Анализ материалов учебника русского языка, формирующих лингвистическую компетенцию учащихся
методическая разработка по русскому языку по теме
Анализ действующего учебника по русскому языку для 8 класса на базе программы М.М. Разумовской [Разумовская, Львова и др.], был проведен с целью установить возможность формирования знаний, умений и навыков умений учебно-познавательной деятельности школьников в рамках лингвистической компетенции. Материал снабжен сравнительными таблицами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_materialov_uchebnika.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ материалов учебника русского языка, формирующих лингвистическую компетенцию школьников
Учебно-методический комплекс «Русский язык», разработанный авторским коллективом: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др., на основе программы, в полной мере соответствующей требованиям Государственного стандарта общего образования по русскому языку,реализует современную методическую систему. Данный УМК отличает оригинальность, новизна методического аппарата и нетрадиционный способ организации учебного материала. Основу его методической системы составляет развитие познавательных способностей учащегося, организация его деятельности как процесса.Особенностью УМК М.М. Разумовской является усиление речевой направленности курса. С этой целью расширена понятийная база обучения связной речи, включена система упражнений, позволяющая учащимся опираться на речеведческие знания как на ориентиры в процессе речевой деятельности. Для методической системы УМК характерно обращение к тексту в качестве основной дидактической единицы. Работа с текстом позволяет эффективно решать задачи обучения, развития и воспитания. Как нельзя лучше материал учебников УМК под редакцией М.М. Разумовской учит школьников отбирать информацию, развивающую все способности ученика. В этом плане, как считаем, материалы учебника указанного УМК позволяют формировать лингвистическую компетенцию школьников.
Рассмотрим подробнее учебник русского языка для 8 класса [Разумовская, Львова, Капинос, Львов 2015]. В указанном учебнике реализуется программа «Русский язык: 8 класс» для общеобразовательных учреждений, автор М. М. Разумовская, в объем составляет – 105 часов, в неделю 3 учебных часа, на основе которой была нами разработана рабочая программа (См. Приложение1).
Учебник по русскому языку для 8 класса состоит из трех разделов: «О языке», «Язык правописание. Культура речи», «Речь». Как заявляют авторы, курс русского языка в 8 классе по указанной программе направлен на языковое и речевое развитие школьников.
Содержание обучения русскому языку в 8 классе ориентировано на реализацию компетентностного подхода. В связи с чем, материалы учебника призваны формировать у учащихся коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Анализ материалов программы, учебника, методических рекомендаций к учебнику русского языка (8 класс), под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [Разумовская, Львова, Капинос, Львов 2015] позволяет сделать вывод, что в методической системе УМК четко не разграничиваются языковая и лингвистическая компетенции: «Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями» [Разумовская, Львова, Капинос, Львов 2015:10].
На основе рассмотрения содержания учебного материала нами была составлена таблица, наглядно демонстрирующая наличие языкового и дидактического материала, направленного на формирование лингвистической компетенции школьников.
Таблица 1. Языковой материал, направленный на формирование лингвистической компетенции в учебнике «Русский язык для 8 класс.общеобразоват. учреждений»
п/п | Раздел; тема | Содержание | Упражнение | Путь, методы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Общие сведения о языке §1. | Русский язык в семье славянских народов | Упражнение 1.1 Текст-основа | Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение. Составление опорных вопросов |
2. | Общие сведения о языке §1. | Русский язык в семье славянских народов | Упражнение 1.2 | Творческий путь формирования лингвистической компетенции. Сообщение на базе прочитанного текста |
3. | Общие сведения о языке §1. | Группа славянских языков | Упражнение 2. | Творческий путь формирования лингвистической компетенции.Сообщение-рассуждение на основе рисунка |
4. | Общие сведения о языке §1. | Группа славянских языков | Упражнение 3. | Информационный/ дискуссионный пути формирования лингвистической компетенции. Проблемный вопрос |
5. | Общие сведения о языке §1. | О знании истории народа и языка | Упражнение 4.1 Текст-основа | Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение. Смысловой анализ, высказывание -рассуждение |
6. | Общие сведения о языке §1. | О знании истории народа и языка | Упражнение 4.2 | Творческий путь формирования лингвистической компетенции. Высказывание-рассуждение на базе текста |
7. | Общие сведения о языке §1. | Измаил Иванович Срезневский | Упражнение 5.1 Текст-основа | Информационный/ творческий пути формирования лингвистической компетенции.Сжатый пересказ текста |
8. | Общие сведения о языке §1. | Измаил Иванович Срезневский | Упражнение 5.2 | Творческий путь формирования лингвистической компетенции.Словарно-лексическая работа с опорой на толковый словарь. Рассказ о выдающихся лингвистах |
9. | Синтаксис и пунктуация. § 6.Словосочетание | «Берегите наш язык..»(И.С. Тургенев) | Упражнение 31 Текст-основа | Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение текста. Дискуссионный. Обсуждение высказывания. |
10. | Простое предложение. § 8.Сказуемое и способы его выражения. | «Ничего более русского…» (А.Битов) | Упражнение 58 Текст-основа | Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение текста. |
11 | Простое предложение. § 8.Сказуемое и способы его выражения. | «Виктор Владимирович Виноградов…» (В. Белошапкова) | Упражнение 69 Текст-основа | Информационный. Чтение. Смысловой анализ. Пересказ. |
12. | Простое предложение. § 11. Тире между подлежащим и сказуемым. | Высказывание о языке | Упражнение 76 | Дискуссионный путь формирования лингвистической компетенции. Смысловой анализ высказываний, обсуждение. |
13. | Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. § 24. Какие члены предложения являются однородными. | Филипп Федорович Фортунатов | Упражнение 160 Текст | Информационный. Сжатый пересказ с грамматическим заданием. |
14. | Прямая и косвенная речь. § 25. Цитаты и их оформление на письме. | Высказывание о языке | Упражнение 340 | Дискуссионный путь формирования лингвистической компетенции. Смысловой анализ высказываний, обсуждение. |
15. | Речь. § Способы и средства связи предложений в тексте. | Василий Ильич Чернышёв | Упражнение 359 | Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение. |
Таким образом, в течение курса обучения русскому языку в 8 классе на формирование лингвистической компетенции отведено 15упражнений. Раздел «Общие сведения о языке» содержит 8 упражнений, на усвоение его содержания отведен 1 академический час. В систему упражнений вошли три текстовых упражнения, на основе языкового материала которых выполняются задания трех упражнений, опорой двух других упражнений стала смысловая схема, представленная в виде рисунка.
Как видно из таблицы, первый текст-основа представляет собой сообщение о месте русского языка в кругу славянских языков и предполагает
информационный путь формирования лингвистической компетенции. Здесь использованы такие методы как чтение, рефлексивный вопрос. На базе данного текста сформулированы задания упражнения 1.2., которые предлагают творческий путь формирования лингвистической компетенции – создание устного высказывания на базе прочитанного текста. Умения и навыки, формируемые на базе данного предложения, представлены следующим образом: осознанно использовать приемы осмысления языковой информации; уметь формулировать и задавать рефлексивный вопрос (предметные компетенции в границах лингвистической компетенции).
Упражнения 2 и 3 имеют тесную дидактическую связь с предыдущими, они расширяют представления школьников о славянских языках. Опорой в данном случае является смысловая схема в виде рисунка «Древо славянских языков». На основе данных упражнений реализуется информационный, творческий и дискуссионный пути формирования лингвистической компетенции.В данном случае формируются знания, умения и навыки: понимать учебную задачу, определять способ умственных действий, понимать структуру задания, осмысливать полученную информацию, видеть основания группировки языковых действий.
Работа над заданиями упражнений 7 и 8 расширяет список формируемых знаний, умений и навыков. В качестве текста-основы предлагается сообщение об известнейшем русском лингвисте Измаиле Ивановиче Срезневском. К известным знаниям, умениям и навыкам добавляются умения: работать с источниками (словарем), выделять главное и второстепенное (предметные), отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности (общепредметные).
Формирование лингвистической компетенции школьников на базе данного учебника продолжается в ходе изучения грамматических разделов курса русского языка в 8 классе. Здесь преимущественно идет опора на информационный путь формирования лингвистической компетенции (5 упражнений), в меньшей степени представлен дискуссионный (3 упражнения), творческий путь формирования представлен в одном упражнении.
Таким образом, система упражнений, используемые в ходе работы над ними методы и приемы способны формировать знания, умения и навыки учебно-познавательной деятельности в границах лингвистической компетенции. Между тем, можно отметить, что организуемой на базе данного учебника работы недостаточно. К отрицательным моментам можно отнести:
– формируются лишь отдельные умения и навыки учебно-познавательной деятельности учащихся. Несомненно, что в целом список их шире с учетом формирования других видов компетенций. Тем не менее, языковой материал, представленный в учебнике, можно было бы использовать продуктивнее.
–мало представлен материал, реализующий творческий путь формирования компетенции;
–в рамках лингвистической компетенции не формируются умения, связанные с самооценкой и самодиагностикой;
– крайне мало представлен языковой материал, формирующий представление школьников о языке («Общие сведения о языке»). Совершенно очевидно, что если использовать исключительно материал учебника, то знания школьников о языке будут скудны и отрывочны.
Еще можно отметить, что в основном формирование лингвистической компетенции опирается на общие сведения о языке, представленные в первом параграфе. На изучение данного раздела отводится один час – в связи с чем, выполнить весь объем работы, предложенный в данном параграфе, нельзя.
Таким образом, анализ действующего учебника по русскому языку для 8 класса на базе программы М.М. Разумовской [Разумовская, Львова и др.], был проведен с целью установить возможность формирования знаний, умений и навыков умений учебно-познавательной деятельности школьников в рамках лингвистической компетенции. Анализ свидетельствует, что данный учебник формирует лингвистическую компетенцию школьников. Тем не менее, материал учебника не в полной мере отвечает современным требованиям расширения представлений и умений школьников в сфере исследуемой нами компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2013 год"
В статье я делюсь накопленным с 2008 года опытом подготовки выпускников к ЕГЭ.материал выстроен как в теоритическом ключе так и в практическом. Учителя русского языка смо...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста
В ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. Очевидно, что нужно продумать систему работы с художественным те...
"Формирование лингвистической компетенции учащихся ну уроках русского языка"
Педагогический проект...
Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2023 год
Много лет работая в школе учителем русского языка и литературы, понимаешь, что самым сложным в нашей работе, на данном этапе, будет , пожалуй, подготовка выпускников к ЕГЭ, а в особенност...