Рабочие программы
рабочая программа
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6b_klass_erzyanskiy.doc | 166.5 КБ |
erz_kel_7b.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Предмет - Эрзянский язык
Кол-во в нед.часов: 1 час.
Программа по изучению эрзянского языка в классах с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый год обучения. /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011
Учебное пособие. Эрзянский язык. 6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, А.М.Кочеваткин.- Саранск:
Мордов.кн.изд-во, 2012.-143 с.
Реализацию данной рабочей программы обеспечивают следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
- общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897),
- Основная образовательная (общеобразовательная)программаосновного
- общего образования;
- Образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №25» (приказ №97а от 1.09.2012г);
- Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация образовательного процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04.2010 №1718;
- Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» №904 от 16.08.2011 г.
- Программа по изучению эрзянского языка в классах с русскоязычными учащимися, 6 класс: пятый год обучения. /О.В.Кочеваткина,Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2011
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия с полиэтническим контингентом учащихся является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического общества на основе толерантности, диалога культур и уважения поликультурного состава российского общества.
Изучение эрзянского языка в 6 классе (пятый год обучения) направлено на достижение цели
развития коммуникативной компетенции
в совокупности ее составляющих:
- речевой,
- языковой
- социокультурной
- компенсаторной
-учебно-познавательной.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Характеристика учебного курса.
Обучение диалогической речи.
Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.
Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий ответную реплику: согласие/несогласие и др.
К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов. В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.
Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики диалога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.
Обучение монологической речи
Во 2-5 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 6-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.
Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.
Обучение аудированию
Аудированиезанимает в 6 классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.
Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.
Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.
Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.
Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).
Обучение чтению
В 6 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.
В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.
Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.
Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.
В целом, в 6 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.
Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.
Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».
Обучение письму
Обучение письму нацелено в 6 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.
Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.
Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе
В результате изучения языка ученик должен
знать/понимать:
– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
– особенности структуры предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
– признаки изученных ( существительных, прилагательных, глаголов, послелогов)
– основные нормы речевого этикета
– роль владения языками в современном мире; особенности
образа жизни, быта, культуры мордовского народа.
уметь:
говорение
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,
уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое
мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на
изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,
– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученныхтем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или
услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать
аудирование
– понимать основное содержание кратких, несложных текстов
и выделять значимую информацию;
– понимать основное содержание небольших текстов, относящихся
к разным коммуникативным типам речи (сообщение, описание, рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные.
чтение
– ориентироваться в тексте; прогнозировать его содержание по названию;
– читать небольшие тексты разных жанров с пониманием основного
содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
– читать несложные тексты разных стилей с точным его пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста
(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
– читать текст с выборочным пониманием нужной информации;
письменная речь
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать
адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу.
Учащиеся в результате изучения эрзянского языка ( начиная со 2 класса в начальной школе) должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями эрзянского языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
– создания целостной картины поликультурного мира, осознания
места и роли родного языка и изучаемого языка в этом мире;
– приобщения к ценностям культуры другого народа.
Применяемые технологии
- Игровые
- Проблемного обучения
- Индивидуального обучения (метод проектов)
- Технология встречных усилий
- «Диалог культур»
- ИКТ – технологии
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- проекты;
- презентации;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (выполнение упражнений).
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- разноуровневые тесты,
- задания;
- Организация проектной деятельности.
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
- тетради для контрольных работ;
- раздаточный материал для контрольных работ,
- тематические тесты;
- таблицы;
- пакет олимпиадных заданий.
Виды контроля:
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- фронтальный опрос
- Индивидуальный опрос
- Самостоятельные работы
- Контрольные работы
- Письменный опрос
- Словарный диктант
- Защита проектов
- Обобщение в форме тестирования
Содержание программы.
1 четверть:
Школа. Учеба – наша главная задача. Наступила осень . Эпос «Масторава». Мордовские божества-герои фольклора. Жизнь в мордовском крае. Мой друг (моя подруга).Живём на одной улице. Общение между людьми.( 8часов)
2 четверть:
Моя Родина. Республика Мордовия. Мои любимые книги. Мои любимые животные .Празднование дня рождения. Мой брат(сестра).Профессии нашей семьи. ( 7часов)
3 четверть:
Любимые места в городе ,селе. Природа зимой. Зимние праздники.
Мордовские народные игры. Река зимой и летом. Свободное время.
Изменения в природе. Названия месяцев. Повадки птиц. (10часов)
4 четверть:
Здоровье. Спорт в жизни Мордовии. Известные спортсмены Мордовии. Пришла весна. Природа в нашей жизни. Весенние праздники. Экскурсии по родному городу, селу. Путешествие по родному городу, селу. Экскурсия с классом. Летние каникулы.(9часов)
Тематическое планирование.
№ | Раздел | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки |
1 | Существительное. Число имени существительного, падежи, склонение. | 10 | Знать основные морфологические признаки имени существительного в эрзянском языке. Уметь определять число, падеж, склонение существительных. |
2 | Прилагательное, Разряды прилагательных. Изменение по числам. | 7 | Знать морфологические признаки имени прилагательного в эрзянском языке, отличать от других частей речи. Уметь определять разряд прилагательного, строить словосочетания существительное +прилагательное, правильно употреблять в устной и письменной речи слова, обозначающие признаки предметов, давать характеристики предметам. |
3 | Глагол. Инфинитив. Времена глагола. | 8 | Знать основные морфологические признаки глагола. Уметь определять начальную форму глагола, употреблять в речи глаголы в прошедшем, настоящем, будущем времени. |
4 | Послелоги. | 1 | Знать об особенностях употребления послелогов в эрзянском языке. Видеть послелоги в тексте, отличать их от других частей речи. |
5 | Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 6 | Знать основные термины раздела «Лексика». Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы. Иметь представление о синонимах, антонимах, омонимах как средстве выразительности. |
6 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
Практическая работа.
№ | Разделы | Самост.работа | Проекты | Тесты |
1 | Существительное | 6 | 2 | 2 |
2 | Прилагательное | 4 | 1 | 2 |
3 | Глагол | 4 | 4 | |
4 | Послелоги | 1 | ||
5 | Лексика | 3 | 3 | |
6 | Повторение | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 6б классе
№ | Темы | Вид занятий | Кол-во часов | Вид самост. работы | Дата план. | Дата фактич. |
1 | В школу. | Повторение | 1 | Словарная работа, чтение и перевод текста | 7.09 | |
2 | Имя существительное. Учеба – наша главная задача. | Повторение | 1 | Работа с текстом | 14.09 | |
3 | Наступила осень. | Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные. | 1 | Грамматич. задание | 21.09 | |
4 | Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. | Повторение. Множественное и единственное число существительных. | 1 | Составляем диалог | 28.09 | |
5 | Жизнь в мордовском крае. | Повторение. Склонение существительных. | 1 | Текст с грамматич. заданием | 5.10 | |
6 | Мой друг (подруга). | Повторение. Падежи существительных. | 1 | Грамматическая работа. | 12.10 | |
7 | Живем на одной улице ( в одном доме). | Повторение. Падежи существительных. | 1 | Составляем таблицу с примерами. | 19.10 | |
8 | Общение между людьми. | Повторение. Падежи существительных. | 1 | Тестовая работа. | 26.10 | |
9 | Республика Мордовия. | Собственные и нарицательные существительные. Повторение. | 2 | Составляем рассказ. Выразительное чтение стихотворения о Мордовии. Готовим презентации о Саранске, о Мордовии. | 09.11 16.11 | |
10 | Моя любимая книга. | Повторение. Падеж и число имени существительного. | 1 | Составляем рассказ о книге. | 23.11 | |
11 | Мои любимые животные. | Повторение лексического материала по теме «Домашние и дикие животные» | 1 | Чтение и перевод текста. | 30.11 | |
12 | Имя прилагательное. Празднование дня рождения. | Объяснение нового материала. Имя прилагательное. | 1 | Текст с грамматическим заданием. | 07.12 | |
13 | Мой брат (сестра) | Повторение. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 1 | Учим скороговорки. | 14.12 | |
14 | Профессии нашей семьи | Повторение. Падежи имени существительного. | 1 | Составляем диалог. | 21.12 | |
15 | Любимые места в городе, селе | Развитие речи. | 1 | Составляем текст-описание. | 11.01 | |
16 | Природа зимой | Повторение. Падеж и число имени существительного. | 1 | Чтение и перевод текста. Составляем текст – описание. | 18.01 | |
17 | Зимние праздники | Повторение. Качественные и относительные прилагательные. | 2 | Чтение и перевод сказки. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подобрать загадки по теме «Зима». | 25.01 01.02 | |
18 | Мордовские народные игры. | Урок- игра. | 1 | 08.02 | ||
19 | Послелоги. Река зимой и летом. | Повторение. Послелоги. | 1 | Работа с текстом. | 15.02 | |
20 | Глагол. Свободное время. | Объяснение нового материала. Глагол. | 1 | Текст с грамматическим заданием. | 22.02 | |
21 | Изменения в природе. | Объяснение нового материала. Времена глагола. | 1 | Работа со словарем. | 01.03 | |
22 | Названия месяцев. | Закрепление нового материала. Времена глагола. | 1 | Чтение и пересказ текста. | 15.03 15.03 | |
23 | Повадки птиц. | Работа с лексическим материалом по теме «Птицы». | 1 | Работа со словарем. | 22.03 | |
24 | Здоровье. | Синтаксис. Словосочетания глагол+ существительное, существительное +прилагательное | 1 | Составляем рассказ по картинке. Кроссворды. | 05.04 | |
25 | Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. | Представление проектных работ. | 1 | Подготовка проектов и презентаций. | 12.04 | |
26 | Пришла весна. | Синтаксис. Порядок слов в предложении. | 1 | Грамматическое задание. | 19.04 | |
27 | Природа в нашей жизни. | Повторение Разряды прилагательных. | 1 | Чтение и перевод текста. | 26.04 | |
28 | Лексика. Синонимы. Весенние праздники. | Объяснение нового материала. Синонимы. | 1 | Составляем текст. | 03.05 | |
29 | Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу. | Объяснение нового материала. Антонимы. | 1 | Найти пословицы с антонимами. | 10.05 | |
30 | Омонимы. Путешествие по родному городу, селу. | Объяснение нового материала. Омонимы. | 1 | Ответы на вопросы к тексту. | 17.05 | |
31 | Экскурсия с классом. | Экскурсия. | 1 | Презентации и проекты о Мордовии. | 24.05 | |
32 | Летние каникулы. | Конференция | 1 | Задание на лето | 31.05 | |
Итого: | 34ч |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, 7 класс. Шестой год обучения/О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин; М-во образования РМ. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2014. — 24с.
Учебник — О.В.Кочеваткина. А.М. Кочеваткин. Эрзянский язык. 7 класс: учебник для русскоязычных учащихся. Саранск, Морд.кн.изд-во,2014. — 136 с..
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Языковая, а значит, и культурная интеграция — путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает 3 языка: русский, мокшанский, эрзянский.
Многоязычное образование — реальный инструмент интеграции.
В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.
Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя — помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия. Именно такой тип билингвизма исторически сложился во многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредниками между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, совершенно независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.
Поочередность прохождения тем, а также задачи обучения предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определнную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения. Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики эрзянского языка и за развитием их речи.
При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе сформировать у детей навыки чтения и понимания, навыку грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6-7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 7 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, а также в 5-6 классах и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительного небольшого объема нового для детей материала 7 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Семиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.
Цели и задачи учебного предмета
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражают специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Основные цели дисциплины:
— соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
— владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
— формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
— обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
Основные задачи дисциплины:
— познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
— расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
— показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
— сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
— научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.)
В результате изучения эрзянского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:
— применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
— ориентироваться в письменном и аудитексте на эрзянском языке;
— выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
— понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
— пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
— давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по эрзянскому языку в практической деятельности и повседневной жизни:
В области говорения:
— вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
— рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематика;
— представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
В области аудирования:
— относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
— понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения;
В области чтения:
— читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи;
В области письменной речи:
— писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Общая характеристика учебного предмета
Фонетика и орфография
Учащиеся должны:
— знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия;
— владеть основными правилами эрзянской офографмм.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны:
— овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
— знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами — суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).
Морфология
Изучение имени существительного:
— лексическое значение;
— одушевленные и неодушевленные;
— падежи;
— склонение (определенное, неопределенное, притяжательное);
— число;
— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине\-ыне.
Изучение имени прилагательного:
— лексическое значение;
— разряды (качественные и относительные);
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами — -ине\-ыне. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в\-й (качественных),-нь (относительных).
Изучение послелога:
— значение послелогов;
— использование послелога в словосочетаниях и предложениях.
Изучение глагола:
— время;
— лицо (первое, второе, третье);
— число (единственное, множественное). Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -ма, -мо\-ме;
— вид (однократный, многократный).
Местоимение
Разряды местоимений. Словосочетание «глагол + местоимение».
Числительное
Разряды числительных.
Синтаксис
Словосочетания:
— «прилагательное + существительное»;
— «глагол + существительное»;
— «глагол + местоимение»;
Простое предложение.
Обучение диалогической речи
Учащиеся должны уметь:
— утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
— возражать, используя отрицательные предложения;
— выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения бес вопросительного слова.
Монологическая речь
— описание иллюстрации, собственного рисунка;
— краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
— письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
— вести эрзянско-русский словарик;
— составлять письма по образцу.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа № 37», всего на изучение учебного предмета «Эрзянский язык» в 7 классе отводится 34 часов (1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Сохранение национального языка, культуры, словарного запаса детей с русским языком обучения.
Минимальные требования к уровню подготовки
выпускников начальной школы.
В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны знать/понимать:
В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
- овладеть техникой чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение курса «Эрзянский язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:
— формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознаний своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразвие современного мира.
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
— формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры.
— объяснения исторических сложившихся норм социального поведения.
— использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Изучение курса «Эрзянский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
Регулятивные УУД
Уметь:
- Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Уметь:
- Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, мотивировать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
- Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно).
- Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты).
- Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника).
- Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
- Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях.
- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач.
- Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного).
- Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст).
- Составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку.
- Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности).
- Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).
- Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения.
- Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные УУД
Уметь:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты
Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах: участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.
Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.
Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Произносимая сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.
Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, которые охватывает примерно 100-лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами — суффиксацией.
— применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний.
— ориентироваться в письменном и аудиотексте на эрзянском языке.
— выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников.
— понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры.
— пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари.
Давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
Фонетика и орфография
Вводно-фонетический курс:
— четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка.
— произносить мягко мягкие согласные.
— оглушить согласные в конце слога, слова.
— не смягчать согласные перед гласными переднего ряда (и), (о).
— правильно писать и выговаривать (о).
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия, владеть основными правилами эрзянской орфографии.
Содержание учебного курса «Эрзянский язык». 7 класс
Первая четверть
(8 часов)
Темы уроков:
Кизэнь каникуладо ледствемат.
Воспоминания о летних каникулах. (1 урок).
Школань эрямосо койтнеде. Школань вечкевикс предметт, кружокт.
Школьные традиции. Любимые предметы, кружки.(2 урока).
Тонавтыцянь профессиядо кортнема. Вечкевикс тонавтыцям.
Разговор о профессии учителя. Любимый учитель. (1 урок).
Покш эрямов анокстамось.
Подготовка к взрослой жизни. (3 урока).
Ловномань вечкемась. Ломанень обуцясо эрьва кодат ёнкстнэ.
Любовь к чтению. Черты характера человека. (1 урок).
Вторая четверть
(7 часов)
Темы уроков:
Шумбрачинь ванстомась.
Забота о здоровье (1 урок).
Кортнемат вадря ды берянь койтнеде.
Разговор о хороших и вредных привычках (2 урока).
Спортось — шумбрачинтень юр.
Спорт — залог здоровья (1 урок).
Мордовиянь содавикс ломантне.
Знаметиные люди Мордовии (2 урока).
Авань мазычись произведениясо ды картинасо. Авадо кортамось.
Женская красота в художественных произведениях и на картинах
(1 урок).
Третья четверть
(11 часов)
Темы уроков:
Содавикс ученойтне-фольклористтнэ.
Известные ученые-фольклористы (1 час).
Валмеревкст. Ловомкат.
Пословицы. Считалки (1 урок).
Содамоевкст. Ловомкат.
Загадки. Считалки (1 урок).
Вишка морынеть.
Частушки (1 урок).
Кудоютконь тевтне.
Домашние дела (1 урок).
Содавикст художниктне.
Известные художники (1 урок).
Эрзянь келень мазычись.
Красота эрзянского языка (1 урок).
Мордовичнь пертьпельксэнь мазычись.
Красота природы Мордовии (1 урок).
Путешествия эрзянь ды мокшонь содавикс художниктнень картинаст коряс.
Путешествия по картинам известных мордовских художников (1 урок).
Пертьпельксстэнть художниктнень картинаст.
Картины художников о природе (1урок) .
Содавикс морыцятне.
Известные певцы (1 урок).
Четвертая четверть
(9 часов)
Темы уроков:
Мордовиянь символтнэ (герб, гимн, флаг).
Символы Мордовии (2 урока).
Российской государствань раськетнень марто эрзятнень ды мокшотнень малавгавтомань тежа иетне.
1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства (1 урок).
Саранск ошонь мазый таркатне.
Достопримечательности Саранска (1 урок).
Тиринь масторовь покш ды келей. Эйсэнзэ эриця раськетне.
Бескрайние просторы Родины. Народы, населяющие ее (1 урок).
Московось — Россиянь прявт ош.
Москва — столица России (1 урок)
Мордовиянь пертьпельксэнть сюпавчизэ ды сонзэ ванстомась.
Богатство природы Мордовии и ее охрана (1 урок).
Ютазенть мельс ледстямось.
Повторение пройденного материала (2 урока).
Тематическое планирование по эрзянскому языку для 7-го класса
Четверть Часы | Темы | Грамматический материал | Лексический материл |
1 четверть 8 часов | Кизэнь каникуладо ледстнемат (Воспоминания о летних каникулах) (1 урок) Школань эрямосо койтнеде. Школань вечкевикс предмет, кружокт (Школьные традиции. Любимые школьные предметы, кружки) (2 урока) Тонавтыцянь профессиядо кортнема. Вечкевикс тонавтыцям (Разговор о профессии учителя. Любимый учитель) (1 урок) Покш эрямов анокстамось (Подготовка к взрослой жизни) (3 урока) Ловномань вечкемась. Ломанень обуцясо эрьва кодат ёнкстнэ (Любовь к чтению. Черты характера человека) (1 урок) | 1.Имя существительное: — собственное и нарицательное; — одушевленное и неодушевленное; — число; — склонение; — падеж. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине/-ыне. | 50 лексических единиц для продуктивного усвоения.
|
2 четверть 7 часов | Шумбрачинь ванстомась (Забота о здоровье) (1 урок) Кортнемат вадря ды берянь койтнеде (Разговор о хороших привычках) (2 урока) Спортось — шумбрачинтень юр (Спорт — залог здоровья) (1 урок) Мордовиянь содавикс ломантне (Знаменитые люди Мордовии) (2 урока) Авань мазычись произведениясо ды картинасо. Авадо кортамось (Женская красота в удожественных произведениях и на картинах) (1 урок) | 1.Имя прилагательное: — лексическое значение; — разряды (качественные и относительные. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине/-ыне. Словосочетание «прилагательное + существительное». | 50 лексических единиц для продуктивного усвоения |
3 четверть 11 часов | Содавикс ученой-фольклористнэ (Известные ученые фольклористы) (1 урок) Валмеревкст. Ловомкат (Пословицы. Считалки) (1 урок) Содамоевкст. Ловомкат (Загадки. Считалки) (1 урок) Вишка морынеть (Частушки) (1 урок) Кудоютконь тевтне (Домашние дела) (1 урок) Содавикс художниктне (Известные художники) (1 урок) Эрзянь келень мазычись (Крастота эрзянского языка) (1 урок) Мордовиянь пертьпельксэнь мазычись (Красота природы Мордовии) (1 урок) Путешествия эрзянь ды мокшонь содавикс художниктнень картинаст коряс (Путешествия по картинам известных художников) (1 урок) Пертьпельксстэнть художниктнень картинаст (Картины художников о природе) (1 урок) Содавикс морыцятне (Известные певцы) (1 урок) | 1.Числительное. Разряды числительных. 2.Глагол: — наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное); — время (настоящее, прошедшее, будущее); — лицо (первое, второе, третье); — число (единственное, множественное). Словосочетание «глагол+существительное». 2.Местоимение. Разряды местоимений. Словосочетание «Глагол+местоимение». | 60 лексических единиц для продуктивного усвоения |
4 четверть 9 часов | Мордовиянь символтнэ (герб, гимн, флаг) (Символы Мордовии) (2 урока) Российской государствань раськень моро эрзятнень ды мокшотнень малавгавтомань тежа иетне (1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства) (1 урок) Саранск ошонь мазый таркатне (Достопримечательности Саранска) (1 урок) Тиринь масторось покш ды келей. Эйсэнзэ эриця раськетне (Бескрайние просторы Родины. Народы, населяющие ее) (1 урок) Московось — Россиянь прявт ош (Москва — столица России) (1 урок) Мордовиянь пертьпельксэнть сюпавчизэ ды сонзэ ванстомась. (Богатство природы Мордовии и ее охрана) (1 урок) Ютазень мельс лецтямось. (Повторение пройденного материала) (1 урок) | 1.Послелог: — значение послелогов; — их использование в словосочетаниях и предложениях. 2. Простое предложение. 3.Повторение и систематизация материала, изученного в 1—4 четвертях. | 40 лексических единиц для продуктивного усвоения. |
Календарно-тематический план
7 класс
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
1. | Воспоминания о летних каникулах. | Работа по рисунку,развитие коммуникативных навыков Составление рассказа на основе личных впечатлений, развитие орфогр. навыков | 7.09 | ||
2. | Школьные традиции. Любимые школьные предметы, кружки. | Изучение новой лексики. | 14.09 | ||
3. | Школьные традиции. Любимые школьные предметы, кружки. | Словарная работа, составление предложений Изучение принципа связи слов в предложения в языке, изучение правил грамматики в предложения в языке, изучение правил грамматики | 21.09 | ||
4. | Разговор о профессии учителя. Любимый учитель. | Изучение новой лексики Использование лексики в речи, развитие коммуникативных навыков | 28.09 | ||
5. | Подготовка к взрослой жизни. | Изучение новой лексики.Работа с текстом. | 05.10 | ||
6. 7. | Подготовка к взрослой жизни. Подготовка к взрослой жизни. | Работа с текстом, анализ текста Составление текста с использованием изученной лексики | 12.10 19.10 | ||
8. | Любовь к чтению. Черты характера человека. | Изучение новой лексики Работа по газетам и журналам | 26.10 | ||
9. | Забота о здоровье. | Изучение новой лексики Выполнение самостоятельной работы | 09.11 | ||
10. | Разговор о хороших и вредных привычках. | Изучение новой лексики | 16.11 | ||
11. | Разговор о хороших и вредных привычках. | Работа с текстом Составление устного текста | 23.11 | ||
12. | Спорт — залог здоровья. | Изучение новой лексики Участие в игре: «Кие ламо соды, се весемеде виев» | 30.11 | ||
13. | Знаменитые люди Мордовии. | Изучение новой лексики | 07.12 | ||
14. | Знаменитые люди Мордовии. | Составление рассказа о писателе, поэте | 14.12 | ||
15. | Женская красота в художественных произведениях и на картинах. Разговор о женщине. | Изучение новой лексики Работа по картине | 21.12 | ||
16. | Известные ученые-фольклористы. | Изучение новой лексики Работа по библиотечным материалам Анализ статьи и произведения | 11.01 | ||
17. | Пословицы. Считалки. | Изучение материала, развитие коммуникативных навыков Перевод | 18.01 | ||
18. | Загадки. Считалки. | Перевод, составление считалки Составление считалки с соблюдением поэтических норм | 25.01 | ||
19. | Частушки. | Изучение и сравнительный анализ | 01.02 | ||
20. | Домашние дела. | Изучение новой лексики | 08.02 | ||
21. | Известные художники. | Изучение новой лексики Работа по портретам и картинам | 15.02 | ||
22. | Красота эрзянского языка. | Изучение новой лексики | 22.02 | ||
23. | Красота природы Мордовии. | Изучение новой лексики, работа по картине Составление письменного описания | 01.03 | ||
24. | Путешествия по картинам известных мордовских художников. | Составление рассказа по картине Работа учащихся в музее | 15.03 | ||
25. | Картины художников о природе. | Изучение творчества пейзажистов. Работа по картине | 22.03 | ||
26. | Известные певцы. | Изучение новой лексики Работа с текстом | 05.04 | ||
27. | Символы Мордовии. | Изучение новой лексики | 12.04 | ||
28. | Символы Мордовии. | Работа по музыкальным произведениям, анализ Составление письменного рассказа | 19.04 | ||
29. | Единение мордовского народа с народами Российского государства. | Изучение новой лексики организация урока –концерта, выразительное чтение и исполнение произведений | 26.04 | ||
30. | Достопримечательности Саранска. | Изучение новой лексики Составление экскурсионного маршрута | 03.05 | ||
31. | Бескрайние просторы Родины. Народы, населяющие ее. | Изучение новой лексики | 10.05 | ||
32. | Москва — столица России. | Изучение новой лексики | 17.05 | ||
33. | Богатство природы Мордовии и ее охрана. | Изучение новой лексики Перевод текста. | 24.05 | ||
34. | Повторение пройденного материала. Итоговая работа. Экскурсия в музей | Повторение речевого материала Анализ текста по вопросам | 31.05 | ||
Всего за год:34ч. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | ||
Печатные пособия | ||||
1. 2. | Наборы сюжетных и предметных картинок, в том числе и в цифровой форме. Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, морфемный и словообразовательный словари. | |||
Технические средства обучения | ||||
1. 2. 3. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор Компьютер | |||
Экранно-звуковые пособия | ||||
1. | Мультимедийные образовательные ресурсы: — презентация «Времена года» — презентация «Мордовия моя» — презентация «Моя семья» — презентация «Символы Мордовии» — презентация «Писатели Мордовии» — презентация «Мордовский наряд» | |||
Игры и игрушки | ||||
1. | Игра лото на тему «Части тела», «Части лица», «Овощи», «Моя семья», «Одежда». | |||
Оборудование класса | ||||
1. 2. 3. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. |
Планируемый уровень владения эрзянским языком
Изучение эрзянского языка как государственного должно предоставить учащимся возможность:
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
- овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, усвоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
- получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог — расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
- кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
- овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.
В результате изучения эрзянского языка в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
- овладеть техникой чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Дети должны уметь употреблять в речи:
— существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
— глаголы в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, будущего, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов;
— прилагательные в единственном и множественном числе;
— местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, личные в единственном и множественном числе;
— числительные количественные и порядковые от 1 до 100;
— частицы да, нет, не, частица не с глаголами;
— наречия места, времени, качества;
— послелоги места, направления;
— прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной форме (седе маласо, кискась овтошка, сех маласо, сех виев, овтось верьгиздэ виев);
— частица не с деепричастием (апак учо, апак пеле).
Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета.
Список источников
- Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва, 2005.
- Авторская программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю., рекомендованная к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006 г.
- Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык (третий год обучения). Учебник 4 класс. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2008.
- Брыжинский А.И.»Лисьмаприне» (Родничок) 2000г.
- Энциклопедия «Мордовия» (в 2-х томах 2010 год)
- Серия учебных книг «Мой край» 2010 год.
- Чамзинский район на стыке веков. 2009 год.
- Ануфриева, Н.А. Родиноведение. Учебник для 5 класса. — Саранск, 1997
- Бузакова ,Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка. — Саранск, 1982
- Вейсэ, башка, текст вельде: валкс/ Н.А.Агафонова, М.Д.Имайкина, М.В.Мосин ды лият. — Саранск, 2002
- Грамматика мордовских языков. Фонетика.Графика, Орфография. Морфология/Под ред.Д.В.Цыганкина. — Саранск, 1980
- Мордва: Историко-культурные очерки. — Саранск,1995
- Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации. — Саранск, 1995
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.1. — Саранск, 1963
- Эрзянь-рузонь валкс: эрзянско-русский словарь/ Под ред. Б.А.Серебренникова, Р.Н.Бузаковой, М.В.Мосина. — М.:Рус.яз.; Дигора, 1993
- Мосин М.В. Русско-эрзянский разговорник. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — 184 с.
- Эрзянско-русский, русско-эрзянский словарь (на мордовском — эрзя, русском языках) // Щемерова В.С.; Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. — 398 с.
- Эрзянско-русский словарик / [Г.Ф. Беспалова, Е.В. Барцева]. — Саранск: ИД «Книга»; 2010. — 112 с.
- Эрзянско-русский словарь
- Журнал «Чилисема»
- Журнал «Сятко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...