ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка на тему
В работе рассматривается формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchevye_kompetentsii.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СФОРМИРОВАННОСТЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения диктует изменение целей и задач обучения, в частности в преподавании родной словесности становится актуальным овладение школьниками лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями.
Компетенции, по мнению Г. П. Щедровицкого, это такие структуры управления деятельностью, которые опираются, прежде всего, на способности мышления, рефлексии, коммуникации и понимания и способны ответить на вопрос, как вашу деятельность встроить в текущий контекст – кооперативный, коммуникативный, социальный, институциональный и т. д.
Другими словами овладение компетенциями позволит ученику не только обрести ряд способностей, знаний и умений, но и применять их в стремительно изменяющихся социальных условиях и ситуациях, характерных для общественного развития XXI века.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
В Центре далеко не каждый ученик владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации, пожалуй, единственный полноохватный аспект обучения русскому языку. А создание учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный элемент к школьному курсу изучения языка. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей в обучении русскому языку и литературе является владение словом.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных, т.е владение инструментарием.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Кроме того принято говорить о
- Дискурсивной компетенции – умении конструировать тексты разных типов, продуцировать и интерпретировать тексты в зависимости от ситуации делового общения;
- Социолингвистической – способности адекватно использовать языковые единицы, модели речевого этикета в соответствии с ситуациями делового общения.
На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
«Воображение намного важнее знания»,- говорил Энштейн. Поэтому на уроках весьма важно дать возможность раскрепоститься этой фантазии . И в полной мере это происходит на уроках , когда дети выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ.
ПРИМЕР ЗАДАНИЯ
Написание сочинения по единому началу:
• В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…
• Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..
Сочинение от лица неодушевленного предмета:
- «Я карандаш в пенале первоклассника»…
- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»
- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»
Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).
Тема: “Односоставные и двусоставные предложения”.
Записываем предложение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных.
*Например:
Прошу не умничать.
Сейчас неси сюда тулуп.
Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.
Сопоставление позволяет увидеть лаконичность (краткое и чёткое выражение мысли), естественность, энергичность определённо-личныхпредложений, их уместность в этих случаях.
Вместо правила наиболее эффективна работа с примерами.
При изучении неопределённо-личных предложений сопоставляем такие предложения с двусоставными предложениями.
Бассейн. Здесь учат плаванью.
Бассейн. Здесь опытные тренеры учат плаванью.
Подали чай, просят остаться ночевать.
Хозяева подали чай, они просят меня остаться ночевать.
Отмечаем следующее: а) неопределённо-личные предложения синонимичны односоставным; б) в неопределённо-личных предложениях действующее лицо устранено из речи, так как всё внимание сосредотачивается на действии, на событии; в) неопределённо-личные предложения более лаконичны, мысль в них выражена кратко и чётко; с) действующее лицо в неопределённо-личных предложениях не обозначено, потому что оно несущественно.
Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.
1. Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.
2. Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов , падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.
Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину.
Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями.
Стили речи.
Задание
Используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый текст, написанный в другом стиле.
Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст . Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.
Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра в «Ильфа и Петрова», где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.
Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Литература
- Боброва С.В. От семантики слова к семантике текста: методические рекомендации для учителя по программе элективного курса для профильной школы: русская словесность/под рд. Т. Е. Васильевой.- М.:Изд-воМГОУ,2012.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
- Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. – М.: Эксмо, 2007.
- Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Эти подходы основываются на формировании компетенций....
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...
Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект
Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...