рабочая программа и КТП
рабочая программа на тему
рабочая программа и КТП составлены по учебнику Галлямовой, Саяховой для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе | 383 КБ |
КТП по родному (русскому) языку и литературе | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ишемгул
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрена и принята» Руководитель ШМО _________ /Файзуллина З.Р./ Протокол №__от«__ »_______ 2016г. | «Согласована» Заместитель директора по УВР ________ /Аминев Ф.Ф./ «__ » ____________ 2016г. | «Утверждаю» Директор _____________/Тулибаев А.М./ Приказ № ___ от «__ »__________ 2016 г. |
02-20
Рабочая программа
по родному языку литературе для 10, 11 классов
учителя высшей квалификационной категории
Файзуллиной Зили Рафиковны
на 2016-2021 годы
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 10, 11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
- Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (в ред.от 03.11.2006 №370-3 ).
- Учебного плана МОБУ СОШ с. Ишемгул на 2016-2017 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год.
- Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
- Приказа Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г.»
8.Программы и методического руководства к учебнику «Русский язык» (Русский язык 10 – 11 классы)./ Под ред. Л.Г.Саяховой.-Уфа:Китап,2010.
Программа соответствует учебникам «Русский язык». Учебник для 10 класса школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.; Учебник для 11 класса школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.
Согласно учебному плану программа рассчитана в 10 классе на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель), в 11 классе - на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по родному языку и литературе и авторской программой учебного курса.
Цель обучения родному языку и литературе:
- формирование языковой личности (как правило, в условиях Республики Башкортостан полилингвальной). Родной язык - основа формирования личности. Русский язык изучается в едином лингвистическом пространстве как государственный и язык межнационального общения во взаимосвязи с башкирским языком как государственным, родными и иностранными языками;
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Основные задачи курса родного языка и литературы по данной программе:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Место предмета «Родной язык и литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного языка и литературы в 10 классе – 70 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ с. Ишемгул.
Учебно-методическое обеспечение, включая электронные ресурсы:
Реквизиты программы
Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). - Уфа: Китап, 2011.
Литература для учителя
- Муллагалеева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ под ред. профессора Саяховой Л.Г. - Уфа, 2012.
- Дорожкина Т. Н. Родной (русский) язык в школах РБ. – Уфа, 2012.
- Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2012.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 2009.
- Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2010.
- Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—11 классы. — М., 2009.
- Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2010.
- Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2011.
- Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2012.
- Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2011.
- Любичева Е. В. Уроки развития речи. — С-П., 2012.
- Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Учебник для 10 класса школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.;
Учебник для 11 класса школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2009.
- .Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 2009.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 2011.
- Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 2011.
- 6. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2012.
- Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005
- Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
- Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 10—11 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2012.
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме онлайн
- http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
- http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
- http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
Для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
- http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
- http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
- http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
- http://www.edu.ru – образовательный портал
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
Материально-техническое оснащение
1. Мультимедийная доска.
2. Таблицы по русскому языку.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Дидактический раздаточный материал.
5. Словари всех типов по русскому языку.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета
«Родной язык и литература»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты (10 класс):
В результате изучения родного языка и литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
- извлекать информацию из различных источников;
- находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.
Планируемые результаты (11 класс)
В результате изучения родного языка и литературы языка ученик должен знать\понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по родному языку;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- создавать устное высказывание на лингвистические темы;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
- грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
- проводить разные виды языкового разбора;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
- грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи.
Содержание учебного курса в 10 классе
№ | Тема, раздел урока | Кол. ч. | Форма организации учебной деятельности | Основные виды учебных действий |
Язык и речь (3) | ||||
1 | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | 1 | Урок-путешествие, Комплексный анализ текста, объяснительный диктант | Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Определяют функции языка |
2 | Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство». | 1 | Комплексный анализ текста, индивидуальная, коллективная работа | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. |
3 | Стилистика и синонимические средства языка. | 1 | Комплексный анализ текста, парная, групповая работа | Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. Пишут сочинение – описание, выбрав стиль. Соотносят стили и жанры, оформляя таблицу. Высказывают своё мнение по вопросам соблюдения стиля, отношения к жаргону, к иноязычным словам. |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке. | 1 | Комплексный анализ текста, объяснительный диктант, работа со словарями | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным и ъ и ь. Читают, анализируют стихотворения поэтов о языке |
5 | Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе». | 1 | Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом, работа со словарями | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
6 | Пунктуация. | 1 | Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом. | Производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений, применять основные правила постановки знаков препинания. |
7 | Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева. | 1 | Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом. | Определять виды знаков препинания, их роль в предложениях. Читать, анализировать поэтический текст с точки зрения определения роли знаков препинания и условий их употребления. |
Лексика и лексическая стилистика (7) | ||||
8 | Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная работа с учебником и словарями. | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. |
9 | Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. | 1 | Групповая работа, работа в паре по анализу произведений | Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам. |
10 | Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе. | 1 | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа с учебником и словарями | Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. |
11 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | Групповая и парная работа, работа со словарями | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. |
12 | Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). | 1 | Групповая и парная работа, работа со словарями | Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей. |
13 | Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | 1 | Групповая и парная работа, работа со словарями | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы. |
14 | Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы. | 1 | Лингвистический анализ текста, фронтальная, индивидуальная работа, работа со словарями | Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии в сочинении. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из фразеологических словарей и использовать ее в различных видах деятельности. Создавать текст, самостоятельно редактировать его |
Состав слова и словообразование (2) | ||||
15 | Словообразование и стилистика. | 1 | Фронтальная, индивидуальная работа | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм. |
16 | Этимология. Этимологические словари. | 1 | Групповая и парная работа, работа со словарями | Познакомиться с этимологическим словарем, с устройством словарной стать, выполнять этимологический анализ слова |
Грамматика и грамматическая стилистика (42) | ||||
17 | Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | Работать с текстом по выявлению назначения грамматики, разбираться в разделах грамматики. Работать со стихотворениями, выполнять их языковой анализ |
18 | Морфология и стили речи. | 1 | Групповая и парная работа, работа с текстом | |
19 | Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. | 1 | Урок-семинар, выступления с докладами и сообщениями | |
20 | Части речи и их происхождение. | 1 | ||
Имя существительное (10) | ||||
21 | Имя существительное и его роль в художественных текстах. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, комплекный анализ | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова). Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющим форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, глагола, числительного, местоимения, наречия, определять его синтаксическую роль. Правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Распознавать разряды местоимений; приводить соответствующие примеры. Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. |
22 | Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
23 | Род имен существительных. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа | |
24 | Число имен существительных. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
25-26 | Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу. | 2 | Развитие речи Лингвистический анализ | |
27 | Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, работа с текстом | |
28 | Имена существительные в речи и в художественном тексте. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, комплексный анализ | |
29 | Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. | 1 | Развитие речи | |
30 | Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное». | 1 | Урок-практикум | |
31 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». Тестирование. | 1 | Урок-зачет | |
Имя прилагательное (3) | ||||
32 | Трудности в употреблении имен прилагательных. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа | |
33 | Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина. | 1 | Лингвистический анализ | |
34 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных | 1 | Урок-практикум | |
Имя числительное (3) | ||||
35 | Имя числительное как часть речи. Система исчисления в родном и русском языках. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, сравнительный анализ | |
36 | Употребление числительных в речи и художественной литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
37 | Обобщающий урок по теме «Числительное». | 1 | Урок-практикум | |
Местоимение (3) | ||||
38 | Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа | |
39 | Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, комплексный анализ | |
40 | Обобщающий урок по теме «Местоимение». | 1 | Урок-зачет | |
Глагол (7) | ||||
41 | Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
42 | Употребление глаголов в связной речи. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа | |
43 | Глаголы речи. | Групповая и парная работа, коллективная работа | ||
44 | Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | 1 | Комплексный анализ | |
45 | Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
46. | Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 1 | Развитие речи | |
47. | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | Урок-зачет | |
Причастие (4) | ||||
48 | Правописание причастий. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
49 | Употребление причастий в речи и в художественной литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
50 | Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | 1 | Урок развития речи, работа с картиной | |
51 | Творческий диктант. (Упр.170) | 1 | Урок-зачет | |
Деепричастия (4) | ||||
52 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
53 | Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
54 | Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».) | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
55 | Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур. | 1 | Сопоставление, урок-развитие речи | |
Наречие (3) | ||||
56 | Правила написания наречий. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
57. | Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!» | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
58 | Обобщающий урок по теме «Наречие». | 1 | Урок-практикум, работа с тестами | |
Служебные части речи (4) | ||||
59 | Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
60 | Союз. Употребление союзов в речи. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
61 | Употребление частиц в художественной литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
62 | Правописание частиц. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
63 | Междометие. Употребление междометий в литературе. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | |
Язык и культура (5) | ||||
64 | Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ | Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Создают текст, определяя место данного слова в культуре нации |
65 | Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России. | 1 | Групповая и парная работа, коллективная работа, комплексный анализ | |
66 | Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина». | 1 | Урок развития речи | |
67 | Р.р. Сочинение «Мой родной край » | 1 | Урок развития речи | |
68 | Р.р. Концепт «Добро». | 1 | Урок развития речи | |
69 | Резервный урок. | 1 | Урок-практикум | |
70 | Резервный урок. | 1 | Урок-практикум |
Содержание учебного курса в 11 классе
№ | Тема, раздел урока | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основной вид учебной деятельности |
1 | Введение. (1 ч.) Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный. | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
Синтаксис (38 ч.) | ||||
2 | Синтаксис и стилистика | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. |
3 | Единицы синтаксиса | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определить роль синтаксиса, определять единицы синтаксиса, проводить анализ синтаксических единиц |
4 | Словосочетание | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. |
Предложение (35 ч.) | ||||
5 | Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные); употреблять их в речевой практике. |
6 | Главные члены двусоставного предложения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого. |
7 | Сказуемое. Типы сказуемых. | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Определяют простое глагольное сказуемое, составное глагольно и именное. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь сведениями таблицы учебника. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемых, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых. |
8 | Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | 1 | Развитие речи, сочинение-рассуждение | Анализируют тексты с точки зрения представленности в них разных типов сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы. Пишут сочинение по тексту |
9 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемых. Составляют высказывания о знаменитых людях |
10 | Второстепенные члены предложения | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях. | |
11 | Р.р. Языковой анализ стихотворного текста Р. Валеева «Весенний лес» | 1 | Урок- развития речи. Языковой анализ текста | Составляют план текста и выделяют в нём микротемы. Пишут сочинение по тексту |
12 | Односоставные предложения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами |
13 | Р.р. Составление рассказа о национальных праздниках с использованием односоставных предложений | 1 | Урок развития речи, применение знаний в творческой работе | Осознать роль национальных праздников в жизни общества. Создать текст с односоставными предлоениями |
14 | Полные и неполные предложения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в тексте определённого типа |
15 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение». | 1 | Урок-зачет | Применять знания на практике. Выполнять грамматические задание |
16 | Анализ диктанта | 1 | Анализ, редактирование ошибок | Осуществлять анализ диктанта, искать пути устранения ошибок |
17 | Предложения с однородными членами | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением. Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляя текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания |
18 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут диктант |
19 | Р.р. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту проблемного характера | 1 | Сочинение-рассуждение типа ЕГЭ | Знать законы построения текстов-рассуждений. Раскрыть проблему |
20 | Предложения с обращениями | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями |
21 | Р.р. Урок написания делового письма | 1 | Урок развития речи | Создать текст по законам жанра |
22 | Предложения с вводными словами , словосочетаниями и предложениями. Вставные конструкции | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова |
23 | Контрольный диктант по теме «Осложненные предложения» | 1 | Урок-зачет | Применять полученные знания на практике |
24 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Работа с текстом К. Паустовского «Осень Левитана» | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, анализ текста | Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений |
25 | Рр. Сочинение-миниатюра «Осень в наших краях» с использованием обособленных определений | 1 | Развитие речи, создание текста | Создают текст с использованием обособленных определений |
26 | Обособленные приложения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые приложения. Пишут диктант. |
27 | Обособление определений | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения. Пишут тест |
28 | Обособление обстоятельств | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельстваУказывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю.Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. |
29 | Сложные предложения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, находят грамматические основы в предложениях. Актуализируют знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют интонационный рисунок предложения. Указывают устаревшие слова в текстах, актуализируя знания из области лексики. Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы, определяют тип сказуемых. Пишут диктант. |
30 -31 | Сложносочиненные предложения | 2 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определяют структуру сложносочинённого предложения. Повторяют роль сочинительных союзов в предложении. Составляют таблицу. Составляют несколько сложных предложений из двух простых. Объясняют выбор союзов для связи простых предложений в сложном. |
32 -33 | Сложноподчиненные предложения | 2 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определяют главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинённые предложения в определённой последовательности. Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения, входящие в состав сложных. Читают текст и высказывают своё мнение о творчестве художников. |
34 -35 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте (оригинальном и адаптированном). |
36 -37 | Р.р. Восстановление авторского текста («Тень» по Н. Сладкову) | 2 | Урок-анализ авторского текста, редактирование | Осознание роль каждого слова в тексте, воссоздание авторского текста |
38 | Способы передачи чужой речи | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы |
39 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | 1 | Урок-зачет | Применяют полученные знания |
Текст (25 ч.) | ||||
40 | Анализ диктанта. Понятие о тексте. Работа с текстом по Г.Я. Солганику «Чудо на Остоженке» | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, комплексный анализ текста | Анализируют текст с точки зрения использования художественно-выразительных средств и синтаксического строя |
41 | Сложное синтаксическое целое | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам. |
42 -43 | Типы текстов | 2 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, комплексный анализ текста | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. |
44 | Разговорный и книжный стили речи | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений |
45 | Официально-деловой стиль | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки. |
46 47 | Р.р. Составление автобиографии. Работа с образцами деловых бумаг. | 1 1 | Развитие речи, создание деловой бумаги | Составление автобиографии, анализ текстов делового стиля |
48 | Научный стиль | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Узнают особенности текстов научного стиля. Реализовывают тексты научного содержания | |
49 -50 | Публицистический стиль | 2 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Узнают особенности текстов публицистического стиля. Реализовывают тексты газет, журналов, создают статью |
51 -52 | Стиль художественной литературы | 2 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, комплексный анализ текста | Узнают особенности текстов художественного стиля. Производят комплексный анализ текстов разного жанра |
53 | Контрольная работа по теме «Стили текста» | 1 | Урок-зачет | Применение полученных знаний |
54 | Восприятие и понимание текста. Работа с рассказом Ю. Нагибина «Жена Румянцева». | 1 | Урок-практикум, языковой анализ | Комплексный анализ текста, осознание роли биографии и творчества Нагибина в литературе |
55 | Чтение текста | 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Выразительное чтение, внимание к слову, анализ |
56 -57 | Анализ текста. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». | 2 | Комплексный анализ | Выразительное чтение, внимание к слову, анализ |
58 -59 | Учимся писать сочинение. Тема, основная мысль, заголовок сочинения. Подбор материала к сочинению. Р.р. Редактирование текста. | 1 1 | Развитие речи | Создание, редактирование текста |
60 61 62 63 -64 | Сочинение – описание. Сочинение-повествование. Сочинение – рассуждение. Р.р. Сочинение – рассуждение «В чем счастье человека». | 1 1 1 2 | Развитие речи | Создание, редактирование текста разного типа, соблюдение особенностей |
Русский язык в диалоге языков и культур (4 ч.) | ||||
65 -66 | Русский язык и межкультурное общение. Стихотворение Р. Гамзатова «Родной язык» | 2 | Комплексный анализ | Сознание роли русского языка в диалоге языков |
67 68 | В созвездии Пушкина Литература как искусство слова | 1 1 | Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая | Осознание величия Пушкина и его творений в литературе как искусстве слова |
Тематическое планирование уроков в 10 классе
Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
КР | Р.р. | |||
Система языка и его функционирование. | 63 | |||
1. | Язык и его функции. | 1 | ||
2. | Речь. Культура речи. | 1 | ||
3. | Стилистика и синонимические средства. | 1 | ||
4. | Повторение. | 4 | ||
5. | Лексика и лексическая стилистика. | 7 | 1 | |
6. | Состав слова и словообразование. | 2 | ||
7. | Грамматика и грамматическая стилистика. | 42 | ||
8. | Имя существительное. | 10 | 1 | 2 |
9. | Имя прилагательное. | 3 | 1 | |
10 | Имя числительное. | 3 | ||
11 | Местоимение. | 3 | ||
12 | Глагол. | 7 | 1 | 1 |
13 | Причастие. | 4 | 1 | 1 |
14 | Деепричастие. | 4 | 1 | |
15 | Наречие. | 3 | ||
16 | Служебные части речи. | 4 | ||
17 | Междометие. | 1 | ||
18 | Язык и культура. | 5 | 3 | |
19 | Резервные уроки. | 2 | ||
Итого | 70 | 3 | 10 |
Тематическое планирование уроков в 11 классе
Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
КР | Р.р. | |||
1. | Введение | 1 | ||
2. | Синтаксис | 38 | ||
3. | Словосочетание | 1 | ||
4. | Предложение | 35 | ||
5. | Простое предложение | 12 | 1 | 3 |
6. | Осложненное предложение | 12 | 3 | 6 |
7. | Сложное предложение | 11 | 2 | |
8. | Текст | 25 | 1 | 4 |
9. | Русский язык в диалоге языков и культур | 4 | ||
Итого | 68 | 7 | 13 |
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе
по родному языку и литературе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Ишемгул
Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено и принято на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
ШМО учителей гуманитарного цикла» Заместитель директора по УВР Директор МОБУ СОШ с.Ишемгул Протокол № 1 от «___»августа 2016г МОБУ СОШ с.Ишемгул М Р Зианчуринский район РБ
Руководитель МО_________/Файзуллина З.Р./ _________/Аминев Ф.Ф./ _________/Тулибаев А.М./
«___» августа 2016г Приказ № ____ от «___» августа 2016г
02-20
Календарно-тематическое планирование
учителя высшей квалификационной категории
Файзуллиной Зили Рафиковны
по родному языку и литературе
для 10 класса
на 2016 - 2017 учебный год
№ | Тема урока | Кол. ч. | Дата проведения | |
По плану | Фактическая | |||
Язык и речь (3) | ||||
1 | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | 1 | 1 четверть05.09. | |
2 | Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство». | 1 | 08.09. | |
3 | Стилистика и синонимические средства языка. | 1 | 15. 09. | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке. | 1 | 19.09. | |
5 | Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе». | 1 | 22.09. | |
6 | Пунктуация. | 1 | 26.09. | |
7 | Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева. | 1 | 29.09. | |
Лексика и лексическая стилистика (7) | ||||
8 | Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. | 1 | 03.10 | |
9 | Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. | 1 | 06.10. | |
10 | Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе. | 1 | 10.10. | |
11 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | 13.10. | |
12 | Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). | 1 | 17.10. | |
13 | Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | 1 | 20.10. | |
14 | Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы. | 1 | 24.10. | |
Состав слова и словообразование (2) | ||||
15 | Словообразование и стилистика. | 1 | 27.10. | |
16 | Этимология. Этимологические словари. | 1 | 31.10. | |
Грамматика и грамматическая стилистика (42) | ||||
17 | Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. | 1 | 2 четверть 07.11 | |
18 | Морфология и стили речи. | 1 | 10.11 | |
19 | Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. | 1 | 14.11. | |
20 | Части речи и их происхождение. | 1 | 17.11. | |
Имя существительное (10) | 21.11. | |||
21 | Имя существительное и его роль в художественных текстах. | 1 | 24.11 | |
22 | Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе. | 1 | 28.11. | |
23 | Род имен существительных. | 1 | 01.12 | |
24 | Число имен существительных. | 1 | 05.12 | 5,6.12 |
25-26 | Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу. | 2 | 08.12, 08.12 | 8 |
27 | Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | 1 | 12.12 |
|
28 | Имена существительные в речи и в художественном тексте. | 1 | 15.12 | |
29 | Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. | 1 | 19.12 | |
30 | Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное». | 1 | 22.12 | |
31 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». Тестирование. | 1 | 26.12 | |
Имя прилагательное (3) | ||||
32 | Трудности в употреблении имен прилагательных. | 1 | 29.12 | |
33 | Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина. | 1 | 3 четверть 16.01.2017 г. | |
34 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных | 1 | 19.01. | |
Имя числительное (3) | ||||
35 | Имя числительное как часть речи. Система исчисления в родном и русском языках. | 1 | 23.01. | |
36 | Употребление числительных в речи и художественной литературе. | 1 | 26.01. | |
37 | Обобщающий урок по теме «Числительное». | 1 | 30.01. | |
Местоимение (3) | ||||
38 | Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений. | 1 | 02.02 | |
39 | Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. | 1 | 06.02 | |
40 | Обобщающий урок по теме «Местоимение». | 1 | 09.02 | |
Глагол (7) | ||||
41 | Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях. | 1 | 13.02 | |
42 | Употребление глаголов в связной речи. | 1 | 16.02 | |
43 | Глаголы речи. | 16.02 | ||
44 | Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | 1 | 20.02 | |
45 | Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. | 1 | 02.03 | |
46. | Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 1 | 06.03 | |
47. | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | 09.03 | |
Причастие (4) | ||||
48 | Правописание причастий. | 1 | 13.03 | |
49 | Употребление причастий в речи и в художественной литературе.. | 1 | 16.03 | |
50 | Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | 1 | 20.03 | |
51 | Творческий диктант. (Упр.170) | 1 | 23.03 | |
Деепричастия (4) | ||||
52 | Деепричастие как часть речи. | 1 | 4 четверть 03.04 | |
53 | Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | 1 | 03.04 | |
54 | Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».) | 1 | 06.04 | |
55 | Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур. | 1 | 10.04 | |
Наречие (3) | ||||
56 | Правила написания наречий. | 1 | 13.04 | |
57. | Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!» | 1 | 17.04 | |
58 | Обобщающий урок по теме «Наречие». | 1 | 17.04 | |
Служебные части речи (4) | ||||
59 | Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» | 1 | 20.04 | |
60 | Союз. Употребление союзов в речи. | 1 | 24.04 | |
61 | Употребление частиц в художественной литературе. | 1 | 27.04 | |
62 | Правописание частиц. | 1 | 04.05 | |
63 | Междометие. Употребление междометий в литературе. | 1 | 08.05 | |
Язык и культура (5) | ||||
64 | Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». | 1 | 11.05 | |
65 | Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России. | 1 | 15.05 | |
66 | Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина». | 1 | 18.05 | |
67 | Р.р. Сочинение «Мой родной край » | 1 | 22.05 | |
68 | Р.р. Концепт «Добро». | 1 | 23.05 | |
69 | Резервный урок. | 1 | 25.05 | |
70 | Резервный урок. | 1 | 29.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...