Сценарий урока по творчеству Д.З.Жалсараева
план-конспект урока (10 класс) на тему

Жабуева Туяна Александровна

В материале дан конспект урока "Творчество Д.З.Жалсараева" по предмету "Литература Бурятии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока по литературе Бурятии

Тема: Творчество Д.З.Жалсараева

Цель:

  • Знакомство с творчеством бурятского поэта;
  • Анализ гимна Республики Бурятия;
  • Символ и образ коня в лирических миниатюрах поэта.

Оснащение урока: учебник «Тоонто нютаг» для 10-11 классов; тексты гимнов РФ и РБ; слайдовая презентация.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Включить гимн РБ (можно выразительное чтение гимна).

- Ребята, вы узнали мелодию?

- А вы знаете, кому принадлежат слова нашего гимна?

Автору этих строк будет посвящен наш урок. Это Дамба Зодбич Жалсараев.

Сегодня мы познакомимся с биографией поэта и проанализируем его лирические миниатюры, а также остановимся на гимне.

Перед вам вопросы (вопросы записаны на доске или на слайде):

  1. Что я узнал о поэте?
  2. Чем запомнился мне поэт?
  3. Какие строчки его стихотворений могли бы стать ключевыми в творчестве поэта?

На эти вопросы вы ответите в конце урока.

  1. Итак, краткую биографию поэта нам расскажет  … (рассказывает подготовленный ученик). А мы ответим на вопрос:

- Каковы были причины, чтобы стать певцом родной земли?

(возможные ответы: жил и рос в сельской местности; в основном воспевал природу, так как с детства воспитывался в глубокой деревне, где мог видеть и воспринимать природу во всей своей красе).

  1.    - Итак, мальчик стал поэтом, написал много стихов, а теперь обратимся к гимну республики Бурятия. Возвращаемся к гимну  как к отрывку из поэмы Д.Жалсараева «Слово о родной земле». (Подготовленный ученик рассказывает об истории создания гимна. Музыку написал Анатолий Андреев – несколько слов  о нем).

Вопросы: - Для чего нужен гимн?

                 - Для чего нужно знать гимн?

Перед вами отрывок из поэмы (слова из поэмы на партах). Давайте разберемся в словах и проанализируем по строфам, какие же изобразительно-выразительные средства использовал поэт в своей поэме.

Таёжная, озёрная, степная,

Цветущая от края и до края,                              тремя словами поэт охватил все районы РБ

Ты добрым светом солнечным полна.

               Богата  соболями, омулями…  (соболь в  тайге, омуль в Байкале)

               Как жаворонок вешний над полями

               Будь счастлива, любима страна!                 Сравнение с весенним утренним жаворонком – олицетворяет чистоту, свободу, счастье.

               Я слушаю, как дышишь, ты, вставая,

               В холодных чистых росах поутру:        олицетворение

               Зеленый лист – как клеточка живая,

                Как жилочка – травинка луговая

                От радости трепещет на ветру                      скрытое сравнение

                (природа сравнивается с живым организмом, в котором есть жизнь).

                Прекрасны маки, лотосы, ромашки,

                Как будто это на ковре цветном

                Хозяйка ставит пиалы и чашки,

                Чтоб их наполнить медом и вином        сравнивается с прекрасным ковром,

                который накрывает хозяйка.

                То светло-голубыми огоньками,

                То алыми – цветы в степи встают!        сравнение с огоньками

          Старательные пчелы хоботками

          С прозрачных донец сладость достают.   – эти строки символизируют трудолюбие.

                 Брусничный дух, черемухи дыханье,

                 Лилового багульника настой. (далее также)

          Задание: Найти в гимне слова, которые создают  национальный колорит (слова присущие только нашей Бурятии) – найти и записать в тетради.

Вывод: Разобрав, проанализировав, поискав, мы, ребята,  приходим к выводу, что именно данные слова, именно эти строки могут описать родную Бурятию, и недаром эти слова переложены в слова гимна.

- А вы знаете гимн России, чьи слова и чья музыка? Для чего нужен гимн? (несколько слов о гимне России – ученики рассказывают).

- А кто расскажет гимн России наизусть? Поднимите  руки те ребята, которые смогут рассказать наизусть. Молодцы!  А гимн знать надо и нужно, так как гимн является  национальным символом республики, государства.

- Кто бы хотел  завершить данный этап урока выразительным чтением отрывка поэмы «Слово о родной земле».

  1. – А теперь, ребята, обратите внимание  на литературные миниатюры Д.Жалсараева в учебнике. Читая эти строки, мы замечаем, что поэт обратился к образу коня. А что значит для бурята конь? Конь для бурята – это самый верный друг, радость и гордость. Немыслимы без коня главные обряды бурят. Также мы с вами знаем, что такое «хии морин» - конь удачи. То есть конь связан с нами и духовно. На слайде мы видим, что такое  «символ» и «образ».

Символ  - образ, взятый в аспекте  своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью  и неисчерпаемой многозначностью образа.

Образ – конкретная чувственная форма воспроизведения некой реальности в эстетических целях, основное средство создания «второй реальности» искусства.

     - Почтя строки в лирических миниатюрах Д.Жалсараева, мы постараемся найти ответ на вопрос: Символом чего является образ коня? (работа с миниатюрами). (символизирует дружбу, мужество, неутомимость, жизнь, движение).

Задание: найдите самостоятельно символы в лирических миниатюрах поэта. 1 ряд – 1,2 миниатюры; 2 рад – 3,4 миниатюры; 3 ряд – 5,6 миниатюры.

Вывод: Для бурятского народа конь является хорошей опорой в их жизни, он красивый, он и храбрый, он и помощник. Д.Жалсараев ставит цель показать это животное как часть бытового пространства и окружения, что жизнь без коня немыслима для бурята. Тема коня присутствует во всем даже в наши дни, казалось бы, не нужны кони, а есть машины. Этот образ входит в названия современных зданий, рекламных вывесок и др.

- Ребята, скажите, кто еще знает тему коня в русской литературе. Ведь эта тема затрагивается не только в бурятской литературе. Вспомните писателей и их произведения о лошадях. (С.Есенин «Табун», А. Платонов «О чем плачут лошади», «Конь блед» В.Маяковский и др.). Советую прочитать.

VI. Итак, мы пришли к итогу урока. Ответьте на вопросы, которые были заданы в начале урока:

  1. Что я узнал о поэте?
  2. Чем запомнился мне поэт?
  3. Какие строчки его стихотворений могли бы стать ключевыми в творчестве поэта?

На эти вопросы вы ответите в конце урока.

Ответы учащихся. Оценивание.

- Мы поговорили о творчестве Д.З.Жалсараева. Остановились на гимне, на лирических миниатюрах поэта.

VII. Домашнее задание.

  • Выучить понравившуюся миниатюру;
  • Придумать четверостишие, где будет присутствовать ваш образ коня;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока – спектакля по домашнему чтению по творчеству О.Уайльда. «Идеальный муж»

Подготовила: учитель английского языка высшей категорииХоврах Л.Г.Сценарий урока - спектакля по домашнему чтению по творчеству О. Уайльда «Идеальный муж» в 11 классе.Цель: подвести итог творчеству О. ...

Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского

Сценарий  раскрывает  отношение  писателя  к "униженным  и  оскорблённым"  героям  своих  произведений : "Преступление  и  наказание", "Униженные...

Примерный сценарий праздника народного творчества. Сценарий для фестиваля "Народный умелец"

Вторая часть сценария фестиваля "Народный умелец". Проводится н свежем воздухе, включает в себя перечень игр и хороводов, народных состязаний и текст для ведущих....

Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"

Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"...

Сценарий урока-поэтического альманаха о творчестве поэтов-переводчиков английской литературы «Витамины роста»

Данный урок проводился в рамках внеурочной деятельности. Его готовили и проводили учащиеся 2-9 классов. Замечательные стихи К.И. Чуковского и С.Я. Маршака -поэтов и переводчиков, сопровождали не одно ...

Урок по творчеству Д.Жалсараева

Знакомтсво с творчеством бурятского поэта, с автором гимна республики, а также с лирическими миниатюрами поэта....