют грамматические задания. | |
97 | Работа над ошибками | Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками. | |
98 | Р.Р.Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Пишут сочинение по картине или описывают её устно. | |
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||
Имя существительное. 21 час | |||
99 | Имя существительное как часть речи | Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного. Его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведенные в текстах слова. Определяют род, склонение, падеж имен существительных. Составляют распространенные предложения по картине. | |
100 | Доказательства в рассуждении | Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?» пишут сочинение-рассуждение. | |
101 | Р.Р.Написание сочинения-рассуждения | ||
102 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Распознают имена существительные одушевленные и неодушевленные. Пишут диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными | |
103 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | Распознают имена существительные и нарицательные. Подбирают примеры имен существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Рассказывают об имени существительном по плану. | |
104 | Род имен существительных | Определяют род имен существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имен существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявляется род имен сушествительных. | |
105 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Распознают имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Выделяют их в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имен существительных в тексте. | |
106 | Р.Р.Сжатое изложение | Составляют план, повторяют приемы сжатия текста. Пишут изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница» | |
107 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Распознают имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Выделяют их в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант. | |
108 | Три склонения имен существительных. | Определяют тип склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. С учетом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике. | |
109 | Падеж имен существительных | Определяют падеж имен существительных. Выделяют падежные окончания имен существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализируют место имен существительных в том или ином падеже в предложении. | |
110 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и пересказывают его. Пишут изложение по тексту упражнения. | |
111 | К/диктант по теме «Имя существительное» | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание | |
112 | Р.Р.Изложение с изменением лица | по тексту упражнения составляют развернутый план, пишут изложение. | |
113 | Множественное число имен существительных. | Определяют морфологические признаки множественного числа имен существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания Ь после шипящих на конце слова. Анализируют текст. | |
114 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Усваивают правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога. | |
115 | Повторение по теме «Имя существительное» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имен существительных. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. | |
116 | Проверочная работа по теме «Имя существительное | ||
117 | Морфологический разбор имени существительного. | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен существительных. | |
118 | Р.Р.Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | Пишут сочинение по картине и описывают её устно. Делают отзыв на устное описание товарища. | |
119 | К/диктант с грам.заданием по теме « Имя существительное» | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание | |
Имя прилагательное 14 часов | |||
120 | Имя прилагательное как часть речи | Определяют морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения, тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | |
121 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. | |
122 | |||
123 | Р.Р. Описание животного. Изложение | Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю» | |
124 | Прилагательные полные и краткие | Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы имен прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными. | |
125 | Р.Р.Описание животного на основе изображенного. | Готовят устное повествование с элементами описания по картине. | |
126 | Р.Р.Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение» | Пишут сочинение по картине. | |
127 | Морфологический разбор имени прилагательного | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен прилагательных. | |
128 | Р.Р.Сочинение «Как я испугался» | Пишут сочинение по плану. | |
129 | Повторение по теме « Имя прилагательное» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарем: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имен существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. | |
130 | Диктант и проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. | |
131 | Работа над ошибками | Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками. | |
132 | Р.Р. Сочинение «Мое любимое животное» | Пишут сочинение- описание животного. | |
133 | Р.Р.Написание сочинения | ||
Глагол 35 часов | |||
134 | Глагол как часть речи | Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы- сказуемые с подлежащими. | |
135 | Не с глаголами. | Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ», используя глаголы с Не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. | |
136 | |||
137 | Р.Р. Рассказ | Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему. | |
138 139 | Неопределенная форма глагола. | Распознают неопределенную и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределенной форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределенной форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределенной форме. Готовят по плану сообщения о неопределенной форме глагола. | |
140 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | Усваивают правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом –ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть. | |
141 | Виды глагола | Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой –раз-(-рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного | |
142 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | ||
143 | Буквы е-и в корнях с чередованием | Усваивают правило написания букв е-и в корнях с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |
144 | |||
145 | Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе) | Знакомятся с рассказом от 1 лица. Анализируют приведенное в упражнении изложение ученика, указывают недочеты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды…» | |
146 | К/диктант по теме «Глагол» | Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. | |
147 | Работа над ошибками | Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками. | |
148 | Время глагола | Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем. Настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. | |
149 | Прошедшее время | Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образуют глаголы в прошедшем времени от неопределенной формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. | |
150 | Настоящее время | Определяют форму глагола настоящего времени. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. | |
151 | Будущее время | Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять –двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт» | |
152 | Спряжение глаголов | Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания и предложения. | |
153 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведенным в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант. | |
154 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | ||
155 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | ||
156 | Морфологический разбор глагола | Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. | |
157 | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица | Пишут сжатое изложение по тексту «Шоколадный торт». Составляют и разыгрывают диалог. | |
158 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Усваивают правило написания Ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти. | |
159 | |||
160 | Употребление времен | Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. Употребление «живописного настоящего» в повествовании | |
161 | |||
162 | Употребление «живописного настоящего» в повествовании | составляют рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков | |
163 164 | Повторение по теме « Глагол» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе. | |
165 | Р.Р.Сочинение-рассказ по рисунку | Рассматривают рисунок О.Поповича «Не взяли на рыбалку» и составляют устный, затем письменный рассказ на его основе. | |
166 | Р.Р.Написание рассказа | ||
167 | К/диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. | |
168 | Работа над ошибками | Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками. | |
Повторение и систематизация изученного 7 часов. | |||
169 | Разделы науки о языке | Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему « Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи. | |
170 | Р.Р.Сочинение из тем по выбору. | Пишут сочинение. Анализируют тексты | |
171 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант. | |
172 | Орфограммы в окончаниях слов. | Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант. | |
173 | Употребление букв ъ и ь | Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв Ъ и Ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы.. Выбирают имена собственные из текста упражнения | |
174 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти. | |
175 | Подводят итоги работы , полученных знаний. |
Приложение .
Контрольно- оценочные средства
Контрольные диктанты и проверочные работы к рабочей программе по русскому языку 5 класс.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» (23 урок)
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,
стр. 30 1 вариант
Грамматическое задание:
1.В 1 абзаце определить падеж существительных
2.во 2 абзаце определить склонение имен существительных.
Диктант «Простые и сложные предложения» (49 урок)
Н.Н. Соловьева «Диктанты и изложения. 5 класс» М., Просвещение 2018, стр. 28
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» (53 урок)
Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» М., Просвещение 2014,
стр. 13 1 вариант
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика» (68 урок)
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,
стр. 86 1 вариант
Грамматическое задание:
1.выписать два слова, в которых звуков больше, чем букв
2. выписать два слова, в которых букв больше, чем звуков
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография» (96 урок)
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,
стр. 123 2 вариант
Грамматическое задание:
Объяснить графически пунктуацию предложений:
Туман пришел в движение….. (1абзац)
Вода стекала у неё с губ………(3 абзац)
Лосиха встрепенулась…… ….(3 абзац)
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (111 урок)
Н.Н. Соловьева «Диктанты и изложения. 5 класс» М., Просвещение 2018, стр. 87
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» (120 урок)
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,
стр. 143 1 вариант
Грамматическое задание:
1.выполнить морфологический разбор слова : Пришвина, к деревне
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» (131 урок)
Н.Н. Соловьева «Диктанты и изложения. 5 класс» М., Просвещение 2018, стр.104
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Н.Н.Соловьева «Диагностические работы» 5 класс М.Просвещение 2014
Стр56-57
Контрольный диктант по теме «Глагол» (146 урок)
Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» М., Просвещение 2014,
стр. 37 2 вариант
Контрольный диктант по теме «Глагол» (166 урок) (итоговый)
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,
стр. 192
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...