Материал к уроку: Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа.
консультация (10 класс)

Публичко Валентина Алексеевна

Материал к уроку: Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_dist_1.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. «История одного города» (обзорное изучение).  Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

1.Посмотреть видеоурок по ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6842584111482911954&parent-reqid=1585731193616983-678460537612168968204649-man1-3525&path=wizard&text=биография+салтыкова+щедрина+презентация+10+класс

2. Познакомиться с материалом. Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

В “Истории одного города” писатель довел до совершенства наиболее яркие черты своей сатирической манеры. Основными приемами сатиры являются сатирическая фантастика, гротеск, беспощадная ирония и веселый, всепобеждающий юмор. Элементы фантастики и сатирическое преувеличение помогают более полно выявить жизненную сущность героев, их основные качества.

Фантастичность облика Брудастого – Органчика переплетается с жизненной правдой, когда мы наблюдаем за его поступками. Он порет ямщиков, пишет новые приказы, по которым “хватали и ловили, секли и пороли, описывали и продавали”. Поступки градоначальника узнаваемы, потому что веками не одно поколение испытывало на себе подобное управление. Градоначальник Брудастый вместо головы имеет примитивный деревянный механизм, настроенный на выкрикивание владельцем грозных слов типа “разорю!” и “не потерплю!”.

И этого вполне достаточно, чтобы властвовать над целыми народами. Салтыков-Щедрин утверждал, что “есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами”.

Салтыков-Щедрин был мастером сатирического гротеска – фантастического преувеличения,

которое показывает явления реальной жизни в причудливой, невероятной форме, но позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый – образец гротеска. Инструмент вместо головы у градоначальника символизирует тупость и бездушие правителей.

Поступки Бородавкина, который “спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиной”, внедрил в быт глуповцев горчицу и персидскую ромашку, вел войны с помощью оловянных солдатиков, реальны, как реальны дикость и нелепость правителя и общественного строя, породившего его.

В “Помпадурах и помпадуршах” писатель размышляет: “Говорят о карикатуре и преувеличениях, но нужно только осмотреться кругом, чтоб обвинение это упало само собою… Кто же пишет эту карикатуру? Не сама ли действительность?

Не она ли на каждом шагу обличает самое себя в преувеличениях?

Гротескный образ жестокого деспота Угрюм-Бурчеева проявляет истинное отношение Салтыкова-Щедрина к царизму; Угрюм-Бурчеев – самый зловещий представитель сановников, символизирующий угнетение и произвол. Галерея кукол-градоначальников постоянно пополняется, их правление становится все более беспощадным по отношению к народу и совершенно безнаказанным. “Мрачный идиот” Угрюм-Бурчеев мечтает оставить след в истории Глупова, но в силу того, что интеллектом он не богат, все его идеи далеки от реальности и насущной потребности. Фантастический бред этого персонажа усиливает мощное авторское обвинение абсолютной власти, мечтающей подавить самостоятельные мысли, чувства, вкусы народа. Казармы, прямые линии, отсутствие пестроты, простота – вот к чему стремится бессердечный правитель.

Безумная затея “остановить течение рек” (историю и прогресс) не увенчалась успехом: природа не смирилась, в отличие от людей, покорно исполняющих волю своего начальника, и разрушила планы одного из самых свирепых, жестоких и глупых сановников.

Придание сатирическим персонажам черт бездушных и злых кукол является одним из художественных средств, к которым прибегает Салтыков-Щедрин. Хронику отличает красочный, яркий, самобытный язык. Наряду со старинной речью, народными пословицами намеренно используются канцеляризмы (“в оправдательных документах”), публицистический стиль журналистики времен писателя.

В “Истории одного города” автор довел до совершенства самые яркие черты своей сатирической манеры, сделал новые художественные открытия.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Какие моменты из биографии Салтыкова-Щедрина показались вам наиболее интересными и почему?

2. Какие новые художественные открытия сделал Салтыков-Щедрин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы урока "Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом инквизиторе" (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы")

Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана). Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для...

Урок обществознания по теме "Политическая власть"

обобщающий урок в 9 классе по теме "Политическая власть" в виде игры "Звёздный час"...

Перезентация к уроку истории "Этапы борьбы за власть после смерти Сталина"

Указаны хронологические рамки борьбы, краткая характеристика исторических личностей, решения XX съезда КПСС, результаты борьбы....

Урок истории "Большевики приходят к власти"

Сложный в истории период 1917-1918 гг. и объяснение причин и предпосылок прихода большевиков к власти...

Урок истории "Большевики приходят к власти"

Сложный в истории период 1917-1918 гг. и объяснение причин и предпосылок прихода большевиков к власти. Хорошая разработка другого педагога...

Конспект урока по истории "Борьба за власть после смерти И.В. Сталина"

Открытый урок по теме "Борьба за власть после смерти И.В. Сталина" 9 классТип урока: Формирование новых знаний Цели:развивающие – развитие критического мышления, творческого мышления, развитие от...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".

Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....