Как полюбить уроки литературы современным детям
статья (5, 6, 7 класс) на тему

В статье даны рекомендации для учителей литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_polyubit_uroki_literatury_sovremennym_detyam.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как полюбить уроки литературы современным детям?

          Наше подрастающее поколение теряет интерес к чтению больших текстов. Мне кажется, что одной из причин является огромное влияние социальных сетей. Согласитесь, дети в основном сейчас читают не книги, а экраны своих смартфонов. Интренет сейчас развит настолько,что получить информацию можно в любое время и в любом месте: дома, в транспорте, в школе, на прогулке. Однако такое чтение происходит на бегу, и чем короче текст и доступнее мысль, тем ребенку удобнее обратить на него свое внимание. При переписках в месенджерах или в комментариях наша молодежь стремится к сокращению слов. В последние же годы и сама буквенная оболочка стала вытесняться графическими изображениями - смайликами, эмодзи и стикерами.

          Неудивительно, что при усвоении школьной программы ученики сейчас испытывают трудности. В большой опасности оказываются уроки литературы. Детям просто становится трудно читать книги. Толстой, Достоевский, Булгаков писали явно не для поколения 180 символов в твитере. К тому же добавляется и проблема расширения пропасти между эпохами: ученики теряются в значениях устаревших слов и понятий, не связывают исторические события и время написания произведений.

          Неужели некогда любимый урок большинства школьников становится для современных детей обузой? Как научить молодежь не только читать, но и думать? Для чего современным детям ходить на литературу?

         Согласитесь, просто читать ребятам сейчас скучно. Вызвать интерес можно двумя путями. По первому идут молодые бизнесмены, которые делают  акцент на оригинальности подачи. Дизайнеры выпускают коллекции одежды с принтами фотографий писателей и поэтов, с цитатами из произведений классики. В интеренет-магазинах особым спросом пользуются большие книги-комиксы по сюжетам книг. Режиссеры снимают короткометражки для фестивалей, в которых классика трактуется на современный лад. Однако этот путь ведет не  к просвещению, а к коммерческой наживе. "Я не такой, как все"- это лозунг многих подростков,  и на этом зарабатывают многие взрослые.

         Школа же должна выбрать второй путь. Не оригинальность, не игровые моменты, не скучные презентации и отрывки фильмов на проекторе - нет,не это вызовет интерес современных детей. Я предлагаю дать возможность детям говорить. Круглые столы должны зажечь искру в учениках. Способность высказаться, отстоять свою точку зрения, уточнить, спросить, рассказать о примере из жизни - все это не только сблизит класс, учителя , но и подарит ребятам желание читать. Ведь для того, чтобы выиграть в дебатах, надо хорошо знать предмет спора.

          Начать можно с обсуждения книги Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Скажите своим ученикам, что этот роман-утопия был написан в 1953 году. Посчитайте вместе, сколько лет прошло. А теперь предложите детям подумать, что из романа сбылось в наших днях. Задайте вопрос, а через сколько лет начнут жечь книги в нашем мире ? И нужен ли настоящий огонь, чтобы выжечь их из наших жизней ? Достаточно ли нам будет трех телевизоров-стен и вымышленного мира по бокам для счастья ? Спросите своих учеников, а почему же Монтегу не нравилось так жить? А потом спросите, какую последнюю книгу прочитали они. Только не из-за уроков, а сами , по собственному желанию. Пусть каждый вспомнит свою самую любимую книгу и расскажет, чем она ему дорога ?Согласитесь, современных детей сейчас редко слушают. Они кричат о внимании в интернете,скрывая это под агрессивными и вызывающими комментариями в соцсетях. Они заявляют о себе в уличных движениях и субкультурах. А тут , в подобном формате уроков-круглых столов, они получат главное- возможность поведать свои мысли. Разве это не вызовет у них дальнейший интерес к занятиям, на которых в них видят личность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.

Профессиональная компетентность учителя – словесника  в вопросах современной литературы для детей и подростков.Обратившись к концепции и содержанию Профессионального стандарта педагога, позв...

Современная Скандинавская литература для детей

Вашему вниманию представлена презентация к курсу "Современная Скандинавская литература для детей"....

«Как полюбить уроки биологии? или «Активизация познавательного интереса, как средство достижения предметных и метапредметных результатов»

В сборнике представлена система практических рекомендаций по активизации познавательного интереса на уроках биологии, как средства достижения предметных и метапредметных результатов учащихся, алгоритм...

Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"...

Урок-семинар «Современная литература в школе. В мире детей».

Обязательный минимум образовательного стандарта по литературе подразумевает изучение нескольких произведений зарубежной литературы 20 века. По программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В. А.Чалмаева в спи...

Современная литература для детей. Анна Игнатова рассказ "Джинн Сева"

Современная литература для детей. Анна Игнатова рассказ "Джинн Сева"...

Современная литература для детей. Анна Литвинец "Антиквар"

Современная литература для детей. Анна Литвинец "Антиквар"...