Конспект урока по осетинскому языку в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цёлычы иумёйагахуырадон астёуккаг скъола
Гом урочы конспект
ирон ёвзагёй 6 къласы
Урочы темё: Ирон дзырдтё – фыдёлтё рагон хъёлёстё
Архаизмты нысаниуёг. (Лексикё ёмё фразеологи)
Ирон ёвзаг ёмё литературёйы
ахуыргёнёг Боциты А.В.
Урочы нысантё: бацамонын скъоладзаутён архаизмты нысаниуёг,
цёмё базёронд вёййынц, кём сё пайда кёнём;
сывёллётты удыхъёды рёзын кёнын мадёлон
ёвзагмё уарзондзинад, нё ивгъуыдмё- аргъкёнынад;
фёсурокты кёсыныл сё цалх кёнын.
Урочы ёрмёг: ИКтаблицё (зёронд дзырдтё), журнал «Ногдзау»,
нывтё, ИФ.
Урочы цыд
- Уё бон хорз, не ‘ргом кёрёдзимё аздахём, бахудём ёмё абалц кёнём зонындзинёдты фёндагыл! Разы стут?
2. Фёйнёгыл уынут ирон поэт Чеджемты Ёхсары ёмдзёвгёйё скъуыддзаг, бакёсём - ма йё.
Ирон дзырдтё –
Нё фыдёлты рагон хъёлёстё.
Ирон дзырдтё –
Нё хёххон рыст зёххы бёлёстё.
Ирон дзырд у хурдзёсгом, мады ёнгёс.
Ирон дзырд –
Нё къона, нё мёгуыры къёс.
- Цы равдыста автор йе ‘мдзёвгёйы, цы у йё хъуыды?
- Цёимё бары ирон дзырды? Цы йё хоны? Цымё цы уыдзён нё урочы темё абон? – Тынг раст, ирон дзырды фарн, хъёлёс, тыхыл баст уыдзён нё куыст.
Ёмё уёд, сё нысаниуёгмё гёсгё, цавёр дзырдтёй спайда кодта поэт?
(бынёттон, ёппётадёмон)
- Цы ахуыр кёны ахём дзырдтён сё нысаниуёг?
- Цавёртимё ма стут зонгё, уый ныртёккё базондзыстём грамматикон хъазтёй. Ёз уын дзурдзынён лексикёйы термин, сымах та мын
хёсдзыстут йё ныхмёвёрд хъуыды:
Синоним - … (антоним)
Бынёттон -…. (ёрбайсгё)
Антоним - …(синоним)
Иунысанон - …(бирёнысанон).
- Тынг хорз, зонут рацыд ёрмёг, уёдё ма цавёр терминты кой не
скодтам, кай базыдтат, уыдонёй?( диалектизмтё, профессионалон дз.)
- Цы амонынц диалектизмтё? Профессионалон дзырдтё?
- Хорз. Раздёхём нё рёнхъытём. Кёцы дзырдты нысаниуёг уын у ёнёзонгё, цы ёмдзёвгё равзёрстам, уым?
Дзырдуатон куыст:
Къона – хёдзары артдзёсты бынат, хёдзар.
Къёс -- хёдзар, фыдыуёзёг. (фыссынц сё тетрады.)
-Абон ацы дзырдтё ис фехъусён нё ныхасы? Сымахмё гёсгё цёуыннё?(Хёдзары арты бынат абон бацахста пец, кёмё та – батарейтё дёр, къёс та ссис аивдёр, цёрёгдёр хёдзар)
- Ахём дзырдтё хонём архаизмтё, архи у латинаг дзырд, амоны рагон, зёронд. -Уёдё абон урочы цавёр дзырдтимё кусдзыстам?
- Тынг раст.
4. Афтёмёй, къона ёмё къёс сты архаизмтё, сё бёсты абон пайда кёнём ёндёр дзырдёй –хёдзар. Фёлё сыл фембёлём уацмыстё кёсгёйё, иуёй-иу зёронд адёмы ныхасы. Цард цёуы размё, техникон, культурон ёгъдауёй дёр рёзы, ёмё иуёй-иу дзырдтё базёронд вёййынц бынтон - ома, сё пайда нал фёкёнём, иннёты бёсты та фёзыны ног дзырдтё, фёлё сё пайда фёкёнём уёддёр. Ныртёккё бафёлварут таблицёйы дзырдты нысаниуёг равзарын.
5. Таблицёмё гёсгё куыст.
Така – згъёрхуд
Ёлутон – диссаджы нуёзт
Къогъодзи – хъусджын къахыдарёс
Зёнгой – ёнёбын цъында
Ёлдар – хъёздыг, мулкджын лёг
Хъоды – нё уыныны, нё нымайыны тёрхон
Лечъыр – дохтыр
Рын – гуыбынниз
Арм – къух
Ирёд – усгуры фидинаг
Цирхъ – дёргъёццон хъама
- Зёгъут-ма, кёцы дзырдтёй дзы пайда кёнём абон дёр? Кём ис фехъусён иннёты та?
6. Тынг раст, ёмё уый ныртёккё сбёрёг кёндзыстём. Ёз уын кёсдзынён ёмдзёвгётёй съуыддзёгтё, сымах та дзы ссарут архаизмтё:
Кёсгё та уын сё кёнын журнал «Ногдзауёй»:
Развёлгъау уал радзурын ирон журнал, газетты тыххёй, куыд сё уадзынц, кём, чи сты сё редактортё.
-Ныр та хъусём лёмбынёг ёмё арём архаизмтё.
- ..Арвыл митгёлёбу хъазы,
Дымгёимё симды бацыд.
Ёз кёсын йё фёзындмё ёнхъёлмё,
Уёлё и, фёзынд мё сёрмё,
Къухёй йём фёсидтён ёз:
«Мё арм дын уёд хуыссёнуат, къёс».
Митгёлёбу сидтмё ртахти,
М’ армыл абадт ёмё ‘ртади… Митгёлёбу. (Цомайты Р.)
-Цавёр архаизмыл сёмбёлыдыстут скъуыддзаджы?- Къёс, арм.
Афыссут сё уё тетрёдты.
- Арв ёрбахгёдта ёваст.
Тёрккъёвда ныууарыди.
Къёртатёй цыма калд раст-
Ацёуёнтё нал уыди.. Лёгдзинад.( Куыдзёгты В.)
- Чи айхъуыста фыццагдёр ам та архаизм? Цавёр у?- къёрта.
Цёмён у архаизм?
- Мыртгёйы гагатё
Калынц цёхёр.
Тыртына абадти
Бёласы сёр… Бёркадджын фёззёг. (Пухаты Ал.)
_ Цавёр архаизм фехъуыстат ам та? – тыртына (ёхсёрсёттёг)
Бакёсём-ма сё ныр.
Ёрхъуыды – ма кёнут сё иуимё хъуыдыйад.
(Фыссынц ёй тетрёдты, иу скъоладзау та – фёйнёгыл.)
- Хъуыдыйады уёнгтём гёсгё йё ёвзарём.
7. Ныр та куыд бахъуыды кодтат архаизмтё, уый базондзыстём иу цымыдисаг хъазтмё гёсгё.
Фёйнёгыл уынут дзырдты цёджындз, сё ныхмё та – нывтё. Хъуамё сымах баиу кёнат, ныв ёмё дзырды нысаниуёг иу кём у, уыдон.
ИА фёйнёгыл:
Тыртына –
Куыси –
Кёфой –
Тыр(тырын) –
Цирхъ –
Къёпи –
Къуыстил –
8. Рацыд ёрмёг бафидар кёнын. Чиныгимё куыст.
82-ём фёлтёрён аразынц хибарёй.
9. Рефлекси.
- Цы базыдтат абон урочы?
- Кём фёпайда кёнём архаизмтёй?
- Цавёр ёнтыстдзинад бафтыд уё къухы урочы?
10. Бёрёггёнёнтё сёвёрын. Хёдзармё куыст. Фёлтёрён 86-ём.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дата: 4.10. 2014г.
Класс, учитель: 6 класс, Боциева А.В.
Количество учащихся в классе: 14
Присутствовали на уроке: 13
Тема урока: Ирон дзырдта- фыдалты рагон хъаласта
Тип урока: урок – обобщение (архаизмы)
Дидактическая задача урока: обобщить знания по лексике
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): совершенствовать коммуникативную деятельность учащихся посредством соблюдения речевых норм и работы в группе, умения использовать средства письменной коммуникации, успешно справляться с конфликтной ситуацией; прививать любовь и уважение к родному языку, краю, традициям и обычаям народа.
Методы обучения | Методы обучения соответствовали решению триединой образовательной цели. На уроке применялась наглядная передача информации( наличие литер.материала, таблица на интеракт.доске)обмен информацией между учителем и учениками, между учениками, организовывалась работа в парах, самостоятельная работа. |
Формы обучения | Формы обучения соответствовали решению основной дидактической задаче урока. На уроке применялись: фронтальная форма обучения, групповая, самостоятельная работа. |
Результативность урока | В конце урока учащиеся закончили работу самоанализам, подвели итог своей работы за урок. Цели урока были достигнуты, основная дидактическая задача решена. |
Практическая направленность урока | Задачи, предложенные учащимся были тесно связаны с теоретической и практической значимостью изучаемой темы. |
Самостоятельная работа учащихся | В ходе урока учащиеся показали высокий уровень самостоятельности. От формулировки темы, постановки целей, до решения задач и самоанализа при рефлексии. |
Формирование УУД | При актуализации знаний и создании проблемной ситуации учащиеся учатся ставить проблему, а потом решать её. При закреплении материала показана связь теоретических знаний с практическим их применением |
Формирование ИКТ- компетенций | На уроке учителем применялись таблицы на интерактивной доске, подобранный картинный материал, разработанный учителем по теме урока. |
Структура урока | Данный урок соответствовал структуре комбинированного урока. Соблюдены все этапы: Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся Актуализация знаний Закрепление материала Контроль усвоения, обсуждение ошибок |
Педагогический стиль | Учитель во время урока корректен, выдержан, тактичен, доброжелателен, доступен в общении, грамотно выражает свои мысли. |
Использование современных образовательных технологий | На уроке применялась технология проблемного обучения. Учащиеся учатся находить проблему и пути её решения. Ставить перед собой задачи и решать их. ИКТ технологии применялись на протяжении всего урока. |
Применение здоровье сберегающих технологий | Во время урока соблюдался временной режим работы компьютера, проектора. Для охраны зрения в течение урока учитель за осанкой учащихся, проведена физминутка. Смена видов деятельности способствовала тому, что учащиеся были в рабочем настрое в течение всего урока |
Урок построен методически грамотно, структура урока соблюдена. Урок соответствует всем требованиям образовательных стандартов
Зам.директора по УВР Сидакова И.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по немецкому языку 2 класс по УМК Немецкий язык Н.Д. Гальсковой
Конспекты уроков разработанны в соответствиии с ФГОС. Конспект урока включает в себя: тему урока, УУД, тип урока и сам конспект с действиями учащихся, конспекты разработаны по УМК Н.Д, Гальсково...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...