Мастер-класс "Содание школьной газеты"
план-конспект урока на тему
Как создать газету? С чего начать? В каком жанре писать статью? Ответы на данные вопросы модно получить на мастер-классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_itogovyy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Создание школьной газеты»
- Орг. момент.
- Добрый день, юные журналисты!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Мы рады приветствовать вас в редакции нашего ПРЕСС-ЦЕНТРА, где сегодня будет проходить работа по созданию очередного выпуска школьной газеты «Пять+».
(НА СЛАЙДЕ: Школьный пресс-центр)
- Постановка целей и задач занятия
- В нашей школе ПРЕСС-ЦЕНТР существует с 2007 года. В этом же году вышел в свет первый номер школьной газеты «Пять+», которая издается нашими юнкорами с периодичностью один раз в четверть. (на слайде первые выпуски газеты)
Ребята, скажите, актуально ли выпускать газету в школе? Почему?
- чем должна отличатся информация на сайте школы и в школьной газете?
+ (инф на сайте более официальная, краткая по содержанию, факты)
- Каждая группа корреспондентов (а их 4!) будет создавать одну полосу газеты, то есть работать в определенном жанре и рубрике.
- Но сначала нам необходимо определить тему номера.
- Посмотрите на цифры и скажите, как они связаны с нашей школой.
+ 19 (адрес), 20 (№выпуска газеты), 1991 (год открытия школы), 5 (№ школы), 100000 (съедают ученики школы за год), 25 (юбилей школы).
- Назовите тематику номера?
- Да, в этом году наша школа празднует 25-тилетний юбилей
- Поэтому несколько выпусков нашей газеты мы посвящаем этому событию.
3. Актуализация знаний
- С какими профессиями в журналистике вы знакомы? Чем занимаются эти люди?
+ журналист (корреспондент), фотокорреспондент, корректор, редактор, верстальщик, дизайнер.
- Посмотрите на слайд и назовите термины, относящиеся к журналистике
+ заявление, статья, лид, прокурор, ЕГЭ, интервью, заметка, заголовок, боцман, спецназ, кредит, сотка.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
- Соотнесите термин и его определение.
(на слайде термины и определения)?
Статья - публицистическое произведение небольшого размера, посвященное важному вопросу, злободневной теме или жизни, творчеству, достижениям конкретного человека или группы лиц.
На слайде:
Передовая (общеисследовательская статья)
Научно-популярная статья
Проблемная статья
Информационная статья
- В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, все виды текстов: повествование, описание и размышление. Здесь вы можете использовать любые изобразительные средства.
В.В.: (оформление статьи)
- Ребята, многие правила макетирования и верстки вам уже знакомы. Я лишь дам вам несколько советов:
- Соблюдайте принцип количества. На странице в одной статье не должно быть более пяти деталей, на которых акцентируется внимание (заголовок, текст, фото, лид, клише);
- Принцип равновесия. Если изображение находится в центре прямоугольника, зрительно кажется, что оно располагается ниже.
- Каждой статье желательно придать прямоугольную форму. Страница должна быть составлена из аккуратных блоков. Но не квадратных! Квадраты утомляют глаз.
СЛАЙД: Соблюдайте принцип количества.
Принцип равновесия.
Каждой статье желательно придать прямоугольную форму.
У ВАС НА СТОЛАХ есть ПАМЯТКИ, где обозначены основные правила верстки. Пользуйтесь ими.
- СТАТЬЮ ПИШУТ КОРРЕСПОНДЕНТЫ 1-ОЙ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ПОДГОТОВИЛИ МАТЕРИАЛ О ЛУЧШИХ ВЫПУСНИКАХ ШКОЛЫ. ВАША РУБРИКА «ВЫПУСКНИКИ». Вы работаете над второй страницей нашей газеты.
- Соотнесите термин и его определение.
(на слайде термины и определения)?
Заметка - информационный жанр, который сообщает о важном факте или событии общественной жизни.
На слайде
Что произошло?
С кем произошло? (Кто участвовал?)
Где это произошло?
Когда это произошло?
Почему это случилось?
Как это произошло?
- Заметка дает достоверные сведения о свершившихся событиях, может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации.
(на слайде пример заметки из школьной газеты)
В.В.: (оформление заметки)
Еще несколько советов:
- На каждой странице должна быть ведущая иллюстрация.
- Лучше напечатать одно большое фото, чем два маленьких.
- Соблюдайте единство оформления в дизайне текста, используйте его на всех полосах газеты.
СЛАЙД
- ЗАМЕТКУ В РУБРИКУ «ШКОЛЬНЫЕ ХРОНИКИ» для первой полосы СЕГОДНЯ ПИШЕТ 2-Я ГРУППА, КОТОРАЯ ПОСЕТИЛА КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ ШКОЛЫ. ВОТ КАК ЭТО БЫЛО.
(видеорепортаж)
- Соотнесите термин и его определение.
(на слайде термины и определения)?
Интервью - представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста.
Интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии, содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы.
На слайде
Виды интервью:
интервью-монолог,
интервью-диалог (классическое интервью),
блиц-опрос и др.
- Блиц-опрос содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.
(на слайде пример газеты с блиц-опросом)
В.В.: Основным признаком жанра является графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника (при вёрстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом). К интервью необходимо написать вступление.
- 3-Й ГРУППЕ НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАШИМ ГОСТЯМ, ОФОРМИТЬ ИХ КАК БЛИЦ-ОПРОС И РАСПОЛОЖИТЬ В РУБРИКЕ «НАШИ ИНТЕРВЬЮ» на третьей полосе газеты.
Лид – первый абзац журналистского материала, задача которого – привлечь внимание читателя.
На слайде (чего не должно быть)
- Главным критерием лида является его компактность, что позволяет за короткий промежуток чтения донести до читателя то, о чем хочет далее проинформировать его автор материала/статьи. Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.
(пример лида из газетной статьи)
В.В.: (оформление лида) Лид - это особый текстовый блок, который необходимо подать ярко и выразительно, акцентировать на нем внимание читателя. Выберите тот или иной способ выделения лида и всегда используйте его. Простейший способ – верстать лид полужирным. Иногда для лида используют несколько увеличенный кегль.
- В КАКОМ БЫ ВЫ ЖАНРЕ НЕ ПИСАЛИ, ДЛЯ ЛЮБОГО МАТЕРИАЛА НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ЛИД.
-Заголовок – строка, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания
На слайде (примеры)
Тематические
Идейные
Интригующие
Цифровые
- Первое правило — дать в заголовке максимум информации. Второе правило — заинтриговать читателя.
(примеры заголовков из школьной газеты на слайдах)
В.В.: (оформление заголовков) Требования к заголовку и его оформление:
- Заголовок должен быть простым и конкретным.
- Переносы в заголовках не допускаются.
- Дайте заголовку «вздохнуть». Равняя его налево, оставьте немного свободного пространства с правой стороны.
- Заголовки могут размещаться: над текстом, внутри текста или сбоку от текста.
СЛАЙД
,
- ВАША ЗАДАЧА ПРИДУМАТЬ ТАКОЙ ЗАГОЛОВОК, ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЬ ПРОЧИТАЛ ВАШ МАТЕРИАЛ ПЕРВЫМ.
5. Практическая работа
- Давайте составим алгоритм действий
На слайде
- Тема
- Жанр
- Сбор материала
- Обработка материала
- аПроверка ошибок
- Верстка
- ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ!!! НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ФОТОМАТЕРИАЛ ДЛЯ СТАТЬИ.
(работа в группах, интервью у гостей)
- 4 полоса нашей газеты традиционно посвящена творчеству школьников. Мы назвали ее «Осенний калейдоскоп». Ее рубрика «Наше творчество»
- Сегодня мы предлагаем гостям принять участие в создании МАКЕТА этой полосы газеты.
- Вам предлагается нарисовать рисунки и написать буриме – стихотворение по заданной рифме.
На слайде пример буриме
- Тематика вам известна- Юбилей школы и все, что с ней связано: учитель, ученик, звонок, урок и т.д.
… год
… поворот
… удаётся
… придётся.
… раз
… класс
… похвалите
… учитель
… мел
… сел
… доска
… тоска
… веселый
… нас
…школа
… класс
- Рефлексия
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте заголовки и лид.
- 2 группа – заголовок и лид
- 3 группа – Заголовок и лид
- 1 группа – заголовок и лид.
- Молодцы!
- Вы заметили, что во время нашего занятия работал фотокорреспондент, без которого невозможно выпустить яркий номер газеты. Давайте сделаем общий снимок для фотоотчета с сегодняшнего занятия.
8. Итог
- Итак, все страницы готовы, давайте посмотрим, что у нас получилось. (показываем)
- нашей газете еще предстоит пройти корректорскую и редакторскую правки. И свежий номер издания увидят ученики и педагоги нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная газета "Школьные вести"
Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...
Школьная газета "На школьном перекрестке"
Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...
Школьная газета "Школьный вестник"
Школьное издание - газета "Школьный вестник". Тема - "Здоровое питание"...
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»
Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...
школьная газета "Наша газета" - "Игла - жестокая игра"
проект школной газеты...
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)
Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие...
Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"
Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...