Контрольно-измерительный материал по дисциплине "Родная речь"
материал (10 класс)

Дифференцированный зачет в письменной форме разработан для группы I курса по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 43.01.02 Парикмахер в соответствии с учебным планом.

Цель аттестации: оценка соответствия результатов освоения обучающимися дисциплины ОУД.02 Родная речь в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования по профессии 43.01.02 Парикмахер.

Вид аттестации: промежуточная.

Форма аттестации: дифференцированный зачет в письменной форме.

Дифференцированный зачет позволяет оценить предметные результаты освоения дисциплины ОУД.02 Родная речь:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения промежуточной аттестации

по учебной дисциплине

ОУД.02 Родная речь

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

43.01.02 Парикмахер

форма проведения оценочной процедуры

дифференцированный зачет

РАССМОТРЕНО        

цикловой комиссией (ЦК)

гуманитарных дисциплин

Председатель ЦК

____________ (                         )

Протокол заседания ЦК

от  «___»___________ 2019 г. № ____

РАЗРАБОТЧИК

Михеева О.Н.,

преподаватель 1 КК

Первоуральск

 2019

Пояснительная записка

        Дифференцированный зачет в письменной форме разработан для группы I курса по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 43.01.02 Парикмахер в соответствии с учебным планом.

        Цель аттестации: оценка соответствия результатов освоения обучающимися дисциплины ОУД.02 Родная речь в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования по профессии 43.01.02 Парикмахер.

Вид аттестации: промежуточная.

Форма аттестации: дифференцированный зачет в письменной форме.

Дифференцированный зачет позволяет оценить предметные результаты освоения дисциплины ОУД.02 Родная речь:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Инструкция по выполнению работы

        На выполнение работы отводится 90 минут. Работа представлена в 4 вариантах. Каждый вариант состоит из 14 заданий, посвящённых следующим темам:

  • лексико-фразеологические нормы;
  • орфоэпические нормы;
  • морфологические нормы;
  • нормы словообразования;
  • орфографические нормы;
  • синтаксические нормы.

Система оценивания

За каждый верный ответ ставится 1 балл. Таким образом,

  • задание №1 оценивается в 5 баллов;
  • задания №2, №3, №4 оцениваются в 1 балл каждое;
  • задание №5 оценивается следующим образом:
  1. балла = задание выполнено верно
  1. балл = написаны все примеры данного вида омонимии + 1 ошибочный пример либо написаны все примеры данного вида омонимии, кроме 1 примера
  1. баллов = другие варианты выполнения задания;
  • задание №6 оценивается в 5 баллов (1 балл за верно составленное предложение);
  • задания №7 и №8 оцениваются в 4 балла каждое (1 балл за верно составленное предложение);
  • задания №9, №10 оцениваются в 2 балла каждое (1 балл за верно подобранное слово с указанным чередованием звуков);
  • задания №11, №12, №13, №14 оцениваются в 1 балл каждое.

Максимальное количество = 31 балл.

Соответствие балльной системы и оценочной системы:

31 балл – 29 баллов = «отлично»;

28 баллов – 25 баллов = «хорошо»;

24 балла –  19 баллов = «удовлетворительно».


Вариант 1

Задание 1: Учитывая нормы орфоэпии, определите, какое слово лишнее в каждом ряду.

  1. чувствует, здравствуйте, лукавство
  2. лестный, трость, лестничная
  3. яичница, дачный, точный
  4. конечно, скучно, прочный
  5. что, нечто, чтобы

Задание 2: В каком ряду во всех словах ударным является второй слог?

  1. скакали, мизерный, набойки
  2. искра, вдогонку, телефон
  3. жалюзи, досуг, украинский

Задание 3: В каком ряду расположены слова, входящие в состав только литературного языка?

  1. сапожок, выздоровлю, берёзовый
  2. ксива (= паспорт), огурчик, мальчишки
  3. скомпроментировать, ослеп, слезинка
  4. вредитель, омограф, прародина

Задание 4: В каком предложении слово «рыбный» употреблено неправильно?

  1. На ужин бабушка приготовила рыбные котлеты.
  2. Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное.
  3. Кошка, обнюхивавшая на окне рыбный суп, неожиданно прыгнула на стол и спряталась за шкаф.
  4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.

Задание 5: Выпишите омофоны.

Печь (пирог) – (затопить) печь, (проходной) балл – (пригласить на) бал, (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много) белок – белок (яйца), (чёрный) кот – (расшифровать) код, (память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, (бараний) рог – (тяжёлый) рок, (старинный) замок – (дверной) замок.

Задание 6: Устраните нарушения лексико-фразеологической нормы (плеоназм, тавтология).

  1. Если вы любите чёрный чай, не кладите лимон – он обесцвечивает цвет чая.
  2. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно.
  3. Совсем ещё молодыми юношами Владимир и Сергей пошли в армию.
  4. Сотрудники вновь возобновили работу в сентябре месяце.
  5. Всюду наблюдается невиданный и небывалый трудовой подъём.

Задание 7: Устраните ошибки в употреблении форм рода.

  1. Интервью близился к концу.
  2. Больше всего мне понравилось Тбилиси.
  3. ГЭС расположен в центре города.
  4. Маленькая колибри помещена в клетку.

Задание 8: Напишите предложения, согласовав подлежащее со сказуемым.

  1. КГБ объявил-- розыск опасного преступника.
  2. ООН выступил-- с предложением о принятии нового законопроекта.
  3. ЕЭС провел-- совещание в Лондоне.
  4. В XIX веке ВИЧ не поддавал-- лечению.

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14.

(1) - Наденька, так Вы меня любите? – спросил я.

(2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя.

(3) От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп?» - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа!.. (9) Знала бы она, что меня любит Наденька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка. (11) Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что Вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась сумка с овощами. (17) Я с ходу пнул её ногой и по асфальту весело заскакали зелёные огурчики, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» - раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку сумки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, берёзовая роща стремительно приближалась ко мне. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидело несколько пенсионеров. (22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-та. (23) «Держи хулигана!» (24) Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье – любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил – и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31) Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я им покажу!»

(33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не одинок… (36) Любили и других.

(Ю. Котлярский)

Задание 9: Выпишите из предложений (21) - (22) два слова с историческими чередованиями звуков.

Задание 10: Выпишите из предложения (16) два слова с позиционными чередованиями звуков.

Задание 11: Выпишите из предложений (3) – (9) фразеологизм.

Задание 12: Исправьте в предложении (20) ошибку, допущенную в связи с употреблением деепричастного оборота.

Задание 13: Переформулируйте предложение (2) в предложение с косвенной речью.

Задание 14: Выпишите из предложений (10) – (15) один глагол, употребленный в переносном значении.

Вариант 2

Задание 1: Учитывая нормы орфоэпии, определите, какое слово лишнее в каждом ряду.

  1. сладостный, прелестный, гангстер
  2. шестнадцать, окрестность, крестины
  3. съёмочный, точный, нарочно
  4. загадочный, яичница, скучно
  5. известие, честность, областной

Задание 2: В каком ряду во всех словах ударным является второй слог?

  1. красивее, облегчить, щавель
  2. арабы, ходатайство, откупорить
  3. плесневеть, сироты (мн.число), договоры

Задание 3: В каком ряду расположены слова, входящие в состав только литературного языка?

  1. текёт, конфорка, метафора
  2. драчун, пати (= вечеринка), человеческий
  3. беженец, астролог, фольклор
  4. тубаретка, карниз, соавтор

Задание 4: В каком предложении слово «каменистый» употреблено неправильно?

  1. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.
  2. На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
  3. Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
  4. Почва на этом участке каменистая и с трудом поддаётся обработке.

Задание 5: Выпишите омографы.

Печь (пирог) – (затопить) печь, (проходной) балл – (пригласить на) бал, (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много) белок – белок (яйца), (чёрный) кот – (расшифровать) код, (память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, (бараний) рог – (тяжёлый) рок, (старинный) замок – (дверной) замок.

Задание 6: Устраните нарушения лексико-фразеологической нормы (плеоназм, тавтология).

  1. У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности.
  2. Для совершенствования полученных навыков вам даётся данное задание.
  3. Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты.
  4. Не исключено, что, возможно, на фестиваль приедет Софи Лорен.
  5. В речи она употребляет диалектизмы и областные слова.

Задание 7: Устраните ошибки в употреблении форм рода.

  1. Это был очень красивый кашпо.
  2. Мали присоединился к резолюции, принятой другими африканскими странами.
  3. ФРГ расположено в центре Европы.
  4. Прошлым летом я видел розовое фламинго.

Задание 8: Напишите предложения, согласовав подлежащее со сказуемым.

  1. ТЮЗ собрал…  маленьких зрителей.
  2. ППТ отпраздновал… юбилей.
  3. ГАИ был… переименован… в ГИБДД.
  4. ЦУМ поменял… юридический адрес

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14.

  1.  Персидский поэт Саади – лукавый и мудрый шейх из города Шираза считал, что человек должен жить не меньше девяноста лет. (2) Саади делил человеческую жизнь на трое равных частей. (3) Первые тридцать лет человек должен, по словам поэта, приобретать познания, вторые тридцать лет – странствовать по земле, а свои последние тридцать лет отдать творчеству, чтобы оставить потомкам, как выражался Саади, «чекан своей души».

(4) Саади был прав, но в глубине души я думаю, что тридцати лет для странствий по земле – этого всё же мало. (5) Мало потому, что скитания приобретают значительный свой смысл, насыщают нас познаниями, открывают нам красоту земли и своеобразие многих её стран и дают толчок нашему воображению далеко не сразу, а исподволь. (6) «Скитания – это путь, приближающий нас к небу», - считалось в древности у арабов, понимая под небом состояние обширного познания и мудрости. (7) Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека разнообразием знаний – есть свойство, присущее счастью. (8) Счастье даётся только знающим, им становится легко расправлять крылья. (9) Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.

(10) Знание органически связано с человеческим воображением. (11) Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. (12) Примеров этому можно привести множество. (13) Очарование Парижа овладевает Вами внезапно, как только Вы прикоснётесь к парижской земле, и овладевает навсегда. (14) Но только в том случае, если Вы знали Париж и любили его задолго до этой первой встречи. (15) Для знающего Париж по книгам, по живописи, по всей сумме познаний о нём этот город открывается сразу, как бы покрытый бронзовым отсветом его величавой истории, блеском славы и человеческого гения, обаянием любимых имён, шумом версальских парков, сумраком всегда несколько загадочного Лувра, кипением его пылких народных толп. (16) Человек же, ничего не знающий о Париже, воспримет его как нечто шумное утомительное и во многом непонятное.

(К. Г. Паустовский)

Задание 9: Выпишите из предложения (15) два слова с историческими чередованиями звуков.

Задание 10: Выпишите из предложения (3) – (4) два слова с позиционными чередованиями звуков.

Задание 11: Выпишите из предложений (6) – (9) фразеологизм.

Задание 12: Исправьте в предложении (6) ошибку, допущенную в связи с употреблением деепричастного оборота.

Задание 13: Переформулируйте предложение (6) в предложение с косвенной речью.

Задание 14: Исправьте одну ошибку в согласовании числительного и существительного в предложениях (1) – (3).

Вариант 3

Задание 1: Учитывая нормы орфоэпии, определите, какое слово лишнее в каждом ряду.

  1. ненастный, сердце, захолустье
  2. исландка, чувство, известность
  3. скворечник, отлично, вечный
  4. хлестнуть, прелестный, ровесник
  5. звёздный, поездка, поздний

Задание 2: В каком ряду во всех словах ударным является третий слог?

  1. договоры, жалюзи, украинский
  2. позвонит, откупорить, ходатайство
  3. оптовый, избаловать, дозвониться

Задание 3: В каком ряду расположены слова, входящие в состав только литературного языка?

  1. свежесть, орфография, небольшой
  2. водянистый, ихний, лотерейный
  3. модельер, предыстория, ехай
  4. пинжак, звёздный, ультразвук

Задание 4: В каком предложении слово «абонемент» употреблено неправильно?

  1. Я нашёл просроченный библиотечный абонемент.
  2. Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
  3. Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.
  4. Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

Задание 5: Выпишите омоформы.

Печь (пирог) – (затопить) печь, (проходной) балл – (пригласить на) бал, (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много) белок – белок (яйца), (чёрный) кот – (расшифровать) код, пар (идёт изо рта) – (у нашей группы нет сегодня) пар, (память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, (бараний) рог – (тяжёлый) рок, (старинный) замок – (дверной) замок.

Задание 6: Устраните нарушения лексико-фразеологической нормы (плеоназм, тавтология).

  1. Павел рассказал нам о планах на будущее.
  2. Посетители нашего ресторана могут отведать изысканные деликатесы.
  3. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
  4. Согласно этому соглашению мы должны добиться небывалых результатов.
  5. Попробуем определить нашу будущую перспективу.

Задание 7: Устраните ошибки в употреблении форм рода.

  1. Я буду чёрное кофе без сахара.
  2. У меня уже целый год живёт пёстрая какаду.
  3. На лицо женщины был накинут траурный вуаль.
  4. Прошлым летом я посетил старинное Дели.

Задание 8: Напишите предложения, согласовав подлежащее со сказуемым.

  1. КВН начал… в шесть часов вечера.
  2. ЛДПР выступил… с обращением к избирателям.
  3. ПНТЗ открыл… новый цех.
  4. ТЦ «Марс» поменял… юридический адрес.

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14.

(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

(4) Это был весёлый труженик. (5) Всю жизнь он работал (он переменил много профессий – от волжского бурлака до актёра и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

(6) «Я не хочу быть сторонним наблюдателем», - говорил Гиляровский. (7) Он вмешивался в жизнь без оглядки. (8) Пробуя всё возможное, у него было желание научиться делать всё своими руками. (9) Это свойство присуще лишь большим жизнелюбцам и безусловно талантливым людям.

(10) Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (11) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие другие деятели искусства.

(12) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (13) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.

(14) Большинство хитровцев (или хитрованцев) любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованского горя, несчастья и опущенности.

(15) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (16) Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы.

(17) Неважно – много ли они или мало написали. (18) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (19) Важно то, что они определяли собой своё время.

 (К. Г. Паустовский)

Задание 9: Выпишите из предложений (10) – (11) два слова с историческими чередованиями звуков.

Задание 10: Выпишите из предложений (6) – (7) два слова с позиционными чередованиями звуков.

Задание 11: Выпишите из предложений (12) - (13) фразеологизм.

Задание 12: Исправьте в предложении (8) ошибку, допущенную в связи с употреблением деепричастного оборота.

Задание 13: Переформулируйте предложение (6) в предложение с косвенной речью.

Задание 14: Выпишите из предложения (1) одно прилагательное, употребленное в переносном значении.

Вариант 4

Задание 1: Учитывая нормы орфоэпии, определите, какое слово лишнее в каждом ряду.

  1. звёздный, поездка, поздний
  2. скучно, отлично, вечный
  3. ненастный, сердце, запястье
  4. крестьянин, чувство, известность
  5. хлестнуть, прелестный, ровесник

Задание 2: В каком ряду во всех словах ударным является третий слог?

  1. позвонит, откупорить, ходатайство
  2. договоры, жалюзи, украинский
  3. оптовый, дозвониться, избаловать

Задание 3: В каком ряду расположены слова, входящие в состав только литературного языка?

  1. модельер, предыстория, ехай
  2. пинжак, звёздный, ультразвук
  3. водянистый, ихний, лотерейный
  4. свежесть, орфография, небольшой

        

Задание 4: В каком предложении слово «представить» употреблено неправильно?

  1. За заслуги перед государством артиста представили к правительственной награде.
  2. Этот дом представляет собой историческую ценность.
  3. На совещании нам представили нового сотрудника.
  4. Русский язык – это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные возможности.

Задание 5: Выпишите омографы.

Печь (пирог) – (затопить) печь, лечу (в Париж) – лечу (больных гриппом), (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много) белок – белок (яйца), пар (идёт изо рта) – (у нашей группы нет сегодня) пар, (память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, (бараний) рог – (тяжёлый) рок, (дружная) компания – (предвыборная) кампания.

        

Задание 6: Устраните нарушения лексико-фразеологической нормы (плеоназм, тавтология).

  1. Катерина заранее предчувствует свою гибель.
  2. Особую благодарность выражаем медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.
  3. Однажды с моим дедом, опытным охотником, случился необыкновенный случай.
  4. А. С. Пушкин изображает впечатляющий образ морской стихии.
  5. Неужели тебе уютно в этой небольшой маленькой комнате?

Задание 7: Устраните ошибки в употреблении форм рода.

  1. Я буду салат из свежего кольраби.
  2. Рядом с нашей гостиницей в Австралии жила одинокая кенгуру (ед.число).
  3. Утром я торопился и не заметил, что под сухой листвой находилась рельс.
  4. Прошлым летом я посетил гостеприимное Сочи.

Задание 8: Напишите предложения, согласовав подлежащее со сказуемым.

  1. ПФР объяснил.. особенности пенсионной реформы.
  2. КЗОТ был.. принят.. прошлой весной.
  3. ППТ поменял.. юридический адрес.
  4. ПНТЗ открыл.. новый цех.

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14.

(1) Машенька Павлецкая жила в доме Кушкиных и была гувернанткой хозяйских детей.

(2) Вернувшись однажды с прогулки, в доме её встретил необыкновенный переполох. (3) Подходя к своей комнате, Машенька увидела, как из дверей выбежал сам хозяин Николай Сергеич. (4) Он был красен. (5) Его передёргивало... (6) Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и, поднимая вверх руки, воскликнул: «Как это ужасно! Как бестактно! Как глупо, дико!»

(7) Машенька вошла в свою комнату. (8) Хозяйка Федосья Васильевна стояла у её стола и укладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки... (9) Оглянувшись и увидев бледное, удивлённое лицо гувернантки, хозяйка слегка смутилась и пробормотала: «Извините, я… нечаянно рассыпала… зацепила рукавом…»

(10) Оставшись одна, Машенька обвела удивлёнными глазами свою комнату и, ничего не понимая, похолодела от страха. (11) Что Федосья Васильевна искала в её сумке? (12) Зачем у стола слегка выдвинут один ящик? (13) Всё носило на себе свежие следы обыска. (14) Что же случилось?

(15) В комнату вошла горничная.

- (16) Лиза, вы не знаете, зачем это меня… обыскивали? – спросила у неё гувернантка.

- (17) Так ведь всех обыскивали, - ответила Лиза. – У барыни пропала брошка в две тысячи…

- (18) Но ведь это подлость, низость! – воскликнула Машенька, задыхаясь от негодования. - (19) Какое она имела право подозревать меня и рыться в моих вещах?

- (20) В чужих людях живёте, барышня, - вздохнула Лиза. – (21) Хоть вы и барышня, а всё же… как бы прислуга… (22) Это не то, что у папаши с мамашей жить…

(23) Машенька повалилась в постель и горько зарыдала. (24) Никогда её ещё так не оскорбляли, как теперь… (25) Её, благовоспитанную девицу, дочь учителя, заподозрили в воровстве, обыскали! (26) В голову полезли всякие несообразности. (27) Если её могли заподозрить в воровстве, то, значит, могут теперь арестовать, потом вести под конвоем по улице, посадить в тёмную, холодную камеру…

(28) Кто вступится за неё? (29) Родители живут далеко в провинции и еле сводят концы с концами. (30) Хватит ли у них денег, чтобы приехать к ней? (31) В столице она одна, без родных и знакомых…

(А. П. Чехов)

Задание 9: Выпишите из предложений (8) – (9) два слова с историческими чередованиями звуков.

Задание 10: Выпишите из предложений (7) – (8) два слова с позиционными чередованиями звуков.

Задание 11: Выпишите из предложений (29) - (31) фразеологизм.

Задание 12: Исправьте в предложении (2) ошибку, допущенную в связи с употреблением деепричастного оборота.

Задание 13: Переформулируйте предложение (16) в предложение с косвенной речью.

Задание 14: Выпишите из предложений (23) – (25) одно слово, употребленное в переносном значении.

Ключи

                Вариант 1        

Номер задания

Правильный ответ

1

  1. лукавство
  2. трость
  3. яичница
  4. прочный
  5. нечто

2

  1. скакали, мизерный, набойки

3

4. вредитель, омограф, прародина

4

4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбацкие \ рыболовные сети.

5

(проходной) балл – (пригласить на) бал

(репчатый) лук – (зелёный) луг

(чёрный) кот – (расшифровать) код

(бараний) рог – (тяжёлый) рок

6

Вариант выполнения задания:

  1. Если вы любите чёрный чай, не кладите лимон – он меняет цвет напитка.
  2. Необходимо отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта неполно.
  3. Совсем ещё молодыми Владимир и Сергей пошли в армию.
  4. Сотрудники возобновили работу в сентябре.
  5. Всюду наблюдается невиданный / или небывалый / трудовой подъём.

7

  1. Интервью близилось к концу.
  2. Больше всего мне понравился Тбилиси.
  3. ГЭС расположена в центре города.
  4. Маленький колибри помещен в клетку.

8

  1. КГБ объявил розыск опасного преступника.
  2. ООН выступила с предложением о принятии нового законопроекта.
  3. ЕЭС провело совещание в Лондоне.
  4. В XIX веке ВИЧ не поддавался лечению.

9

Любые два примера:

Сидело – сижу (д // ж)

Пробежался – бег (ж // г)

Ногам – ножной, ноженька (г // ж)

10

Любые два примера:

попалась (приставка по- [а]) – повар (приставка по- [о])

остановка (суффикс –ов- [ф]) – остановочка (суффикс –ов- [в])

под ноги (корень ног- [а]) – ноги (корень ног [о])

овощами (корень овощ- [а]) – овощи (корень овощ- [о])

11

пронесся, как на крыльях

12

Задыхаясь от восторга, я стремительно приближался к берёзовой роще.

13

Надя ответила, что любит меня.

14

зачирикали

Вариант 2

Номер задания

Правильный ответ

1

  1. гангстер
  2. крестины
  3. нарочно
  4. загадочный
  5. известие

2

  1. арабы, ходатайство, откупорить

3

3. беженец, астролог, фольклор

4

  1. 1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону.

5

(в лесу много) белок – белок (яйца)

(память) дорога – (пыльная) дорога

(пшеничная) мука – (сердечная) мука

(старинный) замок – (дверной) замок.

6

Вариант выполнения задания:

  1. У него были незаурядные (или выдающиеся) организаторские способности.
  2. Для совершенствования полученных навыков вам предлагается это задание.
  3. Каждый герой романа имеет свои (или индивидуальные) черты.
  4. Возможно, на фестиваль приедет Софи Лорен.
  5. В речи она употребляет диалектизмы (или  областные слова)

7

  1. Это было очень красивое кашпо.
  2. Мали присоединилась к резолюции, принятой другими африканскими странами.
  3. ФРГ расположена в центре Европы.
  4. Прошлым летом я видел розового фламинго.

8

  1. ТЮЗ собрал  маленьких зрителей.
  2. ППТ отпраздновал юбилей.
  3. ГАИ была переименована в ГИБДД.
  4. ЦУМ поменял юридический адрес

9

Любые два примера:

книгами – книжный (г // ж)

город - горожане (д // ж)

отсвет – освещение (т // щ)

человеческий – человек (ч // к)

сумрак – сумрачный (к // ч)

10

Любые два примера:

словам (корень слов- [а]) – слово (корень слов- [о])

земле (корень земл- [и]) – земли (корень земл- [э])

свои (корень сво- [а]) – свой (корень сво- [о])

прав (корень прав- [ф]) – правильный (корень прав- [в])

11

расправить крылья

12

«Скитания – это путь, приближающий нас к небу», - считали в древности арабы, понимая под небом состояние обширного познания и мудрости.

13

В древности арабы считали, что скитания – это путь, приближающий нас к небу.

14

Саади делил человеческую жизнь на три равные части.

Вариант 3

Номер задания

Правильный ответ

1

  1. захолустье
  2. исландка
  3. скворечник
  4. ровесник
  5. поездка

2

1. договоры, жалюзи, украинский

3

1. свежесть, орфография, небольшой

4

  1. 2. Абоненты телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.

5

Печь (пирог) – (затопить) печь, пар (идёт изо рта) – (у нашей группы нет сегодня) пар, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, лечу (на самолете) – я лечу (детей и взрослых)

6

Вариант выполнения задания:

  1. Павел рассказал нам о планах.
  2. Посетители нашего ресторана могут отведать деликатесы.
  3. Рабочий был уволен за прогул.
  4. В соответствии с соглашением мы должны добиться небывалых результатов.
  5. Попробуем определить нашу перспективу.

7

  1. Я буду чёрный кофе без сахара.
  2. У меня уже целый год живёт пёстрый какаду.
  3. На лицо женщины была накинута траурная вуаль.
  4. Прошлым летом я посетил старинный Дели.

8

  1. КВН начался в шесть часов вечера.
  2. ЛДПР выступила с обращением к избирателям.
  3. ПНТЗ открыл новый цех.
  4. ТЦ «Марс» поменял юридический адрес.

9

Любые два примера:

писатель - пишу (с // ш)

человек – человечек (к // ч)

мог – может (г // ж)

оказаться - окажется (з // ж)

дружили – друг - друзья (ж // г // з)

10

Любые два примера:

хочу (корень хоч- [а]) – хочет (корень хоч- [о])

говорил (корень говор- [а]) – говор (корень говор- [о])

оглядки (корень гляд- [т]) – взгляды (корень гляд- [д])

11

как рыба в воде

12

Пробуя всё возможное, он хотел научиться делать все своими руками.

13

Гиляровский говорил, что не хочет быть сторонним наблюдателем.

14

Живой (неукротимой / неудержимый)

Вариант 4

Номер задания

Правильный ответ

1

  1. поездка
  2. скучно
  3. запястье
  4. крестьянин
  5. ровесник

2

2. договоры, жалюзи, украинский

3

4. свежесть, орфография, небольшой

4

  1. 4. Русский язык – это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные возможности

5

 (в лесу много) белок – белок (яйца)

 (память) дорога – (пыльная) дорога

(пшеничная) мука – (сердечная) мука

6

Вариант выполнения задания

1. Катерина предчувствует свою гибель.

2. Особую благодарность выражаем медсестрам, спасших во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.

3. Однажды с моим дедом, опытным охотником, произошел необычный случай.

4. Пушкин создает впечатляющий образ морской стихии.

5. Неужели тебе уютно в этой небольшой (или маленькой) комнате?

7

  1. Я буду салат из свежей кольраби.
  2. Рядом с нашей гостиницей в Австралии жил одинокий кенгуру (ед.число).
  3. Утром я торопился и не заметил, что под сухой листвой находился рельс.
  4. Прошлым летом я посетил гостеприимный Сочи.

8

  1. ПФР объяснил особенности пенсионной реформы.
  2. КЗОТ был принят прошлой весной.
  3. ППТ поменял юридический адрес.
  4. ПНТЗ открыл новый цех.

9

Любые два примера:

рабочую - работа (ч // т)

бумажка - бумага (ж // г)

увидев - вижу (д // ж)

лицо - личико (ц // ч)

смутилась – смущение (т // щ)

рукав – ручки (к // ч)

10

Любые два примера:

свою (корень сво- [а]) – свой (корень сво- [о])

стояла (корень сто- [а]) – стой (корень стой- [о])

стола (корень стол- [а]) –стол (корень стол- [о])

клубки (корень клуб- [п]) – клубок (корень клуб- [б])

11

сводить концы с концами

12

Вернувшись однажды с прогулки, она увидела в доме необыкновенный переполох

13

Гувернантка спросила у Лизы, не знает ли она, зачем ее обыскивали.

14

горько


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительный материал по письму и развитию речи для учащихся СКОУ VIII вида 1 класс

Цель: учить писать под диктовку, соблюдая графический режим, умение правильно соединять буквы.          развивать слух, внимание, ориентировку в тетради...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В  6 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольно-измерительный материал по английскому языку за курс 6 класса в форме итоговой контрольной работы.

В ходе контрольной работы проверяются следующие умения:      - умение понимать на слух основное содержание текста  с опорой и без опоры на зрительную  наглядность...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...

Контрольно-измерительный материал Контрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы»

Контрольно-измерительный материалКонтрольной работы № 1 для учащихся 7  классов по теме: «Информация и информационные процессы»     Контрольная работа приведена в ...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...