Культура и обряды мордвы родного края
проект (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа№1»
Исследовательский проект
на тему:
«Культура и быт мордвы »
Работу выполнила: Пиняскина Ангелина, 11 лет
Руководитель: Куликова Елена Васильевна,учитель мокшанского языка.
Цель: Изучить быт и обряды мордвы родного края.
Объект исследования: Культура мордовского народа в Торбеевском районе
Задачи:
1. Изучить исторические корни мордовского народа.
2. Провести опрос среди учеников родной школы и определить количество владеющих родным языком и знающих об истории мордвы.
3. Материалы проведенного исследования сохранить в методическом кабинете школы для использования изучения культуры мордовского народа на уроках краеведения.
Гипотеза: Быт и обряды мордовского народа будут сохраняться если:
- будем знать свои исторические корни и бережно хранить и изучать национальные традиции;
База исследования: МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Содержание
Глава 1. Введение.
Глава 2. Исследовательская работа
2.1. Интересные сведения о культуре и быте мордвы
2.2. Опрос учащихся МБОУ «Торбеевская СОШ №1»
Заключение
Список литературы
Интернет ресурсы
Введение
В России издавна жили разные народы. Сейчас на территории России проживает 150 миллионов россиян более ста национальностей. В наше время актуальной становится проблема утраты национальной культуры. У каждого народа свой родной язык, традиции, обычаи и культура. Корни моей семьи мордовские и коренные жители моей «малой родины» тоже мордва. Мне нравится мелодичный родной язык, но я, к большому сожалению, свободно говорить на нем не могу.
В школе у нас преподается мордовский язык, и мне очень нравятся эти уроки. На уроках мы узнаем очень много интересного об истории народа, которая включает в себя историю его жилища, одежды, питания, его семейного уклада, форм быта. Так же нам рассказывают, что каждая семья хранит свои традиции, обычаи. В семье старшее поколение передает накопленный опыт младшему. Меня это очень заинтересовало, и я решила провести исследование, поэтому тема моей работы: «Быт и обряды мордвы»
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1. Интересные сведения о культуре и быте мордвы.
При изучении дополнительной литературы я нашел интересные сведения о преданиях, обрядах, сказках мордовского народа. Хочу представить некоторые из них.
1.Семья и дети.
До начала нашего века у мордвы существовали две формы семьи: большая
патриархальная и малая индивидуальная. Большая семья охватывала несколько поколений потомков по мужской линии вместе с их женами, причем все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих припасов.
Число членов большой семьи иногда доходило до нескольких десятков человек. Блюстителем всего хозяйственного уклада был самый старший мужчина. Его жена ведала "чисто женскими делами". Односельчане называли ее по имени мужа с прибавлением языкового компонента "ыресь" (Иван-ыресь, Максим-ыресь).
С развитием капитализма в мордовской деревне происходили постепенные
изменения в большой семье. Часто семьи делились по воле отца из-за неуживчивости одного из сыновей или ею жены. Делили по количеству вложенного труда и по трудоспособности. Немалую роль в переселении больших семей сыграло переселение мордвы малыми семьями.
2.Мордовская свадьба
Одно из самобытных явлений в жизни мордвы- мордовская свадьба. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.
Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.
Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма. Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.
Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма . Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.
Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – прокс симомась – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома . Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.
Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ямда ярхцама ,
Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня . Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник»и т.д.
Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш преподносили отцу невесты.
Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья.
Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.
3.Жилище.
Исследованием отечественных ученых установлено, что исходной формой постоянного жилища является земляночный тип, развивавшийся по схеме: землянка - полуземлянка - наземная срубная постройка. Два последних типа развивались, возможно, параллельно. Наиболее древним и простым по плану являлось однокамерное жилище (куд). Последние представляли собой четырехугольные срубные избы различных размеров, планировок, по сложности разные. Практически они-то и дошли до наших дней: деревянные, срубные, фундамент столбной конструкции. Материалом кровли до 1965 года служила солома. До начала XX века отапливались дома по-черному, печки строились без труб для выхода дыма, чуть ниже потолка имелось отверстие, но дым не мог полностью выйти там, для его отвода делали двойные двери. Во время топки печи наружная дверь (высотой во весь проем) открывалась, а внутренняя (высотой полпроема) оставалась закрытой.
4. Одежда мордовского народа.
Мордовский национальный костюм –это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество. Само умение одевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение.
Мордовская женщина - хранительница культурных родовых традиций, из века в век сберегала в своем костюме идеалы нации.
Предметом особой гордости для женщины являлся набор украшений. По ним окружающие судили об обеспеченности, благосостояния семьи. Украшения бережно сохранялись, передавались по наследству.
Традиционные приемы народного искусства вышивки, ткачества, низания украшений с течением времени обогащались введением новых материалов и технических возможностей. Национальный костюм занимал особую роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
В своем историческом развитии жизнь национального костюма очень похожа на жизнь человека.
Мордовский народный костюм - выдающееся явление художественной культуры человечества. В нем отразились национальные идеалы прекрасного.
Мордовский костюм - открытая книга народной жизни и рукотворное волшебство.
Мордовские села вплоть до настоящего времени остаются сокровищницей традиционной культуры, поскольку здесь и поныне сохраняется национальный костюм.
Высокое предназначение народного костюма в наши дни - быть знаком, выражающим многовековые ценности мордовского народа. А красота народа в близости к своей земле, которую с детства человек связывает с именем места, где родился. Народ существует, пока его представители задают вопрос «Кто мы? Кто наши предки?» В этом вопросе и заключена память о близких, о кровном родстве. А эту память хранит наш родной мордовский язык и национальный костюм. Поэтому символично, что для хранителей потомственных знаний, красивее национального костюма своего села нет.
5.Сказки и легенды.
Издревле мордва бережно относилась ко всему, что окружало: к лесу, земле и, конечно, воде. Обожествление воды, покровительницей, держательницей которой считалась Ведява, вера в чудодейственную, живительно-лечебную, очистительную силу воды были свойственны как для эрзян, так и для мокшан. Праздник проводится летом, в конце июля. Праздник начинается с обряда «Ямксонь пурнамот» («Сбор проса») с участием ряженых: хозяйки воды Ведявы, Ведяти, Вирявы, и т.д.
Во время засухи проводится Пиземонь озкс (Моление дождя), на котором участники обращаются к Ведяве с просьбой о дожде, который даст хороший урожай, о благополучии своих семей.
2.2. Опрос учащихся МБОУ «Торбеевская СОШ №1» В нашем исследовании приняли участие ученики 5х классов родной школы. Предметом исследования выбран мордовский язык, быт и обряды мордвы. Были поставлены вопросы: - У кого из вас в семье корни мордовские? - Кто владеет родным языком? - Какие обряды, обычаи мордвы вы знаете?
-Хотели бы вы изучать язык, историю, культуру, быт и обряды мордовского народа?
По результатам исследования делаем вывод:
- имеют мордовские корни -90% учащихся
- владеют родным языком -50% учащихся
-знают обряды и обычаи -40% учащихся
-желающие изучать язык, историю и культуру, быт и обряды мордовского народа – 60% учащихся
Это говорит о том, что интерес к языку истории и культуре у учащихся высокий. Многие учащиеся изучают мордовский язык, посещают кружки, факультативы, уроки краеведения, где изучается быт, обряды мордовского народа. Дети гордятся своей малой родиной, своими корнями и родным языком.
Заключение. В ходе исследования я изучила исторические материалы о прошлом мордовского народа и поняла, что нужно ценить, беречь культуру.
Благодаря этой работе я много узнала об истории моего народа, о том, какой он талантливый, самобытный, какие у него культурные традиции. Я полюбил мордовскую песню, родной язык. Материалы проведенного мною исследования будут храниться в методическом кабинете и будут полезны для изучения культуры мордовского народа.
Список литературы
- Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. — Саранск, 1931; 1954; 1990;
- Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск, 1968; 1998;
- Семейные обряды мордвы : тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76;
- Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000; Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001;
- Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.
Интернет ресурсы
- http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/history/643-historyoren
- http://www.orenobl.ru/people.php
- http://finno-ugry.ru/finnougricworld/mordva
- http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/tradiczii/rol-obryadov-v-tradiczionnoj-mordovskoj-seme.html
- http://www.zubova-poliana.ru/history-costume.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православная культура и история Владимирского края
Презентация по ОПК...
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...
Культура и искусство Краснодарского края
презентация по теме "Культура и искусство Краснодарского края"...
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...
План-конспект урока по краеведению на тему "Культура и быт родного края в XVIII веке"
План - конспект урока составлен на тему "Культура и быт родного края в XVIIIвеке". Этот план поможет учителям, которые преподают краевдение по истории Самарского края....
КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»
Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана ...
Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")
Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"...