Рабочая программа
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Сужинская средняя общеобразовательная школа»
с. Сужа Иволгинский район
Рабочая программа
по УМК «Амар мэндэ!»
3 класс
Выполнил:
учитель начальных классов
Дамбаев Леонид Валеоьевич
с. Сужа
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению бурятского языка как государственного для учащихся 3 классов МОУ «Сужинской средней общеобразовательной школы» составлена в соответствии с:
ФЗ «Об образовании в РФ», «О языках народов РФ», «О языках народов РБ» на основе начального и основного общего образования (от 9.06.2008г. № 830);
Базисным учебным планом для ОУ РФ;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному РБ;
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Данный подход реализуется при обучении по курсу Амар мэндэ Г-Х. Ц. Гунжитова. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер предмета позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т.д.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
Актуальность программы
Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением, письмом). Бурятский язык является одним из предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Он входит в число предметов НРК, способствует общему речевому, поликультурному развитию, расширению кругозора и воспитанию на народных традициях бурятского народа. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как одного из носителей культуры и духовных ценностей бурятского народа, проживающего на территории Республики Бурятия, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Значимость:
На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств. Поэтому все более актуальным становиться использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы и умозаключения. Овладение умением учиться и познавать является приоритетной целью на начальном этапе обучения. Достижение этой цели реализовано в системе обучения, которая легла в основу создания данной рабочей программы.
Региональный компонент по бурятскому языку на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Республику Бурятия, отраженного в фольклоре и литературе, краеведении, формированию личности открытой к разным культурам, знающий и понимающий ценности каждого из них, подготовленного к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения равноценности культур и языков как одного из компонента культуры.
содействует формированию деятельностной структуры личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, осознающим себя гражданином Бурятии, Росси и Мира.
Учебный предмет «Бурятский язык» - один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в образовательную область «Филология» и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию чувств и эмоций, формирует интерес к культурному многообразию мира.
Общие цели учебного предмета для данной ступени обучения:
Основные цели и задачи обучения бурятскому языку в начальной школе направлены на формирование у учащихся:
- первоначального представления о роли и значимости языка в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования бурятского языка как средства межкультурного общения, нового инструмента познания мира и культуры других народов;
- гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
- основ активной жизненной позиции;
- элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо);
- основ коммуникативной культуры;
- уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка;
- более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
- способности представлять в элементарной форме на бурятском языке родную культуру в письменной и устной формах общения;
- положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «бурятский язык», а также развитие необходимых универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ), что заложит основы успешной учебной деятельности по овладению английского языка на следующей ступени образования.
- способность и готовность общаться на языке в пределах тем, определенным УМК и региональным Стандартом;
Сроки реализации данной программы.
Программа рассчитана на 1 год
В соответствии с образовательным планом МОУ Сужинской СОШ программа предусматривает в 3 классе обучение в объеме -68 часов; 2 ч. в неделю с делением на подгруппы;
Первая четверть –18 часов Третья четверть -20 часов
Вторая четверть -14 часов Четвёртая четверть - 16 часов
Основные принципы отбора материала и структурирования учебного материала:
- принцип типологических психологических особенностей детей 6-10 лет;
- преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедавтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;
- интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность программы, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
- коммуникативности, предполагающей развитие у младших школьников представлений о языке, науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими;
- интеграции обучения, развития и воспитания, определяющей необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.
Вся система УМК построена на принципах:
- принципе коммуникативной направленности;
- принципе дифференциации и интеграции обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка;
- принципах сознательности, активности, наглядности, индивидуальности и доступности.
Предполагаемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание уважения к культуре народов Республики Бурятия.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты:
1. Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка .
Линия УМК «Амар мэндэ» даёт возможность развивать три вида мотивации: познавательную, ситуативно-коммуникативную и мотивацию успеха.
2. Развитие языковых и речемыслительных способностей, психических функций и процессов.
языковых способностей к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению;
психических процессов и функции: восприятие, мышление, такие качества ума как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность, память, внимание, творческие способности и воображение;
способностей к решению речемыслительных задач: формулирование выводов, выстраивание логической/хронологической последовательности, структурной и смысловой антиципации, дополнению, к перефразированию, трансформации и т.д.
3. Развитие специальных учебных умений (СУУ) и универсальных учебных действий (УУД). Особое внимание в рамках развивающего аспекта в соответствии с требованиями ФГОС - 2 уделяется работе по овладению СУУ и УУД:
Учащиеся овладевают следующими СУУ:
- работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями бурятского языка;
- пользоваться справочным материалом: бурятско-русским словарем, русско-бурятским словарем, грамматическим справочником.
- пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планом и др. для построения собственных высказываний;
- пользоваться электронным приложением;
Учащиеся овладевают следующими УУД:
- работать с информацией (текстом/ аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной, понять последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, осуществлять словообразовательный анализ слова, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы, составлять текст по аналогии;
- рационально организовать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т.п.);
- сотрудничать со сверстниками, работать в паре/ группе, вести диалог, учитывая позицию собеседника, а также работать самостоятельно;
- планировать и осуществлять проектную деятельность;
- выполнять задания в различных тестовых форматах, оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий).
4. Развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
5. Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Овладение различными способами поиска материала, сбора, обработки, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
6. Умение читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник 2 класса научится:
- узнавать достопримечательности Республики Бурятия;
- понимать особенности бурятских национальных и семейных праздников и традиций;
-понимать особенности образа жизни своих сверстников;
- узнавать наиболее известных персонажей детской литературы и популярные литературные произведения для детей;
- узнавать наиболее популярные детские телепередачи и их героев
Выпускник получит возможность:
- сформировать представление о государственной символике Республики Бурятия;
- познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения;
В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении выпускник научится:
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. (в пределах тематики начальной школы).
Выпускник получит возможность научиться:
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании выпускник научится:
понимать на слух:
- речь учителя по ведению урока;
- связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и\или содержащие некоторые незнакомые слова;
- выказывания одноклассников;
- небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
- содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);
- понимать основную информацию услышанного;
- извлекать конкретную информацию из услышанного;
- понимать детали текста;
- вербально или невербально реагировать на услышанное;
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 2 минуты;
- использовать контекстуальную или языковую догадку;
- не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
В чтении выпускник овладеет техникой чтения, т.е. научится читать:
- с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
-редуцированные формы вспомогательных глаголов, используемые для образования изучаемых видовременных форм;
- написанные цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты;
- с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
- основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
- с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
Выпускник овладеет умением читать, т.е. научится:
-читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
-читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. сумеет на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
-определять значения незнакомых слов по
- знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов,
- аналогии с родным языком,
- конверсии,
- контексту,
- иллюстративной наглядности;
- пользоваться справочными материалами (словарем) .
Выпускник получит возможность научиться:
читать и понимать тексты;
читать с соответствующим ритмико - интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
понимать внутреннюю организацию текста и определять:
- главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению;
- хронологический/логический порядок;
- причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств;
читать и понимать содержание текста на уровне смысла и:
- делать выводы из прочитанного;
- выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
- выражать суждение относительно поступков героев;
- соотносить события в тексте с личным опытом;
В письме выпускник научится:
- правильно списывать,
- выполнять лексико-грамматические упражнения,
- делать записи (выписки из текста),
- делать подписи к рисункам,
- отвечать письменно на вопросы,
- писать открытки - поздравления с праздником и днем рождения (объём 10-20 слов),
- писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 20-30 слов) с опорой на образец;
Выпускник получит возможность научиться:
- писать записки друзьям,
- заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
- в личных письмах запрашивать интересующую информацию;
- писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 20-40 слов);
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец)
Система оценки достижений учащихся.
Критерии оценивания говорения. Монологическая форма
Отметка | Характеристика ответа |
5 | Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4 фраз. |
4 | Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 4 фраз. |
3 | Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания – менее 4фраз. |
2 | Коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок. |
Диалогическая форма
Отметка | Характеристика ответа |
5 | Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 3-4 реплик с каждой стороны. |
4 | Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 3-4 реплик с каждой стороны |
3 | Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания – менее 4 реплик с каждой стороны. |
2 | Коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок. |
Критерии оценки: Критерии оценивания тестов
- за письменную работу (словарный диктант): 80% - 100% выполнение – «5»
Ошибки: 5 — 0/1; 4 — 2/3; 3 — 4/7; 2 — 8 и более. 60% - 80% - «4»
Количество слов: 40% - 60% - «3»
25- 30 (2 год обучения) 0% - 40% - «2
- за устный ответ (не менее 5 фраз):
Ошибки:
5 — 0/0; 4 — 2/0; 3 — 4/7; 2 — 8 и более.
Инструментарий для оценивания результатов.
Контроль сформированности лексических навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в учебнике и рабочей тетради. Проверочные работы ведутся с 1 четверти.
Контроль формирования графической стороны бурятского языка происходит на каждом уроке. В рабочей тетради предлагаются разнообразные упражнения, помогающие учащимся запомнить правописание бурятских букв и слов, составление предложений, диалогов по ЛТ.
Контрольно - измерительные материалы
КИМы составлены автором рабочей программы, согласно возрастным, индивидуальным особенностям, а также согласно уровневой дифференциации учащихся, изучающих предмет. Контроль за формированием грамматических навыков также осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера, а также тестовых заданий.
Контроль навыков аудирования текстов на бурятском языке предусмотрен в учебнике и рабочей тетради. Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше учащиеся столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать бурятскую речь на слух. Длительность звучания текста для аудирования не превышает 1-2 минут в нормальном темпе в исполнении носителей языка.
Контроль сформированности навыков чтения предусматривает различные послетекстовые задания:
- ответы на вопросы;
- выбор правильного варианта окончания данного предложения из предложенных;
- поиск верной/неверной информации и т.д.
Цели начального этапа обучения бурятскому языку как государственному в 3 классе.
- формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти воображения, мотивация к аудированию, чтению, письму.
развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка.
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка, как средства общения.
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьниками необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке, формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложения, части речи, интонация), наблюдаемых в русском и бурятском языках.
- знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным, сказочным фольклором, произведений детской художественной литературы на бурятском языке.
- формирование речевых, интеллектуальных, познавательных способностей младших школьников, а также и общеучебных навыков.
-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, спектаклей.
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Методы и формы решения поставленных задач.
При выборе методики обучения бурятскому языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников, группа или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.
В 3 классе широко используются современные технологии обучения, позволяющие интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, создание благоприятного климата, располагающего к общению (здоровьесберегающие технологии), использование соответствующего иллюстративного, аудио- и видеоматериалов и технических средств (информационно-коммуникативные технологии), а также индивидуальные и групповые проекты (проектная технология).
Цель проектной технологии - включить учащихся в реальное общение, опираясь на исследовательскую деятельность и на совместный труд.
Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
В организации речевой деятельности на уроках соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.
При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества.
Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения бурятскому языку. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому плану.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения бурятского языка
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
общее представление о социокультурном пространстве как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми на территории РБ и за ее пределами;
знакомство с миром сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, образцы детской бурятской художественной литературы, традиции и обычаи бурятского народа).
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, справочными материалами, Интернетом и т. д.).
Предметные результаты:
1. Предметные результаты в коммуникативной сфере
1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)
Говорение
I. учащийся научится:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения «Знакомство», «Школа»; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию; «Встреча гостя», «Выходной день», «Режим дня» и др.
уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
составлять краткую характеристику персонажа;
кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
I. Учащийся научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
II. учащийся получит возможность научиться:
воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. Учащийся научится:
соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
II. учащийся получит возможность научиться:
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. Учащийся научится:
владеть техникой письма;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
II. Учащийся получит возможность научиться:
составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
заполнять простую анкету;
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
правильно оформлять конверт (с опорой на образец);
делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография
I. Учащийся научится:
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (прописное написание букв, слов);
находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;
отличать специфические буквы бурятского алфавита.
II. Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского алфавита;
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи
I. Учащийся научится:
адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;
соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
соблюдать особенности интонации предложений;
корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико- интонационных особенностей.
II. Учащийся получит возможность научиться:
распознавать случаи использования специфических звуков ү, h, өө и правильно произносить их в речи;
соблюдать интонацию перечисления, тонирования долгих гласных;
соблюдать правило гармонии гласных;
читать изучаемые слова;
писать специфические буквы.
Лексическая сторона речи
I. Учащийся научится:
распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
II. Учащийся получит возможность научиться:
узнавать простые словообразовательные элементы;
опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;
составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику.
Грамматическая сторона речи
I. Учащийся научится:
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; выразить согласие/несогласие.
распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 1000) и порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги.
II. Учащийся получит возможность научиться:
оперировать в речи личными местоимениями би, ши, та, бидэ, тэрэ, тэдэ;
распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);
1.3. Социокультурная осведомленность
I. Учащийся научится:
называть праздники изучаемого языка по-бурятски;
узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях.
II. Учащийся получит возможность научиться:
называть названия озер, рек, города изучаемого языка по-бурятски;
рассказывать о некоторых достопримечательностях города по-бурятски;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;
осуществлять поиск информации о РБ в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
2. Предметные результаты в познавательной сфере
Учащийся научится:
сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере
Учащийся научится:
представлять бурятский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщаться к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в сферах общения.
4. Предметные результаты в эстетической сфере
Учащийся научится:
владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
5. Предметные результаты в трудовой сфере
Учащийся научится:
следовать намеченному плану в своем учебном труде.
6.Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Бурятский язык как государственный» младшие школьники:
• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;
• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами. Оно включает:
Учебный методический комплект учителя:
1. Г-Х.Ц.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева «Амар мэндээ!», Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2013 год.
2. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Рабочая тетрадь к учебнику “Амар мэндэ!”, Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2013 год.
3. Диск «Амар мэндэ!»
4. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Книга для учителя с поурочным планированием. Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2013 год.
Перечень учебно - методического обеспечения для учителя.
Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Книга для учителя с поурочным планированием. Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2013 год.
Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. «Методика обучения бурятскому языку», Улан-Удэ, БГУ, 2008г.
Санжаева А.Б.«Учебно-методическое пособие для детей, не владеющих бурятской разговорной речью», Улан-Удэ, БГУ , 2008г.
Примерная
ФГОС
Санжадаева Г.С. «Тоонто нютаг» 1-4 классы русских школ, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009г.
«Би томо болооб», детские бурятские песни, Улан-Удэ, 2014г.
Бурятские народные сказки, Улан-Удэ, Республиканская типография, 2003г.
Список дополнительной литературы:
Будаев Ц.Б. «Русско-бурятский разговорник», Улан-Удэ, 2003г.
Санжадаева Г.С. «Тоонто нютаг» 1-4 классы русских школ, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009г.
Бабушкин С.М. «Толи-словарь», Улан-Удэ, 2010г.
Дареева О.А. «Путешествуем по Бурятии», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2010г.
Бадмаева Л.Б., Мангутова У.Е. «Буряад хэлэн», Улан-Удэ, 2004г.
Ошоров Д.Д. «Шэгшүүдэй», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2004г.
Учебно-тематическое планирование
3 класс УМК «Амар мэндэ!»
Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала ППМ – повторение пройденного материала
КУ – комбинированный урок КЗ – контроль знаний
УКПЗ – урок комплексного применения знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...