Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Этимология слова" (ФГОС)
план-конспект урока (6 класс) на тему
Материал содержит конспект открытого урока по ФГОС,презентацию,а также необходимый дидактический материал. Для урока потребуются этимологические словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Этимология слов" 6 класс. | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Ерхова Татьяна Андреевна
Предмет: Русский язык
Класс : 6
Учебно-методическое сопровождение: Русский язык 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: 2013 г.
Тема : Этимология слов
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место урока : раздел «Словообразование.Орфография.Культура речи»
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с разделом науки о языке – этимологией; формировать знания о роли этимологии в изучении языка; поработать с этимологическим словарем.
развивающая: развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;
воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре,воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Формируемые УУД:
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие самооценки собственной работы.
Регулятивные:
определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценка.
Познавательные:
извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников; переработка информации для получения необходимого результата
Коммуникативные:
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи;готовность слушать собеседника,оформление высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ресурсы:
Компьютер,мультимедийный проектор, презентиция, учебники,листки самооценки, дидактический материал.
Технологии в рамках урока:
- Коммуникативно-ориентированное обучение
- Информационно – коммуникативные технологии
Формы организации деятельности:
- Коллективная (фронтальная)
- Индивидуальная
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Перечень УУД ФГОС ООО,выполняемый учащимися |
1. Мотивация (2 мин) Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.Приветствует учеников, создает приятный психологический климат. 2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся. На партах лежат по 3 листочка разных цветов. Учащимся предлагается выбрать тот,который соответствует их настроению. Зеленый – хорошее настроение, полностью готов к работе. Желтый – настроение среднее,но поработать хочется Красный - нет желания работать, настроение грустное. | 1.Приветствуют учителя. Настраиваются на работу 2. Оценивают свое эмоциональное состояние | (Л) Самоопределение; внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5 м.) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
-Как вы думаете, что общего между этими словами? - Знаете ли вы, что эти слова с точки зрения истории языка являются родственными (этимологически родственными)? - Судя по началу урока, определите, о чем мы будем сегодня говорить? Учитель корректирует определение темы, предлагает записать ее. |
Выставляют оценку Отвечают на вопросы учителя Высказывают свои предположения Предполагают тему урока, записывают ее в тетрадь. | (Л) Умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. (П) Анализ собственных знаний. Отнесение объектов к известным понятиям. Формулировка темы и цели урока. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. |
3. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование целей урока. (1 м.) | Учитель задает вопросы. Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя,ставят цели урока. -узнать, как называется наука, изучающая историю слов; -познакомиться с историей некоторых слов; -научиться применять полученные знания на практике. | (Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера. (П)Постановка и формулировка проблемы. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез. (К) Умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. |
4. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: Познакомить с этимологией как наукой. (3 мин) | Учитель организует работу с текстом учебника (стр. 100) Задает вопросы по тексту. - Что такое «этимология»? - От какого слова произошел термин? - Что можно узнать из этимологического словаря? | Учащиеся работают с текстом учебника. Открывают новые знания.
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя на этом этане. | (Л) Любознательность при получении знаний. Формирование интереса к изучению родного языка. (П) Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. |
5.Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавших затруднения, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще. 3м. | Проблемный вопрос: -Для чего нам нужно знать этимологию слов? -Как эти знания помогут узнать тайны языка? -Сегодня на уроке попытаемся найти ответы на эти вопросы. Обращается вновь к словам из игры «Угадаем словечко». Задает вопросы учащимся. -Как проверить написание безударных гласных в корнях? -Как мы может использовать знания об этимологии стих слов,полученные ранее? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Пробуют применить полученные знания на практике. Проверяют слова. Делают вывод,что знания этимологии помогают в написании словарных слов. | Познавательные УУД: 1.Анализировать,сравнивать,делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарем. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
6. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания по теме «этимология», формирование умения работать со словарём, проверка по эталону 6 м. | Работа со слайдом. Учитель дает задания по вариантам. Чтобы убедиться в верности нашего вывода (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу. Организует работу со словарными статьями (на парте у каждого учащегося словарь или распечатка со словарными статьями) Задание. Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка? - паркет - орбита Выслушивает ответы учащихся. | Учащиеся выполняют задания. Работают со словарной статьей. Ищут ответы на поставленные вопросы. Записывают результат. Делают выводы: -Изучение этимологии словарных слов помогает запомнить их написание, т.к. непроверяемые гласные в словах с точки зрения современного языка можно проверить с точки зрения истории языка. | (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства. (п)Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря. |
7.Динамическая пауза. 2м. | Учитель демонстрирует упражнения. Выполняет их вместе с детьми. | Учащиеся повторяют за учителем упражнения. | Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 5 м. | - Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны? - Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология? - Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные задания. Учитель приводит пример, объясняя учащимся непонятное слово. Задание 1 :
Найдите на рисунке ошибку, изучив материал Приложения 3(раздаточный материал) Задание 2: Определите автора и название произведения по следующему отрывку: И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. - Дайте толкование слова «рогатка». - В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете? Познакомьтесь с информацией,объясните,что напутал художник.Работа со слайдами. Корректировка ответов ребят. Работа со словарными статьями. Проверка работу по слайду. Домашнее задание. | Отвечают на вопросы учителя. Работают со слайдами. Выполняют полученное задание. Исследуют значение слова «глаз» в пословице «У семи нянек дитя без глазу». Также делают вывод о том, что в сказке А.С. Пушкина слово «рогатка» употреблено в устаревшем значении «орудие пытки». Знание этимологии помогло понять текст сказки. Вывод: знание истории слов помогает не только правильно их писать, но и лучше понять смысл пословиц, фразеологизмов. Язык художественной литературы тоже становится более ясным. Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарями разных типов 4. Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде. Коммуникативные УУД: 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.3м. | - Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? О чем узнали? Что научились делать? Польза в изучении этимологии? Где можно применить? Рефлексия деятельностная : составление кластера «Польза в изучении этимологии» Сбор листов самооценки Рефлексия оценочная.(украшают дерево листочками) Учитель благодарит за урок. | Оценивают свою работу на уроке, сдают листы самооценки. Оценивают свое эмоциональное состояние к концу урока. Подводят итоги урока. | (Р) 1. Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. 2. Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Урок развития речи. Тема: " Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана "Золотая осень". Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»
Урок развития речи - подготовка к сочинению-описанию "Зимний день в лесу"...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе с применением ИКТ технологий. Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
урок в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"...