Методическая разработка по литературе в 8 классе "Не стоит село без праведника" А.И.Солженицына
план-конспект урока (8 класс)
На уроке литературы учащиеся 8 класса знакомятся с творчеством Солженицына и его биографией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matrenin_dvor.docx | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
« Матренин двор» А. И. Солженицына –
« Не стоит село без праведника», урок в 8 классе
Цели:
Обучающая:
- познакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына.
Развивающая:
- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой;
- развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.
Воститывающая:
- помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть;
- воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
Словарная работа:
Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”) .
Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка;) “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).
Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои (Толковый словарь Ожегова).
Бескорыстный – чуждый корыстных интересов
Ход урока:
Оргмомент.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с миром Александра Исаевича Солженицына. Какие мы сегодня будем ставить цели урока?
Учащиеся отвечают.
Вступительное слово учителя: А.И.Солженицын – выдающийся писатель 20 века, о его судьбе наши ученики приготовили рассказ. Проверка домашнего задания. Особенно хочется остановиться на таком понятии, как Тоталитаризм, о нем нам расскажет другая творческая группа.
Учитель.
- Путь писателя, озабоченного правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия - это был и самый трудный творческий путь.
Большая судьба оказалась у рассказа “ Матренин двор”, который как бы продолжает повествования о русских праведниках.
Рассказ “Матренин двор” имел исходное название “Не стоит село без праведника”. Такое нейтральное название предложил А. Твардовский ради публикации.
Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области.
Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главки)
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя отчество” Игнатич.
- Что узнаем мы о нем из пролога?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
Предположительные ответы учащихся: (Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”. Описание избы.)
- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
(Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены).
- Как проходит обычный день у Матрены?
- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.)
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
(“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”).
- Как относится Матрена к работе?
(Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов).
- Как используют ее труд окружающие люди?
(Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.
“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.
Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).
- А что такое бескорыстие?
Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это).
- Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Анализ 2 главки
- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)
- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)
Анализ эпизода «О прошлом»
Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.
“Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.
(Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни).
- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
Учитель:
- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.
- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты? Как вы думаете, почему Матрена так трепетно относится к своим животным?
-Обратимся к понятию «Праведник»
-Кто из героев подходит к этому понятию?
Давайте составим сравнительную таблицу героев
Матрена | Фаддей | Кира | Сестры | Матрена (жена Фаддея |
-Кто, на ваш взгляд, вел праведную жизнь?
-Основываясь на таблице, докажите свою точку зрения.
-Как вы думаете, нужны ли праведники в наше время?
Домашнее задание: Напишите рассуждение: « Какие качества Матрены я хотел бы видеть в других и почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»
В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка на тему "Изучение весенних хороводов села Стропицы Рыльского района Курской области
Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего п...
Методическая разработка урока по теме «Кто стоит на страже закона»
Правовое воспитание учащихся является одной из главных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный со...