Урок русского языка в 6 классе "Употребление наклонений"
методическая разработка (6 класс) на тему

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Глагол», сформировать навыки написания текстов с использованием глаголов разного наклонения.

Задачи:

1.     Предметная

 - учиться употреблять  глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения;

2.Метапредметные:

- самостоятельно определять учебные задачи урока,  свои знания – незнания по изучаемой теме;

- сравнивать, анализировать, задавать вопросы;

- уметь распознавать глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения;

- развивать орфографическую, орфоэпическую и  пунктуационную зоркость

3. Личностная:

 - воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение, внимательность, активность при работе на уроке.

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_nakloneniy.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Употребление наклонений»

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Глагол», сформировать навыки написания текстов с использованием глаголов разного наклонения.

Задачи:

  1. Предметная

 - учиться употреблять  глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения;

2.Метапредметные:

- самостоятельно определять учебные задачи урока,  свои знания – незнания по изучаемой теме;

- сравнивать, анализировать, задавать вопросы;

уметь распознавать глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения;

- развивать орфографическую, орфоэпическую и  пунктуационную зоркость

3. Личностная:

 - воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение, внимательность, активность при работе на уроке.

воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

I. Приветствие

- Доброе утро всем: и ребятам, и всем взрослым, присутствующим на нашем уроке. А какие вы еще знаете слова, словосочетания, выражающие приветствие или пожелание удачи, здоровья, счастья? (Здравствуйте, доброй ночи, добрый вечер, счастливого пути, всего доброго, до новых встреч)

У нас с вами сегодня очень ответственный день, мы должны показать все, на что способны: и я, и вы. Что желают друг другу перед очень ответственным  и серьезном испытании – ни пуха, ни пера, в добрый час

II. Повторение изученного. Орфографическая и орфоэпическая разминка.

  • Пос…дить цветы, завис…т от вас, уехал учи (т, ть)ся, кол…т дрова, уш…л спать, моет руки, г…реть в огне, посееш… рожь, (не)навидеть зло, изл…гать свои мысли, р…стет в саду, расст…лить ковер

 В это время один у доски. Задание: расставить ударение в словах

Клала, звонишь, поняла, премировать, баловать, копировать, прибыл, прибыла, прибыть. формировать

III. Целеполагание

- Заметили ли вы некую особенность слов, в которых пропущены буквы? Эта же особенность и в орфоэпической работе (глаголы)

 - Почему глаголы? (изучаем)

 - Что изучили? Что знаем о глаголах? Основной материал по теме «Глагол».

 - На последних уроках говорили о наклонении глагола? Познакомились с тем, как образуются глаголы, как изменяются, как пишутся. Что еще, по вашему мнению, нужно знать о наклонении глагола? (употребление)

 - Итак, поставим цель урока. ( потренироваться писать тексты с глаголами разного наклонения)

 - Что еще делаем на уроках русского языка? (работаем над собой, формируем свой характер) Подчеркните на листочках то слово, обозначающее качество, над которым вам хотелось бы поработать.

Внимательность

Дисциплинированность

Усидчивость

Активность

Решительность

Потом проверим, а, может быть, угадаем. В соседнем столбике укажите, что нужно сделать на уроке, чтобы сформировать это качество характера. Ох, и серьезная работа предстоит нам сегодня. Что еще можно нам пожелать? Удачи, успехов, хороших отметок. Замечательно!

IV. Актуализация опорных знаний по теме «Наклонение глагола»

- Чтобы удачно написать текст с использованием глаголов разного наклонения, что нам нужно? Вспомнить все о наклонении.

Что мы знаем о наклонении глагола? (три, изъявительное, условное, повелительное, обозначают…., изменяются…..)

 V. Закрепление

 - Достаточно ли знать теоретический материал о наклонении глагола? Нет. Нужно уметь видеть в тексте.

  1. Инсценировка

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

- Я бы сделал,

Я бы смог,

Если б кто-нибудь помог.

Брат ТИМОНЯ средним был, тот командовать любил.

Только слышно от него

- То возьми!

- Подай того!

Меньший брат ИВАНОМ звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет. А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал  - выполняю.

Жили братья, не тужили, да напал на царство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к своим сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого врага Землю русскую

Епифан

Я пошел бы воевать.

Если б не любил поспать.

Я сразился б со злодеем.

Я бы змея победил,

Если б тятька разбудил.

Тимоня

Эй, Ванюшка, эй, дурак!

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю,

Так ступай во чисто поле.

Заруби дракона злого.

Иван

Вижу: час настал мой, братцы,

В путь дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня

Ну, иди, Ванюша, с Богом!...

- Что сейчас вы увидели? Сказочные герои употребляют глаголы разного наклонения: Епифан – условное, Тимоня – повелительное, Иван – изъявительное. Характеризует ли это человека? Как?

  1. Игра «Отгадай-ка».

 У вас на столах лежат карточки с пословицами. Собрать пословицы, в которых встречаются глаголы в изъявительном наклонении. Работа в паре.

 Труд кормит, а лень портит

Учись смолоду – не умрешь под старость с голоду.

На чужой каравай рот не разевай!

Свое береги, а чужого не теряй

Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

На какую тему данные пословицы? Труд и ученье. Я думаю, что данные пословицы вам пригодятся

  1. Вставить в текст глаголы изъявительного наклонения на тему «Весна в лесу». Работа в парах.

Как хорошо весеннее утро в лесу! На краю болота токует глухарь. В молодом осиннике пасутся лоси. Старый волк бежит с добычей. Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. (И. Соколов-Микитов)

VI. Физминутка

  1. Написать текст, используя глаголы условного наклонения, на тему «Если бы  я был волшебником». (3-4 предложения).
  • Как записывали частицу бы с глаголами? (отдельно) Какую еще орфограмму вы применяли? (Правописание гласной перед суффиксом л)

  1. Прослушайте стихотворение. О чем стихотворение? Какие качества русского языка отмечает поэт? С каким настроением нужно читать это стихотворение? Что заставляет нас читать это стихотворение пафосно?

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

                       Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

                       Суров и нежен, многолик,

                       Во всех мелодиях искусен

                       Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

  1. – Глаголы повелительного наклонения, как правило, используются в текстах-обращениях. Работа в группах. Написать текст-обращение, используя глаголы повелительного наклонения, на поднятую проблему. А на какую проблему  вам нужно будет написать текст, вы определите сами, посмотрев видеофрагмент (3-4 предложения).

 тема «Береги природу!»

  1. Проверяем задание. Молодцы!

- Какое правило использовали при написании глаголов повелительного наклонения? (мягкий знак в глаголах)

VII. Подведем итоги. Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? Достигли. Над каким качеством работали вы, можно догадаться.

Стихотворение А.Яшина «С добрым утром!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...