Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.
методическая разработка на тему

Цыденова Эржена Будаевна

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_i_normy_otsenki_znaniy.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Способы измерения уровня владения видами речевой деятельности

Чтение

1.        Проверка умения:

-        выразительно читать и понимать содержание  легких  аутентичных текстов;

- определять    основное    информативное    содержание    текста (ознакомительное чтение)

-        полно и точно понимать содержащуюся в тексте информацию (изучающее чтение)

2.Единица контроля: связный текст

3.Материалы для контроля: легкие аутентичные тексты

4.        Показатель обученности.

Техника чтения: темп 100-110 слов в минуту, орфографическая и интонационная правильность, выразительность.

5.        Понимание: понимание не менее 80% фактической информации (изучающее   чтение), понимание  основной   идеи   текста, основной информации  (ознакомительное чтение)

ОБРАЗЦЫ. Типовые задания

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

-ответьте на вопрос "О чем говорится в тексте?"

-выбор из нескольких данных заголовков наиболее подходящего

-самостоятельное озаглавливание текста.

-составьте   и запишите 3-4 предложения,   содержащие в общем виде проблемы текста.

-ответы на вопросы к основному содержанию текста (о чем, о ком идет речь, где, когда происходит действие/событие, почему)

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

-выделите в тексте основную мысль (идеи)

-составление плана

-краткий   пересказ   основного  содержания  текста  (с   опорой на текст, план, вопросы)

-выражение своего отношения (с опорой на текст)

 Ленинэй орденто Буряадай оперо ба баледэй академическэ театр хадаа манай  ороной суута театрнуудай  нэгэниинь болоно. Анха түрүүшээр мянга юhэн зуун гушан хоёр ондо эхи табигдаhан түүхэтэй. Тиихэдэ Буряадай түрүүшын хүгжэмтэ драмын театр нээгдээ hэн. 1940 ондо «Энхэ Булад Баатар» гэжэ түрүүшын буряад оперо табигдаhан байна. Саашадаа дэлхэйн болон ородой эгээл эрхим оперно спектакльнуудые табижа суурхаhан байна. «Арюун дүүхэй Ангара хүүхэн»гэhэн балет театрай омогорхол болоно.

Театрай мүнөөнэй байшан 1952 ондо баригдажа дүүрэhэн юм. Нэгэ доро найман зуун хүн орожо хараха аргатай. Гадаада болон дотоодо талаhаа айхабтар гоё шэмэглэлтэй ёhото ордон болоно.

Энэ театрай тайзан дээрэ СССР-эй арадай артистнар Гомбо Цыдынжапович Цыдынжапов, Лхасаран Лодоевич Линховоин, Дугаржап Дашиев, Ким Базарсадаев, Лариса Петровна Сахьянова гэгшэд олон жэлдэ ажаллажа, арад зоноо дуу хатараараа баясуулhан юм. Мүнөө бэлигтэй артиснар Гаклина Шойдагбаева, Ольга Аюрова, Татьяна Шойдагбаева, Сурена Дашицыренова, Вячеслав Бальжинимаев, Дамба Занданов, Баатар Будаев гэхэ мэтэ артистнар үзэсхэлэнтэ hайхан дуунуудаараа шагнагшадые  баярлуулна.

Тиихэдэ «Энхэ Булад Баатар» оперые шэнээр найруулан табигшань РСФСР-эй искусствын габьяата ажал ябуулагша Николай Логачёв болоно.

Даабаринууд:

  1. Нэрэ hанагты.
  2. Мэдүүлэл  дүүргэгты.

Анха түрүүшээр ….ондо эхи табигдаhан түүхэтэй  (1932, 1922, 1930)

Театрай мүнөөнэй hайхан байшан ………ондо баригдажа дүүрэhэн юм. (1970, 1965, 1952).

  1. Бэшэмэл  харюу үгэгты.

Хэды ондо түрүүшын буряад оперо табигдааб?Энэ оперо ямар нэрэтэй байгааб?

Театрай омогорхол ямар балет болоноб?

Мүнөө театрта ямар мэдээжэ артистнар ажалланаб?

  1. Оршуулагты.

Ленинэй орденто Буряадай оперо ба баледэй театр хадаа манай ороной суута театрнуудай нэгэниинь болоно.

Энэ оперые шэнээр найруулан табигшань РСФСР-эй искусствын габъяата ажал ябуулагша Николай Логачёв болоно.

Аудирование

1. Проверяется умение понимать информацию,  предъявленную на слух

в нормальном темпе.

2. Единица контроля: связный текст

3. Материал для контроля: связные тексты.

4. Условие:  текст предъявлен один раз учителем.  Время  звучания

1-2 минуты.

5. Показатели обученности:

- понимание не менее 80% содержащей в тексте информации

- ответьте на вопросы: о чем говорится в тексте.

- передайте (устно или письменно) основное содержание воспринятой информации.

Послушайте объявление и ответьте на вопросы:

Хүндэтэ худалдажа абагшад, мүнөөдэр «Вестфалика» дэлгүүртэ шэнэ гуталнууд наймаанда гараба. Эдэ гуталнууд ямаршье хүнэй  hанаа сэдьхэлдэ тааруу: хабарай ба зунай,  үхибүүдтэшье, залуушье ба наhатайшье хүнүүдтэ зохид спортивношье байха. Энэ дэлгүүртэ ерэжэ элдэб үнгын фасонтой гуталнуудые худалдажа абыт.

  1. Ямар дэлгүүртэ гуталнууд наймаанда гарааб?
  2.  Ямар гуталнууд наймаанда гарабаб?

Устная монологическая речь

Проверяется умение сделать сообщения по одной из пройденных  тем, рассказать о себе,  городе,  выборе профессии,  школе и т.п.,  которое обеспечивается:

- умением рассказать тему;

- умением строить высказывание адекватно заданной ситуации с учетом цели и адресата речи;

- умением связывать предложения в текст.

2. Единица контроля: самостоятельное высказывание ученика.

3. Материал для контроля: набор ситуаций, отражающих тему, адресат речи.

  1. Количественные критерии:

соответствие   коммуникативной         задаче, теме ситуации

Частичное, полное

Связность

 наличие средств    межфразовой                                       связи

полнота раскрытия темы                

количество микротем

языковая  правильность                

количество речевых ошибок

объем высказывания                    

количество слов

темп речи                              

нормальный, отсутствие неоправданных пауз.

5. Показатели обученности.

 Требуемый уровень владения монологической речью считается достигнутым,

если высказывание соответствует ситуации общения.

Объем текста - не менее 100 слов.Количество микротем - не менее 3-х.

Языковая правильность - 1-8 реч. ошибки.

 Образцы. Ситуации.

1) Расскажи о своем городе, своих увлечениях, о любимом писателе, артисте, певце.

2) Выскажи  и  обоснуй  свое  мнение о любимом/нелюбимом школьном

предмете.

3) Расскажите о книгах, которые вы любите читать.

Диалогическая  речь

Проверяются знания:

- устанавливать и поддерживать контакт с собеседником;

- вести диалог на бытовые,  учебные,  культуроведческие темы, используя основные

типы диалогических единств;

- обмениваться репликами с собеседником;

- выражать  согласие, несогласие с прочитанным, прослушанным сообщением;

- употреблять основные формулы речевого этикета.

2. Единица контроля: диалогическое высказывание.

3. Материал  для  проверки:  набор  речевых ситуаций,  отражающих предмет речи,

адресат.

4. Показатели обученности

  • достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения;
  • тематическая связность диалогических единств;

-        объем 7-8 реплик с каждой стороны.

ОБРАЗЦЫ.

Ситуации.

  1. Продумай  вопросы,  которые ты в качестве репортера мог(ла) бы задать в

 следующих ситуациях:

- расспрашивая любимого артиста о нем самом, о его семье, работе.

- выясняя мнение жителей об их городе, селе.

 2. Обменяйся  со  своим  собеседником мнениями о любимых домашних животных

 (кошках, собаках, птицах).

3. Тебе  надо договориться   о встрече.  Ты звонишь ему, но трубку берёт другой

человек. Поговори с этим человеком.

Роль другого человека сыграет учитель:

- (здоровается)

- Сайн байна! Хэн хонходоноб?

- (называешь себя, просишь к телефону приятеля)

- Бадма  гэртээ үгы

- (спрашиваешь, где его можно разыскать)

- Хүлисыт, би хаана юм гэжэ мэдэнэгүйб. Һургуулидаа гэжэ hананаб.

  • (спрашиваешь, когда он обычно возвращается домой)
  • Yдэшын 8 сагта ерэдэг

-  (просишь передать, чтобы он позвонил после возвращения)

- Зай,  хэлүүжэмби.

- (прощается)

- Баяртай!

 Письменная речь

Проверяется умение написать небольшой диктант (объем  50 - 60слов),

письмо, поздравительную открытку.

Письменный перевод небольшого фрагмента текста.

2. Единица контроля: небольшой тематический текст (50-60 слов)

3. Материал для контроля: набор предложений или сборник диктантов.

4. Показатели обученности.

Требуемый уровень владения письменной речью  считается  достигнутым, если допустил

 не более 5 ошибок.

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.

Мною были составлены варианты тематических тестов по бурятскому языку с использованием различных тестовых заданий. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года, а о тестировании как о средстве контроля  за состоянием знаний и умений учащихся,  по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и последующее повторение.

В своей работе я использую тесты трех видов.

Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся.

Тесты заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Используя тесты на уроке как одну из форм контроля  знаний учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании «новых» методов со «старыми» позволяет осуществлять обучение наиболее оптимально.

Тест № 10   Темэ: «Һуралсал»     Лексикэ

  1. Укажите  ряд, в котором есть лишние слова

А. зураг, хэрэгсэлнүүд, хайша, баллуур, сабуу

В. шугам, сонхо, гэр, саарһан, шэрэ

С. шагнаха, зааха, уншаха, зураха, дабтаха

2. Укажите ряд, который  соответствует теме: « Һуралсалай хэрэгсэлнүүд»

А. ном, дэбтэр, ручка, карандаш, шэрэ

В.хэшээл, зураг, шагнал, хонхо, даабари

С.һураха, шэрдэхэ, асууха, харюусаха, дүүргэхэ

3. Укажите неправильное словосочетание

А. амаралтын хэшээл    

В. тоо бодолгын хэшээл

С.буряад хэлэнэй хэшээл

4. Укажите правильный вариант перевода предложения

Отвечать на вопросы учителя.

А. Багшада ном үгэхэ.  

В. Багшын асуудалда харюусаха.  

 С. Багшада асуудал  табиха.

5. Укажите правильный вариант перевода предложения

Переводить с английского на русский язык.

А. Англи ба ород  хэлэнүүд  дээрэ хөөрэлдэхэ.  

В. Ород хэлэнһээ англи хэлэндэ оршуулха.  

С. Англи хэлэнһээ ород хэлэндэ оршуулха.

6.Укажите  правильную последовательность пропущенных слов в предложениях

Манай классай һурагшад ________ хэшээлдэ ехэ дуратай. Тэрэ _________ ехэ һонирхолтойгоор үнгэрдэг. Һурагшад  гэрэйнгээ ______  һайнаар дүүргэдэг, багшын асуудалда ______ бэлдэдэг.

А. түүхын, хэшээл, даабари, харюу

В. даабари, харюу, хэшээл, түүхын

С. түүхын, харюу, хэшээл, даабари

7. Укажите правильную последовательность пропущенных  слов в диалоге

- Сайнбайна______.Орожоболохо гү?

- Орожоболохо, Буянта. Ши мүнөөдэр дежурнаш. ______ абаад, _____ арша, _____ уһала.

А. багша, аршуул, самбараа, сэсэгүүдые

В. аршуул, багша, самбараа, сэсэгүүдые

С. самбараа, багша, аршуул, сэсэгүүдые

8.Укажите слово, пропущенное в пословице.

Номгүй хүн _____  адли,

Нохойгүй айл  дүлиитэй адли.

А.багшатай  В. һохортой   С. дэбтэртэй

Отгадайте загадки (№ 9,10)

9.Нарһан бэшэ аад, набшаһатай,

   Дэгэл бэшэ аад, оеотой,

   Хүн бэшэ аад, хөөрөөтэй.

А.ном    

В. самбар  

С. хэшээл

10. Сэбэрхэндээ удхагүй,

 Бэшүүлхэдээ удхатай.

А.ручка    

В. шугам    

С. дэбтэр

Тест №11    Грамматика   Винительный падеж

1.Винительный падеж отвечает на вопросы

А. хэнэй? юунэй?  

В. хэнтэй? юунтэй?  

С. хэниие? юуе? юу?

 2.окончание –ые (ы) винительного падежа пишется в конце слов оканчивающихся

на …

А. краткие гласные, кроме –и; согласные; неустойчивый –н с предшествующими гласными, кроме –и; -ый, -я

 В. -и; безуд.-ия,-ий, -е; устойчивый –н, если предшествует –и; -ь

С. долгие и уд.гл.; дифтонги; неуст. –н, если предшествуют долгие гласные; после женских фамилий на –а, я; женских имен на безуд. –ия

3. окончание-иие винительного падежа пишется в конце слов оканчивающихся на …

А.долгие и уд.гл.; дифтонги; неуст. –н, если предшествуют долгие гласные; после женских фамилий на –а, я; женских имен на безуд. –ия

В. краткие гласные, кроме –и; согласные; неустойчивый –н с предшествующими гласными, кроме –и; -ый, -я

С. -и; безуд.-ия,-ий, -е; устойчивый –н, если предшествует –и; -ь

4. окончание –е  винительного падежа пишется в конце слов оканчивающихся на …

А. заднеязычный -н

В. -и; безуд.-ия,-ий, -е; устойчивый –н, если предшествует –и; -ь

С.долгие и уд.гл.; дифтонги; неуст. –н, если предшествуют долгие гласные; после женских фамилий на –а, я; женских имен на безуд. –ия

5.окончание –гые (ы) винительного падежа пишется в конце слов оканчивающихся

на …

А.заднеязычный–н

В. краткие гласные, кроме –и; согласные; неустойчивый –н с предшествующими гласными, кроме –и; -ый, -я

С. -и; безуд.-ия,-ий, -е; устойчивый –н, если предшествует –и; -ь

6.Укажите предложение, в котором слово в  винительном  падеже написано неправильно.

А. Би энэморинииеэмээлхэб.

В. Дулмабагшыедуудаба.

С. Багшашэнэномнамда үгөө.

 7. Укажите  неверное утверждение

А. Неличные имена существительные единственного числа в винительном падеже не могут оформляться без окончаний винительного падежа.

В.Неличные имена существительные единственного числа в винительном падеже  могут оформляться без окончаний винительного падежа.

С. Послелоги дээрэ, дээгүүр, доро, доогуур, соо употребляются с винительным падежом.

8.Укажите  пропущенноеслово, с соответствующим  падежным окончанием  

Номой һүүлшын ______  уншажа байнаб.

 А. хуудаһанай      

В. хуудаһатай      

С. хуудаһые

 9.Укажите пропущенное  слово, с соответствующим  падежным окончанием  

Һүүлшын _____ хүлеэнэб.

 А. хонхо     В. хонхын       С. хонхоор

10.Укажите  пропущенное слово, с соответствующим  падежным окончанием  

Түрүүшын ____ бидэ амаршалхабди.

А. багшаяа      

 В. багшадаа      

С. багшын

Контрольный тест №12

Часть А

1.Укажите  ряд, в котором есть  лишнее слово

А. дэбтэр, тамиршан, ном, шугам

В. онтохон, үльгэр, шүлэг, зохеол

С.уншаха, бэшэхэ, зураха, сээжэлдэхэ

2. Укажите  ряд, в котором есть лишнее словосочетание

А.шүлэг сээжэлдэхэ,даабари дүүргэхэ, унтарияа заһаха

В. номой хуудаһан, дэбтэрэй гадар, бэшэгэй дүрим

С.түүхын хэшээл,  һүүлшын хонхо, ута забһар

3. Укажите  школьные принадлежности, которые  нужны для урока технологии

А. ном, дэбтэр, ручка, дневник

В.үнгэтэ саарһан, сабуу, шугам, хайша

С.сүүмхэ, самбар, сэсэг, сонхо

4. Дополните предложение

Бадма хэшээлнүүдтээ һайн сэгнэлтэ абахаяа __________.

 А.хабаададаг

 В.амарадаг

 С.оролдодог

5.Дополните предложение

 Һурагшад багшын асуудалнуудта __________.

А.харюусана

В. бэшэнэ

С.заана

 6.Кто автор стихотворения  «Минии хүндэтэ һургуули»?

А. Ч. Цыдендамбаев

В.Ц.Н. Номтоев

С. Ц-Д. Дондокова

7. Где родился Хоца Намсараев?

А. Дээдэ Хэжэнгэ    

В. Хурумхаан    

С. Ивалга

8.Укажите неправильную форму  слова в винительном падеже

А. һургуулиие

В. һурагшые

С. модониие

9.Укажите неправильную форму  слова в орудном падеже

А. саарһанаар

В. саарһаар

С. мелээр

10. Укажите ряд, в котором во всех словах в винительном падеже пишется одинаковое окончание.

А. сэгнэлтэ, самбар, шугам, ном

В. зураг, хонхо, һургуули, гэр

С. һурагша, багша, нүхэр, оюутан

Часть В.

  1. Укажите  эквивалент предложения  

Книга обогащает знание человека.

А. Ном уншалгада ехэ наринаар хандаха хэрэгтэй.

В. Ном уншалга – шухала ажал.

С. Ном хүнэй ухаан бодол баяжуулдаг.

2. Укажите  правильную последовательность пропущенных слов в предложениях

Би мүнөөдэр хэшээлэй һүүлдэ _____ кружогто ошохоб. Бидэ шэрээр  пейзаж _____. Эгээ гое зурагуудые______ шэлэхэ.

А.зурахабди, зурагай, конкурсдо

В.конкурсдо, зурагай, зурахабди
С. зурагай, зурахабди, конкурсдо

3. Вспомните пословицу и восстановите порядок слов в предложении Һураһан(1), толон (2), хүн (3), соо( 4), ябаха (5), һураагүй(6) , манан (7), хүн (8), соо (9), ябаха (10).

А. 1,2, 4, 3, 5, 6, 8, 7, 9, 10

В. 1,3, 2, 4, 5, 6, 8, 7, 9, 10

С.1,2, 3, 4, 5, 6, 8, 7, 9, 10

Отгадайте загадки(№ 4,5)

4. Нялдагаршье һаа, нягтаар холбоно.

А. баллуур    

В. ручка    

 С. дэбтэр

5.Бурууе заһалсана, алдууе арилгасана.

А. ручка  

 В. карандаш    

С. баллуур

Часть С.

 Напишите мини-сочинение на тему : «Мой любимый  школьный предмет» (8-9 предложений)

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому плану.

Показатели свойств речи                

     Измерители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.Оценка устных ответов обучающихся по математике....

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике....

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре и началам математического анализа

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихсяпо алгебре и началам математического анализа...