Сценарий конкурса "Эдир Гэсэр. Эдир Дангина" (2017 г.)
материал
Цели и задачи:
- развитие творческих способностей детей, приобщение детей к самобытной культуре и обычаям бурятского народа;
- формирование чувства толерантности у учащихся;
- развитие и популяризация детского творчества;
- выявление и поддержка одарённых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_geser_dangina.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий конкурса "Эдир Гэсэр. Эдир Дангина" (2017 г.)
Цели и задачи:
- развитие творческих способностей детей, приобщение детей к самобытной культуре и обычаям бурятского народа;
- формирование чувства толерантности у учащихся;
- развитие и популяризация детского творчества;
- выявление и поддержка одарённых детей
Оборудование: баннеры с символами уходящего и наступающего годов, хадаки, плакат с надписью "Эдир Гэсэр. Эдир Дангина", "Сагаан һарын амар мэндэ!", экран для показа слайдов (авансцена оформлена по - праздничному)
(Сцена. Занавес открыт. Звучит бурятская песня "Сагаалган")
На сцену выходят дети с хадаками в национальных костюмах ( 5 учеников)
Ведущий:
Сагаан хуhан сэргэдэмнай
Сагаалгамнай ерээд бууба.
Сагаан сэдьхэлhээ бэе бэеэ
Сагаалганаар золгоёл даа!
Мэндээ!
Ведущий :
Арюун сагаан hараар,
Арад зоной найраар
Сагаан сэдьхэлhээ бэе бэеэ
Сагаалганаар золгоёл даа.
Мэндээ!
Ведущий:
Мэндээ, мой любимый Сагаалган,
С тобой удача и улыбки.
Аршинным хадаком встречаю
Завещанный веками праздник!
Ведущий:
Уужам тэнюун бодолтой
Уян налгай сэдьхэлтэй
Ургэн Буряадай арад зон,
Амар сайн!
Сагаан hараар! Сагаалганаар!
Ведущий:
Белый месяц - снежные метели,
Белый месяц - снежные поля,
Вновь звучат стихи и проза,
Вновь поет бурятская струна!
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети!
Приветствуем вас на школьном конкурсе "Гэсэр. Дангина". В дни празднования Сагаалгана повсюду в нашей республике проводятся различные конкурсы, встречи. Сегодня в нашей школе проводится конкурс "Гэсэр. Дангина". Каждый класс на участие в конкурсе отправил самого сильного, храброго, мужественного, красивого, знающего все традиции бурятского народа Гэсэра и самую умную, обаятельную Дангину. Итак, приглашаем в зал участников нашего сегодняшнего конкурса. Приглашаем наших Гэсэров. Под номером ..... приглашается на сцену
№1, ученик 5 класса -
№2, ученик 6 класса -
№3, ученик 7 класса-
№4. ученик 8 класса -
№5, ученик 9 класса -
А теперь приглашаем наших Дангин
№6 - ученица 5 класса
№7 - ученица 6 класса
№8 - ученица 7 класса
№9 - ученица 8 класса
№10 - ученица 9класса
А теперь разрешите представить вашему вниманию наше уважаемое жюри :
председатель родительского комитета школы
учитель ………………… –
учитель ………………….. -
Ведущий:
- Итак, начинаем первый этап конкурса "Визитная карточка", где наши конкурсанты должны рассказать о себе, о своих увлечениях и свою родословную. Здесь будет учитываться содержание и выразительность выступления, знание своей родословной, умение держаться перед публикой
( участники конкурса представляют визитные карточки)
Ведущий:
Сагаан хуhан сэргэдэмнай
Сагаалгамнай ерээд буугаа.
Сагаан сэдьхэлhээ бэе бэедээ
Сагаалганай уреэл дамжуулаял!
Ведущий: Есть у бурят удивительный обычай - произносить благопожелания. Они передаются из поколения в поколение и имеются у бурят на все случаи жизни: к рождению сына, дочери, к свадьбе, к праздникам.
В дни Сагаалгана услышать от малыша или престарелого человека благопожелание считалось огромным счастьем. Итак, мы начинаем наш второй конкурс - конкурс благопожеланий.
(участники конкурса произносят благопожелания)
Ведущий :
Где мой хур,
Тонкошеий, тоскующий хур,
Что закопан в степи моим предком?
Песня сердца
Быть спетой желает
И щекочет уста.
Ведущий :
Буряад һайхан заншалнай
Бүгэдэ зоноо нэгэдүүлжэ байг!
Буряад аялга дуунууднай
Бусад холуур зэдэлжэ байг!
Угсаата арадайнгаа
Уг дамжажа ерэһэн
Уянгата дуу, хатар наадаяа
Урмашан тандаа харуулая!
Ведущий:
- Начинается музыкально - художественный конкурс. Наши участники покажут свои творческие способности. Итак,
участник под № 1 , дуун « » Исполняет песню ……
№2. - дуун « »
№3. - дуун « »
№4 - шулэг « »
№5 - хатар
№6 - Хатар « »
№7 - Дуун
№8 - ……..
№9 -……..
№10 - …………
Ведущий:
Уважаемые болельщики, я предлагаю провести конкурс , посвященный нашему празднику Сагаалган
Конкурс среди болельщиков
5 кл. - назовите 5 драгоценностей бурята - скотовода.
6 кл. - почётное место в юрте скотовода - кочевника
7 кл. - как зовут родственников со стороны матери?
8 кл. - кто автор этих строк?
"Вы слыхали когда- нибудь
О траве голубой ая – ганга
У неё суховатые колкие стебли ,
От неё синеватые наши бурятские степи"
9 кл. – назовите имя чемпиона мира и Европы по вольной борьбе?
Ведущий :
IV. У каждого народа имеются национальные блюда, которые они пронесли через века.
Буряты с незапамятных времен - кочевники и скотоводы. Именно поэтому в рецептах бурятской кухни в удивительном многообразии мясные и молочные блюда.
Просим на сцену участников конкурса для защиты и рекламы национального блюда.
(Защита блюд Дангинами)
Ведущий:
У бурятского народа есть прекрасный обычай - дарить на Сагаалган подарки друг другу.
Сегодня пришел на наш праздник Сагаан убгэн, Белый Старец.
Каждый готов преподнести подарок - сувенир Сагаан убгэну.
( преподношение подарков Гэсэрами)
Ведущий:
Не зря у бурят есть пословица:
Эрхим баян – эрдэм мэдэсэ, (высшее богатство – знания),
Дунда баян – ури хуугэд, (среднее богатство – дети),
Адаг баян – адуу мал, (крайнее богатство –материальное богатство)
( здесь можно на двух языках)
V. Итак, объявляется интеллектуальный конкурс.
...............
Ведущий :
Теперь наши участники готовятся к последнему испытанию нашего конкурса - дефиле - парад нарядов. А тем временем я предлагаю провести конкурс среди болельщиков.
5 кл.- Где находится дацан Хамбын Хурээ?
6 кл. - с какого века отмечают праздник сагаалган?
7кл. - В каком районе находится гора Саян уула?
8 кл.- Какой район Бурятии называется озёрным районом
9 кл. - Что написано на хадаке герба РБ?
Ведущий:
Амгалан амгалан байдалдамнай
Арюухан дангинанар байхал байна
38-дахи һургуулидамнай
Гоёхон басагад, хубууд байхал байна
Ведущий:
VI. Объявляем конкурс на лучший наряд Дангины - красавицы, также Гэсэр - батора. Просим всех участников конкурса «Гэсэр и Дангина» пройти на подиум.
Ведущий:
А теперь наше жюри подсчитает все баллы, набранные участниками сегодняшнего конкурса "Гэсэр и Дангина", и подведет итоги. А мы с вами послушаем бурятскую музыку.
Ведущий:
Для подведения итогов конкурса слово предоставляем нашему уважаему жюри
Ведущий:
Пусть горит на земле родимой
В очаге огонь негасимый.
Пусть живется добрей и светлей
На богатой нашей бурятской земле!
Ведущий:
Уважаемые учителя, родители! Дорогие дети, вот и подошел к концу наш праздник. Мы благодарим родителей, учителей, учащихся и особенно участников конкурса, которые отважились принять участие и показать своё мастерство. Мы желаем вам всем крепкого здоровья, удачи во всех начинаниях. Пусть наступивший год - год огненного петуха, принесет радость, добро, понимание и достаток! Нашим ученикам - хорошей учёбы! Уважайте старших, любите школу! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Вопросы по интеллектуальному конкурсу
Начальные классы:
1. Сколько животных входит в восточный календарь «Литэ»? (12)
2. Какой год по восточному календарю ушел, попрощался с нами? (год обезьяны)
3. Что такое рабжун? (Один век по восточному календарю)
4.Сколько лет составляет один век по восточному календарю? (60 лет)
5. Сколько бусинок в бурятских чётках? (108)
6. Продолжите стихотворение – загадку:
«Тарган басаган талхан дэгэлтэй,
Буряад хубууд …………….»
7. Как называется жилище бурят- юрта по – бурятски (hэеы гэр)
8.Что такое тоонто? ( Место, где родился человек, где(в старину) зарывал пуповину)
9. Сколько полосок прошито на бурятской шапке? (11, по числу сыновей Хоридоя Мэргэна)
10.Назовите игры трех мужей по – бурятски. (бухэ барилдаан, мори урилдаан, hур харбалга)
11. Что входит в соёмбо? (солнце, луна,огонь)
12. Сколько лет исполнилось нашему городу осенью 2016 года? (350 лет)
Для старшеклассников:
1. Кто автор статуи Мать – Бурятия, или Гостеприимная Бурятия? ( Александр Миронов)
2. Назовите глубину озера Байкал? (1642 м.)
3. Назовите самую высокую горную вершину Бурятии (Мунко – Сардык)
4. Назовите высоту горы Мунко – Сардык (3491 м.)
5. Кому принадлежат строки, назовите автора:
« Мужчине – дух, а в женщине – душа.
Травинка держит небо трепеща.
Без очага, без сына, без любимой,
Как одинокий смерч, развеюсь над равниной» (Баир Дугаров)
6. Назовите автора этих строк:
«И когда я бродил босиком
По крутым берегам Шибертуя,
Молчаливый старик Шойсорон
Повстречал мою мать и промолвил:
Либо станет сказителем он,
Либо просто чудным человеком.» (Дондок Улзытуев)
7. В каком году Верхнеудинск переименован в Улан – Удэ? (в 1934г. )
8. В каком году приезжал в наш город цесаревич Николай? (в 1891 г.)
9. Чьё имя носит Буряад театр? (Хоца Намсараева, основоположника бурятской литературы)
10. Чье имя носит Русский драматический театр? (Николая Бестужева, декабриста, отбывавшего ссылку в Новоселенгинске)
11. Назовите имя народной артистки СССР, выдающейся балерины, чьё имя носит
Улан – Удэнское хореографическое училище? (Лариса Петровна Сахьянова)
12. Назовите автора Гимна Бурятии (Дамба Зодбич Жалсараев))
Оценивание конкурсантов конкурса " Гэсэр и Дангина"
№ | Название конкурса | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | № 11 | № 12 | |
1 | Визитная карточка | |||||||||||||
2 | Конкурс благопожеланий | |||||||||||||
3 | Музыкально- худож. конкурс | |||||||||||||
4 | Cувенир сагаан убгэну (мальчики) | |||||||||||||
Нац. блюдо (девочки) | ||||||||||||||
5 | Интеллектуальный конкурс | |||||||||||||
6 | Дефиле - парад | |||||||||||||
Итого: |
Үреэлнүүд (благопожелания)
1. Наhан дээрээ
наhа нэмэжэ байхадаа,
Айл аймагтаа, арад зондоо
Үшөө ута наhа, удаан жаргал үреэел!
С днем Сагаалгана поздравляю,
Долгих лет , полного счастья я желаю !
2. Унашагуй сэргэтэй ,
Унтаршагуй гуламтатай байгты!
Непадающую коновязь имей,
Негаснущий очаг имей!
hанаhантнай hайхан байг,
Зориhонтнай зохид байг!
Задуманное вами да будет прекрасным,
Стремление ваше да будет удачны!
****************************************
1.Багшын hайгаар эрдэмдэ hурагты,
абын hайгаар ажалда hурагты!
Благодаря учителю приобретайте знания,
Благодаря отцу приучайтесь к труду!
2. Түлиhэн галтнай
Түмэн жэлдэ бадараг,
Түрэhэн гараhан үринэртнай
Мүнхэ жэлдэ бадараг!
Пусть в вашем очаге огонь пылает много лет
Пусть ваши дети из века в век
Становятся счастливей!
**************
Талын сэсэг шэнги сэбэр,
Хадын уhан шэнги арюун ябагты!
Будьте, как степной цветок, красивы,
Как горная река чисты!
Эрдэм ухаанда hурагты,
Эжы абаяа баярлуулагты!
эдир залуу наhанhаа
эрдэмээр бэеэ шэмэглэгты!
Учитесь прилежно, радуйте своих родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного вечера "Звездный выпуск 2017"
Сценарий выпускного вечера для 9 класса поможет классному руководителю провести незабываемый вечер прощания с детством....
Сценарий выпускного вечера 11 класс 2017 г
Торжественное мероприятие...
Сценарий выпускного вечера 9 класс 2017 г
Торжественное мероприятие...
Сценарий выпускного в начальной школе 2017 г
Торжественое мероприятие...
Сценарий проведения школьного праздника «Дангина-2018»
Цель:приобщить учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа, развивать нравственное, духовное, эстетическое воспитание детей....
Сценарий школьного конкурса «Баатар Дангина – 2015» в рамках мероприятий бурятского национального праздника «Сагаалган»
Сценарий школьного конкурса «Баатар Дангина – 2013» в рамках мероприятий бурятского национального праздника «Сагаалган»...
Сценарий школьного конкурса «Баатар – Дангина - 2018»
конкурс Батор-Дангина 2019цели:формирование у учащихся этнокультурной компетентности: владение бурятским языком, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа, приобщение к духовной культуре...