АОП по предмету "Чтение" для обучающихся 4 класса с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Программа обучения чтению для  учащихся  4 класса с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                        Согласовано:               Утверждаю:

Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

ШМО начальных классов                    _____________О.С. Бутраменко               ___________________Н.И. Христюк.

№________от_______________        

Руководитель ШМО                     «___» ________________2016 г.        «___» ________________2016 г

______________ Г.А. Дегтярева

Рабочая программа по литературному  чтению

по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

для  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  для 4 класса

                                                                                                       Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна

2016-2017 учебный  год

I. Пояснительная записка

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормальные сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Специфической особенностью предмета «Литературного чтения»  является их коррекционно-практическая направленность. Коррекция недостатков развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.

 

II. Общая характеристика учебного процесса

   Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»    разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе адаптированной  образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  им. П.П. Петрова», программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой для учащихся 1-4 классов  2013 г.

Программа рассчитана на 3 года обучения  для детей с легкой степенью умственной отсталостью. Обучение детей с умеренной умственной отсталостью осуществляется по индивидуальным программам.

Целью   данной программы:  формирование навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного  чтения.

            Основными  задачами обучения  являются:

- развивать фонематический слух,  умения  звукового анализа и синтеза;

- укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать навыки четкого артикулирования звуков;

- корригировать недостатки зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- развивать умение читать осознанно по слогам и целыми словами короткие тексты;

  • формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и по иллюстрациям,  рассказывать о чём читали или слушали;
  • учить слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • формировать навык заучивания стихотворений наизусть, отчётливо читать их перед классом;
  • учить составлять и читать слова сходные по звучанию, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

Принципы отбора содержания программы основаны на  том, что обучение чтению умственно  отсталых детей ведется по звуковому аналитико- синтетическому  методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными  фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с  умственной отсталостью. Так в 1 классе выделяется добукварный период обучения чтению (примерно 1 месяц первой четверти), который позволяет педагогу тщательно изучить каждого ребенка: устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, совместно с логопедом, звукопроизношение, лексический запас и грамматический строй речи. Параллельно в добукварном периоде идет подготовка к обучению грамоте. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а,у,м в начале слов.

  В букварный  период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Во 2 классе продолжается освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения используются подвижная азбука, карточки со слогами.  

 В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В рабочей программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно каждый год обучения. Следует постоянно уделять внимание формированию навыка правильного чтения, которыми  дети овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. С выразительностью речи при чтении  учащиеся знакомятся во 2 классе. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Данная программа позволяет уделять особое внимание работе с иллюстрациями как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков. Учащиеся во 2 классе овладевают пересказом по вопросам в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. В зависимости от сложности текста используются вопросы и картинный план. На внеклассном чтении формируется читательская самостоятельность; развитие интереса к чтению, ч/з знакомство с доступными их пониманию произведениями, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

В 3-4 классах учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, расширение и уточнение словарного запаса, обучение  правильному построению предложений, используя в ответе заданную структуру вопроса,  в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Очень важна работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей.

Целью введения НРК является формирование общих представлений о жизни и творчестве писателей и поэтов Красноярского края. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: познакомить с жизнью и творчеством писателей и поэтов Красноярского края;

Обогащать словарный запас, развивать речь и элементарные творческие способности учащихся на основе изучения народного фольклора Красноярских авторов; формировать любовь к своему краю, чувство гордости за него. Учащиеся знакомятся с историей края, его природой, животным и растительным миром, с малыми северными народностями, с их обычаями и культурой, народными промыслами. У детей развиваются нравственные чувства, уважение к литературному творчеству Сибирских авторов, которое позволяет привить уважение, интерес к культуре родного края и гордость за людей, проживающих в Красноярском крае. Н.Р.К.  интегрируется в федеральный компонент. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся, развития у них интереса к чтению, формированию навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по предмету «Литературное чтение» .

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
–       искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
–       неправильная постановка ударений (более 2);
–       чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
–       непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
–       неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
–       неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
–       нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
–       нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
–       монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
–       не более двух неправильных ударений;
–       отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
–       осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
–       неточности при формулировке основной мысли произведения;
–       нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными  ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, , но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает  на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он, читает, в основном, по слогам, даже лёгкие слова; допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Оценка «1» ставится ученику, если он, затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы  и не может передать  содержания прочитанного; не знает наизусть стихотворения.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет  «Литературное чтение»  изучается в соответствии с федеральным компонентом учебного плана МБОУ «Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа»,  в рамках предметной области «Филология» в объёме:

  2 – 4 классы – по 4 часа в неделю (по 136 часов в год).

  Общий объём учебного времени составляет 408 часов.

В результате освоения предметного содержания  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Познавательные:  у учеников  формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения. Развивается память, логическое мышление при  пересказывании прочитанных текстов, заучивании стихотворений.
  • Регулятивные: литературное содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно

определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно или с помощью учителя двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

  • Коммуникативные: в процессе изучения литературного чтения осуществляется знакомство с русским языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием литературных терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1-й класс

Личностными результатами изучения  предмета «Литературное чтение»

являются следующие умения:

осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения  этих   результатов –  тексты литературных произведений из «Букваря».

Метапредметными результатами изучения  курса  «Литературное чтение»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД  служат технология

продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения  курса  «Литературное чтение»

является сформированность следующих умений:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту.

                  Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

2-й класс

Личностными результатами изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–  обращать внимание  на   особенности устных   высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Средством достижения этих  результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД  служит проблемно-

диалогическая технология.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

         Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной  форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания.

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования  коммуникативных  УУД  служат проблемно-диалогическая технология и  организация  работы в  парах и малых группах.

Предметными результатами изучения  курса  «Литературное чтение»

является сформированность следующих умений:

-читать по слогам короткие тексты;

-слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

-по вопросам учителя и по иллюстрациям, рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

-наизусть 3-5 коротких стихотворения, отчётливо читать их перед классом.


3–4-й классы

Личностными результатами изучения  предмета «Литературное чтение»

являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению,  потребность в чтении;

осознание ответственности за произнесённое слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Литературное чтение»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

работать по плану, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:


пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах  (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной  форме  с учётом речевой ситуации;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Литературное чтение»

является сформированность следующих умений:

3-й класс

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать текст в слух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • высказывать свое отношение к поступкам героя, событию;
  • пересказывать содержание прочитанного;
  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать: 

  • наизусть 5-8 стихотворений.

4-й класс

Учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно, правильно текс целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
  • читать «про себя»
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • пересказывать прочитанное полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

Наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.

Календарно-тематическое планирование уроков

литературного чтения         ___  4____                136 часов  – 4 часа  в неделю

                  (предмет)                          (класс)                           (кол-во учебных часов в неделю, год)

Кален

дарные сроки

п/п

п/п

В теме

Тема урока

Виды деятельности

уч-ся

               Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

14

1. Листья  пожелтелые  по  ветру  летят

1

1

А. Плещеев  «Осень  наступила»

Читать вслух  и про себя целыми словами осознанно, отвечать  на  вопросы. выразительно, используя интонацию, соответствующий темп  и тон речи. Участвовать в диалоге, драматизации. Проводить словарную  работу

Составлять рассказ по картинке. Составлять план рассказа. Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся. Читать вслух и про  себя,  осознавать текст, отвечать на вопросы. Читать  по  ролям. Пересказывать текст подробно и выборочно. Проводить словарную работу. Характеризовать особенности  прослушанного художественного  произведения

Отгадывать загадки об осени, насекомых.

 Растолковывать народные приметы.

 Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев. Объяснять  логико-грамматические  конструкции,  рисовать  словесные  картины. Заучивать  стихотворения.

                                                                                                           

Стихотворение.

Фольклор. Жанр.

Ценность красоты и гармонии.

Ценность природы.

Осознавать себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением.

Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

2

2

По  Ф. Тютчеву  «Листья»

3

3

По Г. Граубину «Как  наступает  листопад»

4

4

НРК  Внеклассное  чтение

5

5

А. Гонтарь  «Осень  в  лесу»

6

6

С. Прокофьев  «Подарки  осени»

7

7

По  М. Пришвину  «Старый  гриб»

8

8

По  М. Пришвину  «Старый  гриб

9

9

НРК  Внеклассное  чтение

10

10

Е. Носов  «Хитрюга»

11

11

Н.Сладков «Осень»

Рассказ.  Красота  природы. Бережное  отношение  к  родной  природе. Ценность красоты и гармонии.

Ценность природы

Адекватно использовать

ритуалы школьного

поведения (поднимать

руку, вставать и

выходить из-за

парты и т. д.)

12

12

Г. Снегирёв «Бурундук»

13

13

НРК  Внеклассное  чтение

14

14

Повторяем  прочитанное

 

       9  

  2.Раз, два – начинается  игра

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности и быту, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение.

Активно участвовать в деятельности,

контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Использовать принятые

ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками

договариваться, обращаться за помощью и

принимать помощь. 

Работать с учебником, с информацией. 

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Характеризовать текст:

предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов.

Характеризовать  особенности   прослушанного произведения

Участвовать в ведении учителем  диалога по ходу чтения или слушания текста.

Размышлять о характере и  поступках  героя.

 

Находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора,

размышлять        о характере и  поступках  героя.

Осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживат.ь

Работать с учебником, с информацией. 

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Характеризовать текст:

предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов.

Работать с учебником, с информацией. 

15

1

Считалки.  М. Бородицкая  «Щи-талочка»  

Составлять рассказ по картинке. Читать вслух и про себя целыми словами, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп  и тон речи.

Составлять план рассказа. Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся. Читать вслух и про  себя  целыми  словами,  осознавать текст, отвечать на вопросы.  Пересказывать текст подробно и выборочно. Читать по ролям.  

Участвовать в диалоге, драматизации.

Характеризовать особенности  прослушанного художественного произведения.

Описывать героев произведения.

Проводить словарную работу.

Отгадывать загадки  о детских  забавах.

 Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев. Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  Заучивать стихотворения.

                                   

                                                                                                           

                                                         

                                                                                                           

.

Стихотворение.

Фольклор. Жанр.

Игра.

Рассказ. Диалог.

Поступки (хорошие-плохие). Игра

Ценность семьи. Ценность человечества.

16

2

Л. Пантелеев «Карусели»

17

3

Л. Пантелеев «Карусели»

18

4

НРК  Внеклассное  чтение

19

5

По  Д. Хармсу « Игра»

20

6

Н. Носов «Затейники»

21

7

В. Левин «Чудеса  в  авоське»

22

8

НРК  Внеклассное  чтение

23

9

Повторяем прочитанное

3. Будем  делать хорошо  и  не  будем – плохо.

3.Будем  делать  хорошо  и не  будем – плохо.

24

1

Китайская  сказка  «Не  моё  дело»

Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся.

Читать вслух и про  себя,  осознавать текст, отвечать на вопросы. 

Читать по ролям.  Составлять  рассказ  по  картинке. Составлять  план рассказа.

Участвовать в диалоге, драматизации.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать особенности  прослушанного художественного произведения.

Описывать героев произведения.

Проводить словарную работу. Объяснять  пословицы  и  поговорки

Отгадывать  загадки.

 Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев.

Читать вслух и про  себя,  осознавать текст, отвечать на вопросы. 

Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  Заучивать стихотворения.

                                   

Отгадывать загадки о зиме.

Объяснять смысл пословиц.

Растолковывать народные приметы.

Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся.

Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев.

Читать вслух и про  себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. 

Читать по ролям.  

Участвовать в диалоге, драматизации.

Разгадывать кроссворды.

Проводить словарную работу.

Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  Заучивать стихотворения.

Отгадывать загадки о труде.

Объяснять смысл пословиц.

Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся.

Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев.

Читать вслух и про  себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Читать по ролям.  

Участвовать в диалоге, драматизации.

Проводить словарную работу.

Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  Заучивать стихотворения.

Отгадывать загадки о весне.

Объяснять смысл пословиц, поговорок.

Растолковывать народные приметы.

Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся.

Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев.

Читать вслух и про  себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. 

Читать по ролям.  

Участвовать в диалоге, драматизации.

Разгадывать кроссворды.

Проводить словарную работу.

Проводить словарную работу.

Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  Заучивать стихотворения.

Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся.

Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев.

Читать вслух и про  себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. 

Читать по ролям.  

Участвовать в диалоге, драматизации.

Разгадывать кроссворды/Проводить словарную работу.

Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  

Отгадывать загадки о лете.

Объяснять смысл пословиц, поговорок.

Растолковывать народные приметы.

Слушать текст в  исполнении  учителя, учащихся.

Читать цепочкой вслух, целыми словами, описывать героев.

Читать вслух и про  себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. 

Читать по ролям.  

Участвовать в диалоге, драматизации.

Разгадывать кроссворды.

Проводить словарную работу.

Объяснять  логико-

грамматические  конструкции,  рисовать словесные  картины.  Заучивать стихотворения.

Басня.

Фольклор. Жанр.

Друзья  познаются  в  беде.

Рассказ. Диалог.

Поступки (хорошие-плохие). Дружба. Помощь  в  беде. Бескорыстная  дружба.

Настоящие  герои.

Ценность семьи.

 Ценность человечества.

Рассказ. Пересказ. Диалог.

Стихотворение. Время года. Народные приметы.

Волшебница зима.

.Ценность семьи, добра, любви к природе.

25

2

И.  Крылов «Чиж  и  Голубь». Басня.

26

3

НРК  Внеклассное  чтение

27

4

Л.  Толстой «Два  товарища»

28

5

Л. Пантелеев «Трус»

29

6

Л. Пантелеев «Трус»  

30

7

НРК  Внеклассное  чтение

31

8

Э.Киселёва  «Про  то,  как  Миша  стал храбрым»

32

9

В. Сафронов «Подвиг»

33

10

Ю. Ермолаев «Силач»

34

11

НРК  Внеклассное  чтение

35

12

Е. Пермяк «Самое страшное»

36

13

К.Киршина «Вот  какая  история»

37

14

К.Киршина «Вот  какая  история»

38

15

НРК  Внеклассное  чтение

39

16

По Я. Длуголенскому «Как  подружились  Вова  и  Боря»

40

17

По Я. Длуголенскому «Как  подружились  Вова  и  Боря»

41

18

А. Барто «В  театре»

42

19

НРК  Внеклассное  чтение

43

20

Повторяем  прочитанное

    17

4. Зимние узоры

44

1

Литовская  сказка  «Старый  Мороз  и   молодой Морозец»

45

2

Литовская  сказка  «Старый  Мороз  и   молодой Морозец»

46

3

НРК  Внеклассное  чтение

47

4

По  А. Н. Толстому «Ёлка»

48

5

По  А. Н. Толстому «Ёлка»

49

6

Саша  Чёрный «Снежная  баба»

50

51

7

8  

Саша  Чёрный «Снежная  баба»

НРК  Внеклассное  чтение

52

9

С. Прокофьев  «Подарки  зимы»

        

53

10

Г.Харлампьев «Жадная  сорока»

Рассказ.Стихотворение Диалог.

Поступки (хорошие-плохие). Игра

Ценность семьи,  труда,  истины. Ценность человечества.

.

Рассказ. Пересказ. Диалог.

Стихотворение. Время года. Народные приметы.

Ценность семьи, добра, человечества.

Ценность природы.

Рассказ. Пересказ. Диалог. Родное  отечество. Патриотизм.

Ценность  Родины,человечества.

Ценность  свершений, открытий  во  благо  Родины.

Рассказ. Пересказ. Диалог.

Стихотворение. Время года. Народные приметы.

Ценность,  красота природы. Любовь  к  родной  природе. Бережное  отношение  к  природе.

54

11

Г.Харлампьев «Жадная  сорока»

55

12

НРК  Внеклассное  чтение

56

13

По В. Коржикову «В  пограничном  наряде»

57

14

По В. Коржикову «В  пограничном  наряде»

58

15

З. Александрова  «До  свидания,  зима»

59

16

НРК  Внеклассное  чтение

60

17

Повторяем  прочитанное

     26

5. Никогда  не  будет  скучно,  если  трудимся  мы  дружно!

61

1

Грузинская  сказка «Заработанный  рубль»

62

2

Грузинская  сказка «Заработанный  рубль»

63

3

Грузинская  сказка «Заработанный  рубль»

64

4

НРК  Внеклассное  чтение

65

5

Грузинская  сказка «Заработанный  рубль»

66

67

6

7

Е. Шварц «Сказка о  Василисе-Работнице»

Г.Сапгир «Рабочие  руки»

68

8

НРК  Внеклассное  чтение

69

9

М. Миршакир «Мудрый дед»

70

10

В. Хомченко  «Михаськин  сад»

71

11

Н. Носов  «Заплатка»

72

12

Н. Носов  «Заплатка»

73

13

НРК  Внеклассное  чтение

74

14

А.Барто «Я  лишний»

75

15

С. Погореловский «Маленькое  и  большое»

76

16

Г. Виеру «Хлеб  с росою»

77

17

Г. Виеру «Хлеб  с росою»

78

18

НРК  Внеклассное  чтение

79

19

По К. Киршиной «Просто  сочинение»

80

20

По К. Киршиной «Просто  сочинение»

81

21

Ю. Мориц «Трудолюбивая  старушка»

82

22

НРК  Внеклассное  чтение

83

23

Э. Киселёва «Волшебный  котелок»

84

24

Э. Киселёва «Волшебный  котелок»

85

25

Повторяем  прочитанное

86

26

НРК  Внеклассное  чтение

     18

6. В  окно  повеяло  весною

87

1

Народная  песенка

88

2

А. Плещеев  «Весна»

89

3

А. Майков «Ласточка  примчалась»

90

4

НРК  Внеклассное  чтение

91

5

К.Ушинский «Ласточка»

92

6

А.Н.Толстой «Весенние  ручьи»

93

7

По Б. Житкову «Наводнение»

94

8

По Б. Житкову «Наводнение»

95

9

НРК  Внеклассное  чтение

96

10

С.Прокофьева «Подарки  весны»        

97

11

В. Берестов «Праздник  мам»

98

12

Н.Сладков  «Ивовый  пир»

99

13

НРК  Внеклассное  чтение

100

14

В.Сафронова « Весна»

101

15

По В.Воскобойникову « Боец  бытового  отряда»

102

16

По В.Воскобойникову « Боец  бытового  отряда»

103

17

НРК  Внеклассное  чтение

104

18

Повторяем  прочитанное

14

7. На  пользу  и  славу  отечеству

105

1

Как  Илья  из  Мурома  богатырём  стал

106

2

Как  Илья  из  Мурома  богатырём  стал

107

3

Как  Илья  из  Мурома  богатырём  стал

108

4

НРК  Внеклассное  чтение

109

5

Как  Илья  из  Мурома  богатырём  стал

110

6

Л.Толстой «Как  боролся  русский   богатырь»

111

7

По  О. Орлову  «К  неведомым  берегам»

112

8

НРК  Внеклассное  чтение

113

9

По  О. Орлову  «К  неведомым  берегам»

114

10

По  О. Орлову  «К  неведомым  берегам»

115

11

По  О. Орлову  «К  неведомым  берегам»

116

12

НРК  Внеклассное  чтение

117

13

По  Г.Черненко «Русский «паровой  дилижанец» «

118

14

Повторяем  прочитанное

18

8. Видно, люди  не  напрасно называют  лето  красным.

119

1

Н.Греков  «Летом»

120

2

НРК  Внеклассное  чтение

121

3

С. Прокофьев «Подарки  Лета»

122

4

По Э.Шиму «Кто  сажает  подсолнухи»

123

5

 По А. Смирнову  «Малина»

124

6

НРК  Внеклассное  чтение

125

7

По С. Иванову «Позвольте  вас  пригласить  на  танец»

126

8

По С. Иванову «Позвольте  вас  пригласить  на  танец»

127

9

По С. Иванову «Позвольте  вас  пригласить  на  танец»

128

10

НРК  Внеклассное  чтение

129

11

По  В.Астафьеву  «Стрижонок  Скрип»

130

12

По  В.Астафьеву  «Стрижонок  Скрип»

131

13

По  В.Астафьеву  «Стрижонок  Скрип»

132

14

НРК  Внеклассное  чтение

133

134

15

16

По  В.Астафьеву  «Стрижонок  Скрип»

Вс. Рождественский «Одуванчик»

135

17

Повторяем  прочитанное

136

18

НРК  Внеклассное  чтение

 

Календарно – тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» 4 класс

 Учебно- тематическое планирование по предмету:

 «Литературное чтение» 4 класс. 4 ч – в неделю, 136 ч в год.

№ п/п

                         Наименование разделов

    Всего

Тех. чтения.

   1.

 Листья  пожелтелые  по  ветру  летят

14

   2.

  Раз, два – начинается  игра

9

   3.

 Будем  делать  хорошо  и не  будем – плохо.

20

   4.

 Зимние узоры

17

   5.

 Никогда  не  будет  скучно,  если  трудимся  мы  дружно!

26

   6.

  В  окно  повеяло  весною

18

   7.

  На  пользу  и  славу  отечеству

14

   8.

  Видно, люди  не  напрасно называют  лето  красным.

18

Итого:

136

                                                     

                                                                 

               

                                                         7.3 Приложение по предмету: «Литературное чтение»  4 класс

№п/п

№ п/п

               Наименование разделов, тем

 Сроки

   1.

30

Раздел №3 «Уж небо осенью дышало…»

Проверка техники чтения за 1 четверть.

    21.10

   2.

61

Раздел № 6 «Произведения русских и зарубежных писателей».

Проверка техники чтения за 2 четверть.

     22.12

   3.

100

Раздел № 8 «Люби всё живое»

Проверка техники чтения за 3 четверть.

     16.03

   4

133

Раздел № 11 «Лето наступило»

Проверка техники чтения за год.

     23.05