родные поэты о временах года
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс) по теме
Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия, которое проходит в форме конкурса стихов, а также презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnye_poety_o_prirode.doc | 45.5 КБ |
zima.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Русские поэты о родной природе.
Дорогие ребята и гости, сегодня мы услышим стихи о природе лучших поэтов-классиков, будем любоваться репродукциями картин русских художников, слушать волшебную, чарующую музыку великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Стихи, которые прозвучат сегодня в вашем исполнении написаны в 19 и в самом начале 20 века.
Хотелось бы, чтобы читая и слушая эти стихи, вы почувствовали, как горячо любили русские поэты свою родину, какие прекрасные посвящали ей стихи.
ЗИМА.
Начнем с волшебного времени года – зимы. И поговорим о приметах народного календаря. В старину декабрь называли «студень»: он на всю зиму землю студит и стужей веет. За то, что декабрь открывает морозные ворота зимы, его еще называли зимником, стужайлом.
В январе дни становятся длиннее, светлее. Но морозы держатся очень упорно. В старину говорили: «Зима не лето: в шубу одета».
Февраль в народе называют «снегосей», «снежень», «крутень» за то, что в этом месяце часто идет снег, появляются метели, позёмки, вьюги. А еще народ говорил, что в феврале зима с весной встречается впервой.
А.С Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург. С детства нам запоминаются его стихи о зимней, весенней природе, и мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшем « в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, вдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем в мире природы, и она живет вместе с нами.
(обучающиеся читают стихи:
- «Зимний вечер» А.С.Пушкин;
-«Зимняя дорога» А.С.Пушкин;
-«Зима! Крестьянин торжествуя…»А.С.Пушкин
-«Мама, глянь-ка из окошка…»
«Под большим шатром
Голубых небес,-
Вижу – даль степей
Зеленеется…-
Так начиналось стихотворение Ивана Саввича Никитина о просторах великой русской земли, о её богатствах. Много чудесных стихов написал Никитин и о русской природе.
(обучающийся читает стих:
-«Встреча зимы» И.С.Никитин).
Николай Алексеевич Некрасов свои первые стихи написал матери, когда ему было 7 лет. Еще ребенком он узнал простую, трудовую жизнь деревенских ребят, их печали, радости. Вместе со своими товарищами зимой катался он с гор, играл в снежки, летом ходил по ягоды и грибы. Настроение стихов Н.А.Некрасова самое разное: и проникнутое глубоким горем, сочувствием и состраданием, и наполненное восхищением, любовью к русским людям, к родной природе.
(Обучающийся читает стих:
-«Мороз-воевода» Н.А.Некрасов).
Много стихотворений написал Иван Захарович Суриков для детей и, вероятно, когда писал их, вспоминал своё детство в деревне: и веселое катание с гор, и поездки в ночное, и милые, всегда родные и любимые картины русской природы.
(Обучающийся читает стих «Детство» И.З.Суриков).
ВЕСНА.
В русском народном календаре март назван протальником, а еще солнечником, капельником. В этом месяце из-за быстрого таяния снега на земле появляются первые проталины, от земли поднимается теплый пар.
А вот второй месяц весны апрель на Руси получил много имен: капризник и обманщик, снегогон, водолей и капельник. Народ называл этот месяц разными именами за изменчивую, непостоянную погоду. Были у апреля и другие красивые названия: звенящий, голубой, месяц очищения природы и первых весенних цветов. Еще апрель – парильник, земле пар поддает, он и пролетень – предвестник лета.
Май называли «мур», «росеник», «летень». Мур, потому что появляется трава-мурава, росеник – от обильных майских рос, а летень – преддверие лета. Май – пора сева, в полях, в садах, в огородах много работы. Это месяц светлых дней, месяц птичьих песен, в народе его называют сердцем весны.
После долгой-долгой зимы, когда в полях еще белеет снег, а в небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки:
Весна идет, весна идет-
И тихих теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Эти стихи более ста лет назад написал поэт Фёдор Иванович Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях «осени первоначальной»- о родной русской природе.
(Обучающиеся читают стихи:
- «Весенние воды» Ф.Тютчев
- «Весенняя гроза» Ф.Тютчев
-« Зима недаром злится…» Ф.Тютчев
-«Смотри, как роща зеленеет» Ф.Тютчев
Алексей Николаевич Плещеев свой сборник стихов издал отдельной книжкой, которую назвал «Подснежник». В этих стихах рассказывал Плещеев о том, как весело шумят весной деревья, как интересно ловить рыбу, слушать рассказы седого лесника, учиться в школе, много знать.
(Обучающиеся читают стихи «Весна» А.Н.Плещеев, «Весенние воды» Ф.Тютчев).
С самого раннего детства А.А.Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам. Зимними вечерами, когда дворовые девушки при тусклом свете сальных свечей пряли пряжу, он слушал их песни, слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге. Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.
(Обучающийся читает стих «Весенний дождь» А.Фет).
ЛЕТО
В народе первый месяц лета июнь величали разноцветом за буйство цветов, светозаром за светлоту дня, хлеборостом за обильный рост хлеба.
А вот июль называли липнем, так как в это время цветут липы. Величали еще июль грозовиком из-за частых гроз, жарником, страдником – время уборочных работ, сенозарником за то, что в ранние зори косят луга.
Русское лето в России,
Запахи пыльной травы.
Небо какой-то старинной,
Темной густой синевы…
Детство у Аполлона Николаевича Майкова было вольное, радостное: летом ходил он с отцом на рыбную ловлю, смотрел, как убирают на лугу душистое сено; осенью бегал в лесу по золотым листьям; зимой слушал нянины сказки и ждал весны, когда можно будет снова бежать в лес, в поле. Хорошие стихи писал Майков о русской природе. Читаешь их – и за каждой строкой встает яркая картина. «Сенокос», «Нива», «Осень», «Летний дождь» - всё это небольшие стихотворения, но написаны они так, что кажется, будто сам идешь по ниве узкою межою и вокруг тебя звенят колосья, чувствуешь запах сена над лугами или бежишь под золотым летним дождем.
(Обучающиеся читают стихи:
«Сенокос» А.Н.Майков
ОСЕНЬ
Первый месяц осени сентябрь имел много названий: «листопадник», «златоцвет», «багрянец». А еще «хмурень» - раньше опускаются на землю сумерки, тучи всё плотнее закрывают небо. Говорили: «В сентябре шуба за кафтаном просится». Сентябрь был месяцем веселых осенних ярмарок.
В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет… В старину октябрь называли грязником, капустником, свадебником.
А вот ноябрь в народе называли снеговеем, полузимником, началом зимы, её «запевкой и воротами».
(Обучающиеся читают стихи:
«Есть в осени первоначальной» Ф.Тютчев;
«Листопад» И.Бунин;
«Ласточки пропали..» А.Фет;
«Несжатая полоса» Н.Некрасов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕКАБРЬ СТУДЕНЬ ЗИМНИК СТУЖАЙЛО
ЯНВАРЬ Январь – году начало, зиме середина. В январе снегу надует – хлеба прибудет.
ФЕВРАЛЬ «СНЕГОСЕЙ» «СНЕЖЕНЬ» «КРУТЕНЬ»
Александр Сергеевич Пушкин
Николай Алексеевич Некрасов
ДЕКАБРЬ 7 декабря – устанавливается санный путь, в этот день в старину устраивались гонки на санях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение времен года в искусстве. Взаимодействие поэзии, живописи, музыки. Знакомство с циклом А.Вивальди «Времена года»
Коассный час, показывающий взаимодействие урочной и внеурочной деятельности. На занятии используются игровые технологии, ИКТ, интегрированное обучение, работа в группах...
Отчёт о 8-ой Открытой Городской выставке оригами «Четыре времени года» 24 марта - 05 апреля 2014 года г.Санкт_Петербург
С 24 марта по 5 апреля 2014 года в Центре Детского и юношеского Творчества Кировского района (ЦДЮТТ) проходила 8-я ежегодная Открытая Городская выставка по Оригами "Четыре времени года". Выставк...
Формирование представлений о временах года у детей с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием многофункционной развивающей игры-пособия «Времена года»
Предложенная игра-пособие поможет лучше сформировать представления о временах года у детей как с ЗПР, так и с проблемами в развитии....
Сценарий праздника окончания учебного года 23.05.16 «Путешествие по временам года» Зима
Веселый праздник окончания учебного года, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают представления о временах года....
"Горька судьба поэта всех времен...."Литературный вечер, посвященный творчеству С. Есенина и М. Цветаевой.
Материал заинтересует учителей литературы, а также педагогов дополнительного образования....
Приказ "Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году"
Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году...
Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6
Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное искусство по теме: Основные пропорции головы чел...
- Мне нравится (1)