Викторина по творчеству А.С. Пушкина.
план-конспект урока (9 класс)

Сарайкина Марина Николаевна

Викторина поможет учителю проверить знания обучающихся о жизни и творчестве Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая работа.25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий: «Наша память хранит с малолетства  любимое имя – Пушкин. Это

имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена

императоров,  полководцев,  изобретателей  орудий  убийства,  мучителей  и

мучеников  жизни.  И  рядом  с  ними  –  это  лёгкое  имя    Пушкин»,-  писал

Александр Блок, один из крупнейших поэтов 20 века. Трудно не согласиться  

с этим высказыванием. Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – 

праздничный,  солнечный    озаряет  жизнь  многих  поколений,  даруя

гармонию.  Настоящая  игра  позволит  еще  раз  соприкоснуться  с  этим

любимым  именем    Пушкин,  испить  из  живительного  источника  его

творчества. 

«Наша память хранит с малолетства  любимое имя – Пушкин. Это

имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена

императоров,  полководцев,  изобретателей  орудий  убийства,  мучителей  и

мучеников  жизни.  И  рядом  с  ними  –  это  лёгкое  имя    Пушкин»,-  писал

Александр Блок, один из крупнейших поэтов 20 века. Трудно не согласиться

«Наша память хранит с малолетства  любимое имя – Пушкин. Это

имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена

императоров,  полководцев,  изобретателей  орудий  убийства,  мучителей  и

мучеников  жизни.  И  рядом  с  ними  –  это  лёгкое  имя    Пушкин»,-  писал

Александр Блок, один из крупнейших поэтов 20 века. Трудно не согласиться

                   Тема: «Викторина по страницам произведений А.С.Пушкина».

Цель: обобщить знания учащихся  о творчестве А.С.Пушкина.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжить работу по изучению творчества А.С.Пушкина, пробудить интерес к его произведениям;
  • вспомнить произведения А.С.Пушкина;  
  • продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

  • развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческого воображения;
  • развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
  • развить умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;
  • воспитывать уважение к его творчеству.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведение и автора.

  1. Мороз и солнце;  день чудесный! («Зимнее утро») 
  2. Подруга дней моих суровых… («Няне»)
  3. Я помню чудное мгновенье… ( «Я помню чудное мгновенье»)
  • Кто же автор этих стихотворений?

- Да, это Александр Сергеевич Пушкин.

  • Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте?
  • О ком же будет идти речь на уроке?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- Давайте сформулируем  тему, но не забывайте, что мы с жизнью и творчеством А.С.Пушкина уже познакомились  (Учащиеся формулируют тему урока) 

III. Сообщение темы   урока.

- Итак, тема нашего урока - «По страницам произведений А.С.Пушкина».

Ведущий: «Наша память хранит с малолетства  любимое имя – Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя – Пушкин»,- писал Александр Блок, один из крупнейших поэтов 20 века. Трудно не согласиться  с этим высказыванием. Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – праздничный, солнечный – озаряет жизнь многих поколений, даруя гармонию. Настоящая игра позволит еще раз соприкоснуться с этим любимым именем – Пушкин, испить из живительного источника его творчества.

IV. Постановка цели урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам на уроке сделать? (Учащиеся формулируют цель урока) 

- Правильно.  Сегодня мы вспомним  произведения А.С.Пушкина.

              Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось, и  вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только ваша память, но и душа, сердце.

Давайте мы все улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим друзьям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

V. Викторина.

- У нас будет сегодня не обычный урок, а урок – викторина с чтением наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Послушайте условия викторины: я буду задавать вопросы, а отвечает ученик, первым поднявший руку. За правильный ответ начисляется 1 балл и выдается сигнальная карточка.  В конце урока подсчитывается количество баллов, и вы получаете оценки.

1. «Береги честь смолоду» - пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется?  (Повесть «Капитанская дочка».)

2. В каких произведениях изображён Пётр Первый?  («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник».)

Ученик читает отрывок из поэмы «Полтава», «Медный всадник»

Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

3.Назовите имя, отчество, фамилию няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)

4.О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня…

                                        (О няне.)

5.Как называется сейчас город, где А.С.Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)

6.Какой великий русский поэт слушал стихи А.С.Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин.)

7.Назовите поэта, подарившего А.С.Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя»? (В.А.Жуковский.)

9.С какими бранными словами обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!)

10. К кому обращается царевна со словами:

«Жизнь Моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!» (К Чернавке.)

11.Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)

12. Герой какого произведения делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв,  повесть «Капитанская дочка».)

13. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? (А.П.Керн.)

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье»

14. Кто из героев А.С.Пушкина заблудился  перед венчанием в поле? (Владимир, повесть «Метель».)

15.Перечислите произведения, в которых главную героиню зовут Мария. («Дубровский»- Мария Троекурова, «Капитанская дочка»-Маша Миронова, «Метель»-Мария Гавриловна, «Бахчисарайский фонтан»-Мария, «Выстрел»-Маша, «Полтава»-дочь Кочубея. «Марья Шонинг» -Марья.)

16.Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами, С теремами и садами…

Что за остров? Град? Из какой сказки?

(Остров Буян, княжество Гвидона из «Сказки о царе Салтане».)

17.Сколько лет было А.С.Пушкину, когда он закончил «Руслана и Людмилу»? (20 лет.)

18.Мария и Владимир – имена главных героев двух пушкинских произведений. Каких? («Метель», «Дубровский».)

19. Когда впервые было напечатано стихотворение А.С.Пушкина? Как оно называлось? Сколько лет было автору?  (Стихотворение «К другу стихотворцу» было напечатано в журнале «Вестник Европы». А.С.Пушкину было 15 лет.)

20.А.С.Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма?

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

      (На графа Воронцова.)

21.Какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвящённое гибели А.С.Пушкина? (М.Ю.Лермонтов.)

Ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта»

22.Какое время года особенно любил А.С.Пушкин и почему? (Осень. Это время вдохновляло его.)Ученики читают стихотворения об осени .(Унылая пора! Очей очарованье!.. Уж небо осенью дышало… Октябрь уж наступил).

23.Сколько времени писал поэт роман «Евгений Онегин»? (7 лет, 4 месяца, 17 дней.)

24.Какое время года любила Татьяна Ларина? (Зиму.)

Ученики читают стихотворения о зиме.(Зимний вечер).

25.Назовите произведение А.С.Пушкина, где есть строки:

Москва!.. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (Роман «Евгений Онегин».)

26. Какое вымышленное имя придумала себе Лиза Муромская из «Барышни – крестьянки»? (Акулина.)

27. Как звали станционного смотрителя из одноимённой повести А.С.Пушкина? (Самсон Вырин.)

28. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк».)

Ученик читает стихотворение «Пророк»

29. Волшебный предмет, который в сказке Пушкина умел разговаривать. Что это? (Зеркальце.)

30.«Мой первый друг, мой друг бесценный!..» Кому посвятил эти строки А.С.Пушкин? (И.И.Пущину.)Ученик читает стихотворение «И.И.Пущину»

VI. Подведение итогов, выставление отметок.

- Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу! И сейчас мы  оценим вашу работу, посчитав баллы.

За активность, правильные ответы и большое количество набранных баллов получают «5»:

За участие на уроке и меньшее количество набранных баллов получают «4»:

VΙΙ. Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я

научился …

мне показалось важным …

понял, что …

почувствовал, что …

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что …

Заключительное слово ведущего: «У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся один для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - писал выдающийся российский поэт 20 века А.Т. Твардовский. В вашей жизни будет еще немало встреч с Пушкиным, встреч и официальных – на уроках, и конфиденциальных – дома наедине с томиком его творений. Надеюсь, последних будет намного больше.

VΙΙI. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за работу на уроке

VΙΙI. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за работу на уроке

Заключительное слово ведущего: «У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся один для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - писал выдающийся российский поэт 20 века А.Т. Твардовский. В вашей жизни будет еще немало встреч с Пушкиным, встреч и официальных – на уроках, и конфиденциальных – дома наедине с томиком его творений. Надеюсь, последних будет намного больше.

VΙΙI. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за работу на уроке!

Заключительное слово ведущего: «У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся один для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - писал выдающийся российский поэт 20 века А.Т. Твардовский. В вашей жизни будет еще немало встреч с Пушкиным, встреч и официальных – на уроках, и конфиденциальных – дома наедине с томиком его творений. Надеюсь, последних будет намного больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по творчеству А.С.Пушкина

Викторина выявляет знание произведений А.С.Пушкина. Ее можно провести  на обобщающем уроке по творчеству А.С.Пушкина в 9-м классе или на внеклассном мероприятии по творчеству поэта....

Викторина по творчеству А.С.Пушкина "Знаешь ли ты?"

Викторина предназначена для учаихся 7-8-х классов после изучения творчества великого поэта.Задача учителя - приобить к творчеству А.С.Пушкина....

Викторина по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?"

Викторина   подготовлена учащимися и родителями  к юбилею А.С.Пушкина. Рекомендована для  учебных и внешкольных мероприятий  по литературе. Содержит нетрадиционную форму подачи...

Литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина

Викторина представляет собой внеклассное мероприятие по курсу "Литература" и рассчитана на учеников 5-7 класса. Задания, предложенные в работе, способствуют повышению интереса к изучаемому предмету, а...

Викторина по творчеству А.С. Пушкина

Викторина по творчеству А.С. Пушкина...

Презентация "Викторина по творчеству А. С. Пушкина"

Данная презентация подходит для учащихся начальных и 5, 6 классов. Можно использовать как этап к уроку. В презентации содержатся вопросы по биографии Пушкина, фотографии, иллюстрации к его сказкам......