Неделя русского языка
учебно-методический материал (5 класс)
Материал можно использовать при проведении уроков родкого русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка
5 - 9-е классы
Девиз конкурса:
«С русским языком можно творить чудеса...»
К.Г. Паустовский
К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, палиндромы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях в составе загаданных слов.
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
1. Игра «Цепочка»
Задача: нужно подобрать и записать словарные слова цепочкой. Кто больше?
БерезА
АрбуЗ
ЗавтраК
КомнатА
АнтеннА...
2. Игра «Наборщик»
Задача:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Активность – акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сатин, скат, скот, ток, ас, вино и др. (35 слов).
Государство – (можно набрать 25 слов).
! «Набирать» можно только имена существительные в именительном падеже.
3. Игра «Перевертыши» (или «Палиндромы»)
Задача: в русском языке есть слова (и даже целые выражения!), которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево. Нужно подобрать или вспомнить такие случаи.
Казак, шалаш, комок, поп и т.д.
- Анна, барабан на!
- Ася, молоко около мяса.
- Алла рвала лавр.
- Арбуз у зубра.
- А роза упала на лапу Азора.
- Но ты меньше ешь, не мыт он.
4. Игра «Шарады»
Задача: загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Чтобы отгадать шараду, нужно отгадать вначале признаки отдельных слов, а потом дать объяснение целого слова.
Три буквы облаками реют.
Две виснут на лице мужском.
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
(Пар-ус)
Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои.
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(Бук-вы)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
(Кар-тина)
Первый слог найдешь средь нот,
Продолженье – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(До-рога)
5. Игра «Сверху вниз, снизу вверх»
Задача: записать слово вертикально и на каждую букву подобрать слова так, чтобы данное слово читалось одинаково сверху вниз и снизу вверх.
ЗолА
АрыК
ГоД
АнгинА
ДолГ
КорА
АлмаЗ
6. Игра «Метаграмма»
Задача: нужно последовательно изменять в слове одну букву. В метаграммах может меняться не только первая, но и последняя и любая другая буква.
С «б» – смертельной я бываю,
С «м» – меха я пожираю,
С «р» – актеру я нужна,
С «с» – для повара важна. (Боль, моль, роль, соль)
С «м» я в море,
С «в» я в поле,
С «п» я в доме,
С «г» – в футболе. (Мол, вол, пол, гол)
С буквой «т» его все знают –
Он с собой весну несет;
С буквой «ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет.
(Март, марш)
Я с «в» от непогоды вас укрою,
А с «т» я землю рою.
(Кров, крот)
7. Игра «Логогриф»
Задача: нужно какую-нибудь букву отнять совсем или же, наоборот, прибавить новую.
Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз.
Но если «и» в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь.
(Плот – пилот)
Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «к» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу.
(Омар – комар)
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.
(Волга – иволга)
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь к нам «л», и зазвучим
Тогда довольно мелодично.
(Гуси – гусли)
8. Игра «Анаграммы»
Задача: нужно в слове переставить буквы или поменять местами и образовать другое слово, имеющее иной смысл.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)
Я – дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос)
Не раз в оркестрах я звучала,
Мой голос cтрунный так певуч:
Но «ф» мое поставь сначала,
И я во тьму направлю луч.
(Арфа – фара)
Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я французская река.
Но, если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Рона – нора)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
Работа представляет опыт проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием информационных технологий...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...