Мастерская как педагогическая технология.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Паранёва Ольга Владимировна

В статье раскрывается суть педагогической мастерской, описаны этапы технологии, ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

             Мастерская как педагогическая технология.

Ведущими идеями в моей практике являются идеи индивидуального подхода в развитии личности ребенка, создание условий для творческого развития ребенка, сохранение его индивидуальности и неповторимости. Мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие, проявление индивидуальности человека, реализации его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формирование способов умственных действий, в то же время в педагогической технологии мастерских приоритет отдается развитию творческих способностей.

 Мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам к построению образовательного процесса в школе (компетентностному, коммуникативному, гуманистическому, субъект-субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха), когда преподаватель не дает готовые знания, не производит прямые формирующие воздействия на личность, а создает условия для познания, самопознания обучающихся, их развития. При этом основным результатом реализации данной технологии предполагается развитие способностей обучающихся к активному восприятию и познанию себя, других людей, мира, а также к созиданию, творчеству, самооценке, самореализации в ходе дальнейшей жизни и образования, т.е. осознания себя как личности.

Педагогическая мастерская реализует следующие принципы:

  • Равенство всех участников, включая мастера.
  • Все способны к творчеству, саморазвитию.
  • Ненасильственное привлечение к процессу познания с помощью создания личностной мотивации. Для этого используется «индуктор» - слово, предмет, рисунок, текст, опыт, прибор, графический знак, загадка, запах, шум, химический знак, формула, музыка и так далее. Он «наводит» в умах учеников мотивационный запрос.
  • Сочетание индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, способствует повышению коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
  • Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы.
  • Моделирование учебных занятий в режиме педагогических мастерских осуществляется с учётом диагностики уровня учебных возможностей учащихся, прогнозирования их достижений.

Суть педагогической мастерской выражается в следующих основных положениях:

  • Вызов традиционной педагогике.
  • Личность с новым менталитетом. Личность самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
  • Все способны. Каждый человек обладает способностями практически ко всем видам деятельности. Дело только в том, какие методы будут применены в процессе его образования и развития.
  • Интенсивные методы обучения:
  • отношение учителя к ученику как к равному;
  • самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью крити-
    ческого отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения твор-
    ческих задач;
  • плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению дру-
    гих.
  • Новый тип педагога. Педагог должен следовать природе ребёнка в качестве талантливого скульптора.
  • Пафос изложения педагогических идей и точный расчёт психологического воздействия.
  • Возвышенный стиль теории «Нового образования» на практике оказывается немногословной, тщательно разработанной технологией взаимодействия с личностью ученика, сводящей к минимуму разговорную роль педагога.

Образовательные цели:

  • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
  • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
  • не контролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Этапы педагогической мастерской:

1-й этап. Индукция - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника. В качестве «индуктора» могут выступать слово, предмет, рисунок, текст, опыт, прибор, графический знак, загадка, запах, шум, химический знак, формула, музыка и так далее. Всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Учащимся предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное. Конструирование задания для самостоятельной работы - один из существенных моментов педагогической технологии.

2-й этап. Самоконструкция - исследование предложенного индуктора.

 Учащиеся составляют вопросы к индуктору.

3-й этап. Реконструкция - создание гипотезы, рисунка, проекта,

4-й этап. Социализация - индивидуальная или групповая работа с источниками знаний. Работа с учебниками.

5-й этап. Афиширование - представление полученных знаний всей аудитории, соседу по парте, группе учащихся.

6-й этап. Разрыв - побуждение к углубленному изучению темы. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, Интернет - ресурсам.

7-й этап. Рефлексия - анализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Учащиеся могут выполнить творческие работы на компьютере (буклеты, информационные бюллетени, веб-сайты, флэш-анимации, видеоролики, видеоклипы, рекламы, афиши и др.), создать рисунки, модели, проекты, презентации, провести опыты, провести исследования, наблюдения, составить кроссворды, написать сочинение, стихотворение, эссе, этюды, иллюстрированные журналы, эскизы, газеты и многое другое. Каждый ребёнок может проявить себя так, как ему хочется.

Этапы на уроке могут повторяться, по-разному чередоваться.

Итак, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и способствующая самостоятельности в решении творческих задач. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, а мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

 «Педагогические мастерские» - это новая технология, требующая от учителя творческого подхода, самосовершенствования, повышения ответственности за качество знаний и за развитие личности, что является важной задачей нашего общества в работе с одаренными детьми в контексте президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».

 Мой опыт показывает, что использование педагогической технологии творческих мастерских предоставляет обучающемуся возможность прислушаться к себе, к его собственному «Я», раскрыть то, что он собой представляет, что для него хорошо, а что плохо, понять цель своей жизни; задуматься над значением таких понятий, как мир, свобода, равенство, взаимодействие, демократия, личность, права, справедливость и жизнь. Коллективные рассуждения, постановка вопросов, выработка суждений и организуют самостоятельный процесс воспитания, процесс выстраивания жизненно важных, смыслообразующих ценностей человеческой личности.  На таких уроках всегда есть место для поиска и оформления личностных смыслов, развития учебного диалога и рефлексии, т.е. осознания учеником деятельности того, как, каким способом получен результат, какие при этом встретились затруднения, как они были устранены и что чувствует ученик при этом; его мыслительная деятельность, личностный рост, мотивация к поисковой, исследовательской работе, комфортность в образовательном пространстве, радость, успех от преодоления трудностей (принцип «трех С»: со-трудничество, со-переживание, со-творчество) очень важны и нужны в нашей работе.

Принцип деятельности, осваиваемый учеником, должен быть продуктивным, творческим, проблемным.

У учителя – один: не «Делай, как я!», а «Не навреди!»

И помнить: ученик открывает мир для себя – себя в этом мире.

Педагог ведет воспитанника по пути открытия, управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью. Установка – только на УСПЕХ!

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
  • творческие работы на компьютере;
  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, эссе, этюды, иллюстрированные журналы, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

Виды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников:

  • Творческие мастерские обобщения и систематизации знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:
  • репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
  • развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);
  • решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.
  • Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 11 класс.
  • Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения в прозе» – 10 класс.
  • Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа Ф.М.Достоевского «Идиот».
  • Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. «Тема взаимоотношений между детьми и родителями». К.Г.Паустовский «Телеграмма».
  • Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».
  • Психологическая мастерская. Актерское перевоплощение. Например, задания по УМК Г.С. Меркина: «Если бы княгиню Трубецкую довелось играть мне…» или «Проведите психологическое исследование. Прочитайте эпизод и по его содержанию дайте характеристику персонажу» – 6 класс с. 226, ч. 2.; «Роль, которую я хотел бы сыграть в «Снегурочке» Островского» и т. д.
  • Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам. «По следам Печорина» – 10 класс.
  • Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на Бородинском поле» – 5 класс.
  • Психологическая мастерская. «Психологический портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоевского» – 10 класс.
  • Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Литературная гостиная – это содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Это та форма постижения эстетики, которая создает атмосферу прекрасного, вызывает ощущение особого эмоционального настроя, располагает к задушевному общению. Одним словом, способствует созданию особого культурного пространства школы. Вечер, проведенный в литературной гостиной, – это не только прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве писателя, поэта, но и приобщить учащихся к серьезной литературе (дневниковым записям, воспоминаниям близких, документальным очеркам, экранизациям), воспитать внимательных и вдумчивых ценителей художественного слова.

Безусловно, весь "литературный материал", который дети "пропускают через себя", нравственно-ориентирован на высшие человеческие ценности, т. е. осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Развивается эмоциональная сфера личности. Главный же нерв нашей работы, ее стержень - общение с художественным словом, в котором воплощается нравственное и эстетическое восприятие жизни.

Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивают ребят на искреннее, живое восприятие великого человека, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем словесные литературные образы, но эмоциональное восприятие от встречи с прекрасным останется на всю жизнь.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации, отнюдь не новым в школе. Не берусь строго судить, но зачастую происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале.

Мы с учениками  попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка. При изучении курса классической литературы XVIII – XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений.  Подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, наша литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Писатель и школьник становятся соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

Чтобы все вышесказанное состоялось, необходима определенная подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов:

1.        Определение темы и отбор материала (как документального, так и художественного).

2.        Создание творческих групп: исследователи-эксперты, художники-оформители, дизайнеры, артисты, чтецы, ведущие.

3.        Написание сценария и создание презентации на основе отобранного материала; подбор декораций и костюмов, музыкальное оформление; техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран. Презентация Power Point, выход в Интернет (ЭОР ресурс).

И как апофеоз всему – сценическая реализация с ведущими, актерами, хозяйкой салона в гостиной, при свечах, символизирующих тепло и свет нашей встречи с Достоевским, Пушкиным, Гоголем, Тургеневым…

Где, как не в школе, могут наши дети получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному Слову. Таким образом, роль литературной гостиной в школьных стенах имеет огромное воспитательное значение в делах и помыслах подрастающего поколения. И по этому поводу хочется привести слова Станиславского: «Будем всегда помнить: когда занавес закрылся, роль артиста не кончена — он должен нести в жизнь благородство и красоту».

Пожелаю лишь того, чтобы и в ваших школах литературная гостиная поскорее распахнула свои двери и позвала учеников на встречу с прекрасным!

Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо и мотивировано тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к урокам литературы;
  • активизируют познавательную деятельность;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

Используя информационные технологии, я провожу следующие типы уроков:

  • компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя);
  • компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
  • компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Материально-техническая база нашей школы позволяет организовать работу в любом режиме.

Мы используем на уроках мультимедиа энциклопедии, Интернет-ресурсы, материалы школьной медиатеки, а также самостоятельно выполненные учителями и учениками материалы, с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point — для создания презентаций, текстовый редактор Word, табличный процессор Excel – тесты, Publisher для создания буклетов).

1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).

Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль.

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5. Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе, участие в районных, региональных и федеральных конкурсах.

6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.

Результат использования новых информационных технологий на уроках-мастерских:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
  • Уроки «творческая мастерская» с применением ИКТ могут стать хорошим, современным помощником. Эффективность работы при этом зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

Такая работа потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода, консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел. Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразования, сознательного отношения к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как пр...

Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Педагогические технологии "Мастерская"

Педагогические технологии "Мастерская"...

Педагогические мастерские как эффективная технология при изучении литературы

В статье описано использование технологии педагогических мастерских....

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...