Формирование текстовых умений на уроках бурятского языка
статья на тему

Рабжурова Эши-Ханда Дамбаевна

Как работать с текстом на уроках бурятского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tekstovyh_umeniy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования.

            Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает умение работать с текстом - важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще.

Формирование текстовых умений является важным процессом при обучении школьников бурятскому языку, потому что текст является коммуникативной единицей обучения. Учебный процесс  происходит  в условиях непосредственного речевого общения путем обмена текстами в устной или письменной форме. Кроме коммуникативных умений, работа с текстом способствует формированию логических и лингвистических умений, характеризующихся развитием мышления и чувством языка (например, умений: выделять существенные и несущественные признаки предмета; группировать признаки, явления и факты; выделять основную и детализирующую информацию в содержании текста; делать выводы из наблюдений; обобщать факты, видеть ключевые слова текста и т. д.). Формирование многих коммуникативных, логических, лингвистических умений школьников происходит в процессе работы с текстом, который составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания.

Низкая степень владения текстовыми умениями препятствует усвоению учащимися школьных знаний в полном объёме. Пробелы в знаниях приводят к снижению мотивации обучения и прогрессирующей неуспеваемости по учебным предметам.

В развитии речи, следовательно, и в развитии текстовых умений школьников выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях. Словарная работа дает материал для предложений, для связной речи.  При подготовке к рассказу, сочинению, составлению текста проводится работа над словом и предложением; слово называет, предложение сообщает или содержит вопрос, текст тоже сообщает, только более подробно, чем предложение, а также описывает или убеждает.

Упражнения на формирование текстовых умений тесно взаимодействуют между собой, постепенно уточняя, дополняя сведения о предложении и тексте. Так, например, элементарное сопоставление текста и предложения проводится как ответы на вопросы: “Из чего состоит текст? Из чего состоит предложение?” Сведению о связи по смыслу слов в предложении предшествует упражнение, позволяющее школьникам убедиться в разнице между предложением и набором слов, не связанных между собой.

Уделяя внимание грамматической основе предложения и выделяя главные члены, школьники постепенно учатся составлять предложения самостоятельно, при этом учитывая, что то, о ком или о чем говорится в предложении ставится на первое место, а что он (оно) делает – на второе.

Особую роль в формировании текстовых умений играет деформированный текст. Задание нацеливает учащихся на установление смысловой связи между предложениями в тексте, выделяя тем самым наличие связи между предложениями как основной его (текста) признак. Тематическое единство как другой признак текста связывается с возможностью озаглавить текст, а знакомство с текстовыми синонимами обеспечивает предупреждение повторов у школьников.

Представим наиболее интересные и эффективные виды и формы работы по развитию речи учащихся.
Работа над предложением. 
1. Вопрос учителя. Если мы хотим, чтобы дети при построении собственных высказываний знали, как добиться развития мысли в тексте и с помощью каких языковых средств “скрепить” в нем предложения, необходимо вооружить их соответствующим способом действия. Этот способ может быть представлен в виде алгоритма: 

- вдуматься в контекст или вопрос; 

- найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущем предложении, поместить их в начало составляемого предложения; 

- выделить слова, содержащие новые сведения 

- завершить составление предложения, поставив новые сведения в его конец; 

- проверить развитие мысли.

2. Конструктивные упражнения – построение предложений из разрозненных слов или восстановление деформированного текста. Варианты: а)  все слова даны в нужной форме;  

б) некоторые слова даны в нужной форме,  а некоторые – в начальной;  в) по мере изучения грамматического материала; все слова даны в начальной форме. Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям – его восстановление требует большой самостоятельности. 
3. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв. Оно помогает школьнику находить границы предложений и в собственной речи. 
4. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Шубууд бусаба. Ямар шубууд бусабаб? Дулаан орондо ниидэдэг шубууд бусаба. Хаанаhаа бусабаб? Дулаан орондо ниидэдэг шубууд дулаан оронhоо бусаба. Хаана бусабаб?

Дулаан орондо ниидэдэг шубууд дулаан оронhоо гэртээ бусаба
Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связь между словами в предложении. 
5.Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
6.Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты. 
7.Основные виды творческих упражнений по составлению предложений: 
по опорным словам; 
по одному опорному слову; 
по заданному обороту речи; 
по предметной картинке; 
по сюжетной картинке; 
по узкой теме, заданной учителем или учащимися

 свободное составление предложения (задание учителя звучит так: “Составьте предложение любого вида и на любую тему”).

Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых “заготовок”, “деталей” для предстоящего рассказа или сочинения. Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.

Работа над предложением составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а скорее фон для связной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений.
Работа с текстом. 

1.Не только грамотный ответ  на вопросы, заданные учителем, но и составление  вопросов по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае, составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).Также дети учатся  составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.

2.Выявление речевых недочетов, устранение их приобретается учащимися, в первую очередь, в процессе редактирования. Редактируя текст, школьники учатся употреблять слово в речи с учетом его смысловых и стилистических качеств, с учетом законов сочетаемости. 
3.Создание текста с использованием игрового пособия Кубики. Каждый набор кубиков дает возможность собрать шесть небольших законченных текстов. На гранях каждого кубика написано по одному предложению из определенного рассказа. Задача состоит в том, чтобы из набора составить текст по заданию. При выполнении такой работы дети приобретают умение отбирать из нескольких предложений то, которое соответствует данной. 
4.Творческое редактирование учит вводить в текст такие слова по смыслу, которые необходимы для раскрытия темы и основной мысли. Пропущенные слова предлагаются ниже после текста. Школьнику необходимо выбрать подходящее по смыслу. 
5.Создание текста-стихотворения так, чтобы предложения рифмовались. Данный вид работы с текстом наиболее интересен для детей, так как позволяет проявить творчество, фантазию. 
6.Создание текста – загадки по кругу. Каждому учащемуся дается текст загадки (например, о животном) которую он должен отгадать. Затем учащийся создает свой текст загадки о заданном животном и передает лист следующему ученику. Второй ученик, прочитав загадку первого ученика, отгадывает ее, но ответ не записывает, а загибает текст-загадку первого ученика на оборотную сторону. Далее пишет свою загадку об этом животном. И так по кругу. Последний ученик должен записать свой текст загадки и отгадку. Проверка проводится коллективно, и задача учеников состоит в том, чтобы отгадать записанные загадки. 
7. Членение текста на предложения, выделяя законченные мысли и ограничивая интонационно. 
8. Придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета (дополнение сюжета, придумывание предложений о событиях, предшествующих изображенным или последующих.
9. Воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу).
10. Нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу, дополнение части, которой не хватает в тексте. 

Итак, несмотря на то, что на конкретном уроке отрабатывается какое-то определенное действие, связанное с созданием высказывания или текста, важно помнить: каждый из учеников работает над собственным высказыванием и собственным текстом. Учителю важно в ходе занятия “не потерять” тех, кто работает в медленном темпе, стесняется предлагать свои варианты выполнения упражнений. И здесь нельзя ограничиваться вопросами: “Согласен ли ты? А у тебя так же?”. Важно, чтобы высказывалось как можно больше учеников, ведь суждение каждого очень ценно для совместной работы. И учитель по возможности должен фиксировать на доске как можно больше вариантов ответов учеников.

Если будет проводиться систематическая работа по формированию текстовых умений, а именно: дополнение рассказа словами, подходящими по смыслу с избеганием повторов; составление из слов предложений, логическое расположение предложений в тексте, деление текста на предложения; составление текста-стихотворения с подбором рифмующихся слов, формирование навыка редактирования текста, то количество детей, овладевших текстовыми умениями, обязательно увеличится.