День славянской письменности и культуры
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данное мероприятие посвящено Дню славянской письменности и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_pismennosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
- Утверждено руководителем школьного методического объединения
- Хомякова Ольга Владимировна
- Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 167»
- Учитель русского языка и литературы
- "Аз – свет миру". День славянской письменности и культуры.
- Мероприятие предназначено для учащихся 6-8 классов.
Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с возникновением славянской письменности, привить любовь к родному языку.
Задачи мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие творческого воображения, эмоционального настроя, развитие интереса учащихся к учёбе, развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся; воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, бережного отношения к книгам.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия.
Учитель: ( на фоне тихой музыки) В России, как и в других славянский государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.
Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.
Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.
(Звучит русская народная музыка, выключается свет, на экране показывается слайд с князем Владимиром, появляется Боян с гуслями.) (слайд 1)
Боян: Не сияет на небе солнце красное, не любуются ими тучки синие. То приехал к нам на златом венце грозный князь Владимир Красное Солнышко. Да хвалили с славили князя народ русский за доброту и милость, зо то, что породил на земле русской свет христианство.
(Заходит князь Владимир)
Боян: И глядит – то князь на диво дивное, чудо чудное, да невиданное на славянский праздник, как славянский праздник, как во средней школе да Брянской.
(Владимир усаживается, звучит запись колоколов)
Владимир: Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах. Пускай летят во все стороны Руси гонцы с вестью о том, что все будут крещены в водах Днепра.
И гласится в этой вере:
Будьте люди, а не звери!
Это вам в небесной сфере
Золотой сияет крест!
Да будет Русь едина и бог един!
Теперь мы одна держава!
(Звучит музыка, князь уходит, на слайде появляются изображения с первыми книгами) (слайд 2)
Ведущий 1: А вместе с христианством на Руси появились первые книги – Библия и Евангелие, они были привезены, так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди, которые помогут – это были два монаха, Кирилл и Мефодий. Они придумали славянскую азбуку. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. Начинают открываться школы. Славянская письменность стала основой современного письма. В Москве этим двум знаменитым людям стоит памятник.
(слайд 3 фото Кирилла и Мефодия), (слайд 4 памятники).
Ведущий 2: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.
Ведущий 1: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. (слайд 5).
Ведущий 2: Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
Ведущий 1: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.
Ведущий 2: Братья Константин (после принятия христианства Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.
Ведущий 1: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. (слайд 6)
Ведущий 2: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить проезжего человека, знавшего латинскую грамматику.
(слайд 7)
(На сцену выходят Кирилл и Старец)
Кирилл: Я слышал, что Вы знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыне.
Старец: Зачем тебе это нужно, мальчик? Да. Я понимаю латинскую грамоту и могу объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.
Кирилл: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
Старец: Попробуй, только я тебе в этом не помощник.
(Кирилл и Старец уходят).
Ведущий 1: Через год Старец снова встретил Кирилла.
Старец: Послушай, мальчик, ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?
Кирилл: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.
Старец: как можно самому научиться незнакомому языку?
Кирилл: Я взял книгу Григория Богослова не греческом и латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.
(Старец и Кирилл уходят)
Ведущий 2: Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своим учением. (слайд 8)
Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин – философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки - основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ведущий1: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания , полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.
Ведущий 2: По поручению византийского императора Михаила 3 Константин-Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирить восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян.
(слайд 9)
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии
в Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, все пишут кириллицей.
Что зовутся издревне славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий 1: В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.
Ведущий 2: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славя, но зато прочно утвердились в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.
(слайд 10).
Ведущий 1: Ученики Кирилла и Мефодия открыли свои школы, и в конце 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.
Ведущий 2: Ребята, какой же праздник без игр и развлечений? У нас в гостях сегодня, конечно же, скоморохи. (Появляется скоморох) (слайд 11)
Скоморох: Здравствуйте, ребята! Я так рад вас видеть, рад тому, что вы пригласили меня в гости. А кто такие скоморохи? Что вы о них знаете? (ответы детей)
Я не просто к вам пришел, а пришел с заданиями. Приготовил для вас загадки. Хочу посмотреть, что вы знаете о том, чем мы пишем, что читаем.
Эй, народ честной, подходи!
Собрались русичи!
Пора и в игры играть, шутки шутить, загадки сказывать!
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проводит,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Без языка,
Без голоса,
А все расскажет. (Книга)
Тридцать три сестрички –
\Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)
Оно так часто просит пить,
Но понемногу пьет.
А если будешь торопить,
И целиком его топить
Наделает хлопот. (Перо)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь впятеро умней. (Книга)
Как называется первая славянская азбука?
Что значит красная строка?
От чего произошло слово азбука?
Скоморох: Какие вы молодцы! оказывается вы много знаете об азбуке, книгах. Молодцы! Мне пора уходить, но я с вами не прощаюсь. А о том о чем мы с вами говорили никогда не забывайте. Читайте книги, чтобы были умные и грамотные, такие как Кирилл и Мефодий. До свидание.
Ведущий 1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой, четкой и легкой для письма. Они понимали о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их , сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. (слайд 12)
Ведущий 2: Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения.
(слайд 13).
(На сцену выходит Военный в треуголке)
Военный: Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «Юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите. (уходит).
Ведущий 2: Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. (слайд 14 18 век с новыми буквами).
Военный: Это буквы « И краткое» и «Ё».
Ведущий 1: В начале 20 века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. (слайд 15 20 в. Упрощение)
(Выходит Красноармеец.)
Красноармеец: Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «i десятиричное), «Ять», «фито», «ижица» и буква «ер» на конце слов. (слайд 16)
Ведущий 2: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она составляет оптимальное количество букв. Сколько в русской азбуке букв?
Ведущий 1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских братьев Кирилла и Мефодия. (слайд 17)
Стихи. (слайд 18 слова на экране)
Мы благодарны просвещенью.
Наука –Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.
Заключительное слово учителя. Итог мероприятия.
Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.
Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.
Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить наш праздник (во время чтения стихотворения фоном идет “Да исправится молитва” Д.С.Бортнянского).
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Подведение итога
Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией!
- 8-930-827-09-37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День славянской письменности и культуры"
Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...
Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры
презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...
Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.
В материале урока содержится демонстрация учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации, знакомство учащихся с миссией просветителе...
День славянской письменности и культуры в России
«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...
День славянской письменности и культуры. Великие просветители
Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....
Презентация к уроку "День славянской письменности и культуры"
"День славянской письменности и культуры " - это поздравления, подарки, открытки, картинки, стихи и сценарии празднования.День славянской письменности и культуры отмечается в России 24 мая. Празднован...
День славянской письменности и культуры.
Начальное знакомство с историей празднования Дня славянской культуры и письменности в России и в других странах.: когда, где, почему начали отмечать этот праздник. Материал, знакомящий со святыми равн...