Сценарий урока по творчеству Д.З.Жалсараева
план-конспект урока (10 класс) на тему
В материале дан конспект урока "Творчество Д.З.Жалсараева" по предмету "Литература Бурятии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока по творчеству Д.З.Жалсараева | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по литературе Бурятии
Тема: Творчество Д.З.Жалсараева
Цель:
- Знакомство с творчеством бурятского поэта;
- Анализ гимна Республики Бурятия;
- Символ и образ коня в лирических миниатюрах поэта.
Оснащение урока: учебник «Тоонто нютаг» для 10-11 классов; тексты гимнов РФ и РБ; слайдовая презентация.
Ход урока
- Орг.момент
- Включить гимн РБ (можно выразительное чтение гимна).
- Ребята, вы узнали мелодию?
- А вы знаете, кому принадлежат слова нашего гимна?
Автору этих строк будет посвящен наш урок. Это Дамба Зодбич Жалсараев.
Сегодня мы познакомимся с биографией поэта и проанализируем его лирические миниатюры, а также остановимся на гимне.
Перед вам вопросы (вопросы записаны на доске или на слайде):
- Что я узнал о поэте?
- Чем запомнился мне поэт?
- Какие строчки его стихотворений могли бы стать ключевыми в творчестве поэта?
На эти вопросы вы ответите в конце урока.
- Итак, краткую биографию поэта нам расскажет … (рассказывает подготовленный ученик). А мы ответим на вопрос:
- Каковы были причины, чтобы стать певцом родной земли?
(возможные ответы: жил и рос в сельской местности; в основном воспевал природу, так как с детства воспитывался в глубокой деревне, где мог видеть и воспринимать природу во всей своей красе).
- - Итак, мальчик стал поэтом, написал много стихов, а теперь обратимся к гимну республики Бурятия. Возвращаемся к гимну как к отрывку из поэмы Д.Жалсараева «Слово о родной земле». (Подготовленный ученик рассказывает об истории создания гимна. Музыку написал Анатолий Андреев – несколько слов о нем).
Вопросы: - Для чего нужен гимн?
- Для чего нужно знать гимн?
Перед вами отрывок из поэмы (слова из поэмы на партах). Давайте разберемся в словах и проанализируем по строфам, какие же изобразительно-выразительные средства использовал поэт в своей поэме.
Таёжная, озёрная, степная,
Цветущая от края и до края, тремя словами поэт охватил все районы РБ
Ты добрым светом солнечным полна.
Богата соболями, омулями… (соболь в тайге, омуль в Байкале)
Как жаворонок вешний над полями
Будь счастлива, любима страна! Сравнение с весенним утренним жаворонком – олицетворяет чистоту, свободу, счастье.
Я слушаю, как дышишь, ты, вставая,
В холодных чистых росах поутру: олицетворение
Зеленый лист – как клеточка живая,
Как жилочка – травинка луговая
От радости трепещет на ветру скрытое сравнение
(природа сравнивается с живым организмом, в котором есть жизнь).
Прекрасны маки, лотосы, ромашки,
Как будто это на ковре цветном
Хозяйка ставит пиалы и чашки,
Чтоб их наполнить медом и вином сравнивается с прекрасным ковром,
который накрывает хозяйка.
То светло-голубыми огоньками,
То алыми – цветы в степи встают! сравнение с огоньками
Старательные пчелы хоботками
С прозрачных донец сладость достают. – эти строки символизируют трудолюбие.
Брусничный дух, черемухи дыханье,
Лилового багульника настой. (далее также)
Задание: Найти в гимне слова, которые создают национальный колорит (слова присущие только нашей Бурятии) – найти и записать в тетради.
Вывод: Разобрав, проанализировав, поискав, мы, ребята, приходим к выводу, что именно данные слова, именно эти строки могут описать родную Бурятию, и недаром эти слова переложены в слова гимна.
- А вы знаете гимн России, чьи слова и чья музыка? Для чего нужен гимн? (несколько слов о гимне России – ученики рассказывают).
- А кто расскажет гимн России наизусть? Поднимите руки те ребята, которые смогут рассказать наизусть. Молодцы! А гимн знать надо и нужно, так как гимн является национальным символом республики, государства.
- Кто бы хотел завершить данный этап урока выразительным чтением отрывка поэмы «Слово о родной земле».
- – А теперь, ребята, обратите внимание на литературные миниатюры Д.Жалсараева в учебнике. Читая эти строки, мы замечаем, что поэт обратился к образу коня. А что значит для бурята конь? Конь для бурята – это самый верный друг, радость и гордость. Немыслимы без коня главные обряды бурят. Также мы с вами знаем, что такое «хии морин» - конь удачи. То есть конь связан с нами и духовно. На слайде мы видим, что такое «символ» и «образ».
Символ - образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа.
Образ – конкретная чувственная форма воспроизведения некой реальности в эстетических целях, основное средство создания «второй реальности» искусства.
- Почтя строки в лирических миниатюрах Д.Жалсараева, мы постараемся найти ответ на вопрос: Символом чего является образ коня? (работа с миниатюрами). (символизирует дружбу, мужество, неутомимость, жизнь, движение).
Задание: найдите самостоятельно символы в лирических миниатюрах поэта. 1 ряд – 1,2 миниатюры; 2 рад – 3,4 миниатюры; 3 ряд – 5,6 миниатюры.
Вывод: Для бурятского народа конь является хорошей опорой в их жизни, он красивый, он и храбрый, он и помощник. Д.Жалсараев ставит цель показать это животное как часть бытового пространства и окружения, что жизнь без коня немыслима для бурята. Тема коня присутствует во всем даже в наши дни, казалось бы, не нужны кони, а есть машины. Этот образ входит в названия современных зданий, рекламных вывесок и др.
- Ребята, скажите, кто еще знает тему коня в русской литературе. Ведь эта тема затрагивается не только в бурятской литературе. Вспомните писателей и их произведения о лошадях. (С.Есенин «Табун», А. Платонов «О чем плачут лошади», «Конь блед» В.Маяковский и др.). Советую прочитать.
VI. Итак, мы пришли к итогу урока. Ответьте на вопросы, которые были заданы в начале урока:
- Что я узнал о поэте?
- Чем запомнился мне поэт?
- Какие строчки его стихотворений могли бы стать ключевыми в творчестве поэта?
На эти вопросы вы ответите в конце урока.
Ответы учащихся. Оценивание.
- Мы поговорили о творчестве Д.З.Жалсараева. Остановились на гимне, на лирических миниатюрах поэта.
VII. Домашнее задание.
- Выучить понравившуюся миниатюру;
- Придумать четверостишие, где будет присутствовать ваш образ коня;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока – спектакля по домашнему чтению по творчеству О.Уайльда. «Идеальный муж»
Подготовила: учитель английского языка высшей категорииХоврах Л.Г.Сценарий урока - спектакля по домашнему чтению по творчеству О. Уайльда «Идеальный муж» в 11 классе.Цель: подвести итог творчеству О. ...
Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского
Сценарий раскрывает отношение писателя к "униженным и оскорблённым" героям своих произведений : "Преступление и наказание", "Униженные...
Примерный сценарий праздника народного творчества. Сценарий для фестиваля "Народный умелец"
Вторая часть сценария фестиваля "Народный умелец". Проводится н свежем воздухе, включает в себя перечень игр и хороводов, народных состязаний и текст для ведущих....
Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"
Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"...
Сценарий урока-поэтического альманаха о творчестве поэтов-переводчиков английской литературы «Витамины роста»
Данный урок проводился в рамках внеурочной деятельности. Его готовили и проводили учащиеся 2-9 классов. Замечательные стихи К.И. Чуковского и С.Я. Маршака -поэтов и переводчиков, сопровождали не одно ...
Урок по творчеству Д.Жалсараева
Знакомтсво с творчеством бурятского поэта, с автором гимна республики, а также с лирическими миниатюрами поэта....