По страницам великой жизни
план-конспект урока (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_tvorchestvu_l.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по творчеству Л.Н.Толстого
« По страницам великой жизни»
Эпиграф к уроку:
Каждый человек – алмаз...
В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л. Н Толстой.
Объявление темы, целей урока.
Цели урока:
образовательная: повторить известные факты из жизни Л.Н.Толстого, познакомиться с мировоззрением писателя, новыми страницами биографии писателя;
развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки делового общения.
воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.
ЗАДАЧИ УРОКА
• создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
• обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
• обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
• совершенствовать навык критического осмысления текста;
• развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ
выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал: дневниковые записи Л. Н.Толстого.
Вступительное слово учителя:
Л. Н. Толстой. Перед вами хронологическая таблица (Приложение №1). Если даже бегло просмотреть все, что создано Толстым, невольно преклонишься перед писательским гением Толстого.
И сегодня на уроке, который мы назвали « По страницам великой жизни», мы не просто познакомимся с фактами биографии, но попытаемся увидеть своеобразие личности Толстого - человека и писателя, ведь в каждом произведении отражается личность его творца.
Легок ли путь на ту духовную высоту, которую достиг Толстой? И если «жизнь дается человеку один раз», то в чем ее смысл?
Что нам об этом скажет великий Толстой?
Перелистаем страницы великой жизни.
I страница - «Всему начало здесь...» (Ясная Поляна).
у вас была счастливая возможность побывать в Ясной Поляне. Давайте совершим вместе с вами заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя. (Приложение № 2).
Что особенно запомнилось вам из посещения Ясной Поляны?
II страница - «От Казани до Севастополя».
Ясная Поляна - родовое гнездо, но приходит время, и надо его покинуть, хотя бы на время, - ведь мир так огромен, а свобода так притягательна. Легко ли быть самостоятельным?
Именно в это время Толстой начинает вести дневник (вел до конца жизни).
Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в нежной любви тетушек, от природы не отличающийся сильной волей, побеждает лень.
Интересно, что с юношеских лет Толстой желал, чтобы судьба послала ему трудные испытания, которые потребовали напряжения всех сил его души.
Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На эти недостатки указывал сам Толстой).
Особенно любопытны дневниковые записи человеку, который начинает задумываться о цели и смысле своей жизни, пытается разобраться в проблемах своей жизни и жизни окружающих.
Практикум. Работа с дневниковыми записями Л.Н.Толстого.
У вас на партах листы с отрывками из «Дневниковых записей» Толстого. Прочитайте их и выделите главные, на ваш взгляд, правила жизни Толстого. Какие проблемы волновали его тогда? Какие правила жизни Т. вам близки и понятны? Откроем дневник Толстого (Приложение № 3).
Прочтите записи за 1847 г.
- В молодости, стремясь самоопределиться, человек хочет «объять необъятное». Как важно в этот момент определить главное и ему следовать.
Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя задачи на ближайшие два года. Меня лично удивляет и восхищает это.
“1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4. Изучить сельское хозяйство — как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию, статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи”.
1848 год. В записях за этот год Толстой записывает своего рода руководство к действию. Здесь же и правила исправления.
Какое первое и единственное правило Толстой назначил себе?
“1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
2. Что исполняешь, исполняй хорошо.
3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.
4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.
5. Читай и думай всегда громко.
6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...”
- Что можно сказать о человеке, составившем такие правила? (Прямой, честный, бичующий себя, человек, который хочет изменить себя).
- Как можно назвать все это одним словом, по Толстому? (самосовершенствование)
- Если бы вы решились вести дневник, что бы вы взяли у Толстого? Что близко вам?
Самое интересное, что многое из запланированного было выполнено. Он, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек, побеждает лень. Он хотел до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Ему казалось, что только стоит расписать свою жизнь заранее – и всё пойдет как по маслу. Но Толстой стремится стать образованным человеком, поэтому сформулировал своё жизненное кредо: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”. Как вы понимаете эти слова, какую грань характера писателя они открывают? Надеюсь, что отрывки из Дневника помогли вам не только узнать его ближе, но и заставили задуматься о себе, о вашем смысле жизни. Ведь не за горами начало и вашей взрослой жизни.
III страница. Оборона Севастополя. 1854-1855 г.г. (приложение № 4)
В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов.
Окружённый блеском известности, пользуясь репутацией храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе испортил её, написав несколько сатирических песен, стилизованных под солдатские. Одна из них посвящена неудаче военной операции 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, атаковал Федюхины высоты. Песня под названием «Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать», задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех. Лев Толстой держал за неё ответ перед помощником начальника штаба А. А. Якимахом. Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.», опубликованный в первом номере «Современника» за 1856 год уже с полной подписью автора.
«Севастопольские рассказы» окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения, и в ноябре 1856 года писатель навсегда расстаётся с военной службой.
IУ страница. Идеал «муравейных братьев».
Но Толстой не был бы Толстым, если бы старался «очистить» только себя, в нем очень сильна была вера в «муравейных братьев» - братство людей всего мира. В конце жизни Толстой писал: «Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
До Толстого считалось, что человек развивается от простого к сложному: мы вырастаем из детства, и детство навсегда покидает нас.
По Толстому, ребенок живет в душе взрослого человека. Более того, в трудные минуты жизни яркое детское впечатление, как надежный компас, укажет отклонение от правильного жизненного пути.
Тайна «зеленой палочки» была разгадана Толстым.
- В чем она? (это правда, любовь к людям).
- С детства Лев Николаевич верил в легенду, что где-то в Старом Заказе спрятана зеленая палочка, на которой написано, как сделать людей счастливыми. Свою жизнь он посвятил этой великой цели – помочь людям устроить жизнь счастливо… И рецепты человеческого счастья заключал, как в кристаллы, в мудрые изречения:
(афоризмы на доске)
- Как вы думаете, а что помогло Л.Н.Толстому стать таким, каким мы его сегодня увидели? (ВОСПИТАНИЕ, ВОЛЯ, ТРУД, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ). А где берет начало становления личности каждый человек? (в родном доме).
Учитель Смогли открыть для себя Л.Н.Толстого? Что формирует человека? Природа, любимые занятия, друзья и, конечно, работа над собой. Работа Толстого над собой огромна. Его дневниковые записи, мысли, разобранные нами на уроке, мы найдём на страницах знаменитого романа «Война и мир», любимые герои Толстого будут “путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать”. Другие будут жить спокойно, не меняясь, то есть, по Толстому, “душевно подло”. Мы увидим его отношение к войне и соотнесём с высказыванием о насилии. И сделаем ещё много открытий.
Викторина по биографии Толстого (приложение №5)
Домашнее задание: напишите небольшое эссе по одному из высказываний Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни.
Урок-лекция-презентация о жизни и творчестве великого писателя. Рассчитан на 2 часа. Отображены все основные этапы жизни и творческого пути, богатый иллюстративный материал....
"По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой."
Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого. Богатый иллюстративный материал....
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Устный журнал "Л. Н. Толстой. По страницам великой жизни"
Материал предназначен для учащихся 9-11 классов....
По страницам великой жизни
Урок, посвященный жизни и творчеству Л.Н.Толстого...
Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель
Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...